- Таможенное право

Что грозит за работу без ИП в 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что грозит за работу без ИП в 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Бытует мнение, что налоговые органы заинтересуются предпринимателем лишь в том случае, когда он заработает серьёзную сумму. На деле это не так. Даже если человек время от времени рассылает самодельную бижутерию, получая оплату наложенным платежом, он должен быть готов к персональному вниманию со стороны налоговой. Понести наказание за незаконную предпринимательскую деятельность можно и с мизерным доходом. От размера доходов зависит тяжесть наказания: по достижении некоторой суммы административная ответственность за незаконное предпринимательство перерастает в уголовную.

Как понять, что вы занимаетесь предпринимательством

1. Работаете ради прибыли. Цель любого бизнеса — получение прибыли. Достаточно задать себе вопрос: «Я это делаю, чтобы заработать?» Если да, значит, вашу работу можно назвать предпринимательством. Важна цель, а не факт получения прибыли. Можно работать себе в убыток, но это не значит, что вы работаете не ради прибыли.

2. Регулярно берёте с клиентов деньги. В законе нет чётких критериев регулярности, поэтому окончательное решение о том, систематически вы работаете или нет, останется за налоговой или судом. Учтут частоту получения прибыли за какой-то период времени и размер этой прибыли. В некоторых случаях даже двух однотипных сделок за год хватит, чтобы найти в продажах систему.

3. Сами принимаете бизнес-решения. Например, вы сами решаете, печь торты самостоятельно или взять помощника. Или вы взяли в аренду швейную машинку и начали шить футболки на заказ. Если вы сами решаете, на чём и как зарабатывать, сами распоряжаетесь личным или арендованным оборудованием, вы — предприниматель.

4. Рискуете. Вы сознательно идёте на риск, ведь нельзя однозначно предвидеть, получите вы прибыль или останетесь в убытке. Например, вы продаёте китайские товары в социальных сетях. В любой момент поставщик может подвести — не пришлёт товары, за которые вы уже заплатили. В результате вы потеряете деньги и клиентов.

5. Устанавливаете цены или тарифы на свои товары, работы или услуги. Например, если вы делаете маникюр и у вас есть чёткие расценки: маникюр без покрытия — 1000 ₽, с покрытием — 2000 ₽, дизайн — от 100 ₽. Это признак предпринимательства. Всё разложено по полочкам и имеет свою цену.

6. Запускаете рекламу. Это говорит только об одном: вы настроены на систематическую прибыль от товаров, работ или услуг, которые рекламируете. Неважно, где и как вы это делаете: расклеиваете объявления на домах и остановках или публикуете в соцсетях. Главное — вы ищете клиентов.

7. Закупаете товары оптом. Если вы заказали партию модных чехлов для смартфонов, чтобы перепродать подороже, это один из признаков предпринимательства.

8. У вас есть постоянные клиенты. Например, вы решили попрактиковаться в новом увлечении — мужских стрижках. Сначала вы звали в модели своих друзей, потом за символическую плату пришли друзья друзей, а позже к вам стали возвращаться и те, и другие.

9. Арендуете офис или торговый зал. Если каждые выходные вы гуляете по лесу с камерой или делаете фото друзей на пикнике, это хобби. Но арендовать фотостудию и за деньги приглашать на съёмки людей стоит только после регистрации.

Если вы один или два раза что-то продали и заработали на этом, это ещё не значит, что вы предприниматель. Но если совпадут сразу несколько факторов, налоговая может прийти к вам с вопросами.

Настя, которая шьёт одежду у себя дома, работает ради прибыли, сама принимает решения, рискует, знает цены на изделия, регулярно берёт со своих постоянных клиенток деньги и закупает ткани оптом. Она — незаконный предприниматель.

Комментарии к ст. 14.1 КОАП РФ

1. Цель данной статьи — обеспечить создание нормальных условий для развития предпринимательской деятельности, функционирования товарных рынков и защиты прав как субъектов предпринимательской деятельности, так и потребителей товаров, работ и услуг.

2. Под предпринимательской деятельностью имеется в виду деятельность, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели. Предпринимательской деятельностью вправе заниматься как юридические лица, так и граждане — индивидуальные предприниматели. Однако такое право наступает только после их государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя.

3. Согласно ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп.) государственная регистрация юридических лиц осуществляется уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти. Функция государственной регистрации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, и индивидуальных предпринимателей Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 319 возложена на налоговые органы. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений. Ведение этого реестра было возложено на МНС России и его территориальные органы (ныне Федеральная налоговая служба и ее органы).

Правительством РФ утверждены формы документов для государственной регистрации юридических лиц, определены требования к их заполнению, порядок и сроки передачи регистрационных дел в налоговые органы.

Зарегистрированная коммерческая организация вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в ее учредительных документах не содержится исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми она вправе заниматься. Исключения составляют некоторые иные организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации, государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.).

4. Согласно ст. 49 ГК РФ для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить специальное разрешение (лицензию). Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп.). Кроме того, в отдельных законах определены виды деятельности, подлежащие лицензированию. Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством РФ, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

5. Объектами незаконного предпринимательства являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, охрану окружающей среды.

6. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без предварительной государственной регистрации, а предусмотренного ч. 2 — в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3, заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).

Следует иметь в виду, что ответственность за осуществление некоторых видов лицензируемой деятельности без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных ею, установлена в Кодексе другими нормами (ч. 1 ст. 6.2, ч. 1 ст. 9.1, ст. ст. 11.29, 13.3 и др.). В этих случаях квалификация правонарушения по данной статье исключается.

Читайте также:  Как оформить регистрацию по месту пребывания в Москве

Незаконное предпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а равно сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ (см. также примечание к ст. 169 УК РФ).

7. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

8. Субъектами ответственности по ч. 1 могут быть только граждане, по ч. ч. 2 и 3 — наряду с гражданами индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и юридические лица.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 (с изм. и доп.) подчеркнута необходимость применительно к составу ч. 1 данной статьи проверять, содержатся ли в действиях лица, привлекаемого к ответственности, признаки предпринимательской деятельности, перечисленные в ст. 2 ГК РФ. В п. 14 указанного Постановления рассмотрены вопросы, связанные с определением субъектов правонарушений по главе 14 КоАП РФ. См. также п. п. 15 — 18 упомянутого выше Постановления Пленума Верховного Суда РФ.

9. Рассматривают дела этой категории судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях по всем частям статьи правомочны составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (п. 63 ч. 2 ст. 28.3); по ч. 1 — органов, осуществляющих государственную ��егистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 8 ч. 2 ст. 28.3); по ч. ч. 2, 3 и 4 — органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (п. 39 ч. 2 ст. 28.3) и должностные лица Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (п. 11 ч. 5 ст. 28.3), а также должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов и иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах их компетенции (ч. 3 ст. 28.3). По ч. ч. 3 и 4 данной статьи протоколы вправе составлять должностные лица уполномоченных субъектами РФ органов в отношении видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ (ч. 6 ст. 28.3).

Самозанятыми считаются лица, которые получают доход от своего труда напрямую от заказчиков (без работодателя) и без привлечения наемного персонала. В 2022 году стать самозанятым может как физ. лицо, так и зарегистрированный индивидуальный предприниматель (по отдельным видам деятельности). С 2019 года вступили в силу новые правила, по которым самозанятые граждане могут не регистрировать в качестве предпринимателя, но для ведения своего дела им нужно встать на учет в налоговом органе и уплачивать налог на профессиональный доход по ставке 4% (при работе с физ. лицами) и 6% (при работе с ИП и организациями).

Списка видов деятельности, по которым можно уплачивать налог на профессиональный доход, не существует. Но есть ряд ограничений по применению спецрежима.

Нельзя перейти на НПД по следующим видам деятельности:

  • Продажа подакцизных товаров (табак, алкоголь, бензин и т.п.)
  • Перепродажа товаров или имущественных прав
  • Продажа товаров, подлежащих обязательной маркировке
  • Добыча и продажа полезных ископаемых
  • Ведение деятельности в рамках договора простого товарищества или доверительного управления
  • Работа по договорам поручения, комиссии или агентским
  • Доставка и прием товаров в интересах других лиц (в том числе, курьерские услуги) и др.

Спецрежим также недоступен:

  • Государственным и муниципальным служащим
  • Арбитражным управляющим
  • Адвокатам
  • Нотариусам
  • Медиаторам
  • Оценщикам

Зарегистрироваться в качестве самозанятого можно одним из трех способов:

  • Через сайт ФНС
  • В приложении «Мой налог»
  • Через портал Госуслуг и уполномоченные банки

Какие ещё штрафы за деятельность без ИП могут быть?

Отмечу, что выше указаны основные законы, которые нарушаются. Однако они – далеко не единственные. Если вы работаете без получения лицензии, которая для такого вида деятельности требуется, то к вам могут применяться дополнительные санкции. Если в результате вашего вмешательства был причинён вред другим людям, то наказание будет гораздо суровее, чем при официальном оформлении ИП.

Также не стоит забывать о нарушении санитарных норм или же правил пожарной безопасности. И помните, что привлечение к ответственности за несоблюдение одного закона не освобождает от необходимости нести её по другим основаниям.

Если вас привлекли к административной ответственности, это ещё не значит, что вам не надо будет заплатить за нарушение НК РФ. То есть штрафы можно смело суммировать.

Также стоит учитывать, что хотя выше и говорилось о продаже, это всё справедливо в отношении оказания услуг или выполнения работ. Чем именно вы занимаетесь – непринципиально. Важен систематический характер и получение прибыли.

Предпринимательская деятельность — деятельность, которая отвечает хотя бы одной из характеристик:

  • систематическое получение дохода от продажи товаров или услуг, выполнения работ, использования имущества;
  • регулярность сделок, при этом частные случаи получения дохода не являются предпринимательством;
  • самостоятельность ведения деятельности, без контроля руководителя;
  • работа на свой риск, который связан с получением убытка и потерей всего имущества.

Если ваша деятельность соответствует хотя бы одному из указанных признаков, она является предпринимательской.

Деятельность будет незаконной, если вы осуществляете ее:

  • без государственной регистрации;
  • без лицензии, если бизнес подпадает под лицензирование;
  • с нарушением правил регистрации;
  • при предоставлении ложных данных при регистрации.

Налоговая и уголовная ответственность

Кроме административной ответственности за предпринимательскую деятельность без регистрации предусмотрена также налоговая и уголовная ответственность.

Статьей 116 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного Налоговым кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения в виде взыскания штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Нарушение этого срока более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей.

Статьей 117 НК РФ предусмотрена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе в виде штрафа в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20 000 рублей.

Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей.

Если же такая деятельность причинила крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо связана с извлечением дохода в крупном размере, то в этом случае ответственность предусмотрена ст. 171 УК РФ. Данной статьей предусмотрено наказание в виде штрафа в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

Кстати, имущество, деньги и иные ценности, полученные в результате совершения такого преступления, признаются вещественными доказательствами и подлежат обращению в доход государства (п.п. 2, 2.1 ч. 1, п. 4 ч. 3 ст. 81 Уголовно-процессуального кодекса РФ, п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. № 23).

Если после всего описанного работа без регистрации ИП уже не кажется такой привлекательной, то самое время выйти из сумрака и оформить ИП. Для этого нужно:

  1. определиться с видом деятельности, которой планируете заниматься, и системой налогообложения;
  2. подготовить пакет необходимых документов: копии ИНН, паспорта, а также квитанция об оплате госпошлины, заявление по форме Р21001.
  3. подать документы в налоговую службу по месту прописки. Обязательно ли лично идти в налоговую, чтобы зарегистрировать ИП? Нет, можно отправить нотариально заверенные документы почтой, передать через представителя, оформить онлайн на официальном сайте ФНС.
Читайте также:  РСВ за 3 квартал (9 месяцев) 2022: образец заполнения новой формы

Виды незаконной работы

Ведение незаконной предпринимательской деятельности является наказуемым процессом, причем выделяется сразу несколько серьезных нарушений. К ним относится:

  • осуществление незаконных действий, представленных созданием, сбытом, передачей или хранением разных наркотиков или психотропных веществ, а также сюда относится производство и реализация оружия;
  • ведение деятельности без официальной регистрации в ФНС, причем сюда относится постоянное взаимодействие с другими компаниями во время покупки или продажи товаров, получение систематического дохода от деятельности и другие аналогичные факторы, поэтому при таких условиях каждый бизнесмен должен самостоятельно обратиться в налоговую службу для присвоения нужного статуса своему бизнесу;
  • работа в какой-либо специфической области без правильно оформленной лицензии, которая позволяет трудиться в данной сфере, так как существуют некоторые виды деятельности, при которых данная документация является обязательной (например, она нужна при работе в сфере медицины, образования или производства алкогольной продукции);
  • ведение деятельности с нарушением требований устава, который является основной документацией для каждой фирмы, поэтому если организация занимается работой, которая не указывается в уставной документации, то это является серьезным нарушением.

Во всех вышеуказанных ситуациях гражданину, являющемуся владельцем бизнеса, придется уплачивать значительный штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. Поэтому следует перед началом работы хорошо разобраться в требованиях законодательства, что позволит не только предотвратить разногласия с ФНС или другими государственными органами, но и гарантирует возможность защиты своих прав при необходимости.

В некоторых случаях при квалификации действий хозяйствующего субъекта обнаруживаются признаки нарушений, предусмотренных другими нормами Кодекса. В таких ситуациях применяются все статьи, под которые подпадает проступок, в совокупности. К примеру, если незаконное предпринимательство сопровождается хранением, транспортировкой, приобретением немаркированной продукции для последующего ее сбыта, дополнительно санкции будут назначены по ст. 15.12 (часть 2). Если, кроме прочего, субъект реализует товары, продажа которых ограничена или запрещена, применяется также статья 14.2 Кодекса. Если хозяйствующий субъект, ведущий противоправную предпринимательскую деятельность, нарушает при этом санитарные нормы или предоставляет продукцию, услуги, работы ненадлежащего качества, дополнительно ему будут вменены санкции по ст. 14.4. При несоблюдении предписаний, регулирующих реализацию отдельных видов изделий, применяется дополнительно статья 14.15.

1. Авдеева О.А. Незаконное предпринимательство: уголовно-правовая характеристика и ответственность: Дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2009. 245 с.

2. Аверина Е.А. Административное право России в вопросах и ответах: Учеб. пособ. М.: Проспект, 2005. 343 с.

3. Агапов А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 2-е изд., испр. и доп. // СПС «КонсультантПлюс».

4. Аистова Л.С. Незаконное предпринимательство и смежные составы: Учеб. пособ. СПб.: С.-Петерб. юрид. ин-т Генер. прокуратуры Рос. Федерации, 2005. 124 с.

5. Аистова Л.С. Теоретические и практические проблемы квалификации незаконного предпринимательства — ст. 171 УК РФ: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2001. 23 с.

6. Аистова Л.С. Теоретические и практические проблемы квалификации незаконного предпринимательства — ст. 171 УК РФ: Дис. … канд. юрид. наук. СПб., 2001. 180 с.

7. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учеб. М.: Зерцало-М, 2003. 608 с.

8. Беларева О.А. Уголовно-правовая характеристика незаконного предпринимательства (ст. 171 УК РФ): Дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2005. 277 с.

Срок давности привлечения к ответственности ИП, его наказание

Срок давности привлечения предпринимателей к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП:

  • 2 месяца в общем случае;
  • 3 месяца, если дело рассматривается судьей.

Кроме того, ст. 4.5 предусматривает специальные сроки, например 2 года за нарушение законодательства о бухучете.

В п. 14 ПП ВС РФ от 24.03.2005 № 5 уточняется, что:

  1. Отсчет срока давности начинается со дня, следующего за днем совершения правонарушения.
  2. Если форма правонарушения — бездействие, отсчет начинается со дня, следующего за последним днем периода, в котором должна была быть исполнена обязанность.
  3. При длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения и составления должностным лицом протокола.

Обжалование постановлений о привлечении к административной ответственности

Предприниматель, не согласный с основанием привлечения к ответственности или назначенной мерой наказания, вправе обжаловать вынесенное должностным лицом или судом постановление (ст. 30.1 КоАП):

  1. Если акт был издан в связи с нарушением ИП трудового законодательства, то он обжалуется через вышестоящую инстанцию или в суде общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ, п. 1 ПП ВС РФ от 17.03.2004 № 2).
  2. Если правонарушение вытекает из предпринимательской деятельности, то обжалование решения о привлечении к ответственности происходит соответственно в вышестоящем административном органе или арбитражном суде (ч. 3 ст. 30.1 КоАП, ст. 207 АПК РФ).

Штрафы за незаконную предпринимательскую деятельность для физических лиц в 2021 году

Разберемся, ведение какой деятельности подходит под определение “предпринимательской”. Если ваш способ получение дохода полностью вписывается в это определение, значит, ее следует оформить по правилам закона. Иначе вам грозит штраф.

Согласно Законодательству, Предпринимательской называется “…самостоятельная и осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. (ст. 2 Гражданского Кодекса РФ)…”.

Исходя из этого определения, предпринимательство обладает характерными признаками.

Например, Виктор занимается установкой ТВ-антенн. Ежедневно, с 9 до 18 часов. Самостоятельно покупает у производителя, находит клиента, устанавливает, принимает деньги от заказчика. В этом случае он ведет предпринимательскую деятельность, и ему необходимо зарегистрироваться в ближайшем органе фнс в качестве индивидуального предпринимателя или ООО.

Срок давности привлечения к ответственности ИП, его наказание

Срок давности привлечения предпринимателей к административной ответственности согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП:

  • 2 месяца в общем случае;
  • 3 месяца, если дело рассматривается судьей.

Кроме того, ст. 4.5 предусматривает специальные сроки, например 2 года за нарушение законодательства о бухучете.

В п. 14 ПП ВС РФ от 24.03.2005 № 5 уточняется, что:

  1. Отсчет срока давности начинается со дня, следующего за днем совершения правонарушения.
  2. Если форма правонарушения — бездействие, отсчет начинается со дня, следующего за последним днем периода, в котором должна была быть исполнена обязанность.
  3. При длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения и составления должностным лицом протокола.

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Читайте также:  Налог на имущество организаций в 2022 году

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Утратило силу. — Федеральный закон от 08.06.2015 N 140-ФЗ.

Примечания:

  • 1. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Комментарий к статье 14.1 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием регулирует гражданское законодательство исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно Постановлению Правительства от 17 мая 2002 г. N 319 Министерство по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим с 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц, а с 1 января 2004 г. — государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также государственную регистрацию крестьянских (фермерских) хозяйств.

В настоящее время в соответствии с Указом Президента от 9 марта 2004 г. N 314 после вступления в силу соответствующего федерального закона Министерство РФ по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.

Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, утверждены Постановлением Правительства от 19 июня 2002 г. N 439.

Согласно ст. 49 ГК РФ для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить лицензию. Основные положения о лицензировании установлены Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Кроме того, в отдельных законах (например, в Законе «Об образовании» и др.) определены отдельные виды деятельности, подлежащие лицензированию.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия — это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица (ч. 1 комментируемой статьи); осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна) (ч. 2 комментируемой статьи); осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 3 комментируемой статьи); осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) (ч. 4 комментируемой статьи).

3. При квалификации правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи следует учитывать, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав данного административного правонарушения при условии, что количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП»).

Доказательствами, подтверждающими факт занятия предпринимательской деятельностью, могут являться показания лиц, оплативших товары, работу, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений.

Вместе с тем отсутствие прибыли не влияет на квалификацию правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, поскольку извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.

В случаях когда в процессе осуществления предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица допускаются нарушения иных правил и норм, ответственность за которые предусмотрена другими нормами КоАП РФ, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и той норме, которая устанавливает административную ответственность за иное правонарушение. Например, если в процессе незаконной предпринимательской деятельности осуществляется хранение, перевозка либо приобретение немаркированных товаров и продукции в целях сбыта, действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ; если производится незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена, действия лица квалифицируются по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 14.2 КоАП РФ; если производится продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил, то действия лица надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 14.4 КоАП РФ; если нарушаются правила продажи отдельных видов товаров, то действия лица следует квалифицировать по ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ и ст. 14.15 КоАП РФ.

4. При квалификации правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи необходимо исходить из того, что лицензирование — это мероприятие, связанное с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

Перечень органов исполнительной власти, полномочных осуществлять лицензирование того или иного вида деятельности, определяется Правительством, которое утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности (Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утв. Постановлением Правительства от 26 января 2006 г. N 45).

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1, необходимо исходить из того, что в соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если не предусмотрено иное, а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *