- Таможенное право

Программа расселения из аварийного жилья собственников в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Программа расселения из аварийного жилья собственников в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Новый закон расширил возможные способы использования мер социальной поддержки, оказываемых государственным учреждением Фонд содействия реформированию ЖКХ регионам России на осуществление местных программ расселения граждан.

Этапы расселения из аварийного жилья

Само переселение состоит из нескольких этапов:

  1. Подача заявления и необходимых документов в межведомственную комиссию.;
  2. Получение решения по итогам работы комиссии о признании дома аварийным;
  3. Включение дома в региональную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
  4. Получение уведомления о принятом решении об изъятии земельного участка и проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд;
  5. Подписание соглашения и отправка его в орган, принявший решение об изъятии, в течение 90 дней со дня получения проекта соглашения;
  6. Принятие жилого помещения с составлением соответствующего акта;
  7. Подписание договора социального найма или оформление права собственности на новое жилое помещение в Росреестре.

В чем суть программы и ее цели

Следует уточнить, что в законодательных актах присутствуют понятия ветхого жилья и аварийного. Они имеют существенное отличие, поскольку аварийное помещение становится опасным для проживания. При оценке рисков и признания жилья непригодным в любом из случаев принимаются во внимание следующие моменты:

  • степень износа и деформации несущих конструкций;
  • риск обрушения здания, стен и плит;
  • степень опасности для жизни и здоровья граждан, находящихся в нём.

Для домов, построенных из разных материалов, отличается и степень износа. Так для деревянных строений этот показатель составляет от 65 %, а для кирпичных и иных – свыше 70 %.

Если дом по решению администрации признается ветхим или аварийным, его жильцы вправе претендовать на предоставление другого жилья взамен по программе переселения. Но в первую очередь в планирование и очередность попадают собственники аварийного фонда, поскольку опасность для проживания там значительно выше.

Все жилые помещения, признанные ветхими и аварийными, от даты принятия решения не могут быть участниками любых сделок. Это значит, что собственники не вправе их продать, подарить и т.д.

Аварийные многоквартирные домостроения, расселенные и выведенные из эксплуатации, подлежат последующему сносу по следующим основаниям:

  1. Степень износа несущих конструкций признана критической.
  2. Отмечена опасность разрушения или часть дома обрушилась в результате допущенных ошибок в строительстве или иных факторов.
  3. Неблагоприятная обстановка в помещениях, связанная с изменениями в микроклимате. Сюда относятся такие факторы, влияющие на жизнь и здоровье граждан, как радиоактивный фон; вибрационные процессы, связанные с близким нахождениям к объектам, вызывающих их; обнаружение присутствия внутри помещений опасных химических веществ, нормы которых превышены.
  4. Нахождение в зонах природного риска, подверженных сезонным паводкам, землетрясениям, оползневым явлениям, природным пожарам и прочим.
  5. Дома, пострадавшие от взрывов, пожаров и иных факторов.

В первую очередь планируют к расселению дома, попадающие в категорию аварийных. Собственники квартир в них вправе получить новые квартиры. По ветхим помещениям ситуация иная. Сначала принимается решение о проведении реконструкции. Если она будет признана нецелесообразной по причине стоимости, превышающей новое строительство, то дом пойдет под снос, а жильцы будут расселены.

Процедура предоставления помещений взамен имеющихся, в домах, признанных ветхими и аварийными, проходит поэтапно:

  1. Вынесение решения по дому с занесением его в реестр и постановка жильцов в очередь на расселение. Программа планируется на три ближайших года, но по аварийным помещениям срок должен составлять не более года. На практике жильцы могут ожидать гораздо дольше.
  2. Подбор помещений на замену. Следует учитывать, что предоставляются новые жилые площади в том районе проживания, в котором находится старый дом. Только в случае согласия собственников им может быть передано помещение в другом районе. На рассмотрение предлагается 3 варианта. По площади оно не может быть меньше прежнего (существуют варианты компенсации разницы в квадратуре, если она присутствует). Если прежняя жилплощадь не соответствовала нормам и собственники находились в очереди на улучшение, то им в этом случае будет применена норма в 18 кв.м. на человека. Учитывается и тот факт, что предоставляется отдельная квартира, исключаются случаи коммунального проживания.
  1. Оформление договора и подписание сторонами. При достижении соглашения сторонами происходит его документальное закрепление.
  2. Освобождение собственниками помещений в домах ветхих и аварийных и переезд в новые. По закону установлено, что этот процесс должен занимать не более 30 дней после подписания договора на предоставленном администрацией транспорте. При этом существует оговорка, что бесплатно будет дана возможность осуществить только один рейс, остальные оплачивают переезжающие.

Собственник квартиры расселяемого дома может отказаться от нового помещения. Для этого следует подать в администрацию заявление и получить компенсационную выплату в денежной форме в размере стоимости нового жилья.

Комментарии к ст. 32 ЖК РФ

1. Положения комментируемой статьи базируются на правилах, сформулированных в ст. 239 ГК РФ. В этой статье Кодекса сосредоточены нормы, регламентирующие отношения, возникающие в связи с отчуждением недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится.

В ЖК РФ эти нормы, во-первых, даются «в привязке» к жилому помещению, т.е. ст. 32 регулируются отношения, возникающие по поводу выкупа жилого помещения в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Во-вторых, если соответствующие нормы ГК РФ весьма лаконичны, то нормы комментируемой статьи достаточно детализированы. В-третьих, ГК РФ предусматривает, что при изъятии земельного участка находящаяся на нем недвижимость выкупается государством или продается с публичных торгов. В ЖК РФ предусматривается только выкуп жилого помещения и допускается предоставление другого жилого помещения взамен изымаемого (см. п. п. 8, 11 — 13 настоящего комментария).

2. Принудительно может быть выкуплено только все жилое помещение (обычно — весь дом). Теоретически мыслима ситуация, когда в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд возникает необходимость изъять (выкупить) только часть жилого помещения (часть жилого дома). Без согласия собственника жилого помещения это недопустимо. Принудить собственника в этом случае невозможно.

3. Земельный участок может находиться у собственника выкупаемого жилого помещения на различных правовых основаниях. Он может быть в его собственности, принадлежать ему на праве пожизненного наследуемого владения или на праве постоянного (бессрочного) пользования либо использоваться на основании договора аренды. Для применения норм комментируемой статьи правовое основание пользования земельным участком значения не имеет. Неважно, какое право на земельный участок имеется у собственника находящегося на нем жилого помещения. Важно то, что земельный участок изымается для государственных или муниципальных нужд и такое изъятие невозможно без прекращения права собственности на жилое помещение.

В случае возникновения спора требование об изъятии жилого помещения не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления не докажет в суде, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права на данное жилое помещение (п. 1 ст. 239 ГК).

4. Необходимость изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд базируется на неких веских основаниях. Такие основания в самом общем виде предусмотрены в ЗК РФ. В соответствии со ст. 49 данного Кодекса изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов: объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения; объекты, обеспечивающие космическую деятельность; объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации; линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий; объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения; автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;

3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Федерации .

———————————

В Постановлении Пленума ВС РФ от 2 июля 2009 г. в качестве одного из примеров того, что следует понимать под государственными или муниципальными нуждами, названа «застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений» (п. 20).

Читайте также:  Приватизация квартиры через МФЦ в 2023 году: пошаговая инструкция

Этими указаниями даны некоторые ориентиры, позволяющие понять, что представляет собой понятие «государственные или муниципальные нужды». Важно, однако, подчеркнуть, что понятие это оценочное. Невозможно дать исчерпывающий и конкретизированный перечень таких нужд. Вопрос о том, есть ли необходимость изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, всякий раз должен решаться с учетом конкретных обстоятельств, а в случае спора — судом (см. также ст. ст. 279 — 283 ГК; ст. ст. 49, 55 ЗК).

5. Среди полномочий Российской Федерации и субъектов Федерации в области земельных отношений ЗК РФ (ст. ст. 9 — 10) называет и изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, соответственно для нужд Российской Федерации и субъектов Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Федерации решения об изъятии земельных участков, в том числе путем выкупа, принимают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК). Решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд принимается органами местного самоуправления в рамках их компетенции, уста��овленной актами, определяющими статус этих органов (ст. 11 ЗК; п. 2 ст. 125 ГК).

Эти же органы принимают решения об изъятии жилых помещений в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 комментируемой статьи).

Обычно решение об изъятии земельного участка предусматривает и изъятие находящейся на этом участке недвижимости (в том числе жилых помещений), т.е. одним документом оформляется два решения.

Решение, принятое неуполномоченным органом, не имеет юридической силы.

6. Государственная регистрация решения об изъятии жилого помещения (ч. 3 комментируемой статьи) на практике производится как регистрация ограничения (обременения). Строго говоря, это несколько неточно. В силу ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» под ограничениями (обременениями) понимаются установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условия, запрещения, стесняющие правообладателя при осуществлении своих прав. Решение об изъятии жилого помещения не стесняет собственника данного жилого помещения (см. п. 9 настоящего комментария). Следовательно, оно не есть ограничение (обременение) прав собственника.

Регистрация решения производится с целью обеспечения прав третьих лиц. Как известно, государственная регистрация носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, обязан предоставить сведения, содержащиеся в ЕГРП, о любом объекте недвижимости любому лицу. Поэтому если, предположим, собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, решил произвести отчуждение такого жилого помещения, то его приобретателю будет известно, что он получает жилье, которое вскоре будет (может быть) изъято.

Кроме того, государственная регистрация имеет целью проверку законности решения об изъятии жилого помещения. Если орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, установит, что решение об изъятии жилого помещения принято неуполномоченным органом или налицо факт нарушения порядка подготовки и принятия решения, то в регистрации должно быть отказано.

Какие условия нужны для расселения

Не каждый владелец помещения, стоящий в очереди на новый объект недвижимости, успел получил его в срок.

Расселение жильцов происходит на основании Федерального закона №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Лица, претендующие на альтернативную жилую площадь, могут воспользоваться программой в следующей ситуации:

  • специальная комиссия, собранная при департаменте ЖКХ района должна признать, что здание находится в аварийном состоянии и не подлежит капитальному ремонту;
  • граждане должны иметь на руках документ, подтверждающий право владения объектом жилой недвижимости. Либо подтверждение использования данных квадратных метров по договору соцнайма.

Если жильцы подозревают, что их дом находится в аварийном состоянии, но официального решения на руках нет, следует составить коллективное заявление в органы местного самоуправления с просьбой инициировать данное действие. Арендаторы квартиры не могут участвовать в социальной программе по расселению ветхого жилого фонда.

Судебная практика, которая касается расселения из непригодных для проживания квартир, довольно обширная. Чаще всего в суд обращаются граждане, которые недовольны новыми условиями проживания, а также действиями чиновников. Люди нередко указывают на некомпетентность госслужащих, их халатное отношение к выполнению программы, а также коррумпированность.

Многие граждане соглашаются на предложенные органом МСУ варианты жилой площади, даже не понимая, что они не соответствуют правилам. Только небольшая часть жильцов набирается смелости и оспаривает решение администрации в суде. Причем они чаще всего побеждают.

Таким образом, расселение из аварийного жилья осуществляется строго по правилам, установленном законодательством о переселении. Если есть сомнения по поводу неправомерности действий чиновников, не нужно бояться обращаться в судебный орган.

Переселение из ветхого или аварийного жилья: сколько положено квадратных метров

Многие владельцы жилых помещений, признанных ветхим или аварийными, задаются вопросом, сколько будет выделено для них квадратных метров жилой площади в случае предоставления альтернативного жилья.

В соответствии с действующим законодательством, переселяемым из ветхого жилья гражданам должно быть предоставлено равноценное по площади и показателям благоустройства жилье. Количество квадратных метров должно составлять не менее, чем в аварийном жилом помещении, и вместе с тем этот показатель должен быть равен не менее 18 кв.м. на каждого члена семьи.

Стоит отметить, что этот показатель может изменяться в большую или меньшую сторону в зависимости от программы переселения из ветхого жилья, действующей в конкретном регионе или области.

Расселение: каков порядок действий

  • Если есть основания для расселения, то в первую очередь собственником подается заявление.
  • Далее, создается межведомственная комиссия.
  • Она и признает жилье аварийным, а дом – подлежащим сносу или реконструкции.

К заявлению прикладывается пакет следующих документов:

  • копии документов, которые подтверждают право собственности заявителя на данное помещение;
  • заключения специальной организации (в случае если дом требуется признать аварийным или подлежащим сносу);
  • заключения проектно-изыскательской организации о том, что несущие конструкции не соответствуют установленным требованиям.

Заявление подается:

  • лично,
  • посредством почтового отправления;
  • через МФЦ;
  • через портал государственных услуг.

После поступления документов, комиссия в течение 30 дней рассматривает их и решает вопрос либо о вынесении заключения по представленным документам, либо о проведении дополнительного обследования помещения.

Решение комиссии может быть следующим:

  • помещение пригодно для проживания и соответствует установленным требованиям;
  • необходимо проведение капремонта;
  • необходимо проведение реконструкции или перепланировки;
  • жилье не соответствует установленным нормам и может быть признано непригодным для проживания;
  • дом признается аварийным и подлежащим сносу;
  • дом признается аварийным и подлежащим реконструкции.

По результатам рассмотрения заявления и принятия решения составляется соответствующее заключение комиссии в 3-х экземплярах (один – заявителю; второй – комиссии; третий – собственнику помещения).

На основании заключения комиссии, уполномоченный орган издает распоряжение, в котором прописана «судьба» помещения (дома), в частности, порядок расселения аварийного жилья и сроки проведения необходимых работ.

Если заявление было передано по почте или через портал государственных услуг, то в течение 5 дней после принятия решения, комиссия рассылает заявителю, собственнику и уполномоченному органу (если требуется) заключение и экземпляр распоряжения (если оно составлялось).

Процедура признания жилья непригодным для проживания

Важно! Чтобы признать квартиру непригодной для дальнейшего проживания, собственнику ветхого жилья необходимо написать заявление в межведомственную комиссию по месту регистрации. Такое право имеет только владелец квартиры (дома).

После подачи документа произойдет следующее:

  1. Экспертная комиссия проверит здание на пригодность, опираясь на технические и санитарные нормы. На принятие решения о непригодности жилья для дальнейшего проживания комиссии отводится 14 дней.
  2. По результатам экспертизы будут оформлены три экземпляра акта, который скрепляется подписью всех ее членов (в противном случае документ не будет иметь правовой силы). Один экземпляр выдается заявителю.
  3. В течение пяти дней после признания ветхости (непригодности) жилого помещения (здания) комиссия уведомляет об этом свой орган местного самоуправления.
  4. Администрация утверждает официальное решение о внесении здания в категорию ветхого либо непригодного для проживания.
  5. Оформляется заключение о переселении обитателей дома.

Расчет стоимости ветхого жилья

Как мы уже знаем, программа переселения из ветхого жилья после 2023 года предусматривает (по желанию собственника) денежную компенсацию, срок выплаты которой назначается в индивидуальном порядке по согласию сторон.

Выкупная цена квартиры, попавшей под снос, а также ветхого и аварийного жилья, исчисляется с учетом нескольких факторов:

  • стоимость выкупаемого помещения с учетом степени износа;
  • издержки владельца квартиры, связанные с процессом;
  • затраты на переезд и поиск нового жилья с целью его предстоящего оформления;
  • расходы собственника при досрочном прекращении обязательств с учетом необходимости возмещения потерянной выгоды.

Для признания жилого помещения ветхим или аварийным собственником, нанимателем или уполномоченным органом подаются следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт заявителя;
  • копии правоустанавливающихе документов на жилье, собственник которого не отражен в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН);
  • заключение комиссии об обследовании дома;
  • заключение органов государственного надзора (при необходимости);
  • заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения (при необходимости);
  • фотографии (при необходимости);
  • жалобы/заявления/письма граждан, свидетельствующие о непригодном для жизни состоянии дома;
  • другие обосновывающие документы.

До конца 2020 года по государственной программе происходит переселение жителей тех домов, которые были признаны аварийными до 1 января 2012 года. Переселение жителей из домов, признанных аварийными после этой даты, с 2020 года начало происходить по новой программе.

Как определяется рыночная стоимость жилья

Данная программа расселения аварийного жилья содержит в себе выплату собственнику, если он дает на это свое согласие. Выплата должна производиться в срок, который указывается в соглашении между собственником и администрацией индивидуально.

Читайте также:  Переход на новые ФСБУ в 2023 году

В ЖК РФ, статье 32, прописано, что стоимость аварийного жилья, должна быть рассчитана с учетом определенных факторов, к которым относится:

  • Рыночная цена самой квартиры, которая будет выкупаться;
  • Расходы со стороны собственника на выкуп данной квартиры;
  • Расходы в отношении переезда, а также поиск новой квартиры и ее оформление;
  • Расходы собственника в отношении прекращения всех обязательств досрочно, но в учет будет браться только обязательство в выплате потерянной выгоды.

Программа расселения из аварийного жилья собственников в 2021 году

Один из возможных выходов для владельцев ветхого жилья в рамках программы расселения — выделение денежной компенсации в размере имеющейся жилплощади по текущим рыночным ценам.

Порядок определения выкупной стоимости жилплощади установлен ч. 7 ст. 32 ЖК РФ и учитывает следующие факторы:

  • рыночную цену квартиры;
  • материальные затраты, понесенные собственником, по причине выкупа помещения;
  • расходы на переезд, поиск и оформление альтернативной жилплощади;
  • расходы собственника, связанные с прекращением долгосрочных обязательств, включая возмещение упущенной выгоды.

Если собственник не согласен с проведенной расценкой жилплощади, он вправе оспорить ее результаты в судебном порядке. Возможен вариант самостоятельного поиска квартиры для переезда, с возмещением стоимости данной жилплощади в рамках компенсации по старой.

Также допускается возможность долевого участия муниципалитета с составлением договора социального найма, если выделенного возмещения недостаточно для приобретения новой квартиры.

Собственник, собрав пакет документов, должен обратиться в местный муниципалитет с соответствующим заявлением. Решение о причислении помещения к аварийному принимает межведомственная комиссия.

Результат обследования оформляется актом, передающимся в местные органы власти. На основании указанного акта принимается решение о включении заявителя в списки по переселению из ветхого жилья.

Если принято решение о переселении из ветхого жилья, жильцам направляется соответствующее уведомление. Закон предусматривает, что проживающие в ветхом и аварийном жилье должны предупреждаться в пятидневный срок.

Возможно продление указанного срока до года, при положительном решении государственных органов, если у собственника имеются для этого уважительные причины.

Перечень строений для расселения на ближайший пятилетний период уже сформирован. Поэтому не стоит надеяться на выделение жилплощади ранее 2024 года, если квартира не включена в списки. Возможный выход — получение денежной компенсации или предоставление льготного ипотечного кредита, при недостаточной финансовой обеспеченности местного муниципалитета в рамках указанной программы.

Переселение проводится, согласно установленной очереди. Внеочередное выделение жилплощади предусмотрено для проживающих в аварийных домах, пострадавших от стихийного бедствия или пожара, при наличии соответствующего судебного постановления.

Кандидатам на переселение предоставляется три варианта, из которых необходимо выбрать один. После этого собственник заключает договор с муниципалитетом на смену жилплощади. Процедура оформления новой квартиры и переезда занимает около полугода.

Программа по сносу ветхого жилья с расселением жильцов отличается отдельными особенностями, в зависимости от региона. В Москве владельцам нередко предлагают переселиться в квартиры, неустраивающие владельцев по следующим причинам:

  • находятся в домах с деформированными фундаментами, наличием биологических повреждений, с недостаточной несущей способностью;
  • опасности оползней и прочих неблагоприятных природных явлений;
  • дома повреждены вследствие чрезвычайных происшествий или находятся в опасных техногенных зонах.

При расчете размера материальной компенсации в Махачкале учитывается рыночная цена недвижимости и дополнительные расходы владельца.

Методические рекомендации по формированию регионами своих адресных программ переселения из аварийного жилья утверждаются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке госполитики и выработке нормативно-правового регулирования в области архитектуры, строительства, градостроительства и ЖКХ.

После 2019 года программа переселения из ветхого жилья претерпела важные изменения. Предусмотрена возможность доплаты с предоставлением дополнительных квадратных метров, если семья нуждается в улучшении жилищных условий.

Одна из новостей по поводу расселения из ветхого жилья — появившаяся альтернатива оплате, позволяющая заключать с муниципальными властями договора о социальном найме помещения. Такое соглашение позволяет переселенцам безвозмездно пользоваться квартирой, с внесением коммунальных платежей и выкупом жилплощади в будущем. Но данные льготы предоставляются только отдельным категориям населения:

  • пенсионерам;
  • инвалидам;
  • многодетным семьям;
  • малоимущим гражданам.

Остальным придется платить за съем квартиры. Однако сумма оплаты установлена значительно ниже принятых при аренде на коммерческой основе.

Закон предусматривает возможность переселения граждан из ветхого или аварийного жилья, чтобы обеспечить населению надлежащие жилищные условия и исключить опасность обрушения домов.

?

Механизм КРТ рассчитан на комплексное обновление городской застройки. Регионы смогут расселять не только аварийные дома, но и не признанные таковыми. Это позволит людям поменять старое, некомфортное жилье без долгих лет ожидания признания его ветхим или аварийным, отмечает член комиссии по жилполитике Общественного совета Минстроя РФ, президент акционерного общества «Интеко» Александр Николаев. Программы КРТ позволяют привлекать средства инвесторов, что, по его мнению, также может в разы сократить сроки реализации проектов и, соответственно, сроки переселения.

«У нас очень часто панелька типовая может стоять рядом с историческими зданиями, тут же бараки, которые были построены для рабочих еще в первой половине прошлого века. Закон позволяет включать в проекты КРТ не отдельные дома, а территории, — объясняет советник президента Союза архитекторов России, член экспертного совета Минстроя России по формированию комфортной городской среды Евгения Муринец. — Поэтому подход к развитию таких территорий и может быть комплексным, с учетом всех задач по социальному, инженерному, транспортному направлениям. Это еще один способ уйти от точечной застройки».

«Важно, что при реконструкции целых кварталов жители получат не просто квартиру в отдельно стоящем новом доме, но и обновленные коммуникации, благоустройство и зоны рекреации, социальную инфраструктуру, — считает Александр Николаев. — Также новый закон дает гражданам как административные гарантии в виде права голосовать на общих собраниях собственников за участие в программе КРТ, так и финансовые — в виде компенсации или предоставления равноценного жилья».

Под КРТ могут попасть и районы нежилой застройки, а также незастроенные территории и участки, владельцы которых выступили с инициативой по проведению КРТ.

?

Да, и именно закон о КРТ дает региональным властям такую возможность. В нем предусмотрено несколько причин для сноса многоквартирного дома, если он не является аварийным:

  • износ основных конструктивных элементов дома (крыши, стен, фундамента) превышает региональный норматив;
  • капитальный ремонта дома требует больше денег, чем положено по региональным нормативам;
  • дом возведен в период индустриального домостроения по типовым проектам, с использованием типовых изделий стен и (или) перекрытий;
  • дом находятся в ограниченно работоспособном техническом состоянии;
  • в доме нет централизованных систем инженерно-технического обеспечения.

Межведомственная комиссия проверяет лишь те дома, которые внесены в индивидуальную программу регионального развития. Однако комиссионная проверка также может быть создана при наличии многочисленных письменных обращений жильцов дома. В ходе проверки комиссия составляет акт и выносит решение о состоянии объекта. Для работы специалистам комиссии потребуются планы помещений, заявления жильцов, технические паспорта и копии документов, подтверждающие право собственности.

Расселение предусмотрено только для жильцов аварийного жилфонда, т.к., проживая в таких объектах, они рискуют своей жизнью и здоровьем. Но расселение не рассчитано на граждан, проживающих в домах, которые признаны ветхими. Однако при значительной степени износа объект может получить статус ветхого жилья, который означает, что в скором времени дом будет снесен.

Путина прозвучало в четверг на совместном заседании Госсовета и комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития страны, сообщает «Интерфакс». Это заявление президента было ожидаемым, так как срок действия программы расселения аварийного жилья от 2012 года в сентябре этого года подходит к концу, и ее планировали заменить новой — аналогичной «московской реновации».

Владельцы квартир в аварийных домах часто подают исковые заявления, так как им назначается слишком маленькая компенсация. Отказываются от судебных разбирательств только лица, которые срочно нуждаются в деньгах.

Внимание! Практика показывает, что местные суды часто принимают сторону администрации, поэтому гражданам приходится доходить до ВС, а также заказывать независимую оценку.

К самым громким примерам из судебной практики относится:

  • Истец обратился в суд с требованием увеличить компенсацию. Доказательством его правоты выступал отчет независимой оценки. Суммы отличались на 40%, поэтому истец потребовал перерасчета выплаты. После рассмотрения документов судья отказал в удовлетворении иска, поскольку в отчете отсутствовали сведения об аварийности дома.
  • Мужчина подал иск в суд с требованием пересчитать размер компенсации. Предварительно истец оплатил независимую оценку, причем во время проведения экспертизы оценщик учитывал аварийное состояние жилья. Но все равно компенсация от муниципалитета намного ниже положенной суммы. Суд удовлетворил исковые требования, поэтому местная администрация выплатила истцу компенсацию оптимального размера.

Если гражданам действительно предлагается заниженная компенсация, то они при наличии доказательств своей правоты могут оспорить такое решение администрации.

Новые возможности для граждан, переселяемых из аварийного жилья

Семьям москвичей, где имеются инвалиды с нарушениями костно-мышечной системы, жилье предоставляется в зданиях, построенных с соблюдением норм программы реабилитации. Закон, действующий на территории Санкт-Петербурга в отношении норм предоставления жилплощади, прописывает их менее подробно.

Здесь для:

  • одиноких людей положено — 33 кв.м.;
  • для семей, где количество членов более двух – по 18 кв.м.

Учетная норма площади жилья в Санкт-Петербурге: — жильцам отдельных квартир – 9 кв. м. общей площади;— жильцам коммунальных квартир – 15 кв.м общей площади. Приведенные выше нормы используются при предоставлении отдельных квартир и комнат в коммуналках.

Читайте также:  Как получить льготы матерям-одиночкам в Уфе в 2022 году

Понятие «аварийное жилье» раскрывается в соответствующем Положении, утвержденным Постановлением Правительства РФ 28 января 2006 года № 47.

Кроме прочего, в данном документе содержатся критерии, по которым МКД может быть признан аварийным.

  1. Физический износ и невозможность реконструкции. Все возводимые строения и здания со временем изнашиваются с утратой эксплуатационных свойств. Однако сам по себе физический износ не является критерием для признания дома аварийным как таковой. Непригодный для жизни МКД имеет значительный износ перекрытий, фундамента и несущих стен, совмещенный с невозможностью проведения восстановительных работ.
  1. Повреждение дома в результате события техногенного или природного характера. Если жилой дом был поврежден вследствие природного ЧП или при взрыве, пожаре, обрушении, то специальная комиссия оценивает возможность проведения восстановительных работ. Если последние являются нецелесообразными, то МКД признают аварийным и подлежащим сносу.

Дом могут признать аварийным и даже в том случае, если физический износ не настолько велик. Основанием для этого может служить нахождение здания в зоне, которая подвержена различным природным катаклизмам.

Кроме аварийного, выделяется еще и «ветхое жилье». Под ним следует понимать МКД со значительным процессом износа основных конструктивных элементов здания (для деревянных строений – 65%, для каменных – 70%). Однако при проживании в ветхом жилье нет опасности для жизни и здоровья граждан, что и отличает его от аварийного.

Действующее законодательство предполагает следующие формы расселения жильцов аварийных домов:

  1. Предоставление иных жилых помещений в новых домах, которые были построены в рамках данной целевой программы или выкуплены у застройщиков для этих целей.
  2. Выплата денежной компенсации для приобретения собственником квартиры в аварийном доме жилья самостоятельно.
  3. Предоставление субсидий для приобретения или строительства.

Жилищное законодательство предполагает, что новое жилье должно быть равным по площади изымаемому, а также быть пригодным для проживания, что включает в себя подведение необходимых коммуникаций и чистовую отделку помещений. Кроме этого, жилье выдается в пределах того же муниципального района, где и находился аварийный дом. В отдельных случаях возможна выдача квартиры в ином муниципальном образовании (районе), но только при согласии гражданина.

Если дом находится в региональной адресной программе, то расселение будет осуществляться не сразу, а в несколько этапов и по определенным правилам:

  1. Уведомление собственников о начале строительных работ. Местная администрация обязана уведомить жильцов о начала процедуры фактического расселения не менее, чем за год.
  1. Предоставление документов в местную администрацию для получения нового жилья или компенсации. Жильцы дома предоставляют в администрацию документы, удостоверяющие личность, правоустанавливающие бумаги, на основании которых им в последующем будет выделяться новое жилье.
  1. Выезд из старого жилья. По направлению муниципалитета жильцы въезжают в новые квартиры. Однако нередки ситуации, когда возводимый для них МКД находится в стадии строительства, поэтому в этот период граждане могут быть переселены во временное жилье маневренного фонда.
  1. Получение права собственности. После въезда в новые квартиры жильцам необходимо оформить право собственности на жилье в Росреестре. Для лиц, проживавших по социальному найму, имеется обязанность по заключению нового договора.

Если жильцам неизвестно о том, принимает ли их дом участие в программе переселения, то, в первую очередь, необходимо узнать о наличии соответствующего обстоятельства. Для этого можно подать официальный запрос в администрацию муниципалитета или получить информацию на сайте «Реформа ЖКХ».

Если дом не участвует в программе, то жильцам необходимо осуществить следующее:

  1. Подать коллективное заявление в муниципалитет на предмет признания дома аварийным.
  2. Дождаться формирования межведомственной комиссии.
  3. Дождаться заключения межведомственной комиссии.

На этом этапе дом может быть признан или ветхим или аварийным. В первом случае жильцы вправе рассчитывать на капитальный ремонт (с возможным временным переездом в маневренный фонд). Если же жилье признается аварийным, то жильцам объявляются примерные сроки переселения, после чего дом включается в соответствующий реестр.

Если жильцы не согласны с решением межведомственной комиссии, то они вправе оспорить его в суде. Однако для этого предварительно необходимо провести независимую экспертизу, которая подтвердит доводы жильцов.

Граждане, являющиеся собственниками, вправе рассчитывать на компенсацию вместо предоставления жилья. Для этого им необходимо направить в адрес муниципалитета соответствующее заявление, которое рассматривается в течение 5 дней. Если решение положительное, то с муниципалитетом заключается соглашение о передаче имущества, после чего происходит выезд из квартиры и получение компенсации на банковский счет.

Расставание с аварийным жильем ускорят деньгами

Таким образом, говорить о «нормативном метраже» в данном случае не имеет смысла. Следует учитывать, что при переселении согласно ст. 55 ЖК переселенные граждане в равнозначное помещение не перестают состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Одним из вопросов у жильцов аварийного дома является положенная площадь будущего жилого помещения. На первый взгляд противоречивыми являются нормы жилищного кодекса. Так, ст. 50, 57, 58 ЖК РФ говорят о нормах предоставления помещения с учетом количества и пола проживающих лиц. Пункт 2 ст. 57 говорит о внеочередном предоставлении жилого помещения семьям, чьи дома признаны аварийными. Но ключевым моментом является то, что такие семьи должны стоять на учете в качестве нуждающихся.
А при переселении действует ст. 89 ЖК, которая говорит о том, что предоставляемое помещение социального найма должно быть равнозначным.

В чем суть программы и ее цели

Следует уточнить, что в законодательных актах присутствуют понятия ветхого жилья и аварийного. Они имеют существенное отличие, поскольку аварийное помещение становится опасным для проживания. При оценке рисков и признания жилья непригодным в любом из случаев принимаются во внимание следующие моменты:

  • степень износа и деформации несущих конструкций;
  • риск обрушения здания, стен и плит;
  • степень опасности для жизни и здоровья граждан, находящихся в нём.

Для домов, построенных из разных материалов, отличается и степень износа. Так для деревянных строений этот показатель составляет от 65 %, а для кирпичных и иных – свыше 70 %.

Если дом по решению администрации признается ветхим или аварийным, его жильцы вправе претендовать на предоставление другого жилья взамен по программе переселения. Но в первую очередь в планирование и очередность попадают собственники аварийного фонда, поскольку опасность для проживания там значительно выше.

Все жилые помещения, признанные ветхими и аварийными, от даты принятия решения не могут быть участниками любых сделок. Это значит, что собственники не вправе их продать, подарить и т.д.

Аварийные многоквартирные домостроения, расселенные и выведенные из эксплуатации, подлежат последующему сносу по следующим основаниям:

  1. Степень износа несущих конструкций признана критической.
  2. Отмечена опасность разрушения или часть дома обрушилась в результате допущенных ошибок в строительстве или иных факторов.
  3. Неблагоприятная обстановка в помещениях, связанная с изменениями в микроклимате. Сюда относятся такие факторы, влияющие на жизнь и здоровье граждан, как радиоактивный фон; вибрационные процессы, связанные с близким нахождениям к объектам, вызывающих их; обнаружение присутствия внутри помещений опасных химических веществ, нормы которых превышены.
  4. Нахождение в зонах природного риска, подверженных сезонным паводкам, землетрясениям, оползневым явлениям, природным пожарам и прочим.
  5. Дома, пострадавшие от взрывов, пожаров и иных факторов.

В первую очередь планируют к расселению дома, попадающие в категорию аварийных. Собственники квартир в них вправе получить новые квартиры. По ветхим помещениям ситуация иная. Сначала принимается решение о проведении реконструкции. Если она будет признана нецелесообразной по причине стоимости, превышающей новое строительство, то дом пойдет под снос, а жильцы будут расселены.

Процедура предоставления помещений взамен имеющихся, в домах, признанных ветхими и аварийными, проходит поэтапно:

  1. Вынесение решения по дому с занесением его в реестр и постановка жильцов в очередь на расселение. Программа планируется на три ближайших года, но по аварийным помещениям срок должен составлять не более года. На практике жильцы могут ожидать гораздо дольше.
  2. Подбор помещений на замену. Следует учитывать, что предоставляются новые жилые площади в том районе проживания, в котором находится старый дом. Только в случае согласия собственников им может быть передано помещение в другом районе. На рассмотрение предлагается 3 варианта. По площади оно не может быть меньше прежнего (существуют варианты компенсации разницы в квадратуре, если она присутствует). Если прежняя жилплощадь не соответствовала нормам и собственники находились в очереди на улучшение, то им в этом случае будет применена норма в 18 кв.м. на человека. Учитывается и тот факт, что предоставляется отдельная квартира, исключаются случаи коммунального проживания.
  1. Оформление договора и подписание сторонами. При достижении соглашения сторонами происходит его документальное закрепление.
  2. Освобождение собственниками помещений в домах ветхих и аварийных и переезд в новые. По закону установлено, что этот процесс должен занимать не более 30 дней после подписания договора на предоставленном администрацией транспорте. При этом существует оговорка, что бесплатно будет дана возможность осуществить только один рейс, остальные оплачивают переезжающие.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *