- Правовые ответы

Техосмотр в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.

Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.

Новый формат диагностических карт: нужно ли менять старую карту?

Также с 1 марта 2021 года автовладельцы могут получить диагностические карты ТО в электронном виде. Карта будет оформляться всё в той же системе ЕАИСТО и храниться не менее пяти лет. Дополнительно оплачивать электронную версию диагностической карты автолюбителям не нужно.

Введение новых правил вовсе не сигнализирует о полном отказе от бумажных диагностических карт. При желании автовладелец имеет полное право получить у оператора технического осмотра бумажную версию диагностической карты. Она должна быть заверена подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра.

Таким образом менять бумажную диагностическую карту на электронную не нужно. Оба формата являются действительными.

Итак, процедура техосмотра вновь стала обязательной для всех видов транспорта, за исключением ТС легче 3,5 тонн и выпуском до 3-х лет. Проводить оценку технического состояния водитель вправе только на СТО аккредитованного оператора и с установленной законом периодичностью. Стоимость услуг эксперта регулируется нормативной базой региона.

Законом установлен перечень, состоящий из двух необходимых бланков, обязательных для предъявления на станцию техосмотра:

  • паспорт или иной документ для подтверждения личности заявителя;
  • свидетельство ТС или его паспорт.

Почему был принят новый закон?

Эксперты говорят, что техосмотр в 2022 году превратился в формальность. В законе уже закреплена обязанность водителя следить за техническим состоянием транспортного средства. Если инспектор посчитает, что неисправность угрожает безопасности дорожного движения, он имеет право выписать штраф в 500 рублей и потребовать прекратить нарушение.

При сохранении прежних правил техосмотр в 2022 году должны были проходить порядка 30 миллионов автомобилей. Такая нагрузка не позволяет сотрудникам пунктов технического контроля проводить должный осмотр каждой машины. После принятия нового закона число процедур сократится до 5–6 миллионов в год. Это позволит уделить должное внимание автомобилям, у которых высок риск попадания в серьёзное ДТП.

Читайте также:  Уменьшение ЕНВД на сумму страховых взносов

Новое в законодательстве

Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.

Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?

Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.

Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.

Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.

Можно ли переоформить автомобиль без техосмотра?

Технический осмотр транспортного средства необходим при его переоформлении в связи с изменением конструкции. Например, на авто установлено газобаллонное оборудование или двигатель, характеристики которого отличаются от «родного» мотора. При внесении любых изменений в конструкцию транспорта владелец обязан получить свидетельство о соответствии ТС безопасности дорожного движения. Для этого приходится обращаться в специализированную испытательную лабораторию, получать заключение, а после проходить технический осмотр.

Если же авто переоформляется по другим причинам, например, владелец изменил паспортные данные или адрес прописки, перекрасил кузов, технический осмотр не выполняется. Однако в любом случае придется обращаться в страховую компанию и вносить изменения в договор ОСАГО.

Каким автомобилям нужно проходить обязательный техосмотр в 2022 году?

Итак, информацию об этом можно найти в ст. 15 ФЗ-170 О техосмотре, где подробнейшим образом описано, кому из водителей нужно получать диагностические карты, а кто освобождён от этой обязанности.

Частота осмотра машины на станции ТО зависит от типа транспортного средства, владельца, но самое главное – от года производства автомобиля.

Таблица периодичности техосмотра по годам выпуска
Тип транспортного средства Кому принадлежит? Год выпуска ТС Как часто нужно проходить техосмотр?
Легковые автомобили юридическому лицу от 4 до 10 лет каждые 24 месяца
Легковые машины юридическому лицу 10 лет и старше ежегодно
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси физическому лицу (гражданину) старше 4 лет и до 10 лет каждые 24 месяца
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси физлицу от 10 лет раз в 12 месяцев
Легковые такси неважно до 5 лет один раз в год
Легковые такси неважно от 5 лет и старше каждые 6 месяцев
Грузовики, массой до 3,5 тонн неважно 4-10 лет раз в 24 месяца
Грузовой транспорт с разрешённой массой менее 3,5 тонн неважно свыше 10 лет ежегодно
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн неважно до 5 лет раз в год
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн неважно более 5 лет каждые 6 месяцев
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) неважно до 5 лет каждые 12 месяцев
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 неважно старше 5 лет раз в полгода
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы неважно неважно один раз в 12 месяцев
Автобусы неважно до 5 лет ежегодно
Автобусы неважно старше 5 лет каждые 6 месяцев
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн юридическому лицу от 4 до 10 лет один раз в 24 месяца
Те же прицепы и полуприцепы юрлицу от 10 лет и старше каждые 12 месяцев

Также обратите внимание на то, как вести отсчёт с даты выпуска автомобиля. Правильно делать это с того года, когда техника была произведена заводом. Причём пп. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ О техосмотре предписывает смотреть эти сведения либо в ПТС, либо в СТС машины. К примеру, если автомобиль используется вами для работы в такси, и выпущен с конвейера 20 ноября 2021 года, то ближайший ТО вам надлежит пройти в 2024 году. То есть год производства машины автоматически включается в расчёт.

Читайте также:  Иностранные работники 2023: какие изменения учесть работодателям

Какие документы необходимы для регистрации автомобиля?

В соответствующем законе есть перечень документов, которые необходимы для оформления машины в ГИБДД. Там не указано, что это невозможно сделать без техосмотров, но, без него не обойтись. В 2022 году список обязательных документов состоит из следующих пунктов:

  • Договор о приобретении транспортного средства, получения его в дар или по наследству. Документ необходим с целью подтверждения права собственности на движимое имущество. Правоустанавливающий документ должен быть подписан максим за 10 дней до регистрации (срок постановки машины на учет).
  • Паспорт гражданина. Данный документ подтверждает личность владельца или его официального представителя. В том случае, если речь идет именно о доверенном лице, наличие нотариально заверенной доверенности является обязательным условием.
  • ПТС. Данный пункт присутствует в том случае, если есть бумажный эквивалент документов. Начиная с конца 2020 года, выдача ПТС осуществляется в электронном виде, при этом все изменения вносятся внутри системы и не имеют бумажных носителей.
  • ОСАГО. Страховой полис должен быть уже оформлен на имя нового владельца автомобиля. Даже если полис прошлого собственника еще действует по срокам, он уже не подходит (в отличие от техосмотров).
  • СТС. Документ необходим в том случае, если автомобиль был приобретен на вторичном рынке, и требуется его переоформление.
  • Стандартное заявление. Выдача бланков осуществляется в любом выбранном отделении ГИБДД. Там же есть установленные образцы, которые можно использовать в качестве шаблона. В том случае, если подача заявления осуществляется через сайт Госуслуги, бумажный вариант заполнять не нужно.
  • Квитанция. Оплатить госпошлину можно через кассу или специальный терминал. Рекомендуется приходить в отделение уже с готовой квитанцией об оплате.

Как правильно поставить авто на учет?

При отсутствии хотя бы одного из документов списка, неправильном заполнении заявления, несоответствии номеров деталей во время осмотра и других моментов, инспектор ГИБДД имеет право отказать в регистрации автомобиля. Исправление ошибок занимает время, а сроки данной процедуры ограничены. Поэтому стоит предварительно ознакомиться со всеми условиями, тщательно перепроверить пакет документов и заранее проконсультироваться по ряду вопросов.

Если на это нет времени, сил и желания, мы поможем вам быстро и правильно оформить любое транспортное средство в любом ГИБДД Санкт-Петербурга! Вам нужно только обратиться к нашим квалифицированным специалистам, которые ответят на любые вопросы, прекрасно разбираются во всех нюансах, помогут с оформлением документов, а также предварительной записью в выбранное отделение Санкт-Петербурга без очередей. Вы можете быть уверены в том, что будут соблюдены все требования законодательства. Для заказа услуги вы можете воспользоваться формой обратной связи на сайте или позвонить менеджеру по указанному телефону.

Кто и как проводит техосмотр

Государственный ТО проводят специализированные предприятия (операторы ТО), аккредитованные РСА для этих целей, с возможностью оформления диагностических карт в цифровом формате и передачи данных о проведении осмотра в единую электронную базу. Цель осмотра – ревизия технического состояния рабочих механизмов машины на предмет обеспечения безопасности водителя, пассажиров и пешеходов, принимающих участие в дорожном движении.

При техосмотре проверяют важные системы автомобиля:

  • состояние и исправность тормозной системы машины;
  • работу двигателя;
  • исправность аварийной сигнализации;
  • рулевую систему;
  • функционирование фар и прочих оптических конструкций;
  • работу стеклоочистителей;
  • функционирование других механизмов.

При выявленных неисправностях заключение о техосмотре не выписывается.

Процедуру не смогут пройти автомобили:

  • при отсутствии полной герметичности (наличие течи рабочей жидкости) в моторе, КПП, бортовых редукторах, кондиционере и прочих системах;
  • при нанесении пленки или тонировки на фары автомобиля или на другие оптические системы;
  • с переделками конструкции, безопасность которых не подтверждена технической экспертизой и не зарегистрирована в ГИБДД;
  • при отсутствии огнетушителя, светоотражающего знака аварийной остановки, аптечки с годным набором медицинских средств.

Как пройти техосмотр в 2021 году

Этот материал обновлен 16.06.2021

1 марта 2021 года в России вступили в силу новые правила проведения технического осмотра транспортных средств. Изменения регламента коснутся как обычных водителей, так и операторов технического осмотра автомобилей. А еще дополнительные права получат сотрудники ГИБДД: они смогут аннулировать диагностические карты. Изменится и административная ответственность для операторов техосмотра, которые оформляют диагностические карты не глядя на автомобиль.

Читайте также:  Возврат ОСАГО при продаже автомобиля

Не все операторы техосмотра оказались готовы работать по новым правилам, поэтому правительство собиралось отложить их введение. Но в итоге сделали по-другому : если диагностическая карта заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября, ее действие продлевается на полгода, но не меньше чем до 1 октября 2021 года. А сами правила начали действовать, как и задумывалось изначально, с 1 марта 2021 года.

Вроде бы всё учли: диагностические карты, выданные до 1 марта 2021 года, действуют и дальше, делать ничего не нужно. Но есть нюанс: автомобили 2017 года выпуска еще не получали диагностическую карту, но им она уже нужна для оформления страховки. Поэтому юридически владельцам таких автомобилей нужно проходить техосмотр по новым правилам уже сейчас: ведь эти правила действуют, а диагностической карты нет — продлять нечего.

Что делать тем, у кого диагностическая карта кончилась до 1 февраля, тоже непонятно. По закону они должны проходить техосмотр по новым правилам.

Мы позвонили в несколько СТО — там говорят, что в этом случае проходить техосмотр пока можно по старым правилам. Но юридического подтверждения этому нет: правила вступили в силу, а отсрочка положена тем, у кого уже есть диагностическая карта.

При этом в РСА заверили, что все станции техосмотра из перечня, который опубликован у них на сайте, соответствуют новым требованиям. Если обратиться на такую станцию, теоретически можно уже получить диагностическую карту по новым правилам.

Поэтому расскажу, как все это будет работать — а может, для кого-то уже работает. Если у кого-то получилось пройти техосмотр по новым правилам — расскажите в комментариях.

Что осталось по-старому

Новые правила почти не коснулись технической части диагностики. Как и раньше, проверят, как работают тормоза, исправно ли рулевое управление и световые приборы, стеклоомыватели и стеклоочистители. Оценят степень износа шин и состояние колесных дисков. Лобовые стекла все так же не должны быть закрыты темной тонировочной пленкой, звуковой сигнал должен работать, а ремни безопасности не должны иметь разрывов.

Автомобиль должен соответствовать требованиям безопасности, которые действовали на момент его выпуска. На практике это означает, что нельзя требовать установить на раритетную «полуторку» ремни безопасности, которые сам производитель на нее никогда не устанавливал.

Полный перечень того, что будут проверять, приведен в приложении 1 к правилам технического осмотра. Вот обязательные требования, которые нужно выполнить:

Этот перечень — исчерпывающий. Придумать какие-либо свои условия, не предусмотренные в этом перечне, ни оператор техосмотра, ни сотрудники ГИБДД не могут.

Государственный технический осмотр транспортных средств проводится независимо от места их государственной регистрации на диагностических станциях УП «Белтехосмотр», имеющих разрешение на проведение гостехосмотра транспортных средств, выдаваемое Министерством транспорта и коммуникаций, и соответствующих требованиям к диагностическим станциям, установленным Министерством по согласованию с ГАИ МВД и Государственным комитетом по стандартизации.

В каталоге организаций «Автопортала» мы собрали места расположения пунктов диагностики на карте, телефоны, адреса и время работы станций техосмотра, где можно пройти гостехосмотр в вашем регионе.

Тем, кто по каким-то причинам не собирается на диагностическую станцию, полезно ознакомиться со статьей «Какой штраф придется заплатить, если нет техосмотра».

Особенности продления диагностических карт

Поскольку новый регламент прохождения техосмотра должен был, согласно Постановлению Правительства РФ, вступить в силу 1 марта 2021 года, но страна оказалась в сложной эпидемической ситуации из-за коронавируса Covid 19, было принято решение: новый техосмотр ввести в действие, но дать некоторые послабления автовладельцам, чтобы исключить очереди и угрозу заражения на пунктах техосмотра.

В связи с этим, полноценно новые правила ТО начнут действовать с 1 октября 2021 года, а до этого времени, в качестве послабления, допустить продление некоторых категорий диагностических карт. В частности:

  • Если срок действия диагностической карты закончился до 1 февраля, техосмотр придется пройти по новым правилам;
  • Если авто проходит техосмотр впервые (выпущен после 2017 года), процедуру придется пройти по новым правилам;
  • Если вы успели получить новую диагностическую карту до 1 марта, то новый техосмотр понадобится только после того, как закончится срок ее действия.
  • Если срок действия диагностической карты истекает 1 апреля 2021 года, пройти техосмотр по новым правилам необходимо до 1 октября.
  • Если срок действия диагностической карты вашего автомобиля заканчивается в период до 30 сентября, ее действие продлевается до 1 октября (затем – техосмотр до 30 марта 2022 года), и вы можете приобретать ОСАГО по ней.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *