- Правовые ответы

Как учесть расходы на программные продукты?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учесть расходы на программные продукты?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В соответствии СГС «Нематериальные активы» и п. 151.2 Инструкции № 157н неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности учитываются на балансовом счёте 0 111 60 000. Одним из условий отражения в учёте является его использование в деятельности учреждения свыше 12 месяцев.

Бюджетная классификация

Обратимся к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н. При выборе кода видов расходов необходимо учитывать, что расходы на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий относятся:

– для нужд федеральных государственных органов и находящихся в их ведении федеральных государственных казенных учреждений – на код вида расходов 242«Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий». Также по этому коду вида расходов отражаются расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета на реализацию мероприятий по информатизации в части региональных (муниципальных) информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в случае принятия решения финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) о применении кода вида расходов 242;

– для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), в отношении которых не принято решение о применении кода вида расходов 242, государственных (муниципальных) учреждений – на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

На подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отраженные по подстатьям 221 – 225 КОСГУ, в том числе:

– на приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение;

– на приобретение и обновление справочно-информационных баз данных.

О применении этой подстатьи при получении учреждением в пользование программного продукта на условиях простой (неисключительной) лицензии сказано в письмах Минфина РФ от 18.03.2016 № 02-07-10/15362, от 02.10.2013 № 02-06-10/40915.

Таким образом, расходы учреждения на приобретение неисключительных прав на использование программ и справочно-информационных баз данных отражаются по коду вида расходов 242 или 244 и относятся на подстатью 226 КОСГУ.

Так как выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом обложения НДС, на основании пп. 4.1 п. 2 ст. 146, пп. 4 п. 2 ст. 170 НК РФ сумма налога, предъявленная поставщиком товара, исполнителем работ (услуг), учитывается учреждением в их стоимости.

Ввиду того, что расходы казенного учреждения производятся за счет целевых средств, полученных им в виде лимитов бюджетных обязательств, его расходы на приобретение неисключительного права на использование программных продуктов, баз данных, а также обновлений к ним не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (п. 1 ст. 252, пп. 14 п. 1 ст. 251, п. 49 ст. 270 НК РФ).

* * *

Приобретение казенным учреждением неисключительного права на использование программного обеспечения и базы данных осуществляется на основании лицензионного договора. Бюджетный учет полученных в пользование нематериальных активов, а также расчетов, связанных с приобретением неисключительных прав на них, порядок отнесения расходов на финансовые результаты имеют свои особенности в соответствии с инструкциями № 157н и 162н. Для правильного учета расходов необходимо исходить из условий лицензионного договора, порядка расчетов с лицензиаром, а также из положений учетной политики.

Покупка программного обеспечения бюджетными учреждениями

Приобретение программного обеспечения, как правило, подразделяется на два типа:

– с переходом исключительного права; – с переходом неисключительного права.

При получении неисключительного права получателю предоставляется право использования результата интеллектуальной деятельности с сохранением за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.

При получении исключительного права получателю предоставляется право использования результата интеллектуальной деятельности без сохранения за лицензиаром права выдачи лицензий другим лицам.

В зависимости от типа права на программу отражение этих операций в бухгалтерском учете будет несколько различаться.

Приобретение программного продукта

Информация по операциям, связанным с приобретением неисключительных прав на программные продукты, отражается не только на балансовых счетах плана счетов, но и на забалансовом счете. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п. 66 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н)).

Читайте также:  Как произвести раздел жилого дома в натуре?

Списание программного продукта

Списание программных продуктов в государственных (муниципальных) учреждениях в большинстве случаев осуществляется по двум причинам: прекращение использования программного продукта и внутриведомственная передача программного продукта.

Прекращение использования программного продукта может быть связано с его моральным износом и необходимостью использования новых программных продуктов в деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Учитывая тот факт, что программные продукты в большинстве случаев относятся к особо ценному движимому имуществу, то для их списания необходимо получение согласия учредителя в соответствии с п. 10 ст. 9.2 Закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для бюджетных учреждений и п. 2 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» для автономных учреждений.

Отдельные вопросы учета спецодежды в казенных учреждениях

В обязанности работодателя входит учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки. Учет выдачи работникам СИЗ работодатель вправе вести с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме карточки учета СИЗ. При этом в электронной форме вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении СИЗ, на котором имеется личная подпись работника.

3. Если спецодежда приобретается по одному договору, то она сразу отражается на счете учета мягкого инвентаря, то есть по дебету счета 0 105 35 340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря – иного движимого имущества учреждения»

Принятие к учету программного обеспечения, бухгалтерский учет неисключительных прав на программное обеспечение, учет лицензии на программное обеспечение в бухучете

Для эффективной работы компании зачастую необходима покупка программного обеспечения. Так, например, для работы компьютера необходима операционная система Windows и пр. При приобретении программного продукта в большинстве случаев компания не получает исключительных прав на такие продукты. Это право закреплено за разработчиком программы.

Поэтому в составе материальных затрат эти расходы не отражают. Затраты на покупку таких программ относят на затраты, связанные с доведением основного средства до пригодного к использованию состояния. Поэтому при покупке компьютера такие программы входят в состав основных средств и по ним начисляется амортизация (письмо ФНС России N КЕ-4-3/7756 от 13. 05.

Если вы приобрели дополнительные программы (например, Outlook Express, 1-с Бухгалтерия, бухучет), которые не влияют на непосредственную работу компьютера, эти программы в первоначальную стоимость не включаются, а отражаются в составе расходов будущих периодов (ПБУ 14/2007). Таки расходы списываются, исходя из срока полезного использования данного продукта.

Автоматизация учета медикаментов

Для учреждений здравоохранения, важным аспектом учета в которых является контроль учета медикаментов (поступление медикаментов, распределение медикаментов по отделениям и по пациентам, изготовление лекарственных средств, расход металлоконструкций), программа 1С является отличным инструментом. Для детального аналитического учета медикаментов предназначены программные продукты “1С:Медицина. Больничная аптека” и “1С:Розница 8. Аптека”.

Нашими специалистами подготовлены различные доработки для программного продукта “1С:Розница 8. Аптека”, необходимые для оптимизации учета медикаментов в медицинских учреждениях:

  • дополнительный разрез учета “статья финансирования” и отчеты для анализа данных в разрезе статей финансирования;
  • учет договоров контрагентов, согласно которым происходит поставка медикаментов;
  • партионный учет медикаментов;
  • учет квот по пациентам и отчеты для анализа использования квот и расхода медикаментов в разрезе пациентов;
  • внешние обработки выгрузки документов из конфигурации 1C:Розница 8. Аптека и загрузки документов в 1C:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8.

Любому бюджетному учреждению здравоохранения мы поможем оперативно автоматизировать учет медикаментов на базе программ “1С:Медицина. Больничная аптека” или “1С:Розница 8. Аптека” как в аптеке, так и по отделениям.

Приобретение неисключительных прав на программное обеспечение косгу 2022

В случае если целевая субсидия, выделяемая учредителем своему подведомственному учреждению, включает в себя сумму на приобретение основного средства и расходов на оплату работ, услуг, характер которых классифицируется как текущие поступления, то применяется подстатья 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ. Здесь же отметим, что на момент подготовки данного материала на сайте Минфина размещены приказы от 28.12.2022 № 298, 299н, которыми вносятся изменения в инструкции № 157н, 174н, в частности приведен план счетов, применяемый бюджетными учреждениями при ведении бухгалтерского учета в соответствии с требованиями Приказа Минфина РФ № 209н в редакции Приказа Минфина РФ № 246н.

Учет программного обеспечения, ключей защиты и расходов на их приобретение

Согласно п. 66 Инструкции № 157н, программное обеспечение, полученное в пользование учреждением (лицензиатом) учитывается на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Стоимость программного обеспечения определяется исходя из вознаграждения, установленного в договоре.

  • В казенных учреждениях — Инструкцией, утв. приказом Минфина РФ от 06.12.2022 № 162н (далее – Инструкция № 162н);
  • В бюджетных учреждениях — Инструкцией, утв. приказом Минфина РФ от 16.12.2022 № 174н (далее — Инструкция № 174н);
  • В автономных учреждениях — Инструкцией, утв. приказом Минфина России от 23.12.2022 № 183н (далее – Инструкция № 183н).

Как отразить в бюджетном учете казенного учреждения расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение

В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ.

Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Читайте также:  Какие документы нужны для заключения сделки купли-продажи гаража?

Перевод на баланс прав пользования НМА, учтенных за балансом

Если основное средство пригодно к использованию только вместе с определенным программным обеспечением, то расходы на приобретение этого программного обеспечения включаются в стоимость этого основного средства. Это правило работает и в бухгалтерском учете, а в налоговом учете.

Но только при условии, что речь идет о неисключительном праве на программу, то есть о праве пользоваться ей в рамках лицензионного соглашения, тогда как исключительные права остаются за разработчиком.

В этом случае мы имеем только расходы, которые формируют первоначальную стоимость ОС, в состав которого входит ПО.

В первоначальную стоимость ОС стоимость неисключительных прав на ПО включается в двух случаях:

  • когда купили ПО вместе с основным средством;
  • когда купили ПО для установки на ОС, которое еще не введено в эксплуатацию, в целях доведения его до состояния, пригодного для использования.

Эта позиция была высказана ФНС еще в 2011 г. (см. письмо ФНС от 13 мая 2011 н. № КЕ-4-3/7756).

  • Изменения в ФСБУ 6/2020 и его отличия от ПБУ 6/01
    • Учет малоценных ОС
    • Срок полезного использования
    • Единица учета ОС
    • Первоначальная стоимость ОС
    • Оценочное обязательство по демонтажу, утилизации
    • Отсрочка платежа при осуществлении капвложений
    • Капвложения неденежными средствами
    • Имущество, полученное безвозмездно
    • Оценка ОС после признания в учете
    • Улучшение ОС (реконструкция, модернизация)
    • Ремонт ОС
    • Ликвидационная стоимость ОС
    • Порядок начисления амортизации ОС
    • Способ начисления амортизации ОС
    • Линейный способ начисления амортизации ОС
    • Приостановка начисления амортизации
    • Неамортизируемые объекты ОС
    • Обесценение ОС
    • Отражение в отчетности ОС

Напомним, что в бухгалтерском учете срок полезного использования (СПИ) основных средств (ОС) устанавливается организацией самостоятельно с учетом следующих факторов (п. 20 ПБУ 6/01 ):

  • ожидаемый срок использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемый физический износ, который зависит от режима эксплуатации, естественных условий, влияния агрессивной среды и системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовые и другие ограничения использования объекта.

На практике для сокращения различий между данными бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования устанавливается по аналогии с налоговым учетом на основании Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). Ведь бухгалтерское законодательство не содержит запрета на использование такой Классификации.

А учитывая, что амортизация начисляется в течение срока полезного использования, то можно сказать, что срок амортизации компьютера — свыше 2 лет до 3 лет включительно.

Приведем пример расчета амортизации ноутбука при использовании наиболее распространенного метода в бухгалтерском и налоговом учете – линейного.

Так, срок амортизации ноутбука первоначальной стоимостью 138 000 рублей установлен равным 25 месяцев. Учитывая такой срок эксплуатации ноутбука, при начислении амортизации ежемесячно на расходы организации будут относиться 4% его первоначальной стоимости (1 / 25 *100%).

Поэтому на систематической основе в учете организации будет признаваться ежемесячная амортизация в размере 5 520 рублей (138 000 * 0,04).

Статью подготовила специалист по международным стандартам финансовой отчетности Меликова Мария Марковна. Связаться с автором

Изменения в учете и отчетности государственных и муниципальных учреждений в 2022 году

«При передаче в пользование части инвентарного объекта основного средства, в случае, когда субъектом учета не принято решение об обособлении передаваемой части имущества (например, отдельного элемента оборудования, автомобиля, части помещения) корреспонденции по внутреннему перемещению или обособлению передаваемой части инвентарного объекта в бухгалтерском учете не отражаются*. Вместе с тем, в Инвентарной карточке (ф. 0504031) у передающей стороны подлежит отражению информация о передаче части инвентарного объекта основного средства в пользование….»

«Объект непроизведенных активов подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе нефинансовых активов при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость такого объекта можно достоверно оценить.

Обновление программного обеспечения: как учесть расходы

Если программное обеспечение соответствует критериям, установленным для признания имущества амортизируемым, то оно является для целей налогообложения прибыли нематериальным активом. Напомним, что критерии прописаны в п. 1 ст. 256 НК РФ. В этой норме сказано, что амортизируемым считается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые принадлежат организации, используются для извлечения дохода, срок их полезного использования более 12 месяцев, а первоначальная стоимость превышает 100 000 руб. Понятие нематериальных активов приведено в п. 3 ст. 257 НК РФ. Ими признаются приобретенные и (или) созданные компанией результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (дольше года).

Правомерность такой позиции подтверждают и суды. Примером может служить дело, рассмотренное ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 15.03.2013 № А27-11302/2012. В нем арбитры указали, что из подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ следует, что датой осуществления прочих расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода. Расходы на адаптацию программного обеспечения на основании подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Поэтому компания правомерно единовременно списала их.

Читайте также:  С какого возраста можно обучаться на права: новые правила 2022 года

КОСГУ 352 и 353 в 2021 году: применяем правильно

По сути, этот процесс объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов. Сюда же можно отнести управление и контроль за выполнением бюджетных показателей.

Все эти необходимые для планирование операции вы можете легко выполнить в программе БИТ.ФИНАНС.

При составлении бюджета можно выделить следующие шаги:

  • планирование с участием всех подразделений;
  • определение показателей, которые будут использоваться при оценке деятельности;
  • обсуждение возможных изменений в планах, связанных с новой ситуацией;
  • корректировка планов с учетом предложенных поправок.

Главные функции бюджета:

  • Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации.
  • Коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности. Этот вид функций предполагает объединение интересов отдельных работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей.
  • Ориентация руководителей всех рангов на достижение поставленных задач.
  • Контроль текущей деятельности. Здесь лучше использовать именно бюджетные данные, а не отчетные данные прошлых лет.
  • Повышение профессионализма менеджеров.

Чтобы контролировать исполнение бюджетов, применяют двухуровневую систему:

  • нижний уровень — контроль над исполнением бюджетов структурных подразделений;
  • верхний уровень — контроль за исполнением консолидированного бюджета.

Для того, чтобы провести контроль, необходимо подготовить отчеты по анализу и обоснованию отклонений по факту от бюджетных. Кроме того, рассчитать основные финансовые показатели в случае их изменения в зависимости от отклонений:

  • Выручка от продаж.
  • Затраты на производство и реализацию.
  • Чистая прибыль.
  • Реинвестированная прибыль.
  • Рентабельность инвестиций.
  • Оборачиваемость активов.
  • Рентабельность продаж.
  • Доля рынка.
  • Темпы роста предприятия.

В решении БИТ.ФИНАНС есть возможность оценивать и контролировать текущее финансовое положение компании в любой момент времени.

Общий (основной) бюджет — это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы всего предприятия.

Когда вы составляете основной бюджет, то создаются:

  • прогнозируемый баланс;
  • план прибылей и убытков;
  • план движения денежных средств.

Обычно общий бюджет состоит из: операционного и финансового бюджетов.

Операционный бюджет (текущий, периодический, оперативный) — система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям. В свою очередь он состоит из бюджетов:

  • продаж (отгрузка готовой продукции и полуфабрикатов, поступления денежных средств);
  • производства;
  • производственных запасов;
  • прямых затрат на материалы;
  • общепроизводственных расходов;
  • прямых затрат на оплату труда;
  • коммерческих расходов;
  • управленческих расходов.

Сформируйте отчетность с любыми финансовыми показателями и разрезами: по контрагентам, договорам, статьям, проектам, ЦФО и т.д.

  • бюджета движения денежных средств;
  • бюджета капитальных вложений;
  • бюджетного (агрегированного) баланса.

Рекомендуется также кроме указанных бюджетов подготовить следующие документы:

  • бюджеты движения товарно-материальных ресурсов;
  • бюджет по движению дебиторской и кредиторской задолженности;
  • бюджет развития;
  • инвестиционный бюджет.

Работа по составлению бюджета состоит из следующих моментов:

  • Подготовка прогноза и бюджета продаж.
  • Определение ожидаемого объема производства.
  • Расчет затрат, связанных с производством и реализацией продукции.
  • Расчет и анализ денежных потоков.
  • Составление плановых финансовых отчетов.

Важно! Бюджет продаж является главным этапом всего процесса бюджетирования.

Бюджет движения денежных средств (ДДС) предприятия состоит из доходной и расходной частей.

Доходная часть прогнозируется на основе плана продаж и плана денежных поступлений из прочих источников.

Расходная часть бюджета ДДС прогнозируется на основе:

  • бюджета производства;
  • бюджета материальных затрат, составленного в соответствии с производственной программой;
  • бюджета оплаты труда;
  • плана-графика взносов во внебюджетные фонды;
  • плана-графика налоговых выплат;
  • плана-графика погашения кредитов;
  • бюджета общепроизводственных и управленческих расходов;
  • бюджета себестоимости готовой продукции;
  • бюджета прочих расходов.
  • Бюджет денежных средств предприятия

Обратите внимание! В решении БИТ.ФИНАНС реализовано формирование БДДС и план-фактного анализа. Пользователю доступны все необходимые и актуальные отчеты.

Для того, чтобы планирование бюджета было легким и точным, планируйте в программе БитФинанс,

  • Пользуйтесь историческими данными
  • Гибкой настройкой фин.результатов
  • Прозрачностью учета, исключаем ошибки и человеческий фактор.

Если у вас есть вопросы по планированию бюджета в программе БИТ.ФИНАНС, свяжитесь с нашими менеджерами.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоват��ся бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:

  • запчасти для ремонта машин и оборудования;
  • спецоборудование для НИОКР;
  • семена, удобрения, посадочные материалы;
  • реактивы, химическая посуда, радиодетали;
  • материальные запасы специального назначения и др.

Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *