- Правовые ответы

Заполнение европротокола: оформляем ДТП без ГИБДД

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Заполнение европротокола: оформляем ДТП без ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если при составлении схемы ДТП в 2022 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.

Распространенные ошибки

При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2022 году:

  • Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
  • Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
  • Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.

Выделим ещё несколько подводных камней, которые следует знать, дабы не получить отказ в страховой компании в 2022 году:

  • Схему ДТП необходимо рисовать на отдельном листе формата А4 (если авария разбирается автоинспекторами), либо в 17 пункте Европротокола.
  • При самостоятельном составлении чертеж должен быть изображен в бланке «извещение о ДТП».
  • Транспортные средства необходимо обозначать в виде прямоугольников с обозначениями (А и В).
  • В схеме обязательно должны быть отображен все совершаемые маневры, в особенности обгон и изменение полосы.
  • Вносить показания свидетелей в протокол можно исключительно с их согласия (достаточно устной формы).
  • Разрешается использовать типовые схемы ДТП (если они подходят). Скачать их можно на сайте любой страховой компании, например, Росгосстраха.

Можно ли оспорить документ

Даже если схема ДТП подписана всеми участниками происшествия, она впоследствии может быть оспорена. Причины могут быть следующие:

  • доставка одного из водителей в больницу сразу после столкновения, вследствие чего его показания не были учтены во время оформления документа;
  • водители после аварии находились в болезненном состоянии или глубоком стрессе, из-за чего не могли трезво оценить ситуацию.

Основаниями для оспаривания документа также могут послужить следующие моменты:

  1. Информация, отображённая на схеме, не является достоверной: неверно установлено место столкновения, расположение транспортных средств, дорожных знаков, светофоров, или неправильно зафиксированы результаты замеров на месте происшествия.
  2. Неполная информация: не зафиксированы следы шин на асфальте, не отображены реальные дорожные условия, способствующие возникновению ДТП (ямы, неподвижные препятствия, выбоины и т. д).
  3. Документ составлен с грубыми нарушениями требований законодательства.

Порядок оформления ДТП без ГИБДД

  1. Остановиться, обозначив участок ДТП знаком аварийной остановки. Выйдя из автомобиля необходимо удостовериться, в отсутствие пострадавших, убедиться, что в ДТП приняли участие лишь два автомобиля. Также следует оценить вред, причиненный автомобилю, сохранив, если это представляется возможным как можно больше признаков аварии.
  2. Обязательно удостовериться у другого участника аварии на руках полис ОСАГО, так как отсутствие полиса не позволит оформить ДТП по европротоколу. Поэтому важно тщательно проверить срок его действия, развеять все сомнения поможет звонок в указанную страховую компанию. Стоит также удостовериться в наличии документов на машину и личного паспорта. Важным условием будет согласование всех условий ДТП и повреждений автомобилей.
  3. Теперь нужно оценить величину убытков, произведенных транспортному средству. Для этого можно позвонить в автосервис, так не всегда на глаз возможно оценить полученный урон. При этом стоимость вреда, причиненного автомобилю, должна быть не больше 25 тысяч, так как этой суммой ограничена величина страховых выплат.
  4. Если совокупность факторов соблюдается, можно начать формальной документальной стороной дела. Запечатлеть все подробности происшествия на фото и видео необходимо не позднее 1 часа со времени аварии.
  5. Заполнить, сообразно европротоколу, извещение, направляемое в дальнейшем страховой компании.
Читайте также:  Продать квартиру, купленную по военной ипотеке

Европротокол – процесс независимого оформления ДТП без привлечения инспекторов полиции. Это единая по всей Европе форма бланка, заполняемая при ДТП.

Правила самостоятельного оформления документов при ДТП

В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.

Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:

  • участников ДТП двое;
  • пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
  • у обоих участников есть полисы ОСАГО;
  • стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.

Вносить информацию в «Извещение о ДТП» необходимо разборчивым, одинаковым почерком, предпочтительно шариковой ручкой с синими чернилами. Исправления, дополнительные отметки и зачеркивания недопустимы. Все графы должны быть заполнены, если написать в какой-либо графе нечего, поставьте прочерк или напишите слово «нет», если речь идет о пострадавших в ДТП. Европротокол с датой и временем аварии должен быть оформлен в двух идентичных экземплярах для каждого участника и подписан обеими сторонами.

Чтобы страховая компания приняла документ в качестве основания для оплаты ремонта, необходимо, чтобы «Извещение о ДТП» содержало следующие сведения:

  • Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
  • Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
  • Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
  • Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
  • Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
  • Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.

После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.

Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.

Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.

Читайте также:  Мать одиночка СПб: льготы, пособия и выплаты 2021.

Любое оформление в упрощенной форме должно производиться на специальном бланке. С 2018 года изменилась форма и использование бланков старого образца невозможно. По этой же причине нельзя оформлять происшествие в произвольной форме. Несоблюдение правила влечет непризнание страховой компанией факта, произошедшего и отказ в предоставлении выплаты.

Форма протокола всегда прилагается к страховому полису ОСАГО или КАСКО. Но даже при его отсутствии можно воспользоваться специальными информационными базами (например, Гарант) и распечатать оттуда. Также попросить бланк можно у сотрудников ГИБДД.

ВНИМАНИЕ !!! Форма состоит из нескольких листов, которые заполняются по очереди. При этом документ будет иметь юридическую силу, только если все страницы находятся вместе. Необходимо как можно внимательнее заполнять бланк, чтобы избежать неприятных ситуаций со страховщиком в дальнейшем.

Особенности получения компенсации

На сегодняшний день компенсация страховой компанией может быть предоставлена в двух видах: ремонт имущества, либо выплата денежной суммы. В приоритете всегда стоит первый вариант. Поэтому, если пострадали только автомобили крайне высока вероятность, что страховщик предложит провести ремонт за свой счет.

ВАЖНО !!! Несмотря на бесплатность ремонта, существует несколько ключевых особенностей, что делает способ малопривлекательным для водителей. Есть правило, по которому нельзя ставить деталь с износом, поэтому обязательно закупать новые запчасти.

Для некоторых автомобилей это может обойтись более чем в половину стоимости самого ТС (особенно актуально для старых машин). Кроме этого, выбрать сервис самостоятельно не получится и ремонт будет проводиться в предложенных страховщиком СТО.

Рассчитывать на выплату денежной суммы при оформлении по евпропротоколу можно только если получится договориться со страховщиком.

Как оспорить схему ДТП?

Если автомобилист после рассмотрения обстоятельств аварии подписал схему ДТП, однако впоследствии обнаружил факты, которые противоречат обстоятельствам, указанным в документе, то подобную схему можно оспорить.

Основаниями для оспаривания составленного документа, если имеются доказательства всех факторов, могут являться:

  • в документе не отражена информация о месте дорожного происшествия, к примеру, не указаны погодные условия или повреждения дорожного полотна;
  • в документе зафиксирована недостоверная информация, к примеру, отображен другой сигнал светофора, что одним из участников ДТП могло быть сделано умышленно либо по ошибке;
  • документ был оформлен с нарушением норм законодательства.

Если гражданин сможет доказать факт искажения информации умышленных действий стороны, то на такого водителя распространяется уголовная ответственность.

Для того чтобы оспорить схему аварии, необходимо собрать необходимую доказательную базу (показания свидетелей, записи видеорегистраторов или других камер, расположенных на участке дороги, где случилось ДТП). После этого следует подать в суд исковое заявление.

Сотрудники ГАИ имеют весомый опыт рассмотрения ДТП и составления схем, поэтому если их вызвать, проблемы при составлении такого документа обычно отсутствуют. Чаще всего сложности возникают при изображении схемы ДПТ самостоятельно. Как нарисовать схему ДТП и свести возможные проблемы к минимуму? Необходимо обратить внимание на следующие особенности составления:

  • невозможность определить место первого удара, повлекшего дальнейшие повреждения, приведет к вызову сотрудников ГИБДД;
  • противоречия, возникшие при описании сигналов светофоров, возможно ли уладить на месте;
  • умышленное сокрытие одной из сторон информационных сведений по поводу маневра, который необходимо было совершить, приведет также к обращению за помощью к органам, контролирующим безопасность дорожного движения.

Если аварию нельзя фиксировать по упрощенной процедуре, то требуется вызов работника ГИБДД. А он может по своему усмотрению начертить или обойтись без плана дорожного происшествия.

Читайте также:  Изменения в уплате налогов и взносов в 2022 году: обзор

Составление схемы ДТП ГИБДД — наиболее профессиональный подход. Задача водителей сводится лишь к наблюдению за происходящим. А также к контролю за правильностью внесения всех данных.

Изюминкой является то, что вся обстановка тщательно замеряется и с высокой детализацией фиксируется.

Если водитель не подписал схему это не значит, что он выразил свое несогласие как следует. Лучше написать свое краткое возражение прямо в документе.

Кроме водителей, подпись могут ставить свидетели, потерпевшие и прочие присутствующие.

План составляется на унифицированном бланке ГИБДД.

Самостоятельная схема составляется по инициативе водителей, когда сотрудник ДПС не подготавливает документ. При этом вместо схемы-бланка используют обычный чистый лист бумаги, формата А4.

Важно, чтобы чертеж не расходился с описаниями в протоколах, постановлениях и пр. Остальные требования как в общем порядке.

Документ будет иметь полную юридическую силу, если участники его подпишут.

Даже если схема ДТП правильная, то сотрудник ГИБДД не обязан её пописывать, но от этого документ не потеряет своей актуальности.

Как оформить европротокол при ДТП — правила

Европротокол при ДТП-2019 состоит из двух частей — основного и напечатанного на обороте дополнительного листа. Протокол заполняется в двух экземплярах, по одному на каждого из участников ДТП.

Заполнение европротокола при ДТП (основной части) производится любым из водителей, чаще всего это делает пострадавшая сторона, ведь именно она заинтересована в бесплатном ремонте автомобиля по страховке. Писать в протоколе необходимо четким и разборчивым почерком либо печатными буквами, шариковой ручкой синего либо черного цвета.

Виновный водитель заполняет крайнюю правую колонку, поскольку каждая из колонок должна заполняться тем водителем, чьи данные в ней содержатся.

Ошибки допускать нежелательно. Однако если это случилось, неправильно написанное следует зачеркнуть и указать правильную отметку, цифру (слово и т. д.). Правильность исправления подтверждается подписями обоих участников аварии.

Аварийный комиссар, как специалист, может оказать всестороннюю помощь в оформлении ДТП — составить схемы повреждения, правильно сделать нужные фото, а иногда даже оказать медицинскую помощь или представить интересы пострадавшего в страховой компании. При оформлении Европротокола его помощь также окажется далеко не лишней. Однако с момента введения системы европейского протокола работы у них почти не прибавилось, несмотря на то, что водители взялись за самостоятельное оформление ДТП.

Дело в том, что вызов аварийного комиссара — услуга платная, поэтому у многих водителей просто возникает желание сэкономить на этом, оформив все самостоятельно. Правда некоторые страховые компании включают бесплатные услуги комиссара в страховой полис, однако все равно многие из них не видят в этом никакой выгоды или необходимости.

Что представляют собой типовые схемы

Все стандартные схемы разделены на несколько категорий в зависимости от передвижения транспортных средств перед аварийной ситуацией:

  • В попутном направлении;
  • Во встречном направлении;
  • Под определённым углом относительно друг друга;
  • Задним ходом;
  • Один из автомобилей находился в неподвижном состоянии.

Типовые схемы представляют собой таблицы, в графах которых отображается определённая информация:

  • Рисунок дорожной ситуации;
  • Краткое описание произошедшего;
  • Цифровое отображение степени вины первого автомобиля;
  • Отображение степени вины второго автомобиля.

Несмотря на то, что типовые схемы не пользуются особой популярностью среди водителей, их стоит иметь при себе как образец оформления ДТП. Полный пакет подобных документов предлагается на официальном сайте РСА в разделе «В помощь страхователю».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *