- Гражданское право

Образец жалобы и заявления в суд на бездействие сотрудников полиции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Образец жалобы и заявления в суд на бездействие сотрудников полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Система взаимодействия граждан с сотрудниками следственного комитета разработана на основе специальной инструкции о порядке рассмотрения обращений со стороны гражданских лиц. При изложении фактов о выявленных нарушениях заявитель должен руководствоваться правилами локальных нормативов для того, чтобы обращение было рассмотрено вовремя.

Административный порядок обжалования

Административный порядок обжалования нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) МВД России, его территориальных органов и их должностных лиц

На основании положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1), право на обжалование в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (часть 2).

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).

Статья 53 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» закрепляет право гражданина, считающего, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиции, прокурору или в суд.

Внесудебный (административный) порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции регламентируется:

— Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

— Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

— Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Основания для обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции определены в части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Такими основаниями являются:

— нарушение прав и свобод гражданина;

— создание препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод;

— незаконное возложение на гражданина какой-либо обязанности или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы содержатся в статье 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:

— жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме;

— жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта государственного органа, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

Жалоба должна содержать:

1) наименование органа либо должностного лица органа, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа либо должностного лица органа.

4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, либо должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в орган, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:

— удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах.

— отказывает в удовлетворении жалобы.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава админ��стративного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Статья 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Читайте также:  Алименты с ИП (индивидуального предпринимателя) в 2022 году

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Законодательством установлен особый административный порядок обжалования гражданином действий (бездействий) вышестоящего органа, должностного лица на постановление по делу об административном правонарушении.

Порядок обращения гражданина Российской Федерации определен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалоба в Прокуратуру на бездействие следователя

Граждане в случае возникшей необходимости могут пожаловаться на органы правопорядка за бездействие. Если выявлены нарушения в работе следственных органов или органов дознания, жалоба передается прокурору.

Жалоба направляется в прокуратуру, которая находится на территории размещения следственного органа или органа дознания, которые занимаются предварительным расследованием дела. Подать жалобу можно лично, с помощью адвоката или привлечь к этому доверенное лицо (имеющее нотариально заверенную доверенность).

Обращение граждан в прокуратуру рассматривается в течение 3-х дней с момента его получения. Иногда этот срок продлевается до 10 дней.

Такая ситуация характерна для рассмотрения жалоб, которые требуют доп. проверки, истребования документации или иных необходимых мер.

Важно! Когда прокурор принимает решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, заявитель извещается об этом факте в первую очередь.

Закон «О полиции» в ст. 53 закрепляет за гражданином право на обжалование как действий, так и бездействий сотрудника полиции, который нарушает его права и законные интересы. Обратиться с жалобой можно:

— к вышестоящему должностному лицу;

— в вышестоящий орган;

— в органы прокуратуры РФ;

— непосредственно в суд.

Важно! оng>В досудебном порядке возможно обжалование только постановления по делу об административном правонарушенииоng>, вынесенного сотрудником автоинспекции, в порядке, предусмотренном Главой 30 КоАП РФ. Для признания действий/бездействий сотрудников ГИБДД неправомерными оng>необходимо обратится непосредственно в суд с административным иском в порядке, предусмотренным Главой 22 КАС РФ.

Обязанности сотрудника ГИБДД

Права и обязанности инспекторов ГИБДД указаны в административном регламенте МВД. Сотрудник вправе:

  • проверять документы (на машину, водительское удостоверение, страховой полис);
  • прекращать движение транспортных средств (для проверки или прекращения противоправных действий);

  • фиксировать правонарушения посредством вынесения протокола и постановления.

Помимо этого, в определенных случаях сотрудник ГИБДД вправе просить водитель открыть багажник, осмотреть машину, запретить эксплуатацию ТС при обнаружении неисправностей. Если водитель подозревается в совершении преступления, инспектор вправе задержать лицо и вызвать сотрудников иных подразделений МВД.

Также инспектор вправе требовать прохождения медицинского осмотра, привлекать понятых, использовать специальные средства фиксации (камеры). В крайнем случае допускается изъятие машины, принадлежащей простому гражданину или компании — например, для поимки опасного преступника.

Обязанности сотрудников ГИБДД тоже довольно обширны:

  • знать законы, по которым они работают;
  • соблюдать права всех участников дорожного движения;

  • фиксировать происшествия и как можно быстрее принимать меры к разрешению ситуаций;

  • оказывать медицинскую помощь пострадавшим до приезда медработников;

  • выяснять информацию, касающуюся дорожных происшествий;

  • делать все необходимое для обеспечения безопасности граждан;

  • содействовать иным государственным структурам в розыске граждан;

  • изымать документацию, имеющую признаки подделки;

  • направлять уведомления о факте склонения к коррупционным преступлениям.

Судебный порядок обжалования действий (бездействий) сотрудников ОВД

1. Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа МВД России подлежат обжалованию участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы в порядке установленном УПК РФ.

В соответствии со ст. 125 УПК РФ, постановления дознавателя, следователя, руководителя следственного органа МВД России об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления. Если место производства предварительного расследования определено в соответствии с частями второй — шестой статьи 152 УПК РФ, жалобы на решения и действия (бездействие) указанных лиц рассматриваются районным судом по месту нахождения органа, в производстве которого находится уголовное дело.

Если вы обращались в государственные органы, однако вам так и не удалось восстановить справедливость, обращайтесь в суд.

Дело будет рассматриваться в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Необходимо правильно составить исковое заявление, отразив в нем всю обязательную информацию.

Согласно положениям действующих законодательных актов, в исковом заявлении должны содержаться следующие сведения:

  • наименование суда;
  • ФИО и сведения об истце;
  • основание обращения (действия или бездействие сотрудников Полиции, являющиеся причиной составления жалобы);
  • обстоятельства, при которых ситуация произошла;
  • требования заявителя (например, привлечение сотрудников, допустивших нарушения, к ответственности);
  • дата;
  • перечень документов, входящих в приложение к иску.
Читайте также:  Как будет назначаться пособие по уходу до 1,5 лет с 2023 года?

В какой суд обратиться для защиты своих прав?

Жалоба на действия сотрудников Полиции подается в районный суд по месту нахождения соответствующего отдела.

Когда поможет жалоба на бездействия сотрудников полиции?

Нарушениями законодательства являются не только факты неправомерных действий, но и бездействие к определенным сигналам. Поскольку отсутствие реакции инспектора является нарушением его должностной инструкции и законодательства, гражданами может подаваться жалоба в суд на бездействие полиции. Основания для инициации разбирательства:

  1. несоблюдение требований и нормативов заполнения бланков и документации;
  2. превышение полномочий в случаях задержания лица без доказательной базы и отсутствия соответствующего основания;
  3. вымогательство денег за определенные услуги или за сокрытие правонарушений;
  4. игнорирование сигналов от граждан по выявленным правонарушениям и другие;
  5. иные поводы для составления .

Права и обязанности сотрудников полиции

Функция правоохранительной системы расшифровывается в самом названии – охрана прав и свобод людей. Сотрудник полиции обязан сохранять порядок в обществе и помогать как гражданину РФ, иностранцу, так и лицу без определенного места жительства. Он обязан защищать от противозаконных действий, предотвращать правонарушения, находить и задерживать виновных для дальнейшего судебного разбирательства. В полномочия входит помощь местному самоуправлению, компаниям и организациям. Полицейские охраняют имущество, производят розыск лиц и контроль над исполнением законодательной базы Российской Федерации.

Жалоба на бездействие полиции действенна при знании собственных обязанностей. Защитить права и свободы поможет знание о том, какие права имеют сотрудники правопорядка (Федеральный закон №3):

  • Полицейский может потребовать предъявить документы в случае наличия данных, в которых говорится о том, что человек подозревается в правонарушении. Также если человек разыскивается или уклоняется от появления в суде.
  • Проверить разрешение на проведение мероприятия или действия.
  • Патрулировать и оборудовать по надобности контрольные пункты и посты.
  • Вызывать граждан в полицейский участок для дачи показаний по делу правонарушения.
  • Просить покинуть место преступления.
  • Требовать у группы людей разойтись, если они подвергают под угрозу жизнь и здоровье других граждан или имущество, если скопление людей мешает дорожному движению или работе организации.
  • Оформлять протоколы о нарушениях.
  • Контролировать поведение и действия людей, которые освободились из тюрьмы.
  • Имеет право отвести подозреваемое лицо в полицейский участок.
  • Может доставить лицо в состоянии сильного опьянения в больницу: для оказания помощи и сдачи анализов.
  • Могут забрать в подразделение несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение.
  • Доставить беспризорных детей в участок.
  • Проводить досмотр личных вещей нарушителя при наличии информации о том, что у человека при себе оружие и другие запрещенные предметы.
  • При предъявлении документов имеют право проходить в любое помещение. Но в частное жилье могут зайти только по разрешению владельца. Исключение – задержание преступника.

Виды ответственности сотрудника органов внутренних дел

Ответственность сотрудника органов внутренних дел в Российской Федерации закреплена в статье 15 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011г. № 342-ФЗ.

Часть 1 статьи 15 Закона № 342-ФЗ указывает на несение сотрудником ОВД уголовной ответственности за совершение преступления. В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) устанавливается, что совершение преступления сотрудником ОВД является обстоятельством, отягчающим наказание (п. «о» в ч. 1 ст. 63). Одновременно УК РФ содержит ст. 286.1, устанавливающую уголовную ответственность сотрудника ОВД за неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, в результате чего был причинен существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

В части 2 статьи 15 Закона № 342-ФЗ регламентирована ответственность сотрудника ОВД за совершение административного правонарушения.В случае совершения административного правонарушения сотрудник ОВД несет дисциплинарную ответственность в соответствии с положениями Федерального закона № 342-ФЗ, Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник ОВД подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Изложенное регулирование соответствует нормам статьи 2.5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания». Так, согласно ч. 1 указанной статьи за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, сотрудники ОВД, имеющие специальные звания, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение службы указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность (т.е. в соответствии с КоАП РФ). В части 2 указанной статьи установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, сотрудники ОВД, несут административную ответственность на общих основаниях.

Читайте также:  Расчет по страховым взносам с 2023 года

Часть 3 статьи 15 Закона № 342-ФЗ предусматривает, что за нарушения служебной дисциплины на сотрудника ОВД налагаются дисциплинарные взыскания. При этом в рамках регламентации наложения дисциплинарных взысканий сделана отсылка к следующим статьям Закона № 342-ФЗ: ст. 47, содержащей общие положения о служебной дисциплине; ст. 49, определяющей понятия нарушения служебной дисциплины и грубого нарушения служебной дисциплины; ст. 50, предусматривающей виды дисциплинарных взысканий; статей 51, 51.1 устанавливающей порядок наложения на сотрудников ОВД дисциплинарных взысканий.

Комментарий к Ст. 53 федерального закона «О полиции» в РФ

1. В отличие от статьи 39 Закона о милиции Закон о полиции устанавливает, что факты нарушения прав и законных интересов могут быть обжалованы не только гражданами, но и государственными органами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями.

Предусмотренный Законом институт обжалования выступает важным способом самозащиты гражданами и организациями своих прав и свобод, восстановления нарушенных интересов, а также эффективным средством укрепления законности в деятельности полиции, формирования общественного доверия и поддержки. Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45), граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).

Жалоба представляет собой письменное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с просьбой о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.

Предметом обжалования могут быть любые действия (бездействие) сотрудника полиции, в результате которых нарушены права и законные интересы гражданина или организации либо созданы препятствия для их реализации, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность либо он незаконно привлечен к ответственности.

Закон устанавливает три возможных способа обжалования незаконных действий (бездействия) сотрудника полиции: в вышестоящий орган или должностному лицу (инстанционный или административный способ), в органы прокуратуры (прокурорский способ) либо в суд (судебный способ). Эти способы обжалования альтернативны; право решать, какой из них будет использован, предоставлено субъекту обжалования. Законодатель также не запрещает направлять жалобу одновременно в несколько инстанций. Каждая из инстанций должна принять и рассмотреть жалобу в пределах своей компетенции.

2. Обжалование в вышестоящий орган или должностному лицу осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» . В системе органов внутренних дел действует Инструкция по работе с обращениями граждан, утвержденная Приказом МВД России от 22 сентября 2006 г. N 750.

———————————
СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060; 2010. N 27. Ст. 3410; N 31. Ст. 4196.

Обжалование неправомерных действий и ответственность сотрудников полиции

Сотрудник полиции, незаконно, вне какой-либо связи с возложенными на него служебными обязанностями, использовавший против кого-либо вверенное ему оружие (мотивы могут быть различными – ревность, месть, хулиганские или корыстные побуждения и т. п.), несет ответственность за содеянное как частное лицо по ст. ст. 105 (умышленное убийство), 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 213 (хулиганство) УК РФ.

Если, превышая служебные полномочия, сотрудник полиции причиняет огнестрельным оружием смерть или тяжкие телесные повреждения потерпевшему, то содеянное им квалифицируется по совокупности статей 105 (111) и ст.

286 УК РФ.

При принесении жалобы в суд она подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения подразделения полиции. Основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности работником милиции является дисциплинарный проступок. Если сотрудник полиции, применивший огнестрельное оружие, находится в состоянии мнимой обороны, когда он не сознавал, но должен был и мог сознавать ошибочность своего предположения о наличии оснований для применения оружия, он будет привлечен к уголовной ответственности за неосторожное преступление.

Куда можно пожаловаться на бездействие и незаконные действия сотрудников полиции

Все звонки и разговоры, поступающие по телефонам горячей линии и полиции, обязательно записываются и проверяются. Такого обращения будет достаточно для проведения проверки жалобы. Звонок будет являться доказательством при проведении служебного расследования.

Прокуратура является органом надзора за деятельностью сотрудников органов внутренних дел.

Кроме того, полицейские могут превышать должностные полномочия и совершать незаконные действия в отношении гражданских лиц.

  • об оставлении заявления без удовлетворения;
  • о признании бездействия (действий) незаконными или необоснованными (с указанием исправить допущенные нарушения).

Прокурор рассматривает жалобу в течение 3 дней со дня поступления. В некоторых случаях допускается увеличение срока рассмотрения жалобы до 10 дней.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *