- Льготы

Банкротство казенного предприяьтия

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство казенного предприяьтия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Несостоятельность (банкротство) юридического лица — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Формы бюджетных учреждений

Для начала отметим, что существует 3 формы бюджетных учреждений и каждая из них имеет свою степень финансовой свободы деятельности:

  • Автономная форма — означает, что предприятие может иметь счета в коммерческих банках и самостоятельно формирует необходимые для своей деятельности заказы.
  • Бюджетная форма — означает, что деятельности по формированию заказов у предприятия ограничена, а счета могут быть исключительно в Федеральном казначействе. Причем финансироваться такие предприятия могут как за счет муниципального, так и за счет государственного бюджета.
  • И, наконец, казенная форма означает, что финансирование предприятия ведется строго в соответствии с бюджетом.

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).

НДС до 01.01.2015

До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).

В каких ситуациях госслужащие становятся заложниками своей несостоятельности?

Каждый русский человек знает поговорку «хочешь насмешить Бога, расскажи ему свои планы». И это, к сожалению так.

Практика показывает, что уверенность в сегодняшнем дне не является гарантом стабильности жизни в дне завтрашнем. Жизнь вносит свои коррективы, не спрашивая нас, хотим мы этого или нет. Ярким примером тому стала пандемия COVID-19, в которую неожиданно погрузился весь мир.

Всем известно, что официальные оклады чиновников достаточно низкие. Большую часть их заработка составляют различного рода надбавки и премии, которые в условиях пандемии были отменены. Снижение доходов госслужащих повлекло череду невыплат по их кредитам. Как следствие того, многие из них оказались в сложном финансовом положении.

Банкротство бюджетного учреждения: судебная практика

О приближающемся банкротстве организации всегда можно понять по активизации деятельности ее руководства. Под угрозой признания учреждения несостоятельным, его первые лица начинают заниматься распродажей имущества. Это является решением собственника, а действующий руководитель лишь исполняет его волю. Цель таких действий — недопущения попадания активов в конкурсную массу.

До обращения в арбитражный суд кредиторы обычно предпринимают попытки принудить учреждение рассчитаться по долгам. При полном отсутствии средств у должника, наступает субсидиарная ответственность, дающая кредитору возможность взыскать недополученные средства с его поручителя. Когда вопрос остается неразрешимым, возникает угроза признания банкротства. Это правомерно для любых юридических лиц, кроме бюджетных.

Читайте также:  О бесплатном проезде на пригородных электропоездах

На практике у муниципалитетов и федеральных органов власти, создавших данные организации, достаточно механизмов контроля, позволяющих своевременно сменить руководителя, не допустить неправомерного расходования средств и разного рода проблем.

Целью создания любого юридического лица является ограничение имущественных рисков его учредителя (учредителей) размерами переданного такому юридическому лицу (закрепленного за ним) имущества. Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ одним из признаков юридического лица является обособленность его имущества от имущества учредителя (учредителей). На этом основании юридическое лицо, во-первых, несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, как переданным юридическому лицу учредителем (учредителями), так и приобретенным в процессе хозяйственной деятельности, а во-вторых, не отвечает по обязательствам своего учредителя (учредителей) (п.

Закона о несостоятельности «несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом». Из этого следует, что основанием для признания должника банкротом является невозможность удовлетворения любых требований кредиторов в течение определенного срока, если задолженность достигает установленного законодательством размера. Под должником, согласно той же ст. 2 Закона о несостоятельности, понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо.

Банкротство некоммерческих организаций

В пользу распространения на некоммерческие организации процедур несостоятельности можно указать на общую тенденцию расширения круга субъектов несостоятельности, проявляющуюся в российском законодательстве, и постепенный отход от прямой зависимости между осуществлением предпринимательской деятельности и возможностью признания должника банкротом. Так, ранее действовавший Закон РФ от 19 ноября 1992 г.

О несостоятельности (банкротстве) предприятий» допускал применение процедур банкротства только к юридическим лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью, каковыми на тот момент являлись предприятия. ГК отступил от данного принципа, признав субъектами несостоятельности фонды и потребительские кооперативы.

Следует отметить, что правило о признании банкротами в зависимости от характера и целей деятельности ГК установил не только в отношении юридических лиц, но и граждан.

Можно ли привлечь государство к ответственности по долгам?

Если у субъекта имеются непокрытые задолженности, ликвидировать его можно только через банкротство. Для признания несостоятельности размер долгов должен превышать 100000 рублей. Для инициирования банкротства необходимо составить иск. Сделать это может как руководитель субъекта, так и его кредитор. Подавать заявление нужно в арбитражный суд, расположенный по адресу НКО. Иск сопровождается этими документами:

  • Бумаги, подтверждающие невозможность оплатить долг.
  • Учредительные бумаги.
  • Бухгалтерский баланс за крайний отчетный период.
  • Список кредиторов и перечень долгов с указанием их размеров.

Иск рассматривается представителями суда. В зависимости от обстоятельств, могут выноситься эти решения:

  • Отказ.
  • Назначение финансового оздоровления.
  • Достижение мирового соглашения.
  • Признание субъекта банкротом.

Суд также может закрыть дело о несостоятельности. Для того чтобы получить положительное решение, нужно предоставить все документы, подтверждающие невозможность уплаты долгов.

Рассматриваемый этап длится на протяжении 7 месяцев. НКО в данный период продолжает работать, но вводится особый режим деятельности (основание – статья 62 ФЗ №127). Наблюдение проводится специально назначенным управляющим. Он исполняет эти функции:

  • Оценка стоимости собственности НКО.
  • Нахождение путей для покрытия задолженностей.
  • Анализ работы НКО.

В рамках этапа организуется собрание кредиторов. На нем выдвигаются требования, устанавливаются сроки покрытия обязательств.

Цель финансового оздоровления – восстановление платежеспособности НКО. Осуществляются меры, направленные на поиск возможностей покрытия долгов. В рамках оздоровления могут проводиться эти процедуры:

  • Взыскание долгов перед НКО.
  • Прекращение работы убыточного производства.
  • Продажа ненужной собственности.
  • Изменение профиля работы.

Финансовое оздоровление – достаточно продолжительный этап, так как для возобновления платежеспособности нужно много времени. Длительность составляет, на основании статьи 80 ФЗ №127, 2 года. В рамках оздоровления руководители не могут принимать свои решения самостоятельно. Оформление любых сделок должно быть согласовано с административным управляющим.

Читайте также:  Со скольки и до скольки продают алкоголь в России. Часы и дни продажи алкоголя

В рамках процедуры фигурируют эти документы:

  • График погашения задолженностей.
  • Схема, по которой будет проводиться оздоровление.

Этап признается успешным, когда НКО смогла выплатить все задолженности.

Если у НКО есть возможности для восстановления платежеспособности, назначается внешнее управление. Основание – статья 93 ФЗ №127. Рассмотрим основные особенности внешнего управления:

  • Стандартная длительность – 1,5 года. По решению суда этап может быть продлен на полгода.
  • Изначальный руководитель утрачивает свои прежние полномочия.
  • Назначается арбитражный управляющий, который следит за исполнением плана внешнего управления.
  • Введение отсрочки для исполнения требований кредитора.

По окончании срока внешнего управления лицу с соответствующими полномочиями нужно составить отчет, в котором излагаются результаты деятельности.

Статья 161 БК РФ. Особенности правового положения казенных учреждений

  • Приказ Управления делами Президента РФ от 02.07.2019 N 255

    «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Управления делами Президента Российской Федерации и федерального казенного учреждения, находящегося в ведении Управления делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.07.2019 N 55367)

  • Приказ Управления делами Президента РФ от 10.07.2017 N 269

    «Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения Управлением делами Президента Российской Федерации бюджетных смет Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и Управления делами Президента Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.08.2017 N 47612)

банкротство автономной некоммерческой организации

Возможно ли банкротство некоммерческой организации?

Направляется по месту расположения некоммерческой организации. Инициатором подачи может являться должник, кредиторы или уполномоченные органы. Кроме этого, понадобятся следующие документы:

    1. справки, подтверждающие банкротство некоммерческой организации – неспособность оплатить задолженность;
    1. учредительная документация предприятия;
    1. бухгалтерский баланс за последний отчетный квартал;
    1. перечень кредиторов и сумма долга каждому из них.

Как только исковое заявление будет подано, суд может вынести следующий приговор:

    1. признать банкротом и начать процесс конкурсного производства;
    1. отказать в признании несостоятельным;
    1. ввести такие процедуры, как наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление или мировое соглашение;
    1. закрыть дело о банкротстве.

Конкурсное производство

Конкурсное производство относят к «ликвидационным» процессам и влечет за собой прекращение деятельности юридического лица. Данная стадия открывается с признания юрид. лица — должника банкротом. Конкурсное производство вводится сроком на один год, с продлением не более чем на 6-ть месяцев. Управление делами должника передается к конкурсному управляющему. Рассматриваемый процесс включает в себя следующие мероприятия:

  1. инвентаризация и оценка имущества банкрота;
  2. оформление конкурсным управляющим пакета предложений, представляемый собранию кредиторов (срок, порядок и условия продажи имущества должника);
  3. продажа активов должника на открытых торгах;
  4. расчет с кредиторами с учетом очередности их требований;
  5. предоставление судебному органу документов, которые подтверждают продажу имущества и исполнение требований кредиторов.

В конце ликвидационной процедуры, арбитражный суд выносит вердикт об окончании конкурсного производства, которое считается основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.

ВНИМАНИЕ!

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует —
напишите в форме ниже.

Понятие банкротства НКО

Ещё совсем недавно признание несостоятельности некоммерческих фирм не было предусмотрено законом. Однако, в 2012 году в Закон «О несостоятельности» были внесены изменения и банкротство некоммерческих организаций стало доступным, как и для других юридических лиц. Данная процедура у НКО имеет много общего со стандартным процессом признания несостоятельности юрлиц, но существуют определённые ограничения.

Например, некоторые некоммерческие учреждения не могут объявить себя несостоятельными, к ним относятся:

  • политические партии;
  • религиозные организации;
  • учреждения, контролируемые государством.
Читайте также:  Выплата пособий неполным семьям в 2022 году: льготы для детей одиноким родителям

Процедура признания несостоятельным муниципального предприятия

К основным стадиям банкротства, согласно закону, относятся:

  • наблюдение;
  • санация;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • заключение мирового соглашения.

Как уже упоминалось, банкротства МУП происходит по общим правилам. Основанием для признания предприятия несостоятельным является заявление, поданное в арбитражный суд.

Но до этого возможно проведение таких процедур как наблюдение и санация (финансовое оздоровление).

Они предшествуют принятию решения о банкротстве и направлены на улучшение финансового положения МУП и восстановления его платежеспособности.

Если эти меры не помогли, то вводится внешнее управление.

Оно также направлено на восстановление платежеспособности должника. Для этого руководитель МУП отстраняется, а вместо него все решения принимает внешний управляющий (ст. 94 Закона).

Он назначается арбитражным судом из числа профессиональных специалистов — арбитражных управляющих (ст. 20-26 Закона).

В зависимости от того, насколько успешной была деятельность внешнего управляющего, суд выносит решение о:

  • прекращении производства по делу о банкротстве;
  • заключении мирового соглашения;
  • введении следующей процедуры — конкурсного производства.

С момента введения конкурсного производства уже не идет речь о сохранении предприятия.

Особенности ответственности муниципального предприятия напрямую связаны с правовым статусом его имущества, которое принадлежит муниципалитету. МУП распоряжается им в порядке хозяйственного ведения, но это не значит, что такое имущество не подлежит включению в конкурсную массу.

Ответственность за нарушение процедуры банкротства наступает согласно УК и КоАП. Участники процедуры отвечают за сокрытие имущества, информации о нем, подделке бухгалтерских или учетных документов, за фиктивное банкротство, создание помех арбитражному управляющему.

Собственником имущества МУП является государственное муниципальное образование (органы местного самоуправления), которые по отношению к нему действуют в рамках своей компетенции, установленной законодательными актами об их статусе.

МУП отвечает всем своим имуществом. Такое предприятие не несет ответственности за действия органов самоуправления и иных муниципальных образований, исключая случаи, когда несостоятельность МУП вызывается собственником имущества. Тогда на собственника возлагается субсидиарная ответственность, то есть недостающие средства МУП компенсируется за счет его имущества.

Муниципальные предприятия зачастую выступают учредителями унитарных образований, в суде они выступают как третьи лица без самостоятельных требований, так как решение суда может влиять на обязанности публичного образования, если иск будет удовлетворен.

Муниципалитет в суде представляет его орган, но сам он как юридическое лицо не привлекается как третье лицо по делу. Его субсидиарная ответственность возникает лишь тогда, когда арбитражный суд признал МУП банкротом.

Процедура признания несостоятельным муниципального предприятия

К основным стадиям банкротства, согласно закону, относятся:

  • наблюдение;
  • санация;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • заключение мирового соглашения.

Как уже упоминалось, банкротства МУП происходит по общим правилам. Основанием для признания предприятия несостоятельным является заявление, поданное в арбитражный суд.

Но до этого возможно проведение таких процедур как наблюдение и санация (финансовое оздоровление).

Они предшествуют принятию решения о банкротстве и направлены на улучшение финансового положения МУП и восстановления его платежеспособности.

Если эти меры не помогли, то вводится внешнее управление.

Оно также направлено на восстановление платежеспособности должника. Для этого руководитель МУП отстраняется, а вместо него все решения принимает внешний управляющий ().

Он назначается арбитражным судом из числа профессиональных специалистов — арбитражных управляющих ().

В зависимости от того, насколько успешной была деятельность внешнего управляющего, суд выносит решение о:

  • прекращении производства по делу о банкротстве;
  • заключении мирового соглашения;
  • введении следующей процедуры — конкурсного производства.

С момента введения конкурсного производства уже не идет речь о сохранении предприятия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *