- Гражданское право

Сопротивление сотруднику полиции при задержании

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сопротивление сотруднику полиции при задержании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Использование оружия как такового не служит отягчающим обстоятельством при разбирательства дела в суде. В таких делах решающей является степень причиненного полицейскому вреда здоровью и наличие угрозы жизни.

Административная ответственность

В соответствии со ст. 19.3 КоАП, если гражданин демонстрирует , с него могут взыскать штраф от 500 до 1 тыс. рублей, либо применить административный арест не более чем на 15 суток. Причем в статье речь идет не только о сотрудниках полиции, но и о военных, бойцах Нацгвардии, сотрудниках уголовно-исполнительной системы в тех случаях, когда они исполняют обязанности по охране порядка и общественной безопасности. Это же касается сотрудников ФСБ и подразделений, осуществляющих миграционный контроль.

В данной ситуации особое внимание следует обратить на законность требований представителя соответствующих органов. Сотрудник обязан представиться, предъявить удостоверение, если гражданин попросит, объяснить причину обращения. Такая последовательность действий сотрудника определена в ч. 4.ст. 5 Закона о полиции. В случае несоблюдения этой последовательности гражданин не может быть уверен в законности его требований, а значит, привлечен к административной ответственности за оказание сопротивления. При рассмотрении вопроса об ответственности за противодействие представителю власти сотрудника могут признать действовавшим как частное лицо.

Сопротивление гибдд какая статья

КоАП РФ Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 29.04.2006 N 57-ФЗ, от 18.07.2006 N 121-ФЗ, от 27.07.2010 N 238-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 19.3. КоАП РФ

(в ред. Федеральных законов от 29.04.2006 N 57-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 305-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 29.04.2006 N 57-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 4 введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 238-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 5 введена Федеральным законом от 08.12.2011 N 424-ФЗ)

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 24-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 6 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 258-ФЗ)

Примечание. Положения части 4 настоящей статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении их мер профилактики в соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности».

Что происходит на дорогах

Неофициально считается, что структура ГИБДД является самой коррумпированной. В связи с этим, большинство прецедентов, связанных с сопротивлением полиции, происходит именно на дорогах. Дело в том, что каждый водитель изначально готовится к тому, что его законные права сотрудник ГИБДД постарается ущемить. Но меры собственной защиты порой переходят законную грань, в результате чего водителю инкриминируется неповиновение, а иногда и сопротивление полиции.

Чтобы не превратиться из обычного водителя в злостного правонарушителя, необходимо помнить, что сотрудник ГИБДД имеет такие же права и обязанности, как полицейский на улице. При остановке транспортного средства инспектор обязан представиться, предъявить документ, указать причину остановки. Он имеет право:

  • Требовать остановки транспортного средства;
  • Проверять документы;
  • Направлять водителя на медицинскую экспертизу.

Невыполнение вышеописанных требований расценивается как правонарушение. Отдельного внимания заслуживают просьбы полицейского выйти из машины, пройти с ним на пост, открыть капот. В таких ситуациях следует уточнить, является ли подобное требованием или просьбой. Если это были требования, то они незаконные, а в просьбе можно деликатно отказать. Но отказ остановиться, отказ предъявить документы или отказ от освидетельствования сразу влекут за собой массу негативных последствий.

Комментарии к ст. 19.3 КОАП РФ

1. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения порядка управления, а также общественного порядка и общественной безопасности. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника уголовно-исполнительной системы и сотрудников некоторых других правоохранительных органов препятствует нормальной деятельности государственных органов, исполнению представителями власти своих служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

2. Часть 1 данной статьи содержит два состава административного правонарушения: неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и общественной безопасности; противодействие исполнению служебных обязанностей указанными лицами.

К сотрудникам полиции относятся граждане РФ, осуществляющие служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которым присвоены специальные звания, к военнослужащим — лица рядового, сержантского и офицерского состава Вооруженных Сил РФ, внутренних войск, иных воинских формирований.

Права военнослужащих внутренних войск по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности установлены Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп.).

Читайте также:  Калькулятор налога на имущество юрлиц

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность гражданина за неповиновение законному распоряжению или законному требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы. Речь идет о гражданах, не находящихся в связи с осуждением или привлечением к уголовной ответственности в соответствующих учреждениях.

К сотрудникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, указанные в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и других федеральных законах (см. ст. 24 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» в ред. от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ). Ныне это сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний.

4. Часть 3 данной статьи предусматривает ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Согласно Положению об указанной Службе, утвержденному Указом Президента РФ от 28 июля 2004 г. N 976 (с изм. и доп.) сотрудники ФСКН России вправе производить дознание и следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности ФСКН России; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях; проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотиков; выдавать в установленном порядке предписания и заключения. Согласно КоАП РФ должностные лица органов ФСКН России вправе осуществлять доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств и иные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (гл. 27).

Положение о Федеральной миграционной службе (ФМС России), утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 928 (с изм. и доп.), устанавливает функции указанной Службы по контролю и надзору в сфере миграции, осуществляемые должностными лицами, имеющими специальные звания. В соответствии с КоАП РФ эти лица вправе осуществлять доставление, личный досмотр, изъятие вещей и документов (ст. ст. 27.2, 27.7, 27.10), составлять протоколы об административных правонарушениях миграционного законодательства (ч. 1 и п. 15 ч. 2 ст. 28.3), рассматривать соответствующие дела (ст. 23.67).

5. В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 238 «О внесении изменений в Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в комментируемую статью введена новая часть — четвертая. В ней устанавливается ответственность граждан, должностных лиц и юридических лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов государственной безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно за воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

Обязанности и полномочия сотрудников органов ФСБ определены Федеральным законом от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (с изм. и доп.), в том числе ст. 13 указанного Закона.

В примечании к комментируемой статье имеется специальная оговорка: положения ч. 4 данной статьи не распространяются на граждан в случае применения в отношении них мер профилактики в соответствии с упомянутым выше Законом. Эти меры предусмотрены ст. 13.1 данного Закона (имеется в виду объявление физическому лицу официального предостережения о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, дознание и следствие по которым отнесено законодательством РФ к ведению органов ФСБ, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности).

6. Исполняя обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной и государственной безопасности, указанные в статье лица вправе отдавать гражданам и соответствующим должностным лицам обязательные распоряжения и предъявлять необходимые требования для поддержания правопорядка.

7. Неповиновение законному распоряж��нию или требованию сотрудника полиции, военнослужащего, а также сотрудника уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, ФСБ России, ФМС России, образует состав правонарушения, предусмотренного данной статьей, лишь в тех случаях, когда неповиновение проявляется в преднамеренном отказе от обязательного исполнения неоднократно повторенных распоряжений указанных лиц либо в неповиновении, выраженном в дерзкой форме, свидетельствующей о проявлении явного неуважения к органам и лицам, охраняющим общественный порядок.

8. Привлечение к ответственности по настоящей статье возможно, если распоряжения или требования указанных в статье лиц были законными.

О нахождении сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника Федеральной службы исполнения наказаний, ФСКН России, ФМС России, ФСБ России при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должны свидетельствовать наличие установленной формы одежды, нагрудный знак или предъявление соответствующего удостоверения.

9. Нередко неповиновение следует за другим нарушением общественного порядка, за которое по закону предусмотрена административная или уголовная ответственность. Если же эти действия фактически образуют элементы одного правонарушения, их следует квалифицировать по той статье данного Кодекса или УК РФ, которая предусматривает ответственность за наиболее серьезное правонарушение из числа совершенных.

По совокупности нескольких административных правонарушений подобные деяния должны квалифицироваться тогда, когда они были совершены разновременно и не охватывались единым намерением. В этих случаях назначение административных наказаний производится в соответствии со ст. 4.4 настоящего Кодекса.

10. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1, 3 и 4 данной статьи, рассматривают мировые судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют по ч. 1 данной статьи должностные лица органов внутренних дел (полиции), подразделения воинской части, органа управления внутренних войск МВД России, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (п. п. 1 и 78 ч. 2 ст. 28.3, п. 5 ч. 5 ст. 28.3). Протоколы по ч. 3 данной статьи составляют должностные лица органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (п. 83 ч. 2 ст. 28.3), органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3). Протоколы по ч. 4 данной статьи составляют должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов (п. 56 ч. 2 ст. 28.3).

Неповиновение сотруднику полиции имеет несколько особенностей. Для успешной защиты интересов государства у милиции должны быть значительные полномочия. Со своей стороны государство обязано адекватно защищать сотрудников полиции.

Но при этом оно не может забывать о правах и интересах своих граждан. То есть необходимо рационально сочетать эти условия и в законодательной, и в правоприменительной практике. В том числе, в вопросах неповиновения сотруднику полиции.

Понятие полномочий сотрудников полиции исходит из их прав и обязанностей. Полицейские имеют право:

  • при наличии подозрений в причастности человека к нарушению закона проводить проверку его документов;
  • при осуществлении человеком противоправных действий требовать их прекращения;
  • предложить человеку проследовать в отделение милиции для осуществления допроса или принудить его к этому в случае отказа;
  • получать необходимую для расследования документацию у граждан и организаций;
  • по прибытии на место происшествия требовать от посторонних его покинуть;
  • в процессе расследования посещать учреждения, в которых имеется необходимая документация;
  • в целях преодоления незаконного сопротивления (но не неповиновения), а равно для своей защиты допускать применение физического воздействия или спецсредств, включая табельное оружие.
Читайте также:  Пенсии государственным служащим с 1 января 2022 года: свежие новости из Госдумы

Кроме того, сотрудники полиции вправе производить любые процессуальные действия в рамках действующего законодательства.

Это могут быть досмотр, обыск, получение объяснений, допрос и т.д. Кроме того, работники милиции имеют право доставить человека, находящегося под воздействием наркотических веществ или алкоголя, в медицинские учреждения.

Отличительные признаки неповиновения и сопротивления

Основным различием между неповиновением и сопротивлением представителю власти, которым является сотрудник полиции, является мера ответственности. Тонкая грань в понимании того, когда одно противоправное действие перерастает в другое, существует и не всегда однозначно можно квалифицировать действия виновного.

Под неповиновением понимают явное нежелание исполнить законные требования или игнорирование их в принципе, за которое предусмотрено наказание по административному законодательству.

Статья 19.3 определяет случаи привлечения к ответственности. Особенностью таких неправомерных действий считается умышленный, намеренный характер, выраженный в повторяющемся отказе в грубой форме исполнить требование полиции, когда сотрудник исполняет служебные обязанности.

Подтверждением того, что работник МВД находится на службе, являются: форма сотрудника полиции, нагрудный жетон, установленной формы, служебное удостоверение.

Неподчинение требованию, основанному на законе, делится по видовому принципу:

  • активные проявления;
  • пассивные проявления;
  • групповое совершение;
  • открытые призывы;
  • распространение ложной информации, которая привела к дестабилизации в обществе.

На практике неповиновение, предусмотренное административным законодательством, тесно связано с вытекающими из этого правонарушения уголовно наказуемыми последствиями в отношении работников правоохранительных органов.

Основные условия привлечения виновных за невыполнение распоряжения работника полиции:

  1. Сотрудник заступил на службу с выполнением функций обеспечения установленного порядка в обществе.
  2. Предупреждение правонарушителя о последствиях невыполнения законных указаний, сказанных в убедительной форме.
  3. Субъект, отказывается выполнять и при этом знает, что распоряжение предъявляет представитель власти.

При определении квалифицирующего признака обязательно устанавливается статус должностного лица, требования которого не исполняются. В соответствии с 25 статьёй Закона о полиции полицейским считается лицо, исполняющее служебные обязанности в должности сотрудника ОВД и имеющее специальное звание.

Сопротивление характеризуется намеренными активными действиями, направленными на воспрепятствование деятельности правоохранительной деятельности полиции. Опасность состоит в том, что возникает угроза для общества и принижается авторитет представителей силовых структур. В таких проявлениях источником, подталкивающим к противоправным действиям, является антиобщественная, криминальная составляющая.

Причинная составляющая силовому противодействию состоит из следующих моментов:

  • недостаточная практика привлечения к ответственности из-за неочевидности состава деяний;
  • наличие убеждения у виновного дозволенности активно сопротивляться полиции, не задумываясь о последствиях.

Неповиновение и сопротивление являются следствием реализации желания, допустившего нарушение закона, избежать наказания за совершённые какие-либо другие противоправные действия или наличие при себе запрещённых предметов.

Социальный и психологический статус лиц, совершающих эти действия, носит выраженный антиобщественный характер с маргинально-агрессивной формой личности, ориентированных на физическое решение конфликтов и неприязнь к сотрудникам полиции.

Какими правами наделена полиция?

Для начала стоит подробно рассказать про полномочия полиции, установленные законом. Согласно Федеральному закону «О полиции», все представители рассматриваемой структуры наделены рядом обязанностей и прав. Стоит выделить основные виды полномочий полицейских:

  • проверка документов граждан, если имеются конкретные подозрения в причастности к совершению правонарушений;
  • выдвижение требования покинуть место совершения преступления;
  • приглашение или принудительное доставление граждан в полицейский участок в связи с расследованием того или иного дела;
  • выдвижение требований прекратить совершение нарушающих закон действий;
  • применение физической силы и огнестрельного оружия в целях самозащиты или пресечения сопротивления;
  • доставление граждан, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, в больницу;
  • посещение отдельных организаций для ознакомления с документацией, необходимой для проведения расследования, а также запрос документов для расследования у обычных граждан.

Безусловно, это далеко не все функции и обязанности, которыми обладает представитель полицейской структуры. При этом наказания за невыполнение законных требований сотрудника полиции избежать не удастся. Выражаться такое наказание может в двух формах: административной ответственности и уголовной. О каждой из форм будет подробно рассказано далее.

К какой ответственности призывают за сопротивление сотруднику полиции

В Кодексе об административных нарушениях права (далее КоАП) имеется статья 19.3. В части 1 этой статьи речь идет о штрафных санкциях за неповиновение сотрудникам полицейской структуры, которые предъявляли к гражданину законные требования. Когда наступает ответственность за представленное правонарушение?

Также этот вид нарушения может быть выражен и в различных ругательствах в адрес сотрудников полиции, и в иных действиях, которые оказываются явной помехой и препятствуют надлежащему проведению задержания.

Иногда граждане оказывают неповиновение сотруднику полиции. Статья описывает, чем это чревато, какая предусмотрена ответственность и в чем различие между сопротивлением и неповиновением. За неповиновение может наступить ответственность различного характера. А какая именно и в каких случаях, рассмотрим подробно ниже.

Законодательная основа


Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим действия сотрудников, является Федеральный закон № 3-ФЗ от 07.02.2011. Согласно ст. 13 данного закона полицейский, для реализации своих должностных полномочий, вправе удерживать и доставлять гражданина в отделение.

Задержанием считается ограничение фактической возможности свободного перемещения гражданина. При этом полиция получает возможность доставления задержанного орган дознания или следствия.

В п. 2 ст. 14 закона № 3-ФЗ перечислены основания задержания человека. К ним относятся:

  • совершение гражданином правонарушения;
  • нахождение человека в розыске;
  • уклонение от исполнения вмененной судом меры наказания;
  • составление протокола об административном правонарушении;
  • попытка суицида;
  • установление личности;
  • наличие выраженных психических расстройств.

Полицейский правомочен задержать гражданина даже если у него не имеется точных доказательств, а есть только подозрение на то, что человек что-либо нарушил.

Проверка документов. Что является документом, удостоверяющим личность

У сотрудников правоохранительных органов, находящихся при исполнении профессиональных обязанностей, есть безусловное право требовать представления документов, удостоверяющих личность. Надлежащими документами, удостоверяющими личность, будут являться:

  • общегражданский паспорт гражданина РФ;
  • паспорт гражданина иностранного государства при наличии действующей визы или иного документа, подтверждающего законность пребывания на территории РФ;
  • документ, разрешающий пребывание в РФ лица без гражданства;
  • свидетельство о рождении гражданина, не достигшего возраста 14 лет;
  • военный билет военнослужащего, проходящего действующую службу в рядах Вооруженных Сил РФ или иных аналогичных формирований.

Иные бланки и справки (например, водительское удостоверение) помогут идентифицировать личность гражданина, однако не являются документом, удостоверяющим личность.

При отсутствии документов необходимо сообщить сотрудникам полиции свои личные данные и адрес регистрации. Как правило, процедура проверки личности занимает не более нескольких минут или часа, для этого используются данные информационных баз МВД.

Если у вас возникли проблемы с задержанием сотрудниками полиции, рекомендуем немедленно обратиться за помощью к нашим опытным адвокатам. Это позволит устранить причины задержания и соблюсти законные права гражданина.

Кого могут задержать полицейские

Задержать могут не только преступников, но и подозреваемых в преступлении, а также:

  • совершивших побег из-под стражи;
  • уклонившихся от административного ареста;
  • объявленных в розыск;
  • лиц, в отношении которых ведется дело об административных правонарушениях;
  • уклоняющихся от решения суда о принудительном лечении;
  • совершивших попытку проникновения, либо проникнувших на режимные объекты;
  • совершивших попытку самоубийства;
  • имеющие признаки психических заболеваний, угрожающих безопасности окружающих;
  • лиц, в отношении которых поступил запрос о выдаче от иностранного государства;
  • нарушивших комендантский час.
Читайте также:  Инструкция: рассчитываем фонд заработной платы

Обязанности сотрудников полиции

При осуществлении задержания гражданина подозреваемого в совершении противоправного деяния сотрудники полиции должны выполнять нормы и правила, установленные законом о правоохранительных органах. Основные обязанности полицейского при проведении задержания:

  • представиться, назвав свою фамилию и имя;
  • официальное звание и занимаемую должность;
  • предъявить гражданину свое действующее удостоверение;
  • объяснить причину, по которой гражданин будет задержан;
  • указать основания проводимого задержания;
  • пояснить гражданину, какими правами он может воспользоваться, и какие обязанности на него возлагаются.

После осуществления задержания гражданину должна быть предоставлена возможность сообщить о данном факте своим близким родственникам. Полицейские обязаны рассказать о возможности получить квалифицированную юридическую помощь в независимости от совершенного преступления.

Во время задержания, имеющиеся при гражданине вещи, документы и транспортные средства должны быть досмотрены. В случае оказания сопротивления гражданин имеет право не давать по данному факту никаких пояснений. Через 3 часа после задержания гражданин может совершить телефонный звонок для полноценного общения с родственниками.

Если был задержан подросток, не достигший совершеннолетия, сотрудники правоохранительных органов незамедлительно сообщают об этом его родителями или официальным опекунам. Когда в качестве задержанного выступает военнослужащий, о данном факте сообщается командованию части, гражданин иностранного государства – информация передается в консульство. Сразу после задержания оформляется протокол, содержащий следующую информацию:

  • время и место, где был оформлен этот документ;
  • персональные данные сотрудника, оформившего протокол;
  • время и место проведения процесса задержания;
  • по каким основаниям гражданин был задержан;
  • информирования родственников задержанного.

Составленный протокол подписывают составитель и задержанный, которому вручается копия документа. Человека помещают в охраняемый объект и обеспечивают едой и квалифицированной помощью медицинского характера. Максимальный срок, в течение которого гражданина могут содержать без судебного решения, составляет 48 часов.

Профилактические меры

В РФ существует несколько мер профилактического характера, которые направлены на предотвращения рассматриваемых преступлений:

  1. улучшение материального обеспечения населения, что уменьшает число недовольных граждан;
  2. постановка на учет и проведение разъяснительной работы с лицами, которые отбывали наказание за подобные правонарушения;
  3. профессиональная переподготовка сотрудников правоохранительных органов;
  4. создание условий по неотвратимости привлечения к ответственности для лиц, совершивших преступления подобного характера;
  5. использование СМИ для обнародования фактов привлечения к ответственности лиц, оказавших сопротивление представителям государственной власти.

Существенное снижение количества сопротивлений сотрудникам ОВД происходит в случае реализации комплекса социальных мер, поддержки населения:

  • стабильность социальной составляющей жизнедеятельности граждан;
  • просвещение граждан в правовой сфере;
  • приобщение населения к культурным ценностям;
  • формирование положительного мнения о работе правоохранительных органов.

Статья 318 ук рф невыполнение законных требований сотрудника полиции

В Кодексе об административных нарушениях права (далее КоАП) имеется статья 19.3. В части 1 этой статьи речь идет о штрафных санкциях за неповиновение сотрудникам полицейской структуры, которые предъявляли к гражданину законные требования.

Когда наступает ответственность за представленное правонарушение? Здесь стоит отметить:

  • отказ со стороны гражданина выполнять законные и обоснованные распоряжения представителя полиции, если последний занят охраной общественного порядка и безопасности;
  • намеренное создание любых препятствий сотруднику правоохранительной структуры при осуществлении последним своих профессиональных обязанностей.

Таким образом, любой отказ гражданина удовлетворить легальные требования полицейского при выполнении последним своих должностных функций будет расцениваться как нарушение права.

Наказание и штраф за сопротивление при аресте

Административная ответственность за неповиновение требованию полицейского является самой мягкой. Она предусматривает штраф до 1 тыс. руб. или арест до 15 суток.

Уголовная ответственность существеннее. Сопротивление сотруднику полиции, когда он пресекал хулиганство, наказывается штрафом до 1 млн руб. (или в размере дохода виновного за период до 4 лет), принудительными работами до 5 лет либо лишением свободы до 7 лет. Ответственность за организацию, подготовку массовых беспорядков с оказанием вооруженного сопротивления полицейскому (как и участие в них) – лишение свободы от 8 до 15 лет.

Зачастую сопротивление сотруднику полиции рассматривается как насилие в отношении него. Даже если здоровье и жизнь полицейского при этом не подвергались опасности планки наказания за содеянное внушительные. Это штраф до 200 тыс. руб. (или в размере дохода виновного за период до 18 месяцев), принудительные работы до 5 лет, арест до полугода либо лишение свободы до 5 лет. Если суд сочтет, что насилие было все же опасно для жизни или здоровья полицейского, виновному грозит лишение свободы сроком до 10 лет.

Публичное оскорбление полицейского при исполнении, которое, как правило, случается в момент оказания сопротивления, наказывается штрафом до 40 тыс. руб. (или в размере дохода виновного за период до 3 месяцев), обязательными работами до 360 часов или исправительными работами до года.

Самое суровое наказание, когда гражданин при оказании сопротивления, совершает посягательство на жизнь сотрудника полиции. Наказание за это – лишение свободы на срок от 12 до 20 лет с ограничением свободы до 2 лет или пожизненное лишение свободы.

Правила задержания представителями правоохранительных органов

Важно понимать, что наказуемо не только оказание сопротивления сотруднику полиции, которое рассматривают по статье Административного или Уголовного кодекса, но и нарушение правил и законов самим правоохранителем. Поэтому, каждый гражданин должен знать, как происходит законное задержание и когда можно говорить о нарушениях процедуры.

Изначально рассмотрим причины, по которым могут задерживать человека:

  • розыск;
  • подозрение в совершении преступления;
  • нарушение общественного порядка;
  • проникновение на охраняемую территорию;
  • нарушение комендантского часа;
  • приказ о депортации.

Также следует ознакомиться с последовательностью и тонкостями процедуры. Она происходит так:

  • сотрудник полиции представляется, называет свои ФИО, показывает удостоверение;
  • он информирует задерживаемое лицо о причине, по которой оно должно проследовать в полицейский участок;
  • составляется протокол, где прописываются все данные и обстоятельства задержания;
  • протокол подписывает правоохранитель, задерживаемый, свидетели, если такие есть.

Если становится понятно, что правоохранитель нарушает процедуру, не стоит проявлять неповиновение, чтобы не отвечать за сопротивление полиции по статье. Важно вести себя спокойно и деликатно, не оскорблять представителей правоохранительных органов, тем более, не применять к ним силу. Наказать их за нарушения можно другим способом.

Важно! Свое мнение о сложившейся ситуации вы можете отметить в протоколе, отказавшись его подписать или внеся пометки, которые вы считаете необходимыми. На это вы имеете полное право.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *