- КОАП

Особенности осуществления и учета капитальных вложений (Марова О.)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности осуществления и учета капитальных вложений (Марова О.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1456 утверждены Правила осуществления в 2013 г. за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в объекты капитального строительства государственной собственности РФ федеральных бюджетных и автономных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий (далее — Постановление N 1456, Правила N 1456).

Условия субсидирования

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам.

Показатели государственного (муниципального) задания используются:

  • при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг;
  • для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным и автономным учреждениям.

КОСГУ для продукции, товаров

По каким подстатьям статей 340, 440 КОСГУ отражать поступление и выбытие товаров и продукции, например, являющихся для покупателей основными средствами?

В нормативных документах, методических рекомендациях по применению КОСГУ и письмах Минфина России в настоящий момент данный вопрос не разъяснен.

Есть две позиции:

  • для продавца вся реализуемая продукция и товары – это товар, поэтому их следует отражать по подстатье КОСГУ 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»;
  • подстатья КОСГУ определяется по виду материального запаса.

Способы финансового обеспечения капитальных вложений

Постановлением N 1456 предусмотрено, что федеральные органы государственной власти (государственные органы), осуществляющие функции и полномочия учредителя или права собственника имущества федеральных автономных учреждений, при осуществлении бюджетных инвестиций (капитальных вложений) в 2013 г. вправе:

а) предоставлять учреждениям субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между органами власти — получателями средств федерального бюджета и учреждениями в соответствии с Правилами N 1456;

б) передавать по решению Правительства РФ учреждениям на основании соответствующих соглашений (договоров) осуществление на безвозмездной основе своих полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени РФ в лице органа власти государственных контрактов в соответствии с Правилами N 1456.

Кроме того, органы власти вправе принять решение о сохранении порядка предоставления инвестиций, установленного для получателей средств федерального бюджета при условии соблюдения ими следующих положений:

  • ведение учреждениями бюджетного учета должно производиться в соответствии с Инструкцией N 162н , составление и представление годовой, квартальной и месячной бухгалтерской (финансовой) отчетностей об исполнении федерального бюджета — в порядке, установленном Инструкцией N 191н ;
  • в заключаемых после 01.01.2013 государственных контрактах должны быть предусмотрены условия, позволяющие реализовать с 01.01.2014 соответствующие способы финансового обеспечения бюджетных инвестиций (капитальных вложений), предусмотренные законодательством РФ, с внесением необходимых изменений в реестр контрактов в соответствии со ст. 18 Закона о госзакупках .

Внесение изменений в государственные контракты (договоры)

Какие изменения следует внести в государственные контракты (договоры), не исполненные на 01.01.2013, для реализации с 2014 г. соответствующих способов финансового обеспечения бюджетных инвестиций? В силу п. 5.1 Письма N 02-14-05/5145 в этих целях учреждениям следует внести следующие изменения в условия государственных контрактов (договоров), не исполненных на 1 января 2013 г., заключенных ими как получателями бюджетных средств:

  • при предоставлении им субсидии на осуществление капитальных вложений заменить сторону договора — Российскую Федерацию на учреждение, изменить вид договора — государственный контракт на контракт, заменить реквизиты единого счета федерального бюджета ОФК и лицевого счета получателя бюджетных средств на счет ОФК, на котором учитываются операции со средствами учреждений, не являющихся участниками бюджетного процесса, и лицевой счет учреждения;
  • при передаче учреждению органом власти своих полномочий государственного заказчика заменить наименование государственного заказчика — учреждения на орган власти, заменить реквизиты лицевого счета получателя бюджетных средств на реквизиты лицевого счета по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.

Как видим, механизм осуществления капитальных вложений менее всего изменился для казенных учреждений физкультуры и спорта. Основное новшество для них заключается в том, что при закупках, осуществляемых в рамках бюджетных инвестиций, с 2014 года необходимо руководствоваться Федеральным законом № 44-ФЗ (вместо утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ).

Для бюджетных и автономных учреждений более привычным окажется механизм предоставления субсидии на капвложения, поскольку в этом случае целевые средства расходуются по правилам, ранее уже применяемым в отношении субсидий на иные цели. А вот при реализации бюджетных инвестиций, сопровождаемой передачей полномочий госзаказчика, изменения будут наиболее значительными. БУ и АУ потребуется не только заключать государственные и муниципальные контракты, но и вести бюджетный учет, а также составлять бюджетную отчетность.

Читайте также:  Проверить штрафы ГИБДД по фамилии

Пунктом 1 ст. 170 НК РФ установлено, что суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав), не включаются в расходы при исчислении налога на прибыль организаций, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст.170 НК РФ.
В п. 2 ст. 170 НК РФ содержится исчерпывающий перечень операций, при которых суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). Операции, связанные с оплатой товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета, в указанном перечне не поименованы.
Таким образом, при оплате товаров (работ, услуг) за счет средств федерального бюджета суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), не могут быть учтены покупателем в составе расходов для целей налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина РФ от 19.03.2012 № 03-03-06/4/20).
Согласно пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях: при получении налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога, а также при возмещении затрат по уплате налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
При получении налогоплательщиком частичной компенсации затрат на приобретение товаров (работ, услуг) за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета, восстановление налога на добавленную стоимость производится в части полученных субсидий (Письмо Минфина РФ от 19.01.2012 г. № 03-07-11/15).

Общие понятия налогообложения грантов

Целевое финансирование в виде грантов не является объектом налогообложения и не включается в облагаемую прибылью или единым налогом базу (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Расходы, осуществляемые за счет средств полученного гранта, не учитываются в затратах, уменьшающих налогооблагаемую базу. В статье приводится точное понятие гранта, его назначения и организаций, предоставляющих целевые средства. Условия признания целевого поступления грантом указаны в таблице.

Признак Подробное описание
Характеристика гранта Передача средств производится безвозмездно и без возврата
Ограниченный перечень грантодателей Физические лица, некоммерческие организации и иностранные компании согласно перечня Правительства
Виды исследовательских направлений Образование, искусство, культура и другие, приведенные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ

Из положений следует, что средства, предоставляемые коммерческими организациями, фондами или направленные на иные, не поименованные в перечне статьи, не могут признаваться грантами в целях налогообложения. Целевые поступления, не соответствующие условиям или не учитываемые отдельно, включаются в состав доходов предприятий.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Способы финансового обеспечения капитальных вложений

Постановление № 1456 и утвержденные им Правила осуществления в 2013 году бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее — Правила) определяют на 2013 год следующие способы финансового обеспечения капитальных вложений федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, осуществляющими функции и полномочия учредителя (собственника) имущества организаций (далее — органы власти):

  • предоставление организациям субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты в соответствии с соглашениями (договорами), заключаемыми между органами власти — получателями средств федерального бюджета, предоставляющими такие субсидии, и организациями (далее — предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений);
  • передача органами власти организациям на основании соответствующих соглашений (договоров) осуществления на безвозмездной основе полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации в лице органа власти государственных контрактов (далее — передача полномочий).

Особенности уточнения лимитов бюджетных обязательств

При планировании бюджетных ассигнований на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов главные распорядители средств федерального бюджета руководствовались действовавшим в 2012 году порядком планирования бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты. В этой связи указанные бюджетные ассигнования Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» (далее — Закон о бюджете) предусмотрены по кодам подгрупп 410, 420, 440 (в разрезе элементов) группы вида расходов федерального бюджета 400 «Бюджетные инвестиции» бюджетной классификации РФ.

Читайте также:  Как перейти на УСН с 2023 года

Вместе с тем бюджетные ассигнования на предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н (далее — Указания № 171н), отражаются по кодам подгруппы 460 (в разрезе элементов 461 «Субсидии на приобретение объектов недвижимости бюджетным учреждениям», 462 «Субсидии на приобретение объектов недвижимости автономным учреждениям», 463 «Субсидии на приобретение объектов недвижимости государственным унитарным предприятиям», 464 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства бюджетным учреждениям», 465 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства автономным учреждениям», 466 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственным унитарным предприятиям») вида расходов федерального бюджета 400 «Бюджетные инвестиции» бюджетной классификации РФ. В этой связи на основании п. 41 ч. 2 ст. 24 Закона о бюджете главные распорядители средств федерального бюджета в случае принятия решения об изменении предусмотренного Законом о бюджете способа финансового обеспечения капитальных вложений в объекты организаций представляют в Министерство финансов РФ в установленном порядке предложения по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета по перераспределению бюджетных ассигнований по соответствующим подгруппам (в разрезе элементов) вида расходов федерального бюджета 400 в пределах предусмотренных им бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций.

Внесение изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств в части бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации осуществляется Министерством финансов РФ в соответствии с п. 11.1.3 и 11.1.4 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 23 ноября 2011 г. № 159н (далее — Порядок № 159н). Оформление справок (ф. 0501055) согласно приложению № 5 к Порядку № 159н по основаниям, установленным п. 41 ч. 2 ст. 24 Закона о бюджете, осуществляется главным распорядителем средств федерального бюджета с присвоением кода вида изменений 083 (изменения, вносимые в связи с перераспределением бюджетных ассигнований по основаниям, установленным Законом о бюджете). Необходимо обратить внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов РФ от 24 декабря 2012 г. № 172н, главные распорядители средств федерального бюджета дополнительно представляют Справку об изменении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой на текущий финансовый год и на плановый период (ф. 0501073).

В случае принятия главным распорядителем средств федерального бюджета решения о передаче полномочий либо о сохранении на 2013 год порядка осуществления бюджетных инвестиций в объекты, аналогичного порядку, установленному для получателей средств федерального бюджета, бюджетные ассигнования на указанные цели отражаются по соответствующим кодам подгрупп 410 (в разрезе элементов 413 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям вне рамок государственного оборонного заказа», 414 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности бюджетным учреждениям в рамках государственного оборонного заказа» и 415 «Бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности автономным учреждениям»), 420 и 440 (в разрезе элементов 442 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества бюджетным учреждениям» и 443 «Бюджетные инвестиции на приобретение объектов недвижимого имущества автономным учреждениям») вида расходов федерального бюджета 400 «Бюджетные инвестиции» бюджетной классификации РФ.

Внимание! В этом случае внесения изменений в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств не требуется.

Условия заключенного государственного контракта, не исполненного на начало 2013 года, подлежат уточнению дополнительным соглашением, даже если способ финансового обеспечения не изменяется на указанную дату.

Внесение изменений в федеральную адресную инвестиционную программу

Внесение изменений в показатели федеральной адресной инвестиционной программы в части показателей, касающихся изменения способа финансового обеспечения, осуществляется в соответствии с Порядком внесения изменений в федеральную адресную инвестиционную программу, утвержденным приказом Мин­экономразвития России от 22 декабря 2010 г. № 673, с учетом положений Порядка № 159н:

  • в случае принятия решения о передаче полномочий в части замены государственного заказчика-организации на государственного заказчика — орган власти;
  • в случае принятия решения о предоставлении субсидии на осуществление капитальных вложений в части:
  • замены государственного заказчика-организации на заказчика-организацию;
  • изменения кода бюджетной классификации РФ на код подгруппы 460 (в разрезе элементов 461 «Субсидии на приобретение объектов недвижимости бюджетным учреждениям», 462 «Субсидии на приобретение объектов недвижимости автономным учреждениям», 463 «Субсидии на приобретение объектов недвижимости унитарным предприятиям», 464 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства бюджетным учреждениям», 465 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства автономным учреждениям», 466 «Субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственным унитарным предприятиям») группы вида расходов федерального бюджета 400 бюджетной классификации РФ.
Читайте также:  Установление отцовства после смерти отца: пошаговая инструкция 2022

Проводки при учете целевых субсидий

Корреспонденции по учету целевых субсидий будут аналогичны корреспонденциям по учту субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания.

Учитывая положения обновленных инструкций по бухгалтерскому учету в бюджетных (автономных) учреждениях, проводки при учете целевых субсидий будут следующими:

1. Дебет 5 (6) 205 52 (62) 000 Кредит 5 (6) 401 40 152 (162) — на основании заключенного Соглашения отражено начисление доходов будущих периодов в объеме целевой субсидии;
2. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 401 10 152 (162) — отражено признание доходов в виде целевой субсидии доходами текущего года в в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива);
3. Дебет 5 (6) 401 40 152 (162) Кредит 5 (6) 303 05 000 — отражено начисление задолженности по возврату в доход бюджета остатков предоставленных учреждениям целевых субсидий, образовавшихся в связи с недостижением целевых показателей (не выполнением условия при передаче активов), на основании отчета о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче активов).

*(1) Это:
— Приказ Минфина России от 29.11.2017 N 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления»;
— Приказ Минфина России от 08.06.2018 N 132н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения».

*(2) Приказ Минфина России от 27.02.2018 N 32н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы».

Субсидии на капитальные вложения кфо

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Строительные проекты характеризуются высокой стоимостью, а также длительностью и порой непредсказуемостью в ходе исполнения. Так, временно прекращенная стройка должна быть законсервирована, а во время строительства учредителем может быть принято решение о передаче незавершенного объекта другому учреждению. Это может произойти в том числе вследствие принятого решения о реорганизации учреждения и в ряде других случаев.

Комментарий к статье 78.2 БК РФ

Комментируемой статьей регулируются случаи и порядок предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.

Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13 утверждены Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 14 утверждены Правила принятия решений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 15 утверждены Правила принятия решения о предоставлении получателю средств федерального бюджета права заключать соглашения о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств на предоставление указанных субсидий.

«Официальная позиция»
В Письме Минфина России от 13.08.2014 N 02-02-04/40572 разъяснено, что если федеральному автономному учреждению будет предоставлена субсидия из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации в соответствии с БК РФ и Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий организациям на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и объекты недвижимого имущества, приобретаемые в государственную собственность Российской Федерации, планирование и осуществление ими закупок за счет указанных средств необходимо осуществлять в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пример покупки лизингового имущества.

  • Дт 76 Кт 86 — подписаны документы;
  • 51 76 — получены денежные средства;
  • 86 98 — отражение доходов будущих периодов;
  • 20 02 — амортизация;
  • 98 91 — часть субсидии учтена как внереализационный доход на амортизацию.

ООО “Апельсин” получило дотации на 1 млн рублей. Через год в результате проверки был выявлен нецелевой расход средств, и принято решение их вернуть.

Проводки будут следующими:

  • Дебет 86 Кредит 76 – 1 млн рублей — выставлена сумма к возврату;
  • 98.2 91.1. – 180 тыс. руб. — незаконно начисленный износ;
  • 91.1 86 – 180 тыс руб. — ликвидировано начисление амортизации;
  • 98.2 86 – 820 тыс руб. — восстановлен остаток субсидии;
  • 86 51 – 1 млн рублей — возврат фактически осуществлен.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *