- Льготы

Режимы труда и отдыха: что нужно знать трудящимся?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Режимы труда и отдыха: что нужно знать трудящимся?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.

Сюда же можно отнести такие нарушения, как отсутствие стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда, а также допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ).

Указанные нарушения грозят:

  • неосознанным нарушением работником требований охраны труда, невыполнением требований техники безопасности;
  • несчастным случаем на производстве;
  • предписанием государственного инспектора труда об устранении нарушения;
  • административной ответственностью по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда;
  • судебным спором с пострадавшим и/или наказанным за нарушение охраны труда работником.

Чаще всего подобные нарушения выявляются на промышленных предприятиях.

Обратите внимание: с 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда нужно проводить специальную оценку условий труда работников (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. По результатам аттестации может быть изменено санитарно-бытовое и медицинское обеспечение работников, обоснованно установлены ограничения труда для отдельных категорий работников, определены вредные факторы рабочих мест и, соответственно, работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, предоставлены льготы, предусмотренные ТК РФ (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда и т.д.). Кроме того, результатами аттестации рабочих мест работодатель сможет подтвердить соответствие организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест, на которых работники заняты исключительно на персональных компьютерах и/или эксплуатируют копиры настольного типа для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства (ст. 212 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»).

Нарушения работодателей грозят:

  • предписанием контролирующего органа;
  • административной ответственностью при установлении нарушения государственным инспектором труда или прокуратурой;
  • иском в суд по инициативе контролирующего органа.

На что обратить внимание

1. Когда и на сколько можно установить суммированный учёт рабочего времени

Нормальная продолжительность рабочего времени водителя не может быть выше 40 часов в неделю.

Работодатель вправе установить суммированные учёт рабочего времени продолжительностью в один месяц в случаях, когда по условиям работы установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена.

По согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (а при её отсутствии — с иным представительным органом работников) продолжительность учётного периода можно увеличить до трёх месяцев.

При введении суммированного учёта рабочего времени работодатель должен учитывать мнение представительных органов работников.

Если водитель является индивидуальным предпринимателем и самостоятельно управляет автомобилем, продолжительность рабочего времени не должна быть выше нормального числа рабочих часов за учётный период один месяц.

2. Как разделить рабочий день (смену) на части

С согласия водителей работодатель может разделить рабочий день (смену) на части. В таком случае нужно издать соответствующий локальный нормативный акт. Документ принимается с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Перерывы между частями рабочего дня (смены) устанавливается не позднее чем через пять часов после начала работы.

Если рабочий день (смена) разделён на части, суммарное время перерывов между его частями не может превышать:

  • трёх часов — для водителей пассажирского транспорта городского и пригородного сообщения;
  • пяти часов — для остальных водителей.

Перерыв между частями рабочего дня (смены) предоставляется в местах, где водители могут использовать время отдыха по своему усмотрению.

Время перерыва между частями рабочего дня (смены) в рабочее время не включается.

Водители — ИП, самостоятельно управляющие автомобилями, могут сами разделить рабочий день (смену) на части, а также самостоятельно определить время и продолжительность перерывов для отдыха и питания, но в пределах значений, установленных п.17 Приказа № 424, т.е. не менее 30 минут и не более двух часов.

3. В каких случаях для водителей-вахтовиков можно сократить еженедельный отдых

По общему правилу, еженедельный отдых должен составлять не менее 45 часов. Он должен начинаться не позднее шестого ежедневного периода, наступающего с момента завершения предыдущего еженедельного отдыха.

Если водитель работает вахтовым методом в районе Крайнего Севера и (или) приравненной к КС местности и эксплуатирует автомобиль вне границ населённых пунктов, еженедельный отдых допустимо сократить до значения не менее 24 часов в каждую календарную неделю, но при условии компенсации такого сокращения между вахтами в течение учётного периода.

4. На кого не распространяются нормы Приказ № 424

Требования Приказа № 424 не распространяются на:

  • водителей, осуществляющих перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • водителей, занятых на международных перевозках;
  • водителей, осуществляющих перевозки в пределах границ территории предприятия, не выезжающих на дороги общего пользования;
  • водителей легковых автомобилей ведомственной охраны;
  • водителей пожарных и аварийно-спасательных автомобилей, включая автомобили, предназначенные для оказания медицинской помощи гражданам, в том числе автомобилей, задействованных в ликвидации последствий либо предупреждении ЧС;
  • водителей автомобилей органов, осуществляющих оперативно-разыскную деятельность;
  • водителей-военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.

Какие ТС должны оснащаться тахографами для контроля за соблюдением режима труда и отдыха

В Приказе Минтранса №440 (Приложение 2) содержится перечень видов автотранспортных средств, на которые необходимо установить тахограф. А так же список спецтехники и прочих типов авто, не подлежащих оснащению подобным оборудованием. К первым относится:

  1. Личный грузовой транспорт массой выше 3,5 т.
  2. Автобусы, принадлежащие физлицам.
  3. Грузовики категории N2 и N3, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, за исключением групп М2 и М3, перевозчиков пассажиров, работающих на регулярных маршрутах.
  4. Оснащению подлежат ТС, находящиеся в эксплуатации юрлиц и ИП, задействованные в перевозке пассажиров, грузов (коммерческие), иных лиц, исключая водителя, (неважно по договору или без) на автобусах или грузовом автомобиле.

В исключения попадает нефте-газо-обслуживающий автопарк, экстренные службы, спецтехника, сельскохозяйственный автотранспорт, используемый только в своем или прилегающем регионе и пр.

Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России

Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.

Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.

Читайте также:  Новая форма РСВ и персонифицированные сведения о физлицах

У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:

  • закупить тахограф;
  • заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
  • зарегистрировать прибор;
  • заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
  • назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.

Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.

Соблюдение нормирования труда и отдыха по ЕСТР

Продолжительность управления

  1. Перерывы на отдых — через каждые 4,5 часа непрерывного движения. Далее следует перерыв 45 минут.
  2. Если в силу уважительных причин водитель не воспользовался надлежащим перерывом, его можно заменить перерывом не менее 15 минут, за которым должен следовать еще один 30-минутный отдых. В течение обеих остановок водитель не имеет права выполнять какую-либо работу.
  3. Данные короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
  4. Водитель не имеет права управлять автомобилем более 9 часов в сутки. Это время может быть увеличено до 10 часов, но не чаще двух раз в неделю.
  5. Короткие перерывы, перечисленные выше, не должны быть засчитаны в качестве еженедельных периодов отдыха.
  6. За рулем можно находиться не более 48 часов в неделю.
  7. Лишь в исключительных случаях лимит времени может быть увеличен до 60 часов в неделю.
  8. Максимальное время управления ТС — 90 часов за 2 недели.
  9. Время, отведенное на общие работы — 13 часов. Кроме вождения ТС, дальнобойщик выполняет и другие обязанности: погрузочно-разгрузочные и прочие действия, связанные с оформлением сопроводительных документов. В силу определенных обстоятельств это время может быть продлено до 15 часов в сутки. Однако между двумя любыми еженедельными периодами отдыха водитель может иметь не более 3-х рабочих дней по 15 часов.

Перерывы на отдых

  1. Предельная норма продолжительности управления автомобилем вместе с выполнением любых непрерывных работ не должна быть выше 6 часов, после которых водитель обязан сделать 45 минутную остановку, если период основного отдыха предвидится не скоро.
  2. Водитель обязан соблюдать ежедневные перерывы на отдых длительностью не менее 11 часов. В силу допустимых законом обстоятельств этот промежуток отдыха можно сократить до 9 часов в сутки. В этом случае остановка в пути будет засчитана в качестве сокращенного периода отдыха, который должен быть организован на специализированной стоянке или в салоне автотранспорта, если технические требования допускают оборудование его полноценным спальным местом.
  3. Дальнобойщик может воспользоваться сокращенными ежедневными периодами отдыха не более 3 раз между двумя любыми еженедельными фазами отдыха, если не позднее чем до конца следующей недели отдых водителя будет компенсирован недостающим временем.
  4. На усмотрение водителя ежедневные стоянки для отдыха и сокращенные перерывы для восстановления сил каждую неделю вне мест приписки могут быть организованы в салоне ТС, но при условии, что машина оборудована местом для ночлега, предусмотренным конструкцией автомобиля, и он располагается на специальной стоянке.
  5. Водитель ТС дальнего следования обязан регулярно использовать установленные ежедневные и еженедельные периоды покоя.
  6. При транспортировке автотранспортного средства посредством парома или железндорожных составов водитель должен быть обеспечен местом для сна, при этом его полноценный ежедневный отдых не должен прерываться более двух раз. Перерыв должен совершаться в пределах 1 часа перед погрузкой или после выгрузки. Все действия, связанные с таможенным оформлением, относятся к погрузочно-разгрузочным операциям и приравниваются к общим работам. Отметим, что прерывание каждодневного отдыха таким способом в дальнейшем должно компенсироваться увеличением периода восстановления работоспособности на 2 часа.

Продолжительность отдыха

  1. Продолжительность каждодневного отдыха между сменами на специальных стоянках должна быть не менее 11 часов. Время, отведенное на отдых, может быть увеличено с целью компенсации недостающего времени на еженедельный отдых или сокращено в случае его избытка. (например, в связи с простоем автотранспорта).
  2. Если на протяжении каждых 30 часов автотранспортным средством управляли два или более водителей, каждый из них обязан воспользоваться правом на отдых в течение 8 непрерывных часов.
  3. В дни, когда продолжительность отдыха соответствует нормам, прописанным в первом пункте, его можно разделить на 2 или 3 отдельных периода в течение 24 часов, но один из них должен быть не меньше 8 последовательных часов. Минимальная продолжительность отдыха в данном случае возрастает до 12 часов.
  4. Еженедельный период отдыха должен наступать после каждого шестого 24-часового рабочего периода, начинающегося по окончании предыдущего еженедельного периода покоя.
  5. Водитель может позволить себе не более 3-х сокращенных ежедневных перерывов между двумя любыми еженедельными промежутками полноценного отдыха.
  6. Водители в составе экипажа из двух и более человек вправе воспользоваться еженедельными перерывами на отдых, длительностью не менее 45 непрерывных часов, который должен быть организован перед ежедневным междусменным перерывом на отдых или сразу после такового. При необходимости этот отрезок времени может быть сокращен до 36 часов, если стоянка организована в месте приписки ТС или до 24 непрерывных часов — в любом другом месте. Если по какой-либо причине продолжительность отдыха сокращается, она должна быть компенсирована эквивалентным временем до конца третьей недели, наступающей за данной.
  7. Отдых, используемый в качестве компенсации за сокращение еженедельного периода отдыха, должен быть приурочен к очередному периоду покоя, длящемуся не менее 9 часов.
  8. Еженедельный период отдыха, должен начинаться по завершении шести суток, начинающихся после окончания предшествующего еженедельного периода бездействия. Если еженедельный промежуток отдыха захватывает обе недели, то он может быть засчитан к каждой из них поочередно.
  9. График сменности водителей должен быть составлен таким образом, что при подсчете общего рабочего времени нерабочие дни, предназначенные для еженедельного непрерывного отдыха, приходились на разные дни недели, при этом количество дней в каждом из месяцев должно соответствовать количеству полных недель данного месяца или превышать их число.

Нарушения по графику работы

При устройстве в какую-либо компанию обязательно оговариваются разные моменты предстоящей деятельности. К ним относится график и режим работы. При этом часто с этими моментами связано нарушение трудового договора работодателем. Изменение графика работы без предварительного согласования с работником является запрещенным процессом. Поэтому если требует руководитель компании выходить на работу в дни, которые по трудовому договору являются выходными, то работник может обратиться с жалобой в трудовую инспекцию.

Нарушения трудового договора работодателем по графику работы обычно связаны с ситуациями:

  • Не соблюдаются требования к работе и отдыху, которые регулируются ст. 108 ТК. Каждый работник в течение рабочего дня может рассчитывать на перерыв. Его длительность варьируется от 30 минут до двух часов. Данный период не включается в рабочие часы. Время, когда предлагается перерыв, а также его длительность, устанавливаются внутренними нормативными документами или трудовым соглашением. Если в какой-либо компании отсутствует возможность обеспечить официальный перерыв, то работодатель должен создать такие условия для работника, чтобы он мог принять спокойно пищу и отдохнуть.
  • Не предоставляется работнику ежегодный обязательный оплачиваемый отпуск, длительность которого минимально равна 28 дней.
  • Привлекается специалист к работе в сверхурочное время, хотя данный момент не закрепляется в соглашении, а также не предлагается гражданину возможность получения дополнительного выходного или компенсации.
  • В компании отсутствует табель рабочего времени.
  • Неправильно рассчитывается заработная плата, а также взимаются разные неустойки или штрафы, которые при этом не закрепляются в соглашении.
  • Перечисляется зарплата, размер которой меньше МРОТа, установленного в конкретном регионе, где располагается компания.
  • Не выплачивает работодатель своим специалистам аванс.
  • Перед выходом в отпуск работник не получает отпускные.
Читайте также:  В каких случаях необходимо проводить межевание дачного участка?

Все вышеуказанные нарушения трудового договора работодателем являются серьезными. Поэтому привлекается компания при таких условиях к административной ответственности. Если зарплата не перечисляется в течение длительного периода, то вовсе ответственные лица могут привлекаться к уголовной ответственности. Нарушения трудового договора работодателем по оплате труда или графику встречаются наиболее часто. Сами работники компании должны заботиться о защите своих прав, поэтому при первых признаках нарушений следует обращаться в трудовую инспекцию.

Нарушение условий труда

Каждый работодатель обязан предоставлять всем наемным работникам оптимальные условия для выполнения должностных обязанностей. Если такое требование не будет соблюдаться, то это выступает серьезным нарушением положений ТК.

Наиболее популярными нарушениями трудового договора работодателем в отношении условий труда являются следующие:

  • на рабочем месте создается опасность для жизни и здоровья работника, так как не отвечает оно основным требованиям безопасности;
  • имеются нарушения гигиенических или санитарных норм;
  • отсутствуют разные технические средства, с помощью которых работник может справляться со своими рабочими функциями;
  • при ухудшении состояния здоровья руководитель компании отказывает сотруднику в переводе на более легкую должность, причем даже при наличии у гражданина соответствующей медицинской справки;
  • отказывается работодатель выплачивать разные страховые выплаты за трудоустроенных работников.

Вышеуказанные нарушения могут привести к многочисленным негативным последствиям для самого работника. Они могут принести вред его здоровью или самочувствию.

Выполнение многих трудовых функций требует использования специальной одежды, которая призвана предотвращать воздействие на работника вредных факторов. Именно на работодателя возложена обязанность приобретать за счет собственных средств и обеспечивать работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами, прошедшими обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством РФ о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами. Данное требование определено в отношении сотрудников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (ст. 212 и 221 ТК РФ).

Подобное нарушение грозит:

  • травмами работников (несчастным случаем на производстве);
  • административной ответственностью за нарушение законодательства о труде;
  • судебными спорами с работниками.

Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. По результатам аттестации может быть изменено санитарно-бытовое и медицинское обеспечение работников, обоснованно установлены ограничения труда для отдельных категорий работников, определены вредные факторы рабочих мест и, соответственно, работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, предоставлены льготы, предусмотренные ТК РФ (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда и т.д.). Кроме того, результатами аттестации рабочих мест работодатель сможет подтвердить соответствие организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест, на которых работники заняты исключительно на персональных компьютерах и/или эксплуатируют копиры настольного типа для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства (ст. 212 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»).

Нарушения работодателей грозят:

  • предписанием контролирующего органа;
  • административной ответственностью при установлении нарушения государственным инспектором труда или прокуратурой;
  • иском в суд по инициативе контролирующего органа.

Надо отметить, что сегодня практически повсеместно наблюдается нарушение указанных норм. Это приводит к достаточно печальным последствиям. Люди перерабатывают, не успевают отдыхать и восстанавливаться, а в результате в лучшем случае снижается эффективность и производительность труда, в худшем — повышается травматизм. Любое предприятие заинтересовано в лояльности своих сотрудников, а также в том, чтобы они работали на результат. Поэтому крайне необходимо соблюдать режим работы (труда и отдыха) предписанный нам законодательством. Только при условии полноценного отдыха и перерывов в течение дня человек способен демонстрировать высокую работоспособность и производительность, заинтересованность и нацеленность на результат.

Нарушение режима труда и отдыха грозит серьезным ухудшением этих показателей, а в случае производственной травмы или поступления жалобы от работника в органы социальной защиты на предприятии обязательно будет проводиться проверка. В случае установления факта подобных нарушений работодателю грозит серьезный штраф. Поэтому гораздо лучше изначально соблюдать законодательство и дорожить здоровьем своих подчиненных.

Штраф за выпуск на линию автомобиля без тахографа

1. Управление транспортным средством либо выпуск на линию транспортного средства для перевозки грузов и (или) пассажиров без технического средства контроля, обеспечивающего непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителя транспортного средства (далее — тахограф), в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, а также с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, а равно с нарушением установленных правил использования тахографа (в том числе блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой им информации) —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Старый штраф Новый штраф
Для должностного лица 5 000 — 10 000 7 000 — 10 000
Для ИП 15 000 — 25 000
Для юридического лица 20 000 — 50 000

Рекомендации к организации режимов труда и отдыха для работников физического труда

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с локальными мышечными нагрузками, в режим труда и отдыха целесообразно включать 2 — 3 регламентированных перерыва, общей продолжительностью 15 — 20 мин.

Для профессий, труд которых связан с региональными нагрузками, в режим труда и отдыха следует вводить не менее 3 регламентированных перерывов, общей продолжительностью не менее 20 — 25 мин.

Для профессиональных групп, труд которых связан с общими мышечными нагрузками, в режим труда и отдыха целесообразно включать не менее 3 регламентированных перерывов, общей продолжительностью не менее 35 мин.

Рекомендуемые режимы труда и отдыха могут быть откорректированы с учетом конкретных производственных условий и тяжести труда. Принципиальным при этом является сохранение общего времени на отдых, числа перерывов и времени их распределения по часам смены.

Читайте также:  Таблица выплат по ОСАГО за вред здоровью

Внедрение типовых режимов труда и отдыха не исключает необходимости комплексных мероприятий по дальнейшему улучшению санитарно-гигиенических условий производственной среды, механизации и автоматизации трудовых процессов.

При разработке профилактических мероприятий необходимо учитывать сменный график работы, в том числе с ночными сменами. Сменный график работы приводит к снижению функционально-приспособительных реакций основных систем организма работника (нейроэндокринной, сердечно-сосудистой, локомоторной и др.) и может явиться причиной развития утомления и переутомления, повышая тем самым физиологическую стоимость труда.

При производственной необходимости использования сменного графика работы рекомендуется предусматривать полноценный отдых между рабочими сменами или увеличение количества дней для отдыха перед ночной сменой.

В целях приложения статических усилий при работе с ручными инструментами более 60 % времени смены, следует проводить систематическую (до 2-х раз в год) проверку используемых инструментов, т.к. в процессе эксплуатации их технические характеристики существенно изменяются.

При значительных физических нагрузках (3 класс вредности) целесообразно оптимизировать организацию труда. Необходимо предусмотреть смену рабочих операций и сокращение времени выполнения одним работником тяжелых работ за смену, обучение смежным специальностям с целью взаимозаменяемости рабочих.

Снижение утомительности физических работ можно достичь уменьшением объема вспомогательных операций, которые часто связаны с тяжелыми физическими нагрузками, своевременной заменой изношенного оборудования и т.д.

Организационно-технические мероприятия по оптимизации труда и рабочего места у работников, связанных с физическим трудом учитывают неравномерное распределение физических нагрузок на опорно-двигательный аппарат, значительные статико-динамические нагрузки, длительное поддержание физиологически нерациональных рабочих поз, вынужденные и глубокие наклоны корпуса, которые являются стресс-факторами и причинами нарушений физиологических процессов и могут быть факторами риска в развитии скелетно-мышечных нарушений.

Для предупреждения развития утомления, функционального перенапряжения и функциональных скелетно-мышечных нарушений работающих факторы трудового процесса, характеризующие тяжесть физического труда, не должны превышать допустимые величины и отвечать требованиям Руководства Р 2.2.2006-05.

Тяжесть физического труда, способствующая перенапряжению, во многом обусловлена массой и габаритами поднимаемых изделий, деталей и т.д. При этом масса однократно поднимаемых и перемещаемых вручную грузов более 2-х раз в час не должна превышать допустимых для мужчин (15 кг) и женщин (7 кг) величин. Подъем грузов выше указанных величин рекомендуется осуществлять только с помощью вспомогательных средств механизации (механизированные тележки, лебедки и т.д.).

Профилактика стресс-воздействия у работников физического труда

Для снятия мышечного напряжения у работников физического труда, с учетом характера мышечных нагрузок, регламентированные перерывы следует использовать для проведения физкультурных пауз, самомассажа рук, шеи, поясницы и ног, производственной гимнастики.

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с локальными мышечными нагрузками, приходящимися преимущественно на мышцы кистей и пальцев рук регламентированные перерывы в режиме рабочего дня следует заполнять физкультурной паузой, самомассажем рук, и производственной гимнастикой.

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с мышечными нагрузками, приходящимися преимущественно на мышцы рук и плечевого пояса, один из регламентированных перерывов через 1,5 — 2,0 ч после начала смены следует заполнить самомассажем рук и плечевого пояса. Два регламентированных перерыва во второй половине смены (через 1,0 — 1,5 ч после обеденного перерыва и за 1,5 — 2,0 ч до окончания работы) следует заполнить физкультминуткой или самомассажем ног при выполнении работ стоя и производственной гимнастикой, направленной на расслабление основных работающих мышц.

Для профессиональных групп, трудовая деятельность которых связана с общими нагрузками, регламентированный перерыв в первой половине смены через 1,5 — 2,0 часа после начала работы следует заполнить физкультпаузой и пассивным отдыхом. Регламентированные перерывы во второй половине смены через 1,0 — 1,5 после обеденного перерыва и за 1,5 — 2,0 часа до окончания работы, следует заполнить самомассажем ног и пассивным отдыхом.

Мероприятия по профилактике перенапряжения структур нервно-мышечного аппарата следует проводить преимущественно на рабочем месте. В тех случаях, когда работа проводится в помещениях, условия которых не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям, профилактические мероприятия следует проводить в специально отведенных помещениях (комнатах отдыха).

Оздоровительные мероприятия необходимо проводить в первую очередь длительно работающим в условиях значительных физических функциональных перегрузок, т.е. хронического производственного стресса, а также лицам с поражением нервно-мышечного аппарата спины профессионального и общего характера.

Европейские стандарты труда и отдыха на просторах России

Все «хорошее» к нам приходит из цивилизованной Европы. Жаль, что зарплата не дотягивает до международных стандартов. Зато и штрафы не сравнимы с их.

Основное отличие состоит в том, что ТАМ за качество продукции, поломку тахографа, убытки, понесенные в результате простоя техники в ремонтной мастерской и пр. несет не автоперевозчик, а компания-производитель.

У нас ответственность ложится на плечи транспортной компании или автовладельца. Все проблемы он обязан решать за свой счет, потери никто не возместит, не говоря уже о штрафах. Чтобы их избежать, отечественным перевозчикам предстоит:

  • закупить тахограф;
  • заказать карту для водителя и предприятия (руководителя);
  • зарегистрировать прибор;
  • заключить договор с мастерской, имеющей разрешение на обслуживание техники от ФСБ;
  • назначить должностное лицо, специалиста, в обязанности которого входит ведение необходимой документации, учета, обучения водителей, проведение инструктажей, отслеживание сроков эксплуатации и мн. др.

Минимальная стоимость оснащения 1 ТС обойдется около 45-60 тыс. рублей. Если автопарк большой, можно сэкономить за счет количества заказанного оборудования, сократив расход на автомобиль до 40 тысяч. Водитель может потерять в зарплате. Там, где раньше справлялся сам, теперь, потребуется сменщик, чтобы работать в экипаже.

В каких случаях имеет смысл разделять рабочий день?

Как уже говорилось, в течение дня интенсивность работы может меняться. К примеру, во второй половине дня работы практически нет, но зато утром и вечером заказов крайне много. Раздробление дня в этом случае нужно для того, чтобы сотрудники находились на месте службы только при наличии работы. В обратном случае люди просто будут сидеть в офисе и ничего не делать. То есть главная цель разделения – рациональное распределение времени. Как правило, рассматриваемый график труда практикуется в коммунальных службах, в транспортных компаниях, гражданской авиации. Условия раздробления перечислены в статье 105 ТК РФ:

  • Особая специфика деятельности.
  • Работа с разной интенсивностью, которая изменяется в течение смены.
  • На предприятии присутствует соответствующий внутренний акт, согласованный с профсоюзом.
  • Невозможность работать на протяжении всего рабочего дня. К примеру, офисное помещение невозможно прибирать в присутствии сотрудников. В этом случае уборщица переходит в середине смены. На это время работникам полагается перерыв.

ВАЖНО! Работодатель не имеет права дробить смены по своему желанию. Для разделения нужны объективные основания. При возникновении трудовых споров придется доказывать наличие этих оснований. Работодателю рекомендуется досконально изучить статью 105 ТК РФ.

Доплата за раздробление дня

Нужно понимать, что разделение дня обычно доставляет множество неудобств для сотрудников. Работнику приходится уходить с работы в разгар дня, а потом возвращаться. По этой причине раздробление должно компенсироваться. Порядок и размер выплат регулируются законами РФ, внутренними нормативными актами, что оговорено статьей 149 ТК РФ. Это именно компенсация, а потому она не входит в размер оклада. Размер выплат зависит от отрасли и устанавливается от оклада или тарифной ставки:

  • Женщины, которые заняты в условиях сельской местности, – 30%.
  • Люди, занятые в ЖКХ, областях бытового обслуживания, – 30%.
  • Руководители РЖД – 30%.

Работодатель не имеет права устанавливать меньшую надбавку. Однако размер компенсации может быть увеличен. Размер выплат фиксируется во внутренних актах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *