- Гражданское право

Проветривание помещений: как правильно выполнять, существующие нормативы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проветривание помещений: как правильно выполнять, существующие нормативы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Важность проветривания должен понимать каждый человек. В учебных заведениях, школах и садиках скапливается большое количество людей в замкнутом пространстве и приводит к накоплению большого количества углекислого газа, снижению концентрации кислорода. Кислород нужен сердцу и головному мозгу для правильной работы.

По нормам СанПиНа рекомендуется производить проветривание согласно специальному графику. Процедура воздухообмена позволяет поддерживать здоровую атмосферу в помещениях, благоприятно влияет на здоровье людей и служит профилактикой простудных заболеваний.

В зимнюю пору рекомендуется пользоваться специальными устройствами. В данной роли может выступать вытяжка и вентиляционное отверстие с клапаном на приток.

Используются также более технологичные и умные устройства с обратной связью, в виде датчиков температуры, влажности, загрязнению воздуха, работающие в автоматическом режиме. С их помощью удается создать идеальный микроклимат и поддерживать его в течение долгого периода времени.

В учебных зданиях можно использовать три режима вентиляции, в зависимости от времени года и объема воздухообмена. Давайте рассмотрим каждый из них в отдельности:

  1. Подача воздуха через небольшое окно в режиме вентиляции. Такое проветривание занимает менее пятидесяти минут и подходит для проветривания в свободное время или перед уроками. Однако этот метод очень холодный (хотя и полезен для влажности). Этот метод не следует использовать зимой.
  2. Освежайте воздух с открытым окном. Этот способ вентиляции намного короче (5-7 минут). Между перерывами полезно проветривать помещение. Потери тепла не так велики, как в первом случае, но все же имеют место.
  3. Шашки. Этот метод следует использовать редко и когда в комнате нет студентов. Такой способ вентиляции наполнит помещение свежим воздухом в течение нескольких минут.

Особенности организации проветриваний

Роспотребнадзор письмом № 02/3853-2020-27 от 10 марта 2020 года установил принципы предупреждения новых коронавирусных инфекций. К ним относится периодическое проветривание помещений.

В рекомендациях говорится, что процедуру следует проводить не реже одного раза в 2 часа в течение 15 минут. Свежий воздух поможет избежать концентрации вирусов в помещении. Если возможно, проветривание следует проводить чаще. Если помещение открыто 24 часа в сутки, его следует проветривать в течение этого времени. Методы могут быть разными: открытие окон, ставней, задвижек или приток свежего воздуха.

Для соблюдения процедур рекомендуется составить специальный график. Таким образом, можно узнать, когда и в какое время проводилась вентиляция. Это внутренний документ организации и не требуется для проверки. Она нужна только для соблюдения предписаний Роспотребнадзора и организации работы сотрудников.

Документ составляется на каждый день. В течение одного дня после проветривания сотрудник, ответственный за процедуру, должен подписать ее.

К вашему сведению! Также можно составить журнал вентиляции. Его структура не будет сильно отличаться от расписания.

В школах и учреждениях дополнительного образования классы должны проветриваться после каждого урока. В детских садах это должно происходить каждые полтора часа, во время прогулок детей и перед сном.

Какие бывают проветриватели на пластиковые окна

Вентиляционные механизмы различаются по типу конструкции, способу регулирования, установке и другим критериям. Они изготавливаются из металла, дерева или пластика. Четкого разделения на типы не существует.

Существуют различные типы оконных проветривателей:

Тип механизма Конструктивные особенности
Армирование Подача воздуха через щель в раме. Самый низкий воздушный поток (5 м3/ч), но доступный по цене, с высокой звукоизоляцией. Мы рекомендуем 2 единицы на окно.
Слот Пользуются большим спросом у потребителей: широкий выбор моделей. Высокая производительность (от 20 м3/ч), пыле- и звукоизоляция, компактные размеры. Устанавливается в изоляционный зазор между створкой и рамой. Двойные блочные рамы требуют фрезеровки.
Автоматический Дополнен датчиком влажности воздуха в помещении, который регулирует открытие и закрытие диффузора.
Руководство Воздухозаборник регулируется вручную
Встраиваемые Механизм оснащен открывающимся клапаном. Он имеет повышенную производительность по воздуху (до 100 м3/ч) по сравнению с встраиваемым типом. Для установки по всей ширине стеклопакета. Может быть установлен на производстве или в доме со сменным стеклопакетом.
Поверхностный монтаж Аналогичен принципу узкого остекления. Самая высокая проницаемость, но нет звукоизоляции. Должны быть удалены из окна. В основном используется в технических помещениях
Ручка с воздухозаборным клапаном Устанавливается на место обычной ручки. Оснащены фильтрующими картриджами
Акустика Встроенная мембрана изолирует внешние звуки, поддерживая диапазон 30 – 40 дБ

Также предлагаются амортизаторы дождя и ветра.

Свежий воздух в прочих помещениях

Для каждого человека важно знать, чем грозит спертый воздух. Он ухудшает работоспособности и повышает усталость. Существуют требования к аэроионному составу окружающей среды. Чистого и свежего воздуха должно быть достаточно не только в жилых помещениях. На его количество также следует обратить внимание в следующих комнатах:

  • Герметично закрытые пространства, внутри которых была создана искусственная среда обитания.
  • Параметры воздушной среды нуждаются в принудительной вентиляции, если для проведения ремонтных работ использовался синтетический материал. Он в своей структуре имеет свойство накапливать электростатику.
  • В цехах важно поддерживать баланс влажности и температуры, особенно в тех, где эксплуатируется большое количество электрического оборудования. Некоторые виды оргтехники(например, ламинатор) потребляют кислород и при активном его использовании не дают возможность комфортно работать людям.
  • Помещения, в которых активно эксплуатируются аэроионизаторы и другие специальные устройства. В результате процесса ионизации кислород насыщается ионами и этот процесс обязательно должен сопровождаться притоком свежего воздуха.
  • Закрытые пространства, внутри которых выполняются сварочные работы. Процесс производится с выработкой большого количества вредных для организма человека элементов, таких как окислы азота, окись углерода и другие. При недостаточном оттоке вредных газов с годами у сварщиков выявляются профессиональные заболевания органов дыхания.
Читайте также:  Суррогатное материнство в России: как это происходит

Не следует забывать о том, что большое количество углекислого газа может нанести непоправимый вред организму человека. Лояльный работодатель должен беспокоиться о своем персонале и придерживаться ряда обязательных правил.

Естественная вентиляция помещения школы

К такому роду проветривания, как естественная вентиляция школы, относится вентилирование без непосредственного изменения характеристик окружающей среды (температуры, влажности, давления). Ее осуществление происходит в несколько способов:

  • через поры материала наружных ограждений (стен) здания;
  • через отверстия и зазоры между составляющими конструкциями здания;
  • через дверные проемы и воздухопроницаемые оконные рамы;
  • через форточки и фрамуги.

Естественная вентиляция первого типа (через стены) напрямую зависит от их материала. Наиболее воздухопроницаемыми считаются стены из кирпича и соснового дерева. Однако воздухопроницаемость достаточно просто снизить при помощи внутренней отделки помещения (покраска, оклейка обоями).

Через зазоры между строительными конструкциями, двери и оконные рамы также поступают воздушные потоки из внешней среды, однако они не значительны. Таким образом, основным источником естественной вентиляции становятся форточки и фрамуги.

Основные причины движения воздушных потоков – сила ветра и разница температур в здании и за его пределами. Чем сильнее ветер и больше разница температур, тем лучше проходит проветривание. Если ветра нет, а разница температур внутреннего и наружного воздуха незначительна, движение воздуха будет проходить исключительно за счёт диффузии. В таком случае интенсивность диффузии прямо пропорциональна площади форточек и времени проветривания.

Согласно стандартам, в учебных заведениях для поддержания микроклимата общая площадь форточек должна составлять не менее 2% от площади полов. Среднестатистически площадь форточек в классе составляет около одного метра квадратного. То есть в классе с тремя окнами, как минимум два из них должны иметь площадь форточки по полметра квадратных.

При проектировании системы вентиляции ( в которую входит и естественная вентиляция) обычно форточки устанавливают в верхней трети окна.

Форточка должна отворяться как минимум на 45°, при чем наружная створка должна свободно откидываться наружу вверх, а внутренняя – внутрь вниз. При неправильной установке могут возникнуть проблемы с циркуляцией воздуха и нарушение микроклимата.

Вместо форточек устанавливают так же фрамуги, которые при проверке имеют ряд преимуществ перед форточками:

  1. Температура внутреннего и внешнего воздуха значительно отличается, что способствует движению воздуха.
  2. Высшая теплоизоляция, позволяющая сохранять тепло в помещении больший отрезок времени.
  3. Возможность не закрывать фрамуги даже, когда дети находятся в классе.
  4. Зимой и поздней осенью школьные классы проветриваются исключительно при отсутствии детей. Так как циркуляция воздуха при низкой температуре может стать причиной простуды учащихся.

Естественная вентиляция помещения школы

К такому роду проветривания, как естественная вентиляция школы, относится вентилирование без непосредственного изменения характеристик окружающей среды (температуры, влажности, давления). Ее осуществление происходит в несколько способов:

  • через поры материала наружных ограждений (стен) здания;
  • через отверстия и зазоры между составляющими конструкциями здания;
  • через дверные проемы и воздухопроницаемые оконные рамы;
  • через форточки и фрамуги.

Естественная вентиляция первого типа (через стены) напрямую зависит от их материала. Наиболее воздухопроницаемыми считаются стены из кирпича и соснового дерева. Однако воздухопроницаемость достаточно просто снизить при помощи внутренней отделки помещения (покраска, оклейка обоями).

Через зазоры между строительными конструкциями, двери и оконные рамы также поступают воздушные потоки из внешней среды, однако они не значительны. Таким образом, основным источником естественной вентиляции становятся форточки и фрамуги.

Основные причины движения воздушных потоков – сила ветра и разница температур в здании и за его пределами. Чем сильнее ветер и больше разница температур, тем лучше проходит проветривание. Если ветра нет, а разница температур внутреннего и наружного воздуха незначительна, движение воздуха будет проходить исключительно за счёт диффузии. В таком случае интенсивность диффузии прямо пропорциональна площади форточек и времени проветривания.

Согласно стандартам, в учебных заведениях для поддержания микроклимата общая площадь форточек должна составлять не менее 2% от площади полов. Среднестатистически площадь форточек в классе составляет около одного метра квадратного. То есть в классе с тремя окнами, как минимум два из них должны иметь площадь форточки по полметра квадратных.

При проектировании системы вентиляции ( в которую входит и естественная вентиляция) обычно форточки устанавливают в верхней трети окна.

Читайте также:  Стало известно, как подорожает общественный транспорт в Петербурге в 2023 году

Форточка должна отворяться как минимум на 45°, при чем наружная створка должна свободно откидываться наружу вверх, а внутренняя – внутрь вниз. При неправильной установке могут возникнуть проблемы с циркуляцией воздуха и нарушение микроклимата.

Вместо форточек устанавливают так же фрамуги, которые при проверке имеют ряд преимуществ перед форточками:

  1. Температура внутреннего и внешнего воздуха значительно отличается, что способствует движению воздуха.
  2. Высшая теплоизоляция, позволяющая сохранять тепло в помещении больший отрезок времени.
  3. Возможность не закрывать фрамуги даже, когда дети находятся в классе.
  4. Зимой и поздней осенью школьные классы проветриваются исключительно при отсутствии детей. Так как циркуляция воздуха при низкой температуре может стать причиной простуды учащихся.

2.5.1. Отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха в общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям. Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или местных котельных. Паровое отопление не используется. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками, располагаются под оконными проемами и имеют регуляторы температуры. Не следует устраивать ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 град. С.

2.5.2. При проектировании в здании общеобразовательного учреждения воздушного отопления, совмещенного с вентиляцией, следует предусматривать автоматическое управление системами для поддержания в помещении в рабочее время расчетных уровней температуры и относительной влажности воздуха в пределах 40-60%. Во внеучебное время в помещении поддерживается температура не ниже 15 град. С.

Температура воздуха, поддерживаемая в системе воздушного отопления, в рабочее время не должна превышать 40 град. С. В учебных помещениях рециркуляция воздуха в системах воздушного отопления не допускается. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений (групп помещений): классных комнат и учебных кабинетов (при отсутствии воздушного отопления), лабораторий, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медпункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря.

Зачем нужно проветривать квартиру

Во время прогулки по хвойному лесу или после дождя с грозой всегда хочется вдохнуть полной грудью. Кровь насыщается кислородом, самочувствие улучшается. Обратная ситуация наблюдается в конце рабочего дня. Недостаток кислорода приводит к сонливости, частому неглубокому дыханию, головной боли.

Польза частого проветривания:

  • выравнивание влажности и температуры в комнате. Если на стекле образовался конденсат — распахните окно, в помещении сыро;
  • воздушная масса обновляется. На улицу вытягивается углекислый газ, а внутрь попадает кислород;
  • сон становится крепче. Полноценный отдых — залог бодрого состояния утром;
  • удаление неприятных запахов.

Существует несколько стандартных механизмов для реализации системы микропроветривания:
Гребенка (многоступенчатая система). Представляет собой небольшую пластиковую планку с волнообразными зубцами. Откидная створка окна фиксируется при помощи паза в гребенке. Расстояние, образующееся между створкой и рамой, может быть разным, в зависимости от того, какой паз будет выбран. Гребенка устанавливается уже после того, как проведен монтаж окон.

Это один из самых популярных механизмов микропроветривания, поскольку он прост в установке и использовании и имеет ряд дополнительных преимуществ:

  1. Рама остается целой.
  2. При помощи гребенки можно контролировать приток воздуха, открывая окно на расстояние от 30 до 60 градусов.
  3. Невысокая стоимость. Иными словами, гребенка – это ограничитель, установленный на створке, который дает возможность открывать окно на выбранное расстояние.

Климатический клапан. Этот механизм устанавливается сверху оконной створки, так же, как и гребенка, не нарушает целостность рамы и не влияет на звукоизоляционные характеристики. Такое устройство обеспечивает приток свежего воздуха в помещение, причем мембрана клапана учитывает разницу в температурном режиме снаружи и внутри. Климатический клапан бывает ручным и автоматическим, в первом варианте приток воздуха может регулировать сам пользователь, а во втором клапаны работают самостоятельно в диапазоне от 30 до 70% относительной влажности воздуха.

Вариант микропроветривания при помощи климатического клапана сейчас довольно популярен, поскольку поступление воздуха происходит через верхнюю часть створки, не влияя на звукоизоляцию в помещении.

Особая фурнитура, механизм которой скрыт в профиле. Этот тип устройства называют щелевым микропроветриванием. Зазор для проникновения воздуха не превышает 3 мм, этого вполне достаточно для нормальной циркуляции воздушных масс. Это единственный механизм, который можно установить только на штульповые окна, если ширина оконного полотна не превышает 5 см. Устройство встраивается на участок рамы около ручки, и при ее повороте на 45 градусов, створка приоткрывается.

Какие бывают проветриватели на пластиковые окна

Вентиляционные механизмы различаются по типу конструкции, способу регулирования, установке и другим критериям. Они изготавливаются из металла, дерева или пластика. Четкого разделения на типы не существует.

Существуют различные типы оконных проветривателей:

Тип механизма Конструктивные особенности
Армирование Подача воздуха через щель в раме. Самый низкий воздушный поток (5 м3/ч), но доступный по цене, с высокой звукоизоляцией. Мы рекомендуем 2 единицы на окно.
Слот Пользуются большим спросом у потребителей: широкий выбор моделей. Высокая производительность (от 20 м3/ч), пыле- и звукоизоляция, компактные размеры. Устанавливается в изоляционный зазор между створкой и рамой. Двойные блочные рамы требуют фрезеровки.
Автоматический Дополнен датчиком влажности воздуха в помещении, который регулирует открытие и закрытие диффузора.
Руководство Воздухозаборник регулируется вручную
Встраиваемые Механизм оснащен открывающимся клапаном. Он имеет повышенную производительность по воздуху (до 100 м3/ч) по сравнению с встраиваемым типом. Для установки по всей ширине стеклопакета. Может быть установлен на производстве или в доме со сменным стеклопакетом.
Поверхностный монтаж Аналогичен принципу узкого остекления. Самая высокая проницаемость, но нет звукоизоляции. Должны быть удалены из окна. В основном используется в технических помещениях
Ручка с воздухозаборным клапаном Устанавливается на место обычной ручки. Оснащены фильтрующими картриджами
Акустика Встроенная мембрана изолирует внешние звуки, поддерживая диапазон 30 – 40 дБ
Читайте также:  Как проходит исполнительное производство?

Также предлагаются амортизаторы дождя и ветра.

Естественная вентиляция помещения школы

К такому роду проветривания, как естественная вентиляция школы, относится вентилирование без непосредственного изменения характеристик окружающей среды (температуры, влажности, давления). Ее осуществление происходит в несколько способов:

  • через поры материала наружных ограждений (стен) здания;
  • через отверстия и зазоры между составляющими конструкциями здания;
  • через дверные проемы и воздухопроницаемые оконные рамы;
  • через форточки и фрамуги.

Естественная вентиляция первого типа (через стены) напрямую зависит от их материала. Наиболее воздухопроницаемыми считаются стены из кирпича и соснового дерева. Однако воздухопроницаемость достаточно просто снизить при помощи внутренней отделки помещения (покраска, оклейка обоями).

Через зазоры между строительными конструкциями, двери и оконные рамы также поступают воздушные потоки из внешней среды, однако они не значительны. Таким образом, основным источником естественной вентиляции становятся форточки и фрамуги.

Основные причины движения воздушных потоков – сила ветра и разница температур в здании и за его пределами. Чем сильнее ветер и больше разница температур, тем лучше проходит проветривание. Если ветра нет, а разница температур внутреннего и наружного воздуха незначительна, движение воздуха будет проходить исключительно за счёт диффузии. В таком случае интенсивность диффузии прямо пропорциональна площади форточек и времени проветривания.

Согласно стандартам, в учебных заведениях для поддержания микроклимата общая площадь форточек должна составлять не менее 2% от площади полов. Среднестатистически площадь форточек в классе составляет около одного метра квадратного. То есть в классе с тремя окнами, как минимум два из них должны иметь площадь форточки по полметра квадратных.

При проектировании системы вентиляции ( в которую входит и естественная вентиляция) обычно форточки устанавливают в верхней трети окна.

Форточка должна отворяться как минимум на 45°, при чем наружная створка должна свободно откидываться наружу вверх, а внутренняя – внутрь вниз. При неправильной установке могут возникнуть проблемы с циркуляцией воздуха и нарушение микроклимата.

Вместо форточек устанавливают так же фрамуги, которые при проверке имеют ряд преимуществ перед форточками:

  1. Температура внутреннего и внешнего воздуха значительно отличается, что способствует движению воздуха.
  2. Высшая теплоизоляция, позволяющая сохранять тепло в помещении больший отрезок времени.
  3. Возможность не закрывать фрамуги даже, когда дети находятся в классе.
  4. Зимой и поздней осенью школьные классы проветриваются исключительно при отсутствии детей. Так как циркуляция воздуха при низкой температуре может стать причиной простуды учащихся.

Нагрев воздуха в помещении

С одной стороны, пропускать воздушный поток в помещение может любой проветриватель. Но в холодное время года воздух может быть слишком морозным, что приводит к созданию сквозняков и сильному понижению температуры в помещении. Наличие функции нагрева позволяет нормально проветривать комнаты даже зимой.

Обеспечить нагрев можно с помощью электронагревателя или рекуператора. Первый вариант более экономичный: принцип его действия основан на передаче тепла от комнатного воздуха уличному. Электроэнергии при этом тратится немного – правда, и воздушный поток нагревается слабее.

Классический механический проветриватель с рекуператором

Электронагреватели работают эффективнее, нагревая воздух практически с любой температурой (до 25-30 градусов мороза). Однако и электричества такая техника расходует в несколько раз больше.

Использование проветривателей

Рассказывая о том, как правильно проветривать жилые помещения, стоит упомянуть об устройствах приточной вентиляции. Таковыми являются проветриватели – весьма примечательные решения, устанавливаемые в металлопластиковых стеклопакетах или на внешних стенах и работающие в двух режимах (естественном или принудительном).

Первые представляют собою клапаны, располагающиеся в щелях или стенах и не предусматривающие наличие вентилятора. Любая такая система должна функционировать благодаря разнице давлений – соответственно, в квартире и на улице. Для обеспечения эффективного воздухообмена в помещении должна быть установлена вытяжная вентиляция – иначе толку от такого проветривателя не будет.

Что же касается систем, обеспечивающих принудительную подачу воздуха в жилище, то они оснащаются вентиляторами и монтируются в стенах. Заслуживает внимания и такая полезная функция подобных проветривателей, как фильтрация крупных и средних частиц, не позволяющая им проникать в помещение.

Кроме того, дополнительно такие устройства могут очищать воздух от микроскопических примесей (данный способ фильтрации подразумевает использование угольной задержки нежелательных частиц). Также все большую популярность набирают компактные приточные установки с климат-контролем – решения, предусматривающие функционирование в автоматическом режиме.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *