- Таможенное право

Основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Жилье предоставляемое по договору социального найма лицам, что признаны нуждающимися и малоимущими. Обязательно, чтобы к гражданам можно было применить сразу обе характеристики. Малоимущий, у которого уже есть дом или квартира, на оформление социального объекта претендовать не вправе.

Какие документы нужны для переселения

По словам Марии Спиридоновой, для переселения достаточно иметь следующие документы:

  • заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
  • в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением — проект реконструкции нежилого помещения;
  • заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
  • заключение специализированной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения;
  • заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания — по усмотрению заявителя.

Кому предоставляется жилье по договору социального найма

При получении социального жилья нужно подтвердить статус нуждающегося. Это возможно в следующих случаях:

  • в собственности вовсе нет объектов недвижимости;
  • ранее не предоставлялись объекты по договору социального найма;
  • имеющееся жилье не соответствует общепринятым нормам по площади;
  • жилье непригодно для проживания;
  • один из жильцов имеет болезнь, из-за которой ему нужно ограничить контакты с другими гражданами. Например, хроническое инфекционное заболевание.

Другие важные условия договора найма жилого помещения

Рекомендуем сторонам договора найма жилья не ограничиваться согласованием только двух существенных условий – описании жилья и размера оплаты.

Обязательно надо согласовать условие об оплате коммунальных платежей. По общему правилу, это является обязанностью нанимателя (статья 678 ГК РФ), но стороны могут договориться по-другому. Например, что наниматель будет оплачивать только коммунальные услуги, связанные с приборами учета (электроэнергия, вода, Интернет).

Дополнительной статьей затрат нанимателя могут быть расходы на ремонт снятого жилья. Гражданский кодекс перекладывает обязанность по проведению текущего ремонта на нанимателя, а капитального – на наймодателя, но опять же, можно договориться иначе.

В отличие от договора социального найма, сдача жилья частного фонда ограничивается сроком — не более пяти лет. Если срок в договоре найма указан не будет, то признается, что он заключен на 5 лет. Договор, который заключен на срок менее одного года, считается краткосрочным.

Договор найма жилья не надо регистрировать в кадастровых органах, независимо от того, на какой он срок заключен. Необходимость государственной регистрации распространяется только на договор аренды помещения, заключенный на срок не менее года.

Дополнительно стороны могут внести в текст договора согласованные условия, которые не ущемляют их человеческих прав (например, наймодатель может требовать запрета на проживание в его жилье домашних животных).

Норма предоставления жилья. Кто устанавливает?

Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма — минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма (ч. 1 ст. 50 ЖК РФ). Понятие общей площади жилого помещения дано в ч. 5 ст. 15 ЖК РФ.

Норма предоставления, как и учетная норма, по общему правилу (иные случаи перечислены в ч. 3 ст. 50 ЖК РФ) устанавливается органом местного самоуправления (п. 2 ст. 50 ЖК РФ). Размер нормы предоставления, даже в минимальном своем значении, в ЖК РФ не закреплен. Вместо этого законодатель закрепляет открытый перечень факторов, влияющих на величину нормы предоставления, среди прочих выделяя лишь уровень обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, достигнутый в соответствующем муниципальном образовании. Следует отметить весьма расплывчатый характер данного критерия. На практике, например, размер нормы предоставления рассчитывается с учетом общего количества квадратных метров жилой площади, находящихся в муниципальной собственности и предоставленных по договору социального найма, а также площади, подлежащей сносу, и количества зарегистрированных граждан.

Отсутствие в федеральном законодательстве размера нормы предоставления и четких критериев ее определения обусловливает значительную дифференциацию ее количественных показателей в регионах. Например, в одном регионе России норма предоставления может составлять 12 кв. м, а в другом – 25 кв. м. Норма предоставления может различаться и на территории разных муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Федерации.

Читайте также:  Выплаты за 3 ребенка в 2023 году: что положено в России?

Норма предоставления жилья в Московской области для отдельных категорий граждан

Статьей 10 Закона Московской области от 26 июля 2006 г. N 124/2006-ОЗ «О порядке предоставления жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма отдельным категориям граждан» право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Московской области по договорам социального найма имеют состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях работники государственных учреждений здравоохранения Московской области, государственных аптечных учреждений, работники государственных образовательных организаций, работники государственных учреждений социального обслуживания населения, работники государственных учреждений сферы культуры, работники государственных учреждений агропромышленного комплекса, работники казенных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, работники физкультурно-спортивных государственных учреждений, работники государственных архивных учреждений. Для указанных категорий граждан установлены следующие нормы предоставления площади жилого помещения:

  • не менее 33 кв. м общей площади — на одиноко проживающих граждан;
  • не менее 42 кв. м общей площади — на семью из двух человек и трех человек;
  • не менее 18 кв. м общей площади — на каждого члена семьи, состоящей из трех и более человек.

Требования к жилому помещению

Жилище от государства по соцнайму выдается не для коммерческих целей, а для постоянного проживания, поэтому помещение должно соответствовать законным требованием. Их отсутствие станет весомым основанием для служебного или судебного разбирательства.

Наниматель жилища от государства наделяется правом получения имущества, которое отвечает определенным характеристикам.

  1. Благоустроенность. Это требование означает, что выделяемая квартира по социальному найму, должна находиться в доме с категорией капитального строительства.
  2. Соответствие санитарно-эпидемиологическим, техническим и пожарным нормам. Подтверждение требования должно быть задокументировано специальными уполномоченными организациями.

Основания предоставления жилых помещений по договору социального найма

Различаются основания и порядок представления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, которые определены федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Данные граждане должны быть признанными нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Таким категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма также и жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном названным кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.

Далее мы будем рассматривать вопросы предоставления по договорам социального найма жилого помещения жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Общие правила предоставления жилого помещения социального найма

Жилищным кодексом РФ введены новые правила предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

  • 1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (п. 1 ст. 57 ЖК РФ).
  • 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются следующим лицам (п. 2 ст. 57 ЖК РФ):
    • а) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
    • б) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
    • в) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе:
      • – в учреждениях социального обслуживания;
      • – в приемных семьях;
      • – в детских домах семейного типа;
      • – при прекращении опеки (попечительства);
      • – по окончании службы в Вооруженных Силах РФ;
      • – по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

      Изменения, которые были внесены в ЖК РФ и в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» от 21.07.2007 N 185-ФЗ, обращены на улучшение юридических способов соблюдения прав граждан на предоставление жилья после признания жилых домов аварийными, обеспечение их благоустроенным жильем и на реализацию задач Федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жильё и городская среда».

      В программу переселения, которая рассчитана до 2024 года, внесены объекты, признанные непригодными для проживания до 01.01.2017 года. К 2024 г. из аварийных домов в новое жилье должны быть переселены более 530 тыс. граждан на территории всей России.

      В целях реализации проекта выделено финансирование из бюджета порядка 430 млрд. руб., кроме того, будут привлечены средства из внебюджетных источников.

      Новый закон сохранил все имеющиеся механизмы расселения ветхих и аварийных здания жилого фонда.

      Квартиросъемщикам муниципального жилья по договорам социального найма в ходе переселения также должны быть предоставлены равноценное жилые помещения, площадь которых не менее ранее занимаемых.

      В отношении собственников аварийных квартир, закон делает уточнение, касающееся того, что в сумму компенсации взамен старой жилплощади должна входить рыночная стоимость участка земли, на котором находится жилой дом.

      Также внесенные в закон изменения наделяют органы государственной власти субъектов РФ компетенцией на использование мер дополнительной помощи, требуемой для расселения аварийного жилья.

      Например, финансирование, выделяемое Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, в 2022 году может использоваться для частичной денежной компенсации собственникам квартир в аварийном доме затрат на оплату процентной ставки по ипотечному кредиту размером не более ключевой ставки за пользование кредитными средствами, которые использованы на покупку жилплощади.

      Помимо этого, региональные власти могут решить предоставить в отношении граждан-собственников квартир в аварийном жилом доме субсидий на частичную компенсацию расходов на покупку другого жилья. Следует учитывать, что субсидия на покупку жилого помещения выделяется в размере не более разницы между ценой квартиры, равноценной по метражу изымаемой, которая рассчитывается в зависимости от нормативов стоимости кв. метров, и предоставленной компенсацией.

      Также в качестве меры содействия может применяться выделение жилого помещения в наемном жилом доме.

      Права членов семьи нанимателя

      Как следует из ч. 2 ст. 70 ЖК РФ, наниматель имеет право на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи, что ведет к изменению соответствующего договора.

      Возникновение такого права возможно при соблюдении определенных условий и в отношении определенного круга лиц.

      Супруг нанимателя, его дети и родители могут быть вселены в занимаемое жилое помещение только с согласия проживающих там членов семьи. При этом размер жилой площади нанимателя значения не имеет. Вселение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов семьи (родственники, нетрудоспособные иждивенцы и др.) возможно с согласия членов семьи и наймодателя. Размер жилой площади, куда вселяются новые члены семьи, на сей раз имеет значение — наймодатель может запретить вселение граждан в качестве членов семьи нанимателя, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи будет менее учетной нормы (ст. 50 ЖК РФ). Для вселения к родителям их несовершеннолетних детей согласие остальных членов семьи и согласие наймодателя не требуется.

      Вселение члена семьи нанимателя должно быть отражено в договоре социального найма, поскольку меняется состав субъектов и условий договора, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг и пр. (ч. 2 ст. 70 ЖК РФ). Вместе с тем несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного ч. 1 ст. 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи (п. 27 Постановления N 14 Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009).

      Нормирование жилой площади социального найма

      На сегодняшний день, когда на территории России установились новые социально-экономические принципы, нормирование жилплощади соцнайма представляет собой одну из основополагающих гарантий соблюдения законных интересов и конституционных прав каждого человека. Иными словами, нормирование – важнейший инструмент, который защищает физлица, признанные малоимущими и нуждающимися.

      Нормирование жилых помещений на территории РФ осуществляется с учетом простого расчета: размер жилья должен быть не менее установленной органами местного самоуправления нормы, иными словами, нормы представления.

      Если ОМСУ установили этот показатель в размере 15 кв. метров, то для семьи, состоящей из 4 человек, должна быть выделена квартира площадью 60 квадратов.

      Если принцип нормирования жилой площади не соблюдается при составлении договора социального найма, то граждане могут обратиться за защитой своих интересов в уполномоченные на то органы. При обоснованности претензии ОМСУ будут обязаны выделить недвижимость в точном соответствии с нормами, закрепленными законом.

      Государство не может, да и не должно отказываться от нормирования, как механизма социальной политики. Это связывается с тем фактом, что в современной России наблюдается серьезный дефицит жилья, предоставляемого гражданам в социальный найм. Если размер нормы на одного человека не будет фиксирован законом, то многие категории граждан останутся без жилой площади даже при острой необходимости.

      Основные отличительные черты данного договора:

      1. Единственным существенным условием (то есть таким, которое сторонам необходимо согласовать в обязательном порядке, иначе договор не будет считаться заключенным) является его предмет. Таковым может быть только изолированное, отдельное помещение, пригодное для постоянного проживания в нем (это не только квартиры и дома, но и их части). В договоре должны быть приведены все характеристики жилья в целях его идентификации.
      2. Форма договора законодателем предусмотрена только письменная.
      3. Основание для заключения — решение о предоставлении помещения органами власти.
      4. Жилье предоставляется малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в нем.
      5. Данный объект может быть приватизирован на основании ст. 2 Закона РФ №1541-1. Гражданин может воспользоваться своим правом на приватизацию только один раз в течение всей жизни.
      6. Договор может быть расторгнут только по согласованию сторон или в связи с неисполнением предусмотренных в нем условий. Например, в случае переезда нанимателя или неуплаты им коммунальных платежей.
      7. Допускается обмен жилыми помещениями по соцнайму.
      8. Особым статусом обладают члены семьи нанимателя, они имеют равные права с ним, несут обязанности и солидарно отвечают по обязательствам, должны быть указаны в тексте договора. Даже если они утрачивают статус члена семьи (к примеру, муж и жена разводятся), их дальнейшее проживание в таком жилом помещении остается в рамках закона.

      Правила предоставления

      Предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется при соблюдении следующих условий:

      • получение гражданином соответствующего статуса (малоимущий, нуждающийся в жилом помещении);
      • постановка такого гражданина на учет на основании его заявления;
      • соблюдение установленного порядка очередности. Вне очереди, согласно ст. 57 ЖК РФ, предоставляются объекты следующим категориям заявителей: больным тяжелыми хроническими заболеваниями в тяжелых формах, обладателям непригодных для проживания квартир/домов, не подлежащих ремонту или реконструкции;
      • наличие подходящих помещений в жилищном фонде социального использования муниципалитета, субъекта РФ или РФ.

      Заявление и документы подаются в местные органы самоуправления.

      Там же вам помогут уточнить состав пакета документов, который потребуется в вашем случае. Если же одно из условий было нарушено или был подан неполный список документов, в получении объекта недвижимости будет отказано (до тех пор, пока вы не исправите ошибки), при этом на повторную подачу документов и заявления потребуется длительное время.

      Когда очередь, наконец, дошла до вас, местный муниципалитет должен заключить с человеком договор найма соцжилья, потому как он получает недвижимость, находящуюся на балансе местных органов власти. Договор составляют согласно типовой форме, установленной законными правилами, однако может немного изменяться в зависимости от конкретного случая.

      Однако в нём необходимо обязательно прописать:

      1. Название населённого пункта, где подписывается договор, и администрация которого предоставляет жилплощадь. Также необходимо включить в заявление реквизиты сторон и дату заключения договора.
      2. Информацию о выданной недвижимости – её почтовый адрес, технические характеристики, количество комнат и т.п. Здесь же необходимо указать состояние объекта на момент предоставления новому жильцу (для этого чаще всего оформляют акт приёма-передачи).
      3. Права и обязанности сторон соглашения, а также ответственность за их нарушение. Уделите этому особое внимание, поскольку именно на основе этих пунктов и будут строиться дальнейшее сотрудничество между муниципалитетом и получателем социальной жилой площади.
      4. Сведения о ваших сожителях (ФИО, паспортные данные, родство и т.п.).

      Отказ в предоставлении жилья по договору о социальном найме

      Предусмотрена возможность осуществить отказ со стороны государственных органов гражданам в постановке их на учет в качестве нуждающихся. Подобная возможность регламентирована ст. 54 ЖК РФ. В данной правовой норме указан исчерпывающий перечень оснований для осуществления подобного правомочия, в частности:

      • Если в уполномоченный орган нанимателем не предоставлены документы, которые являются обязательным условием для постановки на учет.
      • Если субъект правоотношений предоставил документы, но они не подтверждают статус, который позволил бы принять лицо на учет в качестве нуждающегося.
      • Если не истек срок, зафиксированный в ст. 53 ЖК РФ. В частности, речь идет о 5-летнем сроке, который ведется с момента совершения нанимателем правонарушения, что является детерминантой наложения определенных санкций на субъект отношений.

      Решение об отказе гражданину в постановке на учет принимается только компетентным на то лицом. Постановление должно в обязательном порядке содержать в себе аргументированные основания, которые и послужили причиной подобного решения. Документ отправляется заявителю в течение трех рабочих дней после его принятия в письменной форме, заверенной подписями уполномоченного представителя государственной власти РФ. Наниматель, если не согласен с вердиктом, имеет законодательную возможность оспорить принятие подобного решения в судебной инстанции.

      КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТЬ

      ЛЕБЯЖЬЕВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ

      ДУМА ЛЕБЯЖЬЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

      РЕШЕНИЕ

      от 28 октября 2021 года № 156

      р. п. Лебяжье

      Что делать, если площадь меньше нормативной

      Если площадь квартиры не отвечает региональным нормам, подают документы на улучшение жилищных условий. Добиться положительного решения поможет грамотный юрист.

      Сверьте площадь квартиры с региональными нормативами. Общая площадь помещения указана в свидетельстве о праве собственности, договоре купли-продажи или выписке из ЕГРН. Если на каждого члена семьи приходится метраж меньше нормы, встаньте на учёт.

      Порядок действий:

      1. Проконсультируйтесь с жилищной инспекцией или соцзащитой по подаче документов.
      2. Напишите заявление на постановку на учёт. Когда заявление примут, назначат срок проверки жилья. Его оценят на соответствие нормам.
      3. В назначенное время примите членов комиссии. По возможности не препятствуйте фото- и видеосъёмке.
      4. Получите акт осмотра и на его основании встаньте на учёт. Документ действителен 30 дней. Если экспертиза не позволяет претендовать на улучшения, её результаты можно оспорить в течение 10 дней.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *