- КОАП

Алгоритм закупки. Важные аспекты ее проведения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Алгоритм закупки. Важные аспекты ее проведения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ранее при заключении контракта с единственным поставщиком заказчики должны были включить обоснование в план-график. Федеральным законом от 1 мая 2019 № 71-ФЗ заказчики были освобождены от этой обязанности — с июля 2019 года обосновывать невозможность использования конкурентных видов процедур при закупке у единственного поставщика больше не требовалось.

Обоснование для неконкурентного способа закупки (у единственного поставщика)

Тем не менее это не значит, что можно выбирать любой способ определения поставщика — санкции за неверный выбор способа закупки остались прежними.

Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, когда заказчик обязан обосновать НМЦ сделки, которая была заключена с единственным поставщиком (ч.4 ст. 93).

Обоснование НМЦК необходимо, если заказчик приобретает ТРУ у единственного поставщика в следующих случаях:

  • заказ на услуги по мобилизационной подготовке;
  • закупка товаров, работу или услуг у органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений;
  • закупка товаров, работ или услуг в условиях чрезвычайной ситуации;
  • закупка ТРУ у предприятия уголовно-исполнительной системы;
  • закупка материалов (сырья, комплектующих) для производства ТРУ в рамках трудоустройства осуждённых;
  • заказ на услуги по продаже билетов и абонементов на культурные мероприятия;
  • приобретение услуг по управлению многоквартирным домом и др.

Заказчики — организации, одним из учредителей которых является государство. Доля бюджетных денег в уставном капитале более 50%.

Деньгами, которые они получают от государства, такие организации распоряжаются на своё усмотрение. Но это вовсе не означает, что принципы рационального расходования здесь неприменимы. Как раз наоборот — такая компания заинтересована в улучшении своей хозяйственной деятельности в росте прибыли, производительности.

Закупки по 223-ФЗ для заказчиков — эффективный способ найти исполнителя для заказа на оптимальных условиях получить максимум, потратить минимум.

В ч.2 ст.1 223-ФЗ заказчиками называют:

  • субъекты естественных монополий.

Принципы организации закупочной деятельности

Логистика продаж и закупок выстраивается на следующих базовых принципах:

  1. Централизация — с помощью новых технологий все выполняемые операции контролируются уполномоченными сотрудниками.

  2. Экономичность — постепенное сокращение финансовых и временных издержек для достижения целей организации.

  3. Оперативность — корректировка планов в зависимости от изменений динамики спроса.

  4. Ритмичность — выстраивание складских, производственных и торговых процессов в определённые временные промежутки.

  5. Планомерность — товары поступают получателям в заранее определённые сроки.

  • Одноэтапный конкурс — конкурентный торговый способ закупки, при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации.
  • Двухэтапный конкурс – конкурентный торговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик запрашивает у участников закупки необходимые для уточнения конкурсной документации предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров (работ, услуг). На втором этапе победителем признаётся участник закупки из числа допущенных ко второму этапу конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, установленными в конкурсной документации.
  • Одноэтапный аукцион — конкурентный торговый способ закупки, при котором победителем признаётся участник закупки, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена до- говора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.
  • Двухэтапный аукцион — конкурентный торговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик запрашивает у участников закупки необходимые для уточнения аукционной документации предложения, касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе победителем признаётся участник закупки из числа допущенных ко второму этапу аукциона, предложивший наиболее низкую цену договора или, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля и аукцион проводится на право заключить договор, наиболее высокую цену договора.

Неторговые конкурентные процедуры

  • Одноэтапный запрос предложений — конкурентный неторговый способ закупки, при котором заказчик заранее информирует неопределённый круг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о потребности в товарах (работах, услугах), приглашает подавать предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого наиболее со- ответствует требованиям заказчика.
  • Двухэтапный запрос предложений — конкурентный неторговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик привлекает предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе заказчик приглашает участников закупки, допущенных ко второму этапу запроса предложений, подавать предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого наиболее соответствует требованиям заказчика.
  • Одноэтапный запрос цен — конкурентный неторговый способ закупки, при котором заказчик заранее информирует неопределённый круг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о потребности в товарах (работах, услугах), устанавливает все требования к ней и договорные условия, кроме цены, приглашает участников закупки подавать ценовые предложения и может заключить договор с участником закупки, предложение которого имеет минимальную цену.
  • Двухэтапный запрос цен — конкурентный неторговый способ закупки, при котором на первом этапе заказчик привлекает предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), касающиеся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ или услуг. На втором этапе заказчик устанавливает все требования и договорные условия, кроме цены, приглашает допущенных ко второму этапу запроса цены участников закупки подавать ценовые предложения и может заключить договор с квалифицированным участником закупки, предложение которого имеет минимальную цену.
  • Конкурентные переговоры — конкурентный неторговый способ закупки, при котором условия договора, заключаемого по результатам конкурентных переговоров, обсуждаются в ходе переговоров между заказчиком и каждым из участников закупки и фиксируются в протоколах переговоров, а заказчик может заключить договор с участником закупки, предложившим лучшие условия.

В каждой из перечисленных выше процедур заказчиком может быть установлено требование о проведении предварительного квалификационного отбора участников. В рамках любой процедуры закупка может быть разделена на несколько лотов. В случаях, прямо предусмотренных 223-ФЗ, закупочная процедура может проводиться в закрытом режиме – в этом случае к участию в закупке допускаются лишь потенциальные поставщики, специально приглашённые для этой цели заказчиком. Таким образом, в закрытой процедуре конкуренция ограничена, поскольку к закрытой закупке не может быть допущен любой потенциальный поставщик, а потому случаи использования закрытых процедур строго ограничены законом. Отсутствует конкуренция в процедуре закупки у единственного поставщика, иначе называемой «прямой закупкой». Это неконкурентный способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить контракт только одному поставщику (подрядчику, исполнителю).

Читайте также:  Какие плавсредства классифицируются как маломерные суда

Закон № 223-ФЗ предоставляет регулируемой организации право самостоятельно определить в своём Положении о закупках те ситуации, в которых она будет заключать договор по результатам прямой закупки. Однако каждый случай использования прямой закупки должен быть обоснован и экономически целесообразен, дабы не допустить ситуации необоснованного ограничения конкуренции.
Закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика – неконкурентная закупка, и для заказчика с развитой и отлаженной закупочной работой является исключением.
Однако в отдельных случаях более эффективной и целесообразной является именно прямая, неконкурентная закупка. В условиях отсутствия конкуренции бессмысленно организовывать конкурентную процедуру закупки, поскольку в любом случае поставщик на такую процедуру может прийти только один (частным случаем этой ситуации является приобретение продукции естественных монополий).
Форс-мажорные обстоятельства, такие как ликвидация последствий аварии, стихийных бедствий и т.п. также служат основанием для проведения срочной закупки без использования конкурентных процедур. При закупке продукции на незначительную сумму усилия по организация конкурентной процедуры также не имеет экономического смысла.
Причины для проведения прямой закупки:

  • Закупка на незначительную сумму.
  • Закупка для срочной ликвидации аварии и т.п.
  • На рынке данной продукции нет конкуренции.
    Заказчик, не подпадающий ни под действие Закона № 223-ФЗ, ни под действие Закона «О контрактной системе», может сам решать, в каких случаях он будет проводить неконкурентную закупку. Субъекты Закона № 223-ФЗ вправе определить перечень оснований, при которых они могут проводить прямую закупку, однако данный перечень должен быть зафиксирован и опубликован в составе корпоративного положения о закупках, и сам заказчик не вправе проводить закупку у единственного поставщика в ситуации, которая не соответствует хотя бы одному из оснований данного перечня. При этом заказчик должен быть готов ответить на вопросы контролирующих органов о том, насколько обоснованно ограничивается конкуренция установлением того или иного основания для проведения прямой закупки.

Какие бывают закупочные процедуры

Муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица.

Что такое закупка и закупочная деятельность?

Закупка – процедура получения товаров, работ или услуг, которая заключается в том, чтобы установить необходимость этих товаров, работ и услуг, найти поставщиков, заключить и привести в исполнение договор о поставке товара (выполнению работ или услуг).

Как правило, понятия «закупка» и «тендер» являются синонимами, и означают процесс по организации мероприятия для выбора поставщика. Понятие тендер прочно закрепилось в сфере закупок, но не упоминается в российском законодательстве. «Tender» переводится с английского как «предложение» и означает «предложение о поставке товаров/работ по заранее оговоренной цене».

Закупочная деятельность позволяет приобретать товары, работы и услуги нужного качества в требующемся количестве в определенные даты и по оптимальной цене. Проведение закупок является важным процессом для организации, так как благодаря этому можно минимизировать затраты финансов и сил, и в срок получить всё то, в чем нуждалась организация.

Также следует дать определение понятиям «заказчик» и «поставщик», чтобы внести ясность в вопрос, кто выступает организатором закупочной деятельности.

Заказчик (по 44-ФЗ) – это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, казенное или бюджетное учреждение, проводящее тендеры. Причем госорганы, органы управления государственным внебюджетным фондом и государственные казенные учреждения действуют от имени России или субъектов РФ, органы муниципальной власти и муниципальные казенные учреждения – от имени муниципального образования, а бюджетные учреждения – от своего имени.

Заказчик (по 223-ФЗ) – это организация, уставной капитал которой состоит не только из собственных средств, но и включает в себя от 50% доли государства. Это естественные монополии, госкорпорации, госкомпании, организации газо-, электро-, водо- и теплоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых отходов бытового уровня, хозяйственные общества дочернего типа, заказчики, попадающие под это определение по трактовке 44-ФЗ, у которых финансирование закупок проходит из негосударственных источников.

Поставщиком может выступать любое лицо, способное поставить товар, либо оказать услуги, необходимые заказчику. Особых требований к организационно-правовой форме или форме собственности поставщиков, обычно, не бывает, поэтому в тендерах могут участвовать как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.

Регулируется закупочная деятельность законодательством. Сфере закупок посвящены Гражданский кодекс и Закон «О защите конкуренции», 44-ФЗ и 223-ФЗ, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, корпоративный закупочный стандарт, корпоративные регламенты работы структурных подразделений при проведении закупок и регламенты отдельных элементов закупочной работы, план закупок, извещение о закупках, закупочная документация, итоговый протокол закупки.

Способы закупок по 44-ФЗ 2021 г.

В закупках могут быть задействованы юрлица и ИП, бюджетные и иностранные компании, самозанятые и физлица. Дата создания фирмы, система налогообложения и наличие товара на момент подачи заявки не влияют на участие, главное — подходящие критерии. Торги проводятся практически во всех сферах предпринимательской деятельности.

Круг участников ограничивается, если проводятся закупки:

  • с информацией, которая является государственной тайной;
  • технически сложных товаров, работ или услуг с высокой НМЦ, где требуется специальная квалификация сотрудников;
  • среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • на лицензируемые виды деятельности где требуются специальные разрешения;
  • с российским происхождением товаров.

Государственные учреждения могут работать только на федеральных порталах.

Сроки подачи зависят от того, каким видом федерального закона регулируются торги.

Как закупают по 44-ФЗ

Мы собрали все возможные варианты торгов в таблицу видов закупок по 44-ФЗ, актуальную в 2021 году:

Конкурентные формы закупок по 44-ФЗ Неконкурентные
Конкурс — закрытый, электронный закрытый и открытый Закупка у единственного поставщика
Аукцион — электронный, закрытый, электронный закрытый
Запрос котировок
Запрос предложений

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ и перспектива применения к закупкам 44-ФЗ

Способы закупки устанавливаются положением о закупке, утвержденным высшим органом заказчика. В соответствии с ч. 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ могут быть установлены любые, в том числе неконкурентные способы закупки. Обязательным является только установление соответствующего порядка. Неконкурентные способы применяются очень часто. Суды следуют норме о свободе установления способов закупки и редко применяют принцип недопущения ограничения конкуренции.

Читайте также:  Когда и на сколько проиндексируют детские пособия в России в 2023 году

Так, в упомянутом постановлении АС СЗО отказано в жалобе на правило о заказе услуг мобильной связи у единственного поставщика. Верховный суд РФ в определении от 08.09.2015 № 305-ЭС15-12265 признал соответствующей закону закупку в виде открытого запроса предложений, в условиях которой было указано, что комиссия принимает решение на основании ранжирования заявок, однако она может принять любое самостоятельное решение. При этом оно будет только предложением о переговорах с победителем.

ВАЖНО! С 01.01.2017 в закон №223-ФЗ внесены изменения. Основная масса сделок государственных и муниципальных предприятий переводится под действие закона №44-ФЗ. По закону №223-ФЗ будут совершаться сделки, перечисленные в п.5 ч.2 ст.1 закона №223-ФЗ (закупки за счет грантов, для исполнения заключенных контрактов).

Ограничение конкуренции по 223-фз (нюансы)

АС СЗО от 03.12.2015 № А56-83413/2014). Чтобы избежать в будущем отказа в иске, можно воспользоваться способом административного обжалования в соответствии с нормами закона № 223-ФЗ — в случаях, указанных в п. 10 ст. 3. Следует также учитывать, что в суде можно обжаловать действия организатора или заказчика по любым нарушениям закона.

Ограничение конкуренции по 223-ФЗ и перспектива применения к закупкам 44-ФЗ Способы закупки устанавливаются положением о закупке, утвержденным высшим органом заказчика. В соответствии с ч. 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ могут быть установлены любые, в том числе неконкурентные способы закупки.

Обязательным является только установление соответствующего порядка. Неконкурентные способы применяются очень часто. Суды следуют норме о свободе установления способов закупки и редко применяют принцип недопущения ограничения конкуренции.

Сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства РФ о не размещении информации. Если официальный сайт недоступен в течение более 1 рабочего дня, заказчик обязан разместить всю информацию на другом сайте, где четко обозначить, что конкретный сайт имеет отношение к конкретному заказчику. Доступ ко всей информации должен быть бесплатным. Документы и сведения, которые заказчик не обязан размещать на официальном сайте 1. Сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс руб. Если его годовая выручка за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб — 500 тыс руб. 2.

Чем закупки малого объема отличаются от стандартной закупочной процедуры

В соответствии с п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, к закупкам малого объема приравнивается приобретение товаров или услуг у единственного поставщика с соблюдением определенного лимита по сумме, в том числе через онлайн магазин малых закупок. К примеру, ранее такое ограничение было выставлено на сумму до 600 тыс. руб. При этом в закупке малого объема не должно быть меньше 4 предложений от поставщиков. В противном случае процедура будет признана не проведенной, поскольку не соблюдены нормы по честной конкуренции.

В случае с корпорациями с долей госучастия либо с частными компаниями, чьи закупочные процедуры регламентируются 223-ФЗ, действуют более мягкие требования. При этом заказчик на свое усмотрение может обозначать список закупок малого объема. Но в таком случае присутствует ряд суммовых ограничений на объемы, которые могут не подпадать под необходимость организации полноценного тендера, т.е. без «проведения процедуры закупки». Соответственно, согласно ч. 15 ст. 4 Закона 223-ФЗ, малой закупкой будет признана закупка, сумма которой не будет превышать 100 тыс. руб. — для компаний, выручка которых за год не превышает 50 млрд. руб. В ином случае малой будет признана закупка, сумма которой — не более 500 тыс. руб.

Согласно последним нововведениям проводить закупки малого объема по 44-ФЗ в 2021 году станет еще выгоднее. С 1 апреля 2021 года вступило в силу Положение, в соответствии с которым малые закупки в электронной форме можно проводить на сумму вплоть до 3 млн. рублей. А это означает, что расширятся возможности для поставщиков и закупщиков. И спрос на данный вид электронных закупочных процедур значительно возрастет. Также как и спрос на разработку соответствующих корпоративных электронных торговых площадок.

Как работает современный электронный магазин малоценных закупок

Электронный магазин закупки в малых объемах и принцип его работы проще всего раскрыть на примере реально работающей системы. К примеру, Почта России публикует процедуру по закупке кресел для какого-либо из своих филиалов. Почему это удобнее сделать именно через систему собственного электронного магазина малых закупок? Потому что таким образом нет необходимости формировать сложный контракт через неповоротливую классическую ЭТП, которая, в принципе, предназначена для куда больших объемов закупаемых товаров и услуг. Также, нет нужды проводить все операции и перенаправлять заказы через центральный офис. Поскольку эти кресла сразу будут доставлены в филиал, и собственный ЦФО (Центр Финансовой Ответственности) данного подразделения будет напрямую оплачивать заказ. Поэтому, идеальным оказывается вариант с исполнением регулярных малых закупок через собственную специализированную онлайн-систему.

Конкурсы без конкуренции

​Более 65% закупок, попавших в категорию «иные», Минфин определяет как неконкурентные, но не обязательно все они осуществлялись неконкурентным способом, считает эксперт Института государственного и муниципального управления ВШЭ Марина Турчан.

«Часто заказчики добавляют в наименование способа закупки название электронной площадки, самой компании-заказчика, ссылки на положения о закупках, указывают подробности проведения процедуры определения поставщика и многое другое», — приводит пример Турчан.

Второй по популярности неконкурентный способ — закупка у единственного поставщика, он использовался в 31,1% от общего числа закупок в 2017 году.

Однако Минфин выделяет еще один способ оценки стоимости объема заключенных договоров — через анализ ежемесячной отчетности заказчиков. Он составляет 18,7 трлн руб., и Минфин не поясняет причины столь большого расхождения.

При этом по сравнению с 2016 годом объем закупок у единственного поставщика сократился в денежном выражении — с 10,4 трлн руб. в 2016 году до 9,6 трлн руб. в 2017 году, но вырос в процентном — до 51,6%.

В 2016 году он составлял 49%.

Читайте также:  Как заключить договор социального найма

Причина такого высокого уровня закупок у единственного поставщика может крыться в специфике заказчиков, предполагает генеральный директор электронной торговой площадки «РТС-тендер» Владимир Лишенков. Госкомпании, особенно из числа топ-5 заказчиков, часто закупают высокотехнологичную продукцию, поставщиков которой на рынке действительно мало, размышляет Лишенков.

«Роснефть» — лидер закупок

На долю топ-5 крупнейших заказчиков в 2017 году пришлось более половины всех закупок, осуществляемых в соответствии с 223-ФЗ, отмечает Минфин, их объем составил 9 трлн руб. Большая часть закупок — на 7,7 трлн руб.

— пришлась на «Роснефть» и связанные с ней компании — «Башнефть», АО «РН-Транс» и ООО «РН-Юганскнефтегаз», следует из данных Минфина. На втором месте в топ-5 находится РЖД с объемом закупок 1,3 трлн руб. (5-е место в 2016 году, объем закупок — 0,4 трлн руб.).

ПАО «Газпром», в 2016 году занявший второе место (закупки на 1 трлн руб.), по итогам 2017 года в топ-5 не вошел.

Рост объема закупок «Роснефти» можно объяснить запуском новых разведывательных проектов, предполагает Владимир Лишенков. Ключевые заказчики, такие как «Роснефть», влияют на весь рынок, указывает он. «Рост — это та динамика, которая привлекает в отрасль новых участников, что влияет на конкурентность корпоративных закупок в целом», — считает Лишенков.​

Госзакупок становится меньше

По сравнению с 2016 годом объем госзакупок сократился с 21,1 трлн до 18,7 трлн руб. Это объясняется тем, что в 2017 году кардинально изменилась закупочная деятельность унитарных предприятий, теперь она регулируется 44-ФЗ, указывает Марина Турчан; требование не коснулось только федеральных государственных унитарных предприятий, перечень которых утвердило правительство.

Неторговые закупки: ограничение конкуренции или путь к эффективности?

07.07.17

Зачем нужны запросы котировок и запросы предложений, если можно обойтись старыми добрыми конкурсами и аукционами? Не являются ли неторговые закупки всего лишь «ширмой» для того, чтобы протащить своего поставщика в обход норм о торгах, стоящих незыблемой крепостью на страже честной конкуренции? И чем вообще регулируются эти непонятные неторговые закупки?

Дмитрий Казанцев, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center

Не для кого не секрет, что сегодня заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, почти две трети своих закупок проводят некими «иными способами». Этим иным способам несть числа – счёт возможным вариантам идёт на сотни – и среди них попадаются весьма экзотические процедуры.

Почти всё это разновидности т.н. «неторговых закупок», т.е. закупок, не являющихся торгами в смысле ст. 447 ГК РФ.

И эта экзотика оценивается контролёрами как способ под благовидным предлогом псевдоконурентной закупки провести процедуру, победитель которой заранее известен заказчику.

Сложно не согласиться с тем, что лучшим способом «замаскировать» прямую закупку под видом псевдоконкурентной будет изобретение экзотических способов из серии «гештатльт-исследование рыночного поведения поставщиков». Однако всё же преувеличением кажется приравнивать к таким махинациям использование всякого способа закупки, не упомянутого в Законе № 94-ФЗ.

Равнение на Закон № 94-ФЗ?

Почему вспоминается именно Закон № 94-ФЗ? Дело в том, что сегодня в ЕИС способы закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ, классифицируются следующим образом: «открытый конкурс», «открытый аукцион в электронной форме», «открытый аукцион», «запрос котировок» либо «закупка у единственного поставщика». В этом закрытом наборе из пяти вариантов без труда угадывается перечень способов закупок в том виде, в котором он существовал в Закона № 94-ФЗ на момент его отмены.

Не удивительно, что почти две трети закупок, проводимых по Закону № 223-ФЗ, были 2016 году отклассифицированы ЕИС как «другие способы закупок», а на долю поименованных в Законе № 94-ФЗ способов пришлось суммарно лишь чуть более 6% закупок.

В «другие способы» при этом попали не только конкурсы с переторжкой и аукционы с предквалификацией, но и такие вроде бы легализованные Законом № 44-ФЗ способы закупок, как двухэтапный конкурс и запрос предложений.

Разумеется, там же, в «других способах» стоит искать все неторговые, хотя и вполне конкурентные способы закупки, название которых отличается от словосочетания «запрос котировок».

Собственно, если идентичный по своему статусу запросу котировок способ выбора поставщика назван заказчиком по образцу Договора ЕАЭС запросом ценовых предложений, то он тоже попадёт в раздел «другие закупки».

Все ли они являются заведомо неконкурентными?

Неторговые способы и конкуренция в закупке

Проблема не в неторговых закупок как таковых, а в архаичном или заведомо недобросовестном использовании отдельными заказчиками неторгового инструментария. Однако от недобросовестного заказчика не застрахованы и торги – и решение здесь не в ограничении закупочного инструментария, а в превентивности контроля и неотвратимости наказания.

Но если мы говорим не о злом умысле, то именно неумение пользоваться современными инструментами выхолащивает саму суть неторговой конкурентной закупки.

И прежде всего речь идёт о неумении или нежелании пользоваться современными электронными технологиями, облегчающими доступ поставщиков к закупкам, стимулирующим конкуренцию при их проведении и повышающими шанс оперативного выявления злоупотреблений о стороны недобросовестных участников. Представляется, что использование современных, прозрачных электронных неторговых способов куда лучше, чем их тотальный запрет.

Если говорить собственно об электронных неторговых закупках, то, например, на крупнейшей из числа специализирующихся на Законе № 223-ФЗ площадке (B2B-Center) в 2016 году в каждой неторговой процедуре в среднем участвовали трое поставщиков, что вполне позволяет признать её конкурентной.

Что до эффективности, то даже если использовать такой простейший способ её измерения, как снижение начальной (максимальной) цены контракта по результатам закупки, то опять же рамках неторговых электронных закупок на той же площадке в 2016 году размер такого снижения приближался к 12% — показатель, которого по данным ЕИС в том же году не удалось достичь государственным и муниципальным заказчикам ни в одном регионе за пределами Крыма.

и значение неторговой закупки

Не только стремление отдельных заказчиков нивелировать конкуренцию в неторговой закупке может вызвать подозрение.

Случается, что заказчики берут от неторговой закупки одно название, стремясь тем самым минимизировать свои обязанности, в т.ч. обязанности по заключению договора.

Но если во всём остальном такая закупка неотличима от торгов, то справедлива и её классификация именно в качестве торговой закупки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *