- Таможенное право

Лицензия «на навоз»: как разграничить обезвреживание и утилизацию отхода?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия «на навоз»: как разграничить обезвреживание и утилизацию отхода?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обо всех существенных изменениях в деятельности лицензиата, связанных с отходами или местом транспортировки, следует сообщать письменно в течение двух недель в орган, предоставивший лицензию.

В России лицензирование в сфере обращения отходов 1-4 классов опасности находится в ведении Министерства природных ресурсов. Лицензирующим органом выступает его подразделение: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. В зависимости от вида деятельности, лицензию могут выдавать как центральный, так и территориальные органы Росприроднадзора.

Осуществление вывоза, транспортировки, переработки, утилизации, обезвреживания или размещения навоза без лицензии может квалифицироваться и как административное нарушение, и как уголовное преступление, в зависимости от обстоятельств. Сумма штрафа может достигать 250 тыс. рублей. Также предусмотрены такие санкции, как приостановка деятельности (на срок до 90 дней), изъятие сырья и орудий труда, общественные работы на срок до пяти лет.

Лицензия действует бессрочно, кроме случаев, связанных со сменой вида отходов или технологии работ. В случае выявления нарушений, действие лицензии может быть остановлено до исправления нарушений.

Документы для получения лицензии

В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться.

В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

Этапы оформления паспорта

Выдача и учет паспортов регулируется приказом Ростехнадзора №570. Рассмотрим этапы оформления:

  1. Подготовка документов. Нужно подготовить бумаги, касающиеся класса опасности, происхождения утиля, его химических качеств, мест хранения, метода утилизации и переработки.
  2. Отправка документов на рассмотрение. Бумаги направляются в Росприроднадзор. После того как пакет документов рассмотрен, выдается бумага, подтверждающая соответствие утиля классификации.
  3. Составление. Паспорт составляется самой компанией. Требования к оформлению содержатся в ГОСТ 30774-2001. Информацию о происхождении и правилах обращения с утилем можно найти в техническом регламенте фирмы. Для установления химического состава мусора нужно обратиться в лабораторию, заказать анализ и получить заключение эксперта. Обращаться нужно только в ту лабораторию, у которой есть аккредитация.
  4. Согласование паспорта. Составленный документ нужно утвердить в Ростехнадзоре. Достоверность сведений, указанных в паспорте, подтверждается в ходе регистрации документа.

Срок действия документа неограничен. Менять паспорт нужно только при наличии изменений в этих сферах деятельности компании:

  • Технологический процесс.
  • Область деятельности.
  • Фактический адрес.

Если ничего не меняется, то и паспорт менять не требуется.

Нужна ли лицензия на обращение с отходами животноводства

Лицензирующий орган утверждает график плановых проверок на год вперёд и, как правило, вывешивает его на свой сайт. Компании, попавшие в график, получают уведомление заказным письмом за 3 рабочих дня до начала проверки.

ИП и ООО столкнутся с плановой проверкой, если:

О внеплановых проверках компанию могут не предупредить, и это законно. Поводами могут стать:

  • не устранённые в срок нарушения лицензионных требований;
  • заявления в лицензирующий орган о грубых нарушениях;
  • поручение провести проверку от Президента или Правительства РФ;
  • просьба (в виде заявления) самого ИП или ООО провести внеплановую проверку, чтобы продемонстрировать досрочное устранение нарушений.

С 1-го июля 2016 года компании, чей бизнес включает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов, обязаны иметь «Лицензию на деятельность в области обращения отходов I-IV класса опасности» (ФЗ-89 от 24.06.1998).

В перечень компаний входят: перевозчики отходов, станции сортировки отходов, заводы по переработке и обезвреживанию отходов, строительные компании, которые хотят выигрывать крупные тендеры, полигоны. Процесс получения лицензии сравнительно длительный, требует знания законодательства в области обращения с отходами и опыта.

Необходимо собрать от 24 до 60 обязательных документов – это разного рода договора на вывоз собственных отходов, собственная экологическая документация типа паспортов отходов, специализированное обучение для водителей и рабочих по обращению с отходами, дополнительное обучение по перевозке опасных грузов для водителей, «корочки» по экологии для руководителей и ответственных за экологию на предприятии, договора на мойку, дезинфекцию и техническое обслуживание и ремонт автотранспорта, технические условия на получаемую из отходов продукцию, документация на автомобили и оборудование, применяемое в работе с отходами и еще много чего.

Нужна ли лицензия для сбора вывоза и размещения на очистных сооружениях сточных

бытовых вод с органическими загрязнениями?

Зависит от того, что имеете в виду.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее — отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации сточные воды — дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

В связи с этим отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления,

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

В случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и их следует считать жидкими отходами,

дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Способы удаления примесей

Современная схема очистки сточных вод дает возможность полностью удалить все вредные и токсичные компоненты, для чего используются физические, химические и биологические средства. Процесс очистки сточных вод включает несколько стадий:

  • Удаление твердых крупных примесей. Жидкие отходы попадают в специальные резервуары — отстойники, после чего проходят многоступенчатую фильтрацию. На этой стадии используются различные методы очистки сточных вод: деэмульгация позволяет удалить нефтепродукты, также применяется флотация и коагуляция. Первичная механическая очистка сточных вод дает возможность подготовить их к дальнейшей обработке.
  • Химическое обезвреживание стоков с помощью реагентов. Это позволяет убрать различные соли и прочие примеси. Если жидкость содержит большое количество органических примесей, применяется биологическая очистка сточных вод.
  • Итоговая стадия — глубокое очищение с использованием сорбентов и обратного осмоса. Современные системы очистки сточных вод позволят сделать их пригодными для повторного использования.
Читайте также:  Потерял документы на автомобиль. Что делать?

Как получить лицензию на отходы?

Точный расчет цены на ТБО

Так как цена на оформление зависит от перечня выбранных отходов

и цена может варьироваться от 450 тысяч рублей до нескольких миллионов

появляется необходимость рассчитать стоимость лицензии!

Для получения лицензии, в том числе на транспортировку отходов, соискатель должен направить в лицензирующий орган заявление, в котором указывает:

а) виды отходов I — IV классов опасности, в отношении которых предоставляется лицензия, и виды деятельности, которую планирует выполнять: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение; б) реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ (для осуществления сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I — IV классов опасности);

в) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации (за исключением материалов обоснования лицензий на осуществление деятельности) в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (за исключением периода со дня вступления в силу Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»); г) для работ по обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности — реквизиты разрешения на строительство или разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, выданных в период с 01.01.2007 до 11.01.2009 года.

Отличие транспортирования отходов от трансграничного перемещения

Транспортирование отходов представляет собой перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Для транспортирования отходов необходимо:

  • наличие паспорта отходов (документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Паспортизация отходов необходима!);
  • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Порядок транспортирования отходов I — IV классов опасности, предусматривает дифференцированные требования, зависящие от вида и класса опасности отходов. В свою очередь, трансграничное перемещение отходов – это перемещение отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на территорию (через территорию), находящуюся под юрисдикцией другого государства.

Какие виды разрешений есть и кому могут потребоваться?

Если до 1 июля 2015 года получение лицензии на сбор и транспортировку отходов требовалось только для организаций, занимавшихся обезвреживанием и размещением «мусора», то с вступлением в силу нового закона теперь необходимо получить разрешение на все шесть видов деятельности. (лицензия на сбор и транспортирование отходов, лицензия на переработку отходов, лицензия на использование отходов, лицензии на обезвреживание отходов и др.)

Потребоваться лицензия на тот или иной вид обрабатывающей получаемые продукты жизни и функционирования деятельности с может любой организации, то есть юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, осуществляющим какие-либо действия с ними. Это называется лицензирование деятельности по утилизации отходов.

Получение осуществляется в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, или Росприроднадзоре.

Всего выделяется шесть видов лицензий. При этом на одну организацию, осуществляющую те или иные действия с отходами, выдается одна лицензия с указанием всех видов доступной ей деятельности.

Первым видом считается лицензия на сбор и транспортировку отходов, получаемых в процессе жизнедеятельности и функционирования отходов, так как это первый этап во всем процессе их обращения.

При этом требований к лицензированию накоплений (то есть временного хранения сроком не более 6 месяцев) не предъявляется.

Вторым видом будет являться оформленная специальным образом лицензия на транспортирование отходов.

В соответствии с действующим законодательством, транспортировкой будет признаваться перемещение отходов только за границы владений юридического лица или индивидуального предпринимателя, в то время как если такая деятельность осуществляется внутри участка, то она соответствующих лицензий не требует.

Следующим этапом в обращении отходов и, соответственно,третьим видом деятельности считается обработка отходов, которая включает все подготовительные работы перед утилизацией.

Утилизация «мусора», то есть его использование для оказания услуг или производства какой-либо продукции является четвертым видом действий, требующим обязательного разрешения, получения лицензии на утилизацию отходов в связи с вступлением в силу Федерального закона № 458-ФЗ.

В целях уменьшения вредного влияния на окружающую среду его либо сжигают, либо обеззараживают. Эти обращения с ним – пятый вид деятельности, на которую специализированные организации обязаны получить соответствующее разрешение.

Шестой вид представляет финальную стадию деятельности по подготовке отходов к последующей утилизации, обезвреживанию или захоронению, а именно их хранение. Выдается лицензия на размещение отходов, то есть хранение в специально подготовленных местах сроком от 11 месяцев.

Наиболее часто те или иные организации стремятся получить лицензию на обращение, то есть осуществление всего комплекса действий, отдельно сбор, транспортировку и утилизацию.

Если получение разрешения на обращение подразумевает выдачу одного документа на все виды действия, то при оформлении такого разрешения на какие-то отдельные действия, например, на утилизацию, может потребовать получения дополнительных разрешительных документов (например, на какую-то отдельную категорию в зависимости от уровня опасности для экологической среды таких отходов).

Сбор и транспортировка отходов требует своего лицензирования в том случае, если действия осуществляются с отходами, не относящимися к V классу опасности и твердым бытовым.

При получении лицензии на транспортировку отходов этого вида деятельности с отходами в лицензирующий орган необходимо будет предоставить, кроме основного пакета документов, еще также и договора, подтверждающие заключение соответствующего соглашения со специализированными полигонами, на которые транспортировка будет осуществляться.

Как уже говорилось выше, это не касается, тем не менее, вывоза ТБО. В настоящее время лицензия на вывоз мусора не требуется. Это сделано с целью облегчения транспортировки мусора к местам его уничтожения на собственном транспорте.

Требование наличия у организации соответствующего разрешения было отменено в 2012 году.

Так, например, утилизация медицинских отходов требует отдельного разрешения (лицензия на опасные отходы или лицензия на утилизацию медицинских отходов) ввиду особой токсической опасности их для окружающей среды.

В медицинских отходах выделяют пять классов в соответствии с их опасностью, но особого лицензирования требуют только два:

  1. Класс «Б», то есть потенциально опасные (сюда относятся зараженные инфекцией медицинские инструменты, загрязненные кровью и биовыделениями материалы, использовавшиеся в инфекционных отделениях, а также отходы из этих отделений, непригодная вакцина и медикаменты).
  2. Класс «В», то есть чрезвычайно опасные (инструменты и материалы, которыми обрабатывались больные, переносящие опасные инфекции). Их сжигание не является безопасным с точки зрения токсического воздействия, по этой причине они должны утилизироваться специальным образом с изоляцией от окружающей среды.
Читайте также:  Денежные выплаты и надбавки к пенсии ветерану труда

Кроме стандартных требований, предъявляемых к заявителю на лицензирование опасных отходов, персонал такой организации должен иметь достаточный уровень квалификации, так как одного разрешения на утилизацию будет недостаточно, и необходимо будет получать в Федеральной службе по экологическому, те��нологическому и атомному надзору специальное разрешение на утилизацию именно медицинских отходов.

Опасный отход или органическое удобрение: Обязательно ли получать лицензию на навоз?

Принятый в мае 2011 года Федеральный закон №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» вызвал неоднозначную реакцию со стороны сельхозпроизводителей. И неудивительно, потому как документ содержал прямое указание на обязательное лицензирование фактически любых действий с навозом: от сбора до размещения.

Итак, Федеральный закон указывает на необходимость обязательного лицензирования «деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности» (глава 2, статья 12). Напомним, что в соответствии с ФККО (Федеральным классификационным каталогом отходом), свежий коровий навоз относится к четвертому классу опасности, а свиной – к третьему (схема 1). А значит, без лицензии животноводческое предприятие не вправе ни помещать навоз в навозохранилища (размещение и обезвреживание), ни разделять его на твердую и жидкую фракции (обработка), ни уж тем более вносить после выдерживания в поля (транспортирование и утилизация).

Долгое время закон о лицензировании (по крайней мере, для АПК) существовал лишь на бумаге – прецеденты его применения в отношении утилизации навоза были единичными случаями. Однако, начиная с 2016 года, ситуация изменилась – число судебных дел и штрафов серьезно возросло, причем, сразу в ряде регионов.

Схема 1. Лицензирование работы с навозом в соответствии с Федеральным законом

Очевидно, что работа без лицензии становится всё более рискованной, а последствия санкций – помимо штрафа до 250 000 рублей, предусмотрена и приостановка деятельности предприятия сроком на 90 дней (или 120 – при повторном нарушении) – могут оказаться весьма болезненными.

ЛИШЬ МАЛАЯ ЧАСТЬ

Стоит ли бояться лицензии? Или процесс ее получения прост и не предполагает каких-либо серьезных трат? Тем более, что размер государственной пошлины составляет всего 7 500 рублей, срок рассмотрения заявки не превышает 45 рабочих дней, а ограничений по времени действия итоговый документ не имеет.

К сожалению, по факту лицензирование потребует куда больше вложений (в некоторых случаях траты могут достигать 900 000 рублей и даже превышать эту сумму) и времени – до 6-8 месяцев. Почему? Дело в том, что помимо «формальных документов» для получения лицензии в списке, числятся и сведения о профессиональной подготовке специалистов (а это оплата обучения и аттестации для каждого сотрудника, так или иначе связанного с процессами утилизации навоза), заключение государственной экологической экспертизы (навскидку: объекты средней сложности – от 90 000 рублей, повышенной сложности – от 130 000 рублей), санэпидемзаключение, проект по отходам и другие. Кроме того, местные управления Роспотребнадзора вправе устанавливать дополнительные требования – запрашивать не указанные в Федеральном законе заключения, подтверждения, справки и т.д. (схема 2). Не стоит забывать и о возможных отказах по каждому из пунктов, с последующими исправлениями, повторной экспертизой и подачей на рассмотрение.

Схема 2. Порядок получения лицензии на работу с отходами

Следует учесть и еще один немаловажный момент: лицензия, по сути, станет подтверждением того, что продукты, образующиеся в результате деятельности предприятия, являются опасными, а значит, и само хозяйство представляет потенциальную угрозу для экологии региона и здоровья населения. А это – серьезный минус при общении с местными активистами в рамках различных общественных слушаний.

ОРГАНИЧЕСКОЕ УДОБРЕНИЕ: НАВОЗ ВО БЛАГО

Многочисленные спорные ситуации, возникшие при активном применении Закона о лицензировании в отношении сельхозпредприятий, подтолкнули Минприроды к написанию развернутых разъяснений (Письмо от 5 мая 2016 г. № 04-12-27/9376). В документе в частности, указывалось, что «хозяйства вправе использовать продукты, образующиеся в результате их деятельности (включая навоз), для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, например, в качестве удобрения». Выделим главное из министерского письма: «вправе использовать», «для собственных нужд», «в качестве удобрения». При этом, как следует далее, необходимы:

Документация, позволяющая относить органические вещества, образующиеся на предприятии, к продукции.

Разработанные и утвержденные технические условия на удобрения и технологический регламент на их производство.

Таким образом, доказательством того, что предприятие действительно работает с органическими удобрениями, а не занимается утилизацией опасных отходов, станут два документа: технические условия (ТУ) и технологический регламент (ТР). Их наличие, как следует из Письма Минприроды, освобождает хозяйство от необходимости получения лицензии (Схема 3).

Схема 3. Отход или продукт?

ТУ описывает конечный продукт (его характеристики), а ТР описывает саму технологию – с конкретными процессами на каждом этапе, измеримым результатом по каждому действию и т.д. (схема 4).

Схема 4. ТУ и ТР

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

В качестве наиболее известного, но далеко не единичного случая, когда хозяйству удалось избежать санкций, сославшись на работу в соответствии с разработанными техническими условиями и технологическим регламентом, можно назвать решение Арбитражного суда республики Башкортостан от 17.08.2018 по делу № а07-21119/2018.

Суд исключил возможность квалификации действий «Башкирской мясной компании» в соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ на основании того, что «общество использует органическое удобрение на основе свиного навоза (как побочного продукта производства) в качестве продукции, при ведении им хозяйственной деятельности в соответствии с технологическими решениями, проектной документацией, технологическим регламентом и иными документами, с соблюдением природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства».

Конечно, не стоит полагать, что любые документы, озаглавленные, как ТУ и ТР, защитят хозяйство от претензий со стороны надзорных органов (схема 5). Документы должны не просто быть в наличие, но и соответствовать государственными и отраслевыми стандартами, природоохранными требованиями и нормами законодательства. А, кроме того, отражать реалии конкретного хозяйства, описывать конкретные технологические процессы и оборудование, и методы контроля. В ином случае, даже минимальная экспертиза хозяйства, которую могут провести, в том числе, и по судебному предписанию, лишь подтвердит фиктивность документов.

Следует добавить, что грамотные ТР и ТУ на органические удобрения будут не только и не столько защитой от штрафов, но и позволят хозяйству выстроить работу по переработке навоза с максимальными выгодами. Например, значительно увеличить урожайность и снизить затраты на минеральные удобрения или полностью отказаться от них.

Небольшие фермеры вынуждены платить миллион рублей за право отнести навоз из-под коровы до общей кучи. Он считается отходом третьего класса опасности, поэтому животноводческие предприятия должны оформлять лицензии. Но фермеры считают, что для небольших хозяйств должно быть исключение.

Таких растрат не может позволить себе фермер из Коломенского района Московской области Савелий Крестинков. У него 100 коз, 100 овец и 10 коров. А миллион он должен заплатить наравне с животноводческим комплексом на несколько десятков тысяч голов. Предложение разрешить обходиться без лицензий небольшим хозяйствам (до 100 голов) он внес на прошлом съезде фермеров.

Читайте также:  Очередность платежа в платежном поручении в 2020 - 2021 годах

«Одно дело, когда тонны навозной жижи от больших комплексов попадают в землю. А другое — от 10 коров у фермерского хозяйства где-нибудь в степи. Ну какой тут вред для экологии? Его всю жизнь использовали как лучшее органическое удобрение», — соглашается президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России Владимир Плотников.

Для больших хозяйств тоже неверно приравнивать навоз к отходам третьего класса, считает заместитель руководителя исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Максим Синельников. По данным Росстата за 2018 год, доля всего сельского хозяйства России в объеме всей промышленности в выбросах в атмосферу загрязняющих веществ составляет 1,3% от общего объема. При этом, по словам эксперта, все 100% навоза и помета перерабатываются в ценное органическое удобрение и используется для повышения плодородия почв. Еще в июне 2020 года минприроды выпустило пояснение, по которому при переработке навоза и помета (обезвреживании и обеззараживании) в удобрения им лицензия не нужна. Но на практике Росприроднадзор позицию минприроды во внимание не принимает и продолжает требовать лицензию, говорит эксперт. В Росприроднадозре «РГ» пояснили: раз навоз относится к третьему классу опасности, по закону лицензия быть должна.

Сейчас разрабатываются изменения в Закон «Об отходах производства и потребления», которыми предлагается изъять из их перечня навоз и помет. Для них могут разработать специальное регулирование, говорит Синельников.

Прежде чем использовать навоз в виде удобрения, ему надо отлежаться. Иначе он «сожжет» растения. За это время в процессе разложения в атмосферу и почву могут поступать вредные вещества и парниковые газы. С другой стороны, углекислый газ «занимает важное место в целом ряде биологических и физиологических процессов», признает директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов. CO2 для растений как кислород для человека. Не будет его — не будет урожая. «Тем не менее ряд исследований подтверждает, что высокие концентрации углекислого газа могут оказывать отрицательное влияние на продуктивность сельхозкультур», — отмечает эксперт.

На животноводство в мире приходится около 14,5% всех выбросов парниковых газов в атмосферу, а к 2030 году этот показатель может достигнуть 49%.

Виды деятельности: что лицензируется?

Работа по сбору, последующей утилизации, складированию мусорных отбросов регламентируется государственными органами. Издан законопроект ФЗ №458, который регулирует эту предпринимательскую сферу деятельности.

Лицензия на ТБО выдается как юридическому лицу, так и индивидуальному предпринимателю.

Законодательный акт устанавливает правила на получение документа. Лицензия на транспортировку ТБО нужна, если проводится:

  • сбор твердых бытовых, коммунальных отходов 1-4 класса (ТБО и ТКО);
  • уборка, отсортировка по классности; подготовка к дальнейшей переработке;
  • утилизация: последующее использование, повторная переработка для дальнейшего применения, компостирование;
  • ликвидация: складирование на специальных полигонах и сжигание.

Лицензия на транспортировку, обработку, размещение ТКО и ТБО выдается на вид работы и четко оговаривает функции. Если организация собирает мусорные отбросы, имеет подтверждение на сбор, она не занимается утилизацией и переработкой без дополнительного разрешения.

Условия размещения отходов 1-4 классов опасности

Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды» установил ряд запретов, которые распространяются на деятельность лицензиатов в сфере обращения с опасными отходами. Так законодатель запретил:

  • сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву;
  • размещение отходов I — IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека;
  • захоронение отходов I — IV классов опасности на водосборных площадях подземных водных объектов, используемых в качестве источников водоснабжения, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных ресурсов;
  • ввоз в Россию опасных отходов для захоронения и обезвреживания;
  • захоронение без рекуперации отходов, которые содержат озоноразрушающие вещества.
Вид деятельности Срок действия ранее выданных лицензий Дата, с момента которой вам потребуется лицензия Срок получения новой лицензии Стоимость получения
Перевозка отходов (сбор+транспортировка) до 31 декабря 2015 c 01 июля 2016 3 мес. от 137 000р
Обработка отходов (в том числе сортировка) ранее не выдавалась c 01 июля 2016 3-5 мес. от 370 000р
Переработка отходов (без обезвреживания) до 31 декабря 2015 c 01 июля 2016 3-5 мес. от 780 000р
Переработка отходов (с обезвреживанием) до 31 декабря 2019 уже должна быть 4-6 мес. от 900 000р
Утилизация отходов ранее не выдавалась c 01 января 2016 4-6 мес. от 900 000р
Полигон (размещение) до 31 декабря 2019 уже должна быть 6-8 мес. от 900 000р
Заключение Роспотребнадзора на сбор и транспортировку отходов 10 дней 90 000р

Срок действия новых лицензий: неограничен!

Наказание (штрафы) за отсутствие лицензии по отходам

В соответствии со статьей 8.2 КОАП России отсутствие лицензии предполагает наказания:

  • для физических лиц — штраф в размерах 1000-2000 рублей;
  • для должностных лиц — штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей;
  • для ИП штраф 30 000 — 50 000 рублей или запрет деятельности на 90 суток;
  • для юридических лиц — штраф 100 000 — 250 000 рублей или запрет работать на 90 суток.

В соответствии со статьей 247 ГОАП России нарушение правил с отходами и веществами, опасными для экологии, предусматривается:

  • угроза здоровью либо окружающей среде — штраф до 200 000 рублей или в объеме 18-месячной заработной платы или другого дохода, или лишение свободы на 2 года, или двухлетние принудительные работы;
  • те же действия, повлекшие загрязнение среды, гибель животных в массовых размерах — штраф 100 000 — 300 000 рублей или в размере зарплаты за 1-2 года, или ограничение свободы на 5 лет, или принудительные пятилетние работы;
  • те же действие, приведшие к массовым заболеваниям или смерти людей — лишение свободы на 8 лет.

Согласно закону, выданная лицензия не имеет срока действия, и переоформлять ее через определенный промежуток времени не нужно. Однако Росприроднадзор и санэпидемиологические органы совершаю регулярные проверки на соблюдение требований, предъявленных к лицензиату. Если выявляются нарушения, а также при внесении изменений в законодательство, требуется новое оформление лицензии.

К грубым нарушениям требований к лицензиату относят:

  1. Допуск к работе с отходами, их сбору, транспортировке и переработке сотрудников, не имеющих подготовки и соответствующих сертификатов, дающих право работать с отходами разных классов опасности.
  2. Использование любого объекта (помещения, оборудования или транспорта) с отступлениями от инструкций, получивших положительное заключение со стороны государственной экологической экспертизы. Хуже, если такое применение объектов привело к негативным последствиям для окружающей среды.
  3. Сбор, транспортирование и любые другие действия с отходами, осуществляемые без соблюдения санитарных и эпидемиологических требований в процессе, а также при несоблюдении требований экологических.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *