- Правовые ответы

Вопрос 1. Налоговые органы рф. Права и обязанности.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 1. Налоговые органы рф. Права и обязанности.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все обязанности налоговиков вытекают из норм закона, которые во многом сводятся именно к статьям Кодекса. Ни один нормативный правовой акт не может приниматься в разрез его положениям. Поэтому, если в НК РФ не предопределена какая-то обязанность, то не имеет никакого смысла требовать этого от налогового органа.

Некоторые нюансы практической реализации обязанностей налоговых органов

Так, НК РФ не предопределена обязанность ФНС предоставлять по запросам налогоплательщиков данные об исполнении их контрагентами обязанностей, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах, или о налоговых правонарушениях, которые те совершают. Поэтому ни одно лицо не может требовать этого от инспекторов ФНС. Данная позиция подчёркивается в письме ФНС РФ от 17.10.2012 № АС-4-2/17710.

В НК РФ присутствует подход, который предусматривает, что обязанность налогового органа тесно корреспондирует с правом налогоплательщика.

Сотрудники ФНС обязаны безвозмездно доводить до сведения налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, соответствующем законодательстве, внесённых в него изменениях, и о принятых в соответствии с Кодексом нормативных правовых актах, порядке расчёта и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях должностных лиц.

Должен налоговый орган давать и консультации о порядке заполнения форм налоговых деклараций.

Права и обязанности налоговых органов

Деятельность налоговых органов осуществляется в границах их компетенции, представляющей собой установленную норма­тивными правовыми актами совокупность полномочий ФНС России и ее территориальных подразделений по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в валютных отношениях и иных сферах государственной деятель­ности, а также полномочий по применению мер ответственности.

Компетенция налоговых органов реализуется непосредственно ФНС России или через ее территориальные структуры.

ФНС России осуществляет следующие полномочия в установ­ленной сфере деятельности в соответствии с положениями гл. 5 НК РФ:

  • ФНС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг;
  • валютный контроль;
  • налоговые органы имеют право вынести решение в отсутствие налогоплательщика в случае его неявки без ува­жительной причины для рассмотрения материа­лов налоговой проверки;
  • в необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к налоговой ответственности, налоговый орган вправе направить в суд ходатайство об обеспечении иска.

ФНС России свойственно осуществление полномочий, направленных на со­вершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции ФНС России:

  • подготавливает пред­ложения по совершенствованию налоговой политики, планирова­нию налоговых поступлений, развитию налогового законодательст­ва в РФ, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений;
  • разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

В целях реализации возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сбо­рах налоговым органам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства.

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков регулируются положениями части первой НК РФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

Права налогоплательщиков установлены в ст. 21 НК РФ. Плательщик налогов и сборов имеет право:

  • ? получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) по всем вопросам, касающимся действующего законодательства о налогах и сборах, а также получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения;
  • ? получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;
  • ? использовать налоговые льготы при наличии оснований;
  • ? получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит;
  • ? на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • ? представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
  • ? присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

Права и обязанности налогоплательщиков

Налоговым законодательством за налогоплательщиками закреплены следующие права:

  • 1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
  • 2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований — по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Разъяснения налогового законодательства, полученные от других органов государственной власти и органов местного самоуправления, не носят нормативного характера, и их практическое применение не освобождает налогоплательщика от ответственности за те налоговые правонарушения, которые при этом могут быть совершены;
  • 3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщик является особым (специальным) правовым статусом лица. Закон возлагает на него обязанность уплатить налоги и (или) сборы, при этом в качестве обязательных элементов правового статуса налогоплательщика выступают общие обязанности и права, одинаковые для физических и юридических лиц. Они регулируются нормами налогового законодательства и предусматривают ответственность, наступающую за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Обязанности и права российских налогоплательщиков и плательщиков сборов рассматривают статьи 21 – 24 НК РФ. Они отражают позицию физических или юридических лиц в отношении государства. На практике реализация правового статуса налогоплательщиков осуществляется при их вступлении в определенные правоотношения.

Права налогоплательщиков, в первую очередь, предусматривают право на получение от налоговых органов письменного разъяснения и пояснения, касающихся вопросов использования налогового законодательства, нормативных документов.

Замечание 5

Также налогоплательщики вправе получать от них бесплатно информацию о действующих обязательных платежах, обязанностях и правах налоговых органов, должностных лиц и налогоплательщиков.

При проведении налоговыми органами камеральных и выездных проверок налогоплательщики обладают существенными полномочиями в области защиты своих прав и законных интересов. Они включают: представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений, касающихся исчисления и уплаты налогов, включая акты налоговых проверок; присутствие при осуществлении выездных налоговых проверок; получение копий акта налоговой проверки и решения налогового органа, включая требования уплатить налог.

Читайте также:  Статья 53. Оформление полномочий представителя

Существенное полномочие налогоплательщика включает право на обжалование актов налоговых органов, обжалование действий (бездействия) определенных должностных лиц. Жалобу необходимо подавать в суд или вышестоящий налоговый орган. Налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать способ защиты своих нарушенных прав и законных интересов, при этом обращение в один орган не должно исключать возможность подать жалобу и в другой. Предприятия и граждане-предприниматели могут подавать заявления в арбитражный суд, физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, подают заявления в суды общей юрисдикции.

В отечественном законодательстве впервые появляется право налогоплательщиков, касающееся требования от должностных лиц налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, когда они совершают действия в отношении налогоплательщиков. Они вправе не выполнять неправомерные акты и требования со стороны налоговых органов (должностных лиц) и могут требовать соблюдения налоговой тайны.

Замечание 6

Важным для российских условий для налогоплательщика является право обращаться с требованиями и получать возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, которые причинены их незаконными решениями, действиями (бездействием) должностных лиц налогового органа.

Если в наличии существуют основания, оговоренные в законодательстве, то налогоплательщик имеет право использовать определенные налоговые льготы.

Права налогоплательщиков, которые рассматривает НК РФ, перечислены не полностью и не ограничиваются НК РФ и прочими законодательными актами. Так, налоговые законы субъекта РФ предоставляют налогоплательщикам и другие права.

Вид и мера возможного поведения субъектов налогового права представляют собой субъективное налоговое право, которому всегда противопоставляется субъективная обязанность, требуемые вид и мера должного поведения. По этой причине субъекты налогового права наделены определенными обязанностями, перечень которых рассматривает 23 статья НК РФ. Рассмотрим классификацию прав налогоплательщиков.

В соответствии с юридическими фактами, которые лежат в основе возникновения обязанностей, рассматривают обязанности, которые:

  • вытекают из факта наличия объектов налогообложения;
  • не зависят от наличия объекта налогообложения.

В число обязанностей первой группы необходимо включить обязанность:

  • уплаты законно установленных налогов (проявляется с момента вступления в законную силу нормативных актов или правовых норм, которые предусматривают уплату определенного налога);
  • ведения в установленном порядке учета доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  • представления в налоговые органы по месту учета налоговых деклараций по налогам, которые они должны уплатить;
  • представления налоговым органам и их должностным лицам документов, которые требуются для расчета и уплаты налогов;
  • выполнения законных требований налогового органа, касающихся устранения выявленных нарушений закона о налогах и сборах;
  • не препятствовать законной работе должностных лиц налогового органа, которые исполняют свои служебные обязанности;
  • обеспечения в течение 4 лет сохранности сведений бухгалтерского учета и прочей документации, которая необходима для расчета и уплаты налогов, включая документы, которые подтверждают полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги. Юридические лица должны хранить документы, посредством которых подтверждаются произведенные расходы.

Обязанности, которые не зависят от факта наличия объекта налогообложения, включают:

  • постановку на учет в налоговом органе;
  • предоставление налоговым органам требуемых сведений и документации.

В соответствии с императивностью возложения обязанности делятся на те, которые прямо предусмотрены налоговым законодательством и те, которые требуют особого указания в отношении налогоплательщика.

Большая часть обязанностей прямо фиксирует НК РФ, они включены в систему общего правового статуса налогоплательщика, не требуя специальных механизмов ввода в действие. Сюда можно включить обязанность по уплате налоговых платежей, которые установило законодательство. Наряду с этим возложение на плательщиков налогов и сборов соответствующих обязанностей возможно лишь по причине указания на это посредством определенного нормативного акта права. К подобным обязанностям относят ведение учета собственных расходов и доходов, налогооблагаемых объектов, предоставление в налоговую по месту учета налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности (регламентировано ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете») и др.

Обязанности могут принадлежать общему или специальному статусу. В этом случае их классификация выглядит следующим образом:

  • общие для любого типа плательщика налога;
  • специальные, возложенные на выбранные субъекты налогового права.

В число общих обязанностей включены те обязанности, которые определяет п. 1 ст. 23 НК. Рассмотрению специальных обязанностей посвящен п. 2 ст. 23 НК, в зависимости от которых налогоплательщики в лице ИП и организаций кроме того, что выполняют общие обязанности, должны сообщать в налоговую по месту своего учета следующую информацию:

  • открытие (закрытие) счета в коммерческом банке;
  • участие в российских или зарубежных организациях;
  • формирование, процесс реорганизации, ликвидация обособленных подразделений, которые созданы на территории нашего государства;
  • прекращение деятельности или принятие решения об этом, включая объявление о банкротстве, ликвидации или реорганизации;
  • изменение местонахождения.

Структура и задачи налоговых органов

В Российской Федерации к налоговым органам относятся Федеральная налоговая служба (ФНС) и ее подразделения в регионах. Органы наделены широкими полномочиями в области налогообложения.

Функция ФНС – формирование доходной части бюджета государства. Обеспечивается это путем:

  • контроля соблюдения положений законодательства о сборах и налогах;
  • проверки правильности начисленных налогов и их своевременного внесения в бюджет;
  • регистрации и контроля деятельности субъектов налогообложения;
  • проверки подлинности документов бухгалтерского учета.

Налоговые органы имеют право передавать материалы по фактам нарушения в органы МВД, если по этим нарушениям предусмотрена уголовная ответственность, а также подавать иски в суд.

Система органов налогообложения едина и централизована. В иерархии есть 3 уровня:

  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Основным должностным лицом является налоговый инспектор. Его обязанность – следить за соблюдением законов в области начисления и оплаты налогов.

Основные обязанности инспекций

Основные обязанности налоговых инспекций и их сотрудников перечислены в статьях 32 и 33 Налогового кодекса РФ. В частности, налоговые инспекции обязаны:

  • информировать плательщиков о действующих банковских реквизитах Казначейства России для уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/776 (подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ);
  • представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (подп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ);
  • по запросам налогоплательщиков выдавать (передавать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи):

– в течение пяти рабочих дней – справки о состоянии расчетов с бюджетом;

– в течение 10 рабочих дней – справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов (подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ);

  • проводить по заявлению организации совместную сверку расчетов с бюджетом, оформлять результаты сверки актами и вручать эти акты (направлять по почте заказным письмом или передавать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) на следующий рабочий день после их составления (подп. 11 п. 1 ст. 32, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). До утверждения новых правил проведения и оформления результатов сверки действует порядок, который предусмотрен регламентом, утвержденным приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444 (п. 14 ст. 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ);
  • бесплатно информировать (в т. ч. письменно) о порядке расчета и уплаты налогов и сборов, о порядке заполнения налоговых деклараций и т. д. (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). При этом разъяснения налоговой службы не должны противоречить позиции Минфина России, которая изложена в письмах, адресованных непосредственно данному ведомству (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, письмо ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716). При информировании налогоплательщиков инспекции обязаны руководствоваться Административным регламентом, который утвержден приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н. Наряду с этим документом в настоящее время действует регламент, утвержденный приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444. Поскольку пункт 4 этого регламента также посвящен организации информационной работы, применять его следует в части, не противоречащей Административному регламенту, утвержденному Минфином России.
Читайте также:  Российским донорам крови положены деньги и неплохие льготы. Вот что нужно знать

Часть сведений территориальные налоговые инспекции размещают на своих стендах в виде объявлений, справок, информационных писем и т. п. При этом на сайте ФНС России организован электронный доступ к таким стендам. Этот сервис позволяет получать любую информацию, размещенную на стенде вашей инспекции, в режиме онлайн, без личного посещения самой инспекции.

Ситуация: обязана ли налоговая инспекция по запросу организации бесплатно информировать ее о порядке открытия счетов в банках, об установлении лимитов остатка наличных денег в кассах, о взаимоотношениях организаций и банков?

Ответ: нет, не обязана.

Налоговая инспекция обязана бесплатно информировать организацию (в т. ч. письменно или в электронном виде):

  • о порядке расчета и уплаты налогов (сборов);
  • о законодательстве о налогах и сборах;
  • о правах и обязанностях налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов);
  • о полномочиях налоговых инспекций и их должностных лиц;
  • о порядке заполнения налоговых деклараций.

Об этом говорится в подпункте 4 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ.

При этом разъяснения налоговой службы не должны противоречить позиции Минфина России, которая изложена в письмах, адресованных непосредственно данному ведомству (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ, письмо ФНС России от 14 сентября 2007 г. № ШС-6-18/716). При информировании налогоплательщиков инспекции обязаны руководствоваться Административным регламентом, который утвержден приказом Минфина России от 2 июля 2012 г. № 99н, а также Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 13 июня 2013 г. № ММВ-7-6/196 (если обмен информацией организован в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи).

Кроме того, налоговая инспекция обязана бесплатно информировать организацию о действующих банковских реквизитах Казначейства России для уплаты налогов, сборов, пеней и штрафов в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 9 ноября 2006 г. № САЭ-3-10/776 (подп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Права, обязанности и ответственность должностных лиц налоговых органов

Главной обязанностью налоговых органов является проведение контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых соответствии с ним нормативных правовых актов. При осуществлении данной функции налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах сборах, т.е. действия налоговых органов должны быть основаны на законах.

Налоговым кодексом РФ установлены следующие обязанности налоговых органов:

  • 1) вести разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
  • 2)бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;
  • 3) вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
  • 4) представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
  • 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;
  • 6) соблюдать налоговую тайну;
  • 7) направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.

Статья 21. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

1.1. Налогоплательщики – физические лица вправе также представлять в налоговые органы документы (сведения) и получать от налоговых органов документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации организована такая возможность, в случаях, если настоящим Кодексом предусмотрены представление в налоговые органы и получение от налоговых органов таких документов (сведений) через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

О правах налоговых органов

Как уже было сказано выше, права и обязанности налоговых органов перечислены в НК РФ. В частности, в ст. 31 оговариваются непосредственно права налоговиков, которые вправе:

  1. Требовать от лиц, являющихся налогоплательщиками, подачи в установленный срок и в предусмотренной законом форме документов, необходимых для правильного и своевременного расчета размера налогов/сборов, а также призванных подтвердить надлежащее исполнение ими своих обязанностей относительно исчисления и уплаты налога.
  2. Осуществлять в предусмотренном на законодательном уровне порядке проверки.
  3. Контролировать исполнение кредитными организациями обязанностей, предусмотренных законодательством в отношении налогов/сборов.
  4. В предусмотренном законом порядке проводить выемку документов.
    Скачать форму уведомления

    Межрегиональные инспекции

    Данного рода структуры призваны решать следующие основные задачи:

    1. контролировать соблюдение законов, регулирующих налоги и сборы на терриитории определенного федерального округа;
    2. эффективное взаимодействие с полпредами Президента РФ (касательно вопросов, находящихся в общей с ним компетенции);
    3. контроль над работой региональных структур ФНС посредством проверок.

    Налоговые органы РФ данного типа классифицируются, как мы уже сказали выше, в зависимости от отрасли, которую они регулируют. Так, в сегодняшней структуре есть следующие основные типы межрегиональных налоговых инспекций:

    • ведущие контроль над субъектами сферы добычи и переработки нефти;
    • обеспечивающие корректное выполнение налоговых законов фирмами, занятыми в газовой промышленности;
    • контролирующие дисциплину в аспекте выплат сборов в казну предприятий, занимающихся выпуском алкогольной и табачной продукции;
    • взаимодействующие по вопросам перечисления налогов с компаниями энергетической сферы;
    • обеспечивающие соответствие деятельности металлургических предприятий налоговому законодательству;
    • взаимодействующие по вопросам уплаты сборов в казну с компаниями, которые оказывают услуги связи;
    • осуществляющие контроль за корректным выполнением налогового законодательства со стороны транспортных предприятий.

    Другой комментарий к Ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации

    1. В пункте 1 ст. 32 Кодекса указаны обязанности, возлагаемые на налоговые органы.

    1) В подпункте 10 п. 1 ст. 21 Кодекса закреплено право налогоплательщиков требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.

    2) Как установлено в п. 1 ст. 82 Кодекса, налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Кодексом (см. комментарий к ст. 82 Кодекса).

    3) В соответствии с п. 1 ст. 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом (см. комментарий к ст. 83 Кодекса).

    4) Согласно подп. 1 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

    В целях совершенствования организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами Приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@ утвержден Регламент организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами .

    ———————————
    Документы и комментарии. 2005. N 19.

    Указанный Регламент включает в себя следующие разделы:

    1. Организация приема налогоплательщиков.

    2. Организация приема, регистрации и выдачи документов отделами работы с налогоплательщиками.

    3. Порядок проведения сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

    4. Организация информационной работы.

    5. Особенности организации работы с налогоплательщиками на территориально обособленных рабочих местах инспекций ФНС России межрайонного уровня (ТОРМ).

    Порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени предусмотрен ст. 78, возврата излишне взысканного налога, сбора, а также пени — ст. 79 Кодекса (см. комментарии к ст. 78 и 79 Кодекса).

    6) Право налогоплательщиков требовать соблюдения налоговой тайны закреплено в подп. 13 п. 1 ст. 21 Кодекса. Режим налоговой тайны определен ст. 102 Кодекса (см. комментарий к ст. 102 Кодекса).

    7) Право налогоплательщиков получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов закреплено в подп. 9 п. 1 ст. 21 Кодекса.

    Приказом ФНС России от 2 сентября 2005 г. N САЭ-3-25/422@ утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков , а также установлено, что применение Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков является обязательным для всех территориальных органов ФНС России, осуществляющих взаимодействие с налогоплательщиками.

    ———————————
    Документы и комментарии. 2005. N 19.

    Единый стандарт содержит следующие разделы:

    оказание услуг по регистрации и учету налогоплательщиков;

    оказание услуг по сдаче деклараций и других документов, представлению информации о деятельности и доходах граждан;

    информирование по вопросам расчетов с бюджетами;

    оказание услуг по регистрации ККТ;

    информирование по результатам контрольной деятельности;

    оказание услуг по выдаче разрешений, лицензированию, проведению экспертных оценок и регистрации объектов игорного бизнеса;

    оказание информационных услуг по всем направлениям деятельности налогоплательщиков.

    2. Согласно п. 2 ст. 32 Кодекса налоговые органы несут также и другие обязанности, нежели перечисленные в п. 1 комментируемой статьи. Обязанности налоговых органов могут быть предусмотрены как Кодексом, так и иными федеральными законами.

    Статьей 33 Кодекса предусмотрены обязанности должностных лиц налоговых органов (см. комментарий к ст. 33 Кодекса).

    3. В соответствии с п. 3 ст. 32 Кодекса налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» утверждена Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совер��ение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

    ———————————
    Российская газета. N 46. 2004. 6 марта.

    Указанная Инструкция включает четыре раздела:

    раздел 1. Общие положения;

    раздел 2. Требования к оформлению материалов, направляемых налоговыми органами в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

    раздел 3. Предварительное ознакомление сотрудников органов внутренних дел с материалами о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки преступления;

    раздел 4. Взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел в процессе досудебного производства по материалам, направленным налоговыми органами.

    За что могут наказать

    За нарушение действующих норм фискального законодательства предусмотрена не только налоговая ответственность, также законодателями определена административная и уголовная ответственность за налоговые проступки и преступления.

    Неисполнение обязанностей налогового агента повлечет за собой наложение штрафных санкций:

    1. За неудержание или неполное удержание налога НА оштрафуют на 20 % от суммы, подлежащей уплате в бюджет. Однако выписать штраф могут только в том случае, если у агента была возможность удержать налог, но он этого не сделал.
    2. За несвоевременное предоставление отчетности предусмотрена ответственность налоговых агентов в виде 5 % штрафа от суммы, указанной в несданной декларации. Отметим, что начисляют штраф по 5 % за каждый месяц просрочки, но не более 30 %. Также штраф не может быть меньше 1000 рублей.
    3. Несвоевременная подача отчетности по НДФЛ (расчет 6-НДФЛ, справки 2-НДФЛ) тоже накажет материально. Так, за каждый месяц просрочки по 6-НДФЛ предусмотрен штраф в 1000 рублей. Причем 1000 рублей начислят как за полный месяц просрочки, так и за не полный. За срыв срока сдачи справок 2-НДФЛ накажут по 200 рублей за каждую справку.
    4. За предоставление недостоверных сведений и(или) фиктивных документов налоговики накажут по 500 рублей за каждую такую недействительную бумагу.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *