- КОАП

Может ли самозанятый получить лицензию на такси?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли самозанятый получить лицензию на такси?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для того чтобы самозанятый в такси получил лицензию, необходимо изначально позаботиться о внешнем виде и оснащении своего автомобиля. Для разных регионов действуют разные правила оформления транспортного средства, но лицензия такси для самозанятых в Москве подразумевает необходимость окрашивания автомобиля в желтый цвет с характерными шашечками. В Московской области цвет авто должен быть указан в СТС (белый+желтый+cерый). В салоне машины должно находиться специальное оборудование, чтобы иметь возможность не только принимать заказы, а и рассчитывать их стоимость согласно действующим тарифам. При этом водитель должен обладать необходимым стажем вождения, что является одним из обязательных условий получения разрешения.

Лицензия на такси самозанятого без статуса ИП

Второй вариант получения легальной работы в такси для гражданина, если он не является ИП и не может оформить лицензию на себя в установленном порядке — заключение договора с таксомоторной компанией. Он может работать на нее по трудовому договору как обычный наемный сотрудник (уплачивая 13% НДФЛ с заработка), или как самозанятый — но только по гражданско-правовому соглашению. В обоих случаях возможна работа на машине, принадлежащей самому физлицу. Но, поскольку лицензию на такси человек, не имея статуса ИП, оформить не сможет, он «делегирует» право на ее оформление работодателю, предоставляя (по отдельному договору) свою машину ему в аренду.

Рассмотрим, как работает лицензия такси для самозанятых, пользующихся услугами одного из крупнейших агрегаторов таксомоторных услуг — Яндекс.Такси.

Как самозанятому работать в такси в 2021 году?

У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.

  1. Работа в таксопарке

    По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.

  2. Сотрудничество напрямую с агрегатором

    При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.

    При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.

  3. Поиск заказов самостоятельно

    Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.

Можно ли самозанятому работать в такси?

Поскольку, такое явление, как «самозанятость», появилось относительно недавно, у многих водителей остается много вопросов ввиду нестыковок и противоречий в нормативно-правовых актах.

Известно, что деятельность по перевозке людей регламентируется Федеральными законами РФ. Так, по 69 –ому ФЗ заниматься перевозкой багажа и пассажиров в такси легкового типа можно только при наличии специального разрешения (лицензии). Которое, могут получить лишь ИП и юридические лица. А вот, какого-либо упоминания в документе о самозанятых в такси нет. И, казалось бы, на этом можно было бы поставить точку и категорично ответить, что данная категория не имеет права работать по данному направлению. Однако, не стоит торопиться с выводами.

При ответе на заданный вопрос стоит учитывать, что:

  • Российское законодательство построено по принципу «разрешено все, что не запрещено». А вот явного запрета на перевозку людей и грузов для самозанятых не установлено;
  • Последние изменения к 69 –ому ФЗ датируются 2014 годом, а программа по НПД запущенна лишь в 2019. Вероятно, к началу эксперимента не были готовы поправки по всем действующим ФЗ и в скором времени будут внесены дополнения.
  • На законодательном уровне термин «самозанятый» не закрепляется ни в одном документе. Как следствие, установить запрет для официально не существующей категории лиц невозможно.

Таким образом, единственным проблемным вопросом, который может возникнуть – это получение лицензии. Хотя, некоторые граждане пренебрегают данным аспектом, штрафы за подобные нарушения достаточно велики. Что делает нелегальные перевозки крайне невыгодными.

Читайте также:  Образец заполнения путевого листа

Нормативно-правовая база

Деятельность самозанятых граждан регулирует закон №422-ФЗ. Этот нормативный акт «обкатывается» пока в четырех регионах РФ и позволяет представителям микробизнеса не открывать ИП или ООО, но регистрироваться в качестве налогоплательщиков, платить налоги и пользоваться социальными услугами от государства.

Деятельность по перевозке людей регулируется Федеральным законом № 69-ФЗ (в 2019 году ожидается внесение в него существенных изменений). Этот закон в быту носит название «Закона о такси», хотя по сути он таковым не является. Этот правовой акт вносит поправки в другие законы и акты, но эти поправки коренным образом изменяют существовавшую ранее сферу деятельности таксомоторных предприятий.

Статья 9 является по сути отдельным законом, регулирующим правила организации перевозок пассажиров легковым транспортом. В этой статье регламентируется:

  • необходимость и порядок получения разрешений на такси;
  • требования к автомобилям, перевозящим людей;
  • контроль над организацией таксомоторных перевозок со стороны госорганов.

Какие налоги нужно оплачивать

В соответствии с законом, самозанятые перевозчики должны уплачивать налог с получаемого дохода. Если его нет, то и платить не придется.

По индивидуальным заказам, а также при оплате наличными или через терминал вычет составит 4 %. При оформлении поездок для организаций или компаний налог будет 6 %. Уменьшить выплаты можно, оформив налоговый вычет.

Таким образом, с введением в действие закона о самозанятости население получило возможность легально заниматься предпринимательской деятельностью, оплачивая минимальный налог. Что касается такси, то этот вопрос очень долго был камнем преткновения. Благодаря тому же закону многие проблемы были решены, и водители без проблем занимаются частной деятельностью, просто пройдя регистрацию в качестве самозанятого и получив лицензию.

Картина следующая: по закону, НПД и легальное занятие пассажирскими перевозками друг с другом не монтируются, на практике же, как суслик из анекдота — «а они есть». То есть агрегаторы в открытую предлагают сотрудничество самозанятым гражданам, однозначно понимая, что это нарушение. Но по общему молчаливому согласию закрывают глаза, причем все: и водители, и сервисы, и государство.

Пока система работает и дает заработать другим; отзывы о самозанятых в Яндекс.Такси и у других посредников разные: кто-то доволен сотрудничеством, кто-то — нет. Но и тем, и другим важно понимать: это очень условная, ситуативная легализация. И если завтра государство решит навести в ней порядок, останется только гадать, как это наведение будет выглядеть.

Работа в такси без лицензии или разрешения

Пока ещё штрафы за перевозку пассажиров без разрешения не так высоки – 5 000 рублей по ст. 12.3 КоАП РФ. Однако здесь есть такой нюанс, на который не все обращают внимание. Комментируемая статья имеет следующую редакцию: «…не имеющим при себе разрешения…».

То есть, штраф в 5 000 рублей взыскивают, если разрешение было выдано, но на момент проверки у водителя при себе его не оказалось. Если же разрешение на такси вообще не оформлялось, потому что у водителя нет статуса ИП (или учредителя ООО), то санкция за такое правонарушение указана в статье ст. 14.1 КоАП РФ. Она предусматривает не только штраф от 2 000 до 2 500 рублей, но и возможную конфискацию орудия производства, в данном случае автомобиля. Такое мнение высказано в Обзоре судебной практики Верховного Суда за 4 квартал 2013 года.

Контроль за деятельностью такси возложен на сотрудников полиции и госорганов в сфере дорожного хозяйства и транспорта.

Что нужно водителю для работы в такси

Согласно действующему законодательству, самозанятые граждане не имеют права работать на условиях трудового договора, поскольку в этом случае между работодателем и водителем возникают трудовые отношения. Такая форма противоречит самозанятости и подписанному налогу на профессиональный доход.

Начать официально работать в агрегаторе без соглашения могут только автолюбители, которые заключили договор с таксопарком, представляющим интересы агрегатора. Для этого подписывается договор, на основе которого водитель перевозит пассажиров за установленное вознаграждение.

С помощью договора-оферты, который предлагают крупные агрегаторы, водитель может заключить аренду такси для самозанятых в Москве с любым таксопарком. Это можно сделать через приложение или в офисе. После подписания договора автолюбитель имеет законное право заниматься извозом пассажиров и их личных вещей.

Сколько стоит лицензия на такси для самозанятых

Вид услуги

Описание

Стоимость

Консультации

Вы получаете консультацию у нашего юриста по любым вопросам

От 1 900

Сбор документов

Юрист самостоятельно собирает и подготавливает все документы для подачи в транспортную инспекцию

От 3 000

Проверка автомобилей на соответствие требованиям

Наши специалисты проверяют транспортные средства на предмет нарушений, дают рекомендации по их устранению

От 2 500

Подключение к агрегаторам

Если вы хотите работать с агрегаторами (например, Яндекс), мы вам поможем в этом

От 2 000

Установка таксометра

Если не планируете взимать фиксированную плату, вам понадобится программное обеспечение (счетчик)

От 3 000

Оформление лицензии на такси для самозанятых «под ключ»

Вы полностью отстраняетесь от оформления лицензии, и все вопросы по ее получению мы берем на себя

От 3 000

Ограничения для самозанятых

Казалось бы, самозанятость в Казахстане должна решить главную проблему — чтобы открыть маленький бизнес стало проще. Но это не совсем так. Не каждое дело подходит под критерии самозанятости. Например, пошить платье вы можете как самозанятый. А вот сделать своими руками украшение — только как ИП. Хотя обе сферы творческие и очень похожи.

Ограничения при самозанятости:

  • Вы не имеете права работать на коммерческой территории. А проще говоря — можно работать только у себя дома. Допустим, вы собрали урожай на огороде. Как реализовать продукцию? Проще всего было бы сдать в магазин. Но самозанятый не может продавать свои товары в магазине, так как магазин — это не физическое лицо, а юридическое. Остаётся устроить «рынок» прямо на своём огороде и каким-то образом заманить на него покупателей. То же самое касается и остальных видов деятельности. Хотите устроить ремонтную мастерскую? Пожалуйста, но только у себя дома. Если же вы приобрели специальное помещение для мастерской, то работать в нём сможете только в статусе индивидуального предпринимателя.
  • Вы не сможете сдать в аренду гараж, компьютер, электросамокат и прочее имущество. Только квартиру или дом.
  • Нельзя оказывать услуги нотариуса, адвоката, судебного исполнителя и медиатора. Для этих видов деятельности необходимо регистрировать ИП.
Читайте также:  Как составить должностную инструкцию

Как получить лицензию?

Если говорить о порядке получения лицензии на такси или разрешения на перевозку пассажиров, то стоит обратиться к ФЗ №69. В нем указано, что такое разрешение может быть выдано ИП и юрлицам. Иными словами, обычному гражданину без оформленного ИП разрешение не дадут. Отсюда следует, что самозанятый гражданин без ИП и разрешения, который осуществляет на своем автомобиле перевозку граждан, нарушает закон.

Как же все-таки самозанятому получить лицензию? В первую очередь потребуется зарегистрироваться в качестве ИП. На перевозку пассажиров и багажа в такси должно быть выдано законное разрешение, которое отражается в базе данных ГИБДД, Минтранса и ЦОДД.

После того как самозанятый гражданин получает допуск к занятию предпринимательством, он вправе получить лицензию. Даже при условии, что гражданин получит статус самозанятого, но не будет иметь разрешения на автомобильную перевозку, он не вправе работать в такси. В противном случае это может обернуться штрафом и лишением водительского удостоверения.

Преимущества и недостатки

Для самозанятых таксистов существуют следующие плюсы:

  • самозанятые предприниматели освобождены от уплаты НДС;
  • в течение времени, когда гражданин применяет самозанятость, он не платит за себя страховые взносы;
  • низкая ставка НДС в размере 4% или 6%, которая зависит от статуса клиентов, которым оказываются услуги.

Минусы состоят в следующем:

  • ИП, которые применяют упрощенку, в течение первых 2 лет после регистрации вправе воспользоваться такой возможностью как налоговые каникулы, введенные в некоторых регионах. Самозанятым также предоставляются определенные бонусы, но полностью от налогов они не освобождаются;
  • Предприниматели, которые не являются самозанятыми, вынуждены платить за себя страховые взносы, чтобы получить требуемый для выхода на пенсию стаж. В общем случае период самозанятости не засчитывается в пенсионный стаж.

Требования к автомобилю

Условия работы в такси считаются не слишком жесткими, но для ведения деятельности в этой области должны учитываться некоторые требования. Они предъявляются к машине, которая используется для перевозки людей. Поэтому должны соблюдаться следующие условия:

  • исправное техническое состояние машины;
  • наличие диагностической карты, причем техосмотр должен проводиться раз в полгода;
  • проверка состояния автомобиля перед каждой сменой;
  • на машине должны иметься определенные предметы, с помощью которых можно понять, что она используется для предоставления услуги такси, для чего наиболее часто наносится специальная схема на борт авто;
  • на крыше устанавливается фонарь оранжевого цвета.

В некоторых регионах администрация предъявляет другие требования к машинам, которые применяются таксистами. Эти требования обычно относятся к расцветке автомобилей или к их характеристикам.

Эксперты за легализацию таксистов-физлиц

Исполняющая обязанности уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей Венера Камалова рассказала «Реальному времени», что ограничения по самозанятости для таксистов действительно есть, но проект поправок в законодательство о такси уже готов и находится на рассмотрении.

— Действительно, сегодня самозанятые таксисты столкнулись с системной проблемой законодательства — они как физические лица не могут получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Закон в принципе не дает им такой возможности — получить разрешение может только официальный индивидуальный предприниматель. Рынок перевозок восполнил этот пробел через так называемую «арендную схему», когда организация либо индивидуальный предприниматель берет в аренду транспортное средство у физлица, получает для него необходимое разрешение на перевозку, а дальше водитель работает фактически самостоятельно, — рассказала Камалова. — Тем не менее отсутствие единого подхода в регулировании правового статуса самозанятых ограничивает возможности для развития самозанятости в сфере работы такси. Проект поправок в закон, которые позволяют получать разрешения на работу такси самозанятым физическим лицам, сейчас находится на рассмотрении в федеральных ведомствах.

Той же точки зрения придерживаются и в популярном агрегаторе «Яндекс.Такси».

Несмотря на ограничения, число самозанятых таксистов растет

Но пока поправки не приняты, отрасль частных пассажироперевозок вынуждена развиваться стихийно и, в некоторой степени, нелегально. И инструмент самозанятости играет в этом процессе не последнюю роль.

Во-первых, несмотря на законодательные ограничения, количество самозанятых таксистов растет. Если год назад крупнейший в России агрегатор «Яндекс.Такси» сообщал «Реальному времени» о 1 200 самозанятых таксистах, работающих в Татарстане, то теперь, по данными республиканского Минтранса, их более 10 тысяч.

— Это больше 15 прцентов зарегистрированных «самозанятых» в целом по республике (более 64 тысяч человек), — уточнили «Реальному времени» в пресс-службе министерства. — В Татарстане стояла серьезная задача — максимально привлечь самозанятых лиц к участию в проекте. У Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ — это возможность «вывода из тени» лиц, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров личным автотранспортом (таксисты).

Читайте также:  С какого возраста берут в ясли — плюсы и минусы яслей

А в «Яндекс.Такси» число самозанятых таксистов, выполняющих заказы клиентов, в целом по стране выросло до 107 тысяч.

— «Яндекс.Такси» был первым федеральным партнером ФНС по подключению самозанятых. По последним данным в России более 107 тысяч самозанятых водителей-партнеров выполняют заказы сервиса «Яндекс.Такси». А всего в России зарегистрировано порядка 400 тысяч самозанятых. Компания ведет активную работу по подключению к платформе самозанятых таксистов в республике Татарстан, в частности, теперь такая возможность появилась не только у таксистов, но и у курьеров, которые работают с сервисом «Яндекс.Еда», — рассказал Петр Диденко.

Сколько дней можно находиться иностранцу в Казахстане без регистрации?

Регистрация иностранцев в Казахстане регламентируется законом № 477-IV от 22.07.2011 г. «О миграции населения». В зависимости от гражданства, иностранцу для пребывания в Казахстане может потребоваться виза, а если у иностранца гражданство государства, с которым у Казахстана заключено соглашение о безвизовом порядке въезда и пребывания, виза не нужна. Для граждан стран СНГ и ЕАЭС предусмотрены отдельные условия (безвизовый режим и более продолжительные сроки пребывания в стране без регистрации).
Рассмотрим порядок регистрации иностранцев не из стран СНГ.

Так, согласно п.17 Правил въезда и пребывания иммигрантов в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан, утвержденных Постановлением Правительства РК №148 от 21.01.2012 г. пребывать в Казахстане без виз могут граждане ряда стран Юго-Восточной Азии, Европы, Ближнего Востока и США.

При этом безвизовый режим для них действует при соблюдении одновременно двух следующих условий:

  • период их пребывания в Казахстане не превышает 30 календарных дней с момента пересечения границы РК;
  • суммарный период их пребывания в Казахстане не превышает 90 календарных дней в течение каждого периода в 180 календарных дней.

Иностранцы из стран, с которыми заключено соглашение о безвизовом режиме, освобождены от регистрации в Казахстане в течение 30 календарных дней. Для иностранцев пребывающих на срок свыше 30 суток требуется получение разрешения на временное проживание (РВП). РВП оформляет принимающая сторона. Сам иностранец для его получения никуда не обращается. Выглядит РВП как вкладыш в паспорт иностранного гражданина на время проживания с указанием причины въезда.
Если РВП не оформить, то по истечении 30 -дневного срока (при этом параллельно ведется и суммарный учет -суммарно за полгода он не должен превышать 90 суток) иностранцам требуется покинуть страну. Следующий въезд будет разрешен на ранее, чем через 90 календарных дней, то есть раз в полгода.
Если иностранец- гражданин страны, с которой у Казахстана нет соглашения о безвизовом режиме, он предварительно оформляет визу на въезд в страну, а по истечении 30 дней также может получить РВП.

Что касается граждан СНГ и ЕАЭС, то им не требуется наличие виз, а также для них установлены более длительные сроки пребывания в стране. Так, на срок до 90 дней в Казахстане без визы и без регистрации могут пребывать граждане:

  • Азербайджана;
  • Армении;
  • Беларуси;
  • Грузии;
  • Кыргызстана;
  • Молдовы;
  • России;
  • Украины.

Для въезда гражданам РФ можно воспользоваться внутренним паспортом гражданина Российской Федерации, либо можно предъявить загранпаспорт с неистекшим сроком действия. Гражданам других стран СНГ потребуется загранпаспорт.
Важно: Даже если срок безвизового пребывания для граждан СНГ в Казахстане составляет 90 дней, им все равно придется зарегистрироваться в миграционной службе через 30 дней пребывания.

Порядок регистрации иностранцев-граждан ЕАЭС и СНГ следующий (аналогично иностранцам из других стран):

  • в течение 3-х суток после въезда принимающая сторона в Казахстане уведомляет миграционную службу о прибытии иностранца (вне зависимости от его гражданства и цели пребывания);
  • на 30-й день пребывания нужно зарегистрироваться в миграционной службе. При этом срок нахождения в Казахстане продлевается еще на 60 календарных дней. Итого иностранец может находиться в стране до 90 календарных дней (30 иностранец уже пробыл в стране до получения РВП, и еще 60 получает дополнительно). В течение этих 90 дней иностранец из стран ЕАЭС может получить также РВП.

Важно: Срок 90 дней действует не для всех стран СНГ. Так, для граждан Армении, Беларуси, Кыргызстана, России, Азербайджана и Таджикистана РВП можно оформить в течение 90 дней со дня въезда в Казахстан. А для граждан Узбекистана — в течение 30 календарный дней с момента въезда в Казахстан.
После истечения 90 дней (если РВП не получено) гражданин обязан выехать за пределы Казахстана. Повторное посещение Казахстана возможно только по истечении еще 90 календарных дней с момента выезда из страны.
Если нарушить миграционное законодательство Казахстана (не выехать через 30 дней, не получив РВП, или не выехать через 90 дней, получив РВП) иностранцам грозит ответственность по ст.517 КоАП РК.

Согласно п.3 и п.4 ст.517 КоАП РК за невыезд с территории РК после истечения срока, установленного законодательством, предусмотрено:

  • в течение 3 суток – предупреждение;
  • свыше 3 до истечения 5 суток – штраф 10 МРП;
  • свыше 5 до истечения 10 суток – штраф 15 МРП.
  • при превышении 10 суток – 25 МРП либо административное выдворение за пределы Республики Казахстан.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *