- Льготы

Как добиться освобождения от исполнительского сбора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как добиться освобождения от исполнительского сбора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Данный сбор имеет четкую механику расчета. Так, каждый должник, не удовлетворивший требования по исполнительному документу добровольно в выделенный для этого пятидневный срок, обязан заплатить исполнительский сбор в размере 7% от суммы долговых обязательств. При этом, его сумма не может быть меньше 1 000 рублей для физических лиц, а для юридических лиц 10 000 рублей.

Когда не нужно платить исполнительский сбор

Долг не нужно выплачивать тогда, когда для этого нет оснований. То есть тогда, когда задолженность была оплачена должником в период для добровольного исполнения обязательств. Если исполнительский сбор все же был начислен, вероятно, произошла какая-то ошибка. Для того, чтобы приставы разобрались и отменили дополнительное взыскание, необходимо сообщить об этом, подав заявления в отдел ФССП. Сделать это можно посредством портала ГосУслуги.

Помимо этого сбор не налагается также на гражданина, который не имел возможности добровольного погашения обязательства перед приставами ввиду особых оснований. К таким основаниям относятся различные форс-мажоры. Такие, как стихийные бедствия, военные действия и так далее.

Кроме двух вышеуказанных оснований для освобождения от исполнительского сбора, законом предусмотрен ряд случаев, когда исполнительский сбор не начисляется.

Уважительные случаи освобождения от сбора

Российским законодательством предусмотрен ряд случаев, при которых должник освобождается от уплаты сбора. Так, повинность уплатить снимается, если гражданин предпринял все требующиеся от него действия, но в силу обстоятельств провести оплату у него не получилось..

К таким ситуациям можно отнести следующие:

  • уведомление о вынесении постановления было направлено не по месту действительного проживания гражданина;
  • средства не были перечислены из-за технических проблем со стороны банка;
  • работодатель долгое время задерживает заработную плату;
  • должник не находился в России на момент вынесения постановления;
  • обстоятельства непреодолимой силы не позволили должник исполнить требование суда в указанный срок.

При признании причины просрочки уважительной, с гражданина снимается обязанность добровольной уплаты исполнительского сбора.

Что такое исполнительский сбор у судебных приставов

Давайте разберемся с основным терминами и понятиями, с которыми вы столкнетесь в данной статье, итак:

Исполнительский сбор — это денежное взыскание, которое накладывается приставами. Сбор является аналогом штрафа, который назначается только за несоблюдение должником срока добровольного исполнения решения суда.

Исполнительное производство — это процесс принудительного исполнения судебных актов, выполняемый судебными приставами. В ходе этого процесса пристав может накладывать арест на банковские счета и имущество, обращать взыскание за зарплату и иные доходы, объявлять должника в розыск, принимать иные меры воздействия. Производство начинается после получения приставом заявления и исполнительных документов, а прекращается после погашения долга или исполнения иных предписаний суда.

Оспаривание постановление о взыскании исполнительского сбора в судебном порядке

Постановление о взыскании исполнительского сбора в силу прямого указания закона подлежит оспариванию в судебном порядке, а не путем подачи жалобы в порядке подчиненности старшему судебному приставу. Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, которым взыскан исполнительский сбор, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть. В случае отсутствия установленных законодательством оснований ответственности за нарушение обязательства суд может освободить должника от взыскания указанного сбора.

Каков размер исполнительного сбора ФССП?

Указанный сбор представляет собой ответственность должника в виде обязанности уплатить денежные средства в бюджет за неисполнение в соответствующий срок требований исполнительного документа.

Сбор составляет 7% от суммы, подлежащей взысканию с должника или стоимости имущества. Но размер соответствующего сбора не может быть:

  • ­ меньше 1 000 руб., если должником является гражданин или индивидуальный предпринимателей, и
  • ­ меньше 10 000 руб., если должником является организация.

Если должник обязан исполнить требование неимущественного характера, размер сбора при неисполнении требований в срок составит:

  • ­ 5 000 руб. для граждан и индивидуальный предпринимателей;
  • ­ 50 000 руб. для организаций.

Размер исполнительского сбора

Размер исполнительского сбора по взысканию денежных сумм единый — 7% от суммы долга по решению суда, но минимум 1000 рублей с должника — гражданина (в т.ч. ИП) и 10000 рублей с должника-организации. Эта сумма взыскивается сверх суммы долга по решению суда и зачисляется в федеральный бюджет.

Есть несколько нюансов по начислению исполнительского сбора:

  • По требованиям неимущественного характера (например, обязание выполнить какие-то действия — вселить, выселить, передать и т.п.) — исполнительский сбор фиксированный — 5000 рублей с граждан и индивидуальных предпринимателей и 50 тысяч рублей с организаций.
  • При частичном исполнении решения — исполнительский сбор будут считать от неисполненной части долга. Сумма берется на следующий день после окончания срока на добровольное исполнение.
  • По долгам в валюте — исполнительский сбор все равно взыскивается в рублях. Для расчета исполнительского сбора приставы переводят сумму долга из валюты в рубли по курсу ЦБ на дату постановления об исполнительском сборе (ч.7 ст.72 ФЗ об исполнительном производстве).
  • По алиментным долгам и другим периодическим платежам — исполнительский сбор считается отдельно по каждой сумме задолженности (п.4 ст.112, ч.5 ст.102 ФЗ об исполнительном производстве).
  • По решениям суда о взыскании долга и обращении взыскания на заложенное имущество — исполнительский сбор рассчитывается только от взыскиваемой суммы долга.

Комментарии к статье 112 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Суть исполнительского сбора

По сути, исполнительский сбор представляет собой меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства; он является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности). (извлечение из определения Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 N 419-О-П).


В пп. 74 – 79 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:

Читайте также:  Налоговые каникулы: ликбез для предпринимателей

Уменьшение исполнительского сбора, освобождение должника от его взыскания

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Исполнительский сбор при частичном исполнении должником исполнительного документа, при рассрочке исполнения

При частичном исполнении должником исполнительного документа по имущественным взысканиям, а также при рассрочке исполнения исполнительного документа исполнительский сбор должен быть исчислен исходя из величины неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения исполнительного документа.

Если должником не исполнено несколько имущественных и/или неимущественных требований, в том числе содержащихся в одном исполнительном документе, в силу части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований.

Исполнительский сбор рассчитывается только от подлежащей взысканию суммы без учета требования об обращении взыскания на залог

Если в исполнительном документе одновременно указаны подлежащая взысканию денежная сумма в связи с неисполнением должником обеспеченного залогом обязательства и требование об обращении взыскания на заложенное имущество, то при неисполнении должником в установленный для добровольного исполнения срок требования о взыскании денежных средств судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, размер которого рассчитывается только от подлежащей взысканию суммы (части 2, 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительский сбор при наличии только требования об обращении взыскания на заложенное имущество

Когда в исполнительном документе содержится одно требование об обращении взыскания на заложенное имущество, в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предлагает должнику в срок для добровольного исполнения представить документы, необходимые для реализации имущества, обеспечить доступ к имуществу для составления акта описи имущества или совершить иные действия, необходимые для обращения взыскания на заложенное имущество по такому исполнительному документу.

Несовершение должником указанных действий без уважительных причин в установленный срок является основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, размер которого определяется по правилам, установленным для исполнительных документов неимущественного характера (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительский сбор подлежит взысканию с правопреемника должника-организации и не подлежит взысканию с правопреемника должника-гражданина

По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Вопросы уплаты госпошлины

Статьей 112 Закона № 229-ФЗ (в отличие от ранее действовавшего Закона № 119-ФЗ) предусмотрено право должника обратиться в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.

При применении данной нормы, помимо вопросов, касающихся процессуальных моментов, порядка и сроков рассмотрения подобных заявлений, возник вопрос об оплате их госпошлиной. Указание в части 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ на возможность обращения должника в суд именно с иском по поводу указанных выше требований предусматривает, по общему правилу рассмотрения дел в порядке искового производства, уплату госпошлины.

Вместе с тем отношения по взысканию исполнительского сбора (в том числе и по его уменьшению) носят публично-правовой характер, поскольку исполнительский сбор по своей природе является штрафной санкцией, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий государства в связи с несоблюдением его законных требований.

Хотя обозначенным иском (в данном случае об уменьшении размера исполнительского сбора) напрямую не ставится вопрос о внесении каких-либо изменений в постановление судебного пристава исполнителя, суд опосредованно изменяет его, принимая решение об уменьшении размера исполнительского сбора.

Заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в силу статьи 329 АПК РФ государственной пошлиной не облагаются. Статьи 333.19, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации также не содержат положений, устанавливающих размер государственной пошлины при обращении в суд с названными заявлениями.

В основном, как показала практика рассмотрения дел данной категории, должник при обращении в суд с соответствующим иском госпошлину не уплачивает.

Уменьшить или отменить исполнительный сбор: помощь адвоката

Не всегда достаточным является принятие судом решения по делу. Ответчики довольно часто не исполняют судебные акты, и тогда взыскатели обращаются в службу судебных приставов, в целях принудительного исполнения должниками тех или иных требований, содержащихся в акте суда, в рамках исполнительного производства (подробнее про возбуждение исполнительного производства по ссылке).

Если должником добровольно не исполнено в установленный срок постановление пристава, то с него подлежит взысканию исполнительский сбор. Наш адвокат по исполнительному производству разъяснит: как уменьшить исполнительный сбор, полностью его избежать или обжаловать незаконное решение пристава — профессионально, на выгодно согласованных с Вами условиях и в срок.

Исполнительный сбор: уменьшение, освобождение, отмена

Отмена взыскания исполнительского сбора осуществляется при наличии следующих оснований:

  • отменен судебный акт, во исполнение которого было возбуждено исполнительное производство;
  • отмена исполнительного документа;
  • отмена постановления о взыскании сбора.

В случае, если исполнительский сбор отменен его возврат должнику осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.06.2008 N 550.

Читайте также:  Преждевременная выписка лица, временно прописанного в квартире

Для получения излишне уплаченной суммы сбора следует направить соответствующее заявление в территориальное подразделение ФССП, по постановлению которого денежные средства были взысканы.

К заявлению следует приобщить платежные реквизиты и документы основания возврата, например, решение суда. Срок возврата в соответствии с п. 6 указанного Постановления не должен превышать 30 дней с момента приема ФССП заявления.

Согласно п. 1 ст.

112 ФЗ № 229 «Об исполнительном производстве», исполнительским сбором считается денежное взыскание, накладываемое на должника при неисполнении требования по исполнительному документу в установленный для этого добровольный срок.

Сбор удерживается с должника по постановлению лица, ведущего в его отношении производство, утвержденного начальником ОСП. Такое постановление выносится при истечении срока для добровольного исполнения, который составляет:

  • 5 суток с момента получения лицом копии документа об открытии производства;
  • 1 сутки с момента получения копии, если документ подлежит немедленному исполнению: о взыскании алиментов, о выплате работнику зарплаты.

Сбор устанавливается в размере 7% от размера имущественного требования или стоимости подлежащего изъятию имущества, но не менее:

  • 1 тыс. рублей для должников – физлиц или ИП;
  • 10 тыс. рублей для должников – юрлиц;
  • 5 и 50 тыс. рублей для физлиц и юрлиц соответственно, если предъявлено неимущественное требование.

Согласно п. 5 ст. 112 ФЗ № 229, постановление о взыскании сбора не выносится, в том числе если:

  • исполнение конкретного действия перепоручено приставу из другого ОСП;
  • лист предъявлен повторно, а первоначальное постановление о взыскании сбора не было отменено;
  • предъявлен документ с требованиями об обеспечении иска;
  • предъявлен документ об административном выдворении;
  • предъявлен документ о привлечении к обязательным работам;
  • предъявлен документ о розыске ребенка;
  • предъявлен документ о взыскании задолженности с должника, который реструктурировал свой ипотечный долг.

Указанный сбор представляет собой ответственность должника в виде обязанности уплатить денежные средства в бюджет за неисполнение в соответствующий срок требований исполнительного документа.

Сбор составляет 7% от суммы, подлежащей взысканию с должника или стоимости имущества. Но размер соответствующего сбора не может быть:

  • ­ меньше 1 000 руб., если должником является гражданин или индивидуальный предпринимателей, и
  • ­ меньше 10 000 руб., если должником является организация.

Если должник обязан исполнить требование неимущественного характера, размер сбора при неисполнении требований в срок составит:

  • ­ 5 000 руб. для граждан и индивидуальный предпринимателей;
  • ­ 50 000 руб. для организаций.

Постановление о взыскании сбора должно быть направлено должнику. Данное постановление носит характер самостоятельного исполнительного документа и подлежит исполнению в рамках основного исполнительного производства.

Если основное исполнительное производство окончено, а сбор не уплачен должником, то одновременно с постановлением об окончании производства возбуждается исполнительное производство по неисполненному постановлению о взыскании соответствующего сбора.

Исполнительное производство по взысканию сбора не возбуждается:

  1. если исполнительный документ был возвращен взыскателю по основаниям, указанным в законе;
  2. если должник-организация ликвидируется и исполнительный документ направлен в ликвидационную комиссию;
  3. если должник-организация признана банкротом и исполнительный документ направлен конкурсному управляющему;
  4. если прекращено основное исполнительное производство по причине отмены судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ;
  5. если был отменен или признан недействительным исполнительный документ, на основании которого возбуждено производство.

Закон об исполнительном производстве говорит о возможности уменьшить сбор в судебном порядке, то есть должник должен обратиться с иском в суд об уменьшении указанного сбора.

Однако термин «иск» используется в законе об исполнительном производстве не совсем корректно, поскольку в районный суд подается административное исковое заявление, а в арбитражный суд – заявление.

ПОЛЕЗНО: при этом сбор может быть уменьшен судом только на одну четверть, то есть на 25%.

Жалоба в порядке подчиненности

В порядке подчиненности, это значит вышестоящему руководству. Обычно такие жалобы рассматривает старший судебный пристав – начальник районного ОСП.

Но если обжалуемое постановление было вынесено либо утверждено им, в таком случае жалобу нужно подавать заместителю или главному приставу субъекта РФ.

Жалобу можно подать как непосредственно лицу, которое будет ее рассматривать, так и через пристава, чье постановление обжалуется – он обязан передать ее в порядке подчиненности (ст. 123 ФЗ № 229).

У заинтересованной стороны есть 10 дней с момента вынесения обжалуемого постановления (или с момента как она узнала о его вынесении) на подготовку и подачу жалобы (ст. 122 ФЗ № 229).

Действовать нужно в следующем порядке:

  1. Ознакамливаемся с материалами исполнительного производства, делаем копии. Находим основания для обжалования постановления.
  2. Готовим жалобу на постановление судебного пристава. Она составляется в письменной свободной форме, с учетом требований ст. 124 ФЗ № 229. Потому в ней обязательно должны быть указаны:
  • должность и ФИО пристава;
  • реквизиты обжалуемого постановления;
  • ФИО и адрес заявителя;
  • основания, по которым обжалуется постановление;
  • требования лица, подавшего жалобу.

Пример удачно составленной жалобы смотрите здесь. К жалобе не обязательно прикладывать документы, ее обосновывающие. Если они имеют значение и не находятся в распоряжении пристава, тот вправе запросить их дополнительно (п. 3 ст. 124 ФЗ № 229).

  1. Направляем жалобу. Подать ее можно как лично в ФССП, так и направить по почте. Еще есть электронная приемная ФССП, через которую также принимаются жалобы. Но так как в законе указано, что обязательная ее форма – письменная, есть риск, что в ее рассмотрении могут отказать.
  2. Ждем рассмотрения. Ответственное должностное лицо обязано рассмотреть жалобу на постановление судебных приставов в срок до 10 дней с момента ее поступления (ст. 126 ФЗ № 229).
  3. Ждем копию постановления. Если жалоба частично или полностью удовлетворена, ответственное лицо выносит об этом постановление, которым отменяет частично или полностью постановление пристава. Затем, в 3-дневный срок с момента его вынесения, оно направляет копию такого постановления заявителю (ст. 127 ФЗ № 229).

ОБ ОЦЕНКЕ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА

Без достоверной оценки имущества должника спор о праве не может считаться разрешенным судом. При отсутствии такой оценки спорный характер рассматриваемых правоотношений сохраняется, а цели судопроизводства не могут считаться достигнутыми.

К таким выводам пришел суд кассационной инстанции по одному из дел в развитие пункта 50 Постановления N 50 при следующих обстоятельствах.

Индивидуальный предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к обществу о признании недостоверным отчета об оценке от 23.05.2016 N 114-5/2016 об определении рыночной стоимости 1/2 доли в праве на незавершенное строительством здание фитнес-центра.

На основании исполнительного листа от 16.03.2010 серии АС N 001363921, выданного Арбитражным судом Новгородской области, постановлением судебного пристава-исполнителя от 25.10.2012 в отношении предпринимателя (должника по исполнительному документу) возбуждено исполнительное производство.

Актом от 19.03.2014 судебным приставом наложен арест на имущество должника — 1/2 долю в праве общей долевой собственности на незавершенное строительством здание фитнес-центра.

В целях реализации арестованного имущества в рамках исполнительного производства обществом на основании заключенного с Управлением ФССП государственного контракта произведена оценка имущества должника и составлен отчет.

Согласно представленному обществом отчету об оценке рыночная стоимость 1/2 доли в праве общей долевой собственности на незавершенное строительством здание фитнес-центра составляет 6 346 557 руб. с учетом НДС.

Постановлением от 26.05.2016 судебный пристав-исполнитель принял результаты оценки в соответствии с названным отчетом, стоимость имущества должника определена в сумме 5 204 177 руб. (без учета НДС).

Читайте также:  Продление льготной ипотеки на 2023 год обсуждают в правительстве

Не согласившись с установленной обществом стоимостью объекта, предприниматель обратился в арбитражный суд в порядке искового производства с иском к лицу, производившему оценку.

Ранее в ходе исполнительного производства проводилась оценка указанного имущества должника.

В рамках дела N А44-822/2015 на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 19.12.2014 экспертом Новгородской торгово-промышленной палаты подготовлен отчет N 0660102316, согласно которому рыночная стоимость спорного имущества должника на дату проведения оценки (19.12.2014) составляет 8 050 847 руб. 46 коп. (без учета НДС).

Не согласившись с результатом оценки, предприниматель обратился в суд с иском о признании отчета недостоверным.

При рассмотрении дела N А44-822/2015 по ходатайству предпринимателя суд назначил судебную экспертизу. Согласно заключению эксперта-оценщика от 02.06.2015 N 17 рыночная стоимость имущества должника по состоянию на 19.12.2014 составила 22 649 000 руб.

Вместе с тем суд счел неприменимой установленную в ходе судебной экспертизы цену объекта для целей исполнительного производства ввиду истечения установленного законодательством шестимесячного срока действительности результатов оценки.

Решением суда первой инстанции по делу N А44-822/2015 отчет N 0660102316 признан недостоверным.

В рамках рассматриваемого дела судом также назначалась экспертиза о соответствии отчета об оценке от 23.05.2016 N 114-05/2016 законодательству об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.

В представленном суду первой инстанции экспертном заключении от 11.10.2016 N 34 сделан вывод о несоответствии оспариваемого отчета предъявляемым требованиям.

Решением суда первой инстанции иск предпринимателя удовлетворен, оспариваемый отчет об оценке признан недостоверным. При этом судом приняты во внимание результаты судебной экспертизы.

Постановлением апелляционной инстанции решение суда отменено, в удовлетворении иска отказано.

При этом суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам (пояснениям экспертов) установил достоверность оспариваемого отчета и его соответствие предъявляемым требованиям.

Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, предприниматель подал кассационную жалобу.

Суд кассационной инстанции поддержал выводы апелляционного суда, указав, что отказ апелляционного суда в иске обусловлен детальным и последовательным анализом доводов участников спора, выводов экспертов-оценщиков на предмет их соответствия Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральному стандарту оценки «Оценка недвижимости (ФСО N 7)», утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.09.2014 N 611.

Проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция пришла к выводу о том, что апелляционный суд при рассмотрении данного дела правомерно исходил из общих требований к оценке недвижимого имущества в рамках исполнительного производства, необходимости установления достоверной рыночной цены такого имущества посредством проведения процедуры оценки; установленная таким образом цена имущества обязательна для судебного пристава-исполнителя, но может быть оспорена в судебном порядке сторонами исполнительного производства.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (Постановление АС СЗО от 18.10.2017 по делу N А44-4945/2016).

В заключение надлежит признать, что в целом применение судами законодательства об исполнительном производстве отвечает его официальному толкованию. Отдельные судебные ошибки устраняются посредством кассационной проверки, соответствующая судебная практика развивается с учетом рассмотренных в настоящей статье вопросов.

Как оспорить взыскание?

Законодательством установлено право каждого гражданина на осуществление оспаривания действий или же бездействий органов государственной власти, к которым также относятся и приставы – исполнители.

Обжаловать возможно любое действие пристава, которое препятствует осуществлению или ограничивает права и свободы гражданина. При необходимости можно оспорить даже наложение исполнительского сбора.

Оспорить его можно либо обратившись к вышестоящему должностному лицу, либо через суд. При этом, следует знать, что если гражданином оспорено наложение сбора вышестоящему руководителю, то это совсем не лишает его возможности обратиться в суд.Также не стоит забывать о том, что придётся сначала погасить долг по исполнительному листу.

Что потребуется оспорить?

Оспаривать постановление о взыскании сбора нужно, если в работе приставов допущены существенные нарушения. Отменять постановление юристу придется через суд – в порядке, утвержденным КАС РФ – главой 22. В исковом заявлении взыскатель должен быть указан в качестве заинтересованного лица. Государственная пошлина за административное исковое заявление к судебным приставам не уплачивается.

Если должник или другое заинтересованное лицо оспаривают постановление пристава-исполнителя, то они вправе требовать приостановления исполнительного производства на момент судебного разбирательства.

Если будет удовлетворено ходатайство о приостановлении производства, то судебный пристав обязан отложить взыскание до принятия судом решения по существу дела. Может быть приостановлено действие отдельных исполнительских процедур. Ходатайство о приостановлении принудительных мер исполнения нужно подавать вместе с исковым заявлением.

Как уменьшить исполнительский сбор?

Закон об исполнительном производстве говорит о возможности уменьшить сбор в судебном порядке, то есть должник должен обратиться с иском в суд об уменьшении указанного сбора.

Однако термин «иск» используется в законе об исполнительном производстве не совсем корректно, поскольку в районный суд подается административное исковое заявление, а в арбитражный суд – заявление.

ПОЛЕЗНО: при этом сбор может быть уменьшен судом только на одну четверть, то есть на 25%.

При принятии решения по заявлению об уменьшении сбора суд учитывает вину должника, а также иные существенные обстоятельства, связанные с неисполнением в срок исполнительного документа.

Что такое исполнительский сбор

Исполнительный сбор – штрафная санкция за несвоевременное исполнение постановления судебного пристава. Его определение содержится в ст. 112 ФЗ № 229. Право на взыскание задолженности сохраняется за взыскателем в течение трех лет. За этот период он может самостоятельно прилагать усилия по истребованию долга, либо передать исполнительный лист или мировое соглашение, имеющее аналогичную силу, в службу судебных приставов.

Исчисление срока начинается с момента регистрации поступившего листа и вынесения приставом постановления о возбуждении исполнительного производства. После этого по закону должнику отводится 5 дней для добровольного исполнения денежных обязательств.

Если должник не укладывается в этот срок – наступают негативные последствия. С него взыскивается исполнительский сбор, о чем он извещается отдельным постановлением пристава, в производстве которого находится исполнительный лист.

Это нужно знать: Жалоба на судебного пристава исполнителя за неправомерные действия

Исполнительный сбор судебных приставов

Информация об исполнительном сборе присутствует в статье 112 ФЗ-229. Это оплата, которую судебные приставы взыскивают с должников, если они не выполнили свои обязательства добровольно. Оплачивать деньги необходимо независимо от характера дела. Однако при неимущественном разбирательстве размер платы будет фиксированным.

Согласно действующему законодательству, часть денег идет в федеральный бюджет, а часть в фонд развития исполнительного производства. По сути, из него формируется зарплата судебных приставов. Поэтому они заинтересованы эффективно взыскивать долги и заниматься наиболее крупными делами.

Необходимо понимать, что исполнительный сбор подлежит оплате обязательно. Проигравшая сторона производит выплату добровольно или принудительно, если не были выполнены предписания судьи до передачи дела приставу. Если ответчиков по делу несколько, то плата взимается с каждого в установленном законом размере.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *