Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативное регулирование бухгалтерского финансового учета в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.
Существует 4 уровня актов, которые регулируют бухучет:
- Указы Президента, постановления Правительства страны. Данные законы задают единые нормы, которые имеют приоритетное значение. Все правила, которые заданы иными ФЗ, не могут вступать в противоречие с ФЗ «О бухучете». К нормам первого уровня относятся также ГК РФ, ФЗ «Об УСН».
- Положения по бухучету, которые задают соответствующие стандарты в РФ. Задаются они Правительством РФ, федеральными структурами. На данный момент существует 22 Положения по бухучету. Основная их задача – разъяснение Закона о бухучете. Регистрирующим органом на данном уровне считается Минфин. Положения включают в себя следующую информацию: номер ПБУ, используемую терминологию, систему оценки, порядок бухучета. Также нужно указать перечень сведений, которые должны быть раскрыты в отчетности.
- Инструкции и указания к использованию документов, планы счетов. Они издаются не только федеральными структурами, но и профессиональными сообществами бухгалтеров. Их цель – конкретизация стандартов учета. Над созданием норм работают сотрудники Минфина.
- Локальная документация. Компания, как уже упоминалось, может разработать собственные нормативные акты. Они не должны вступать в противоречие с нормативными документами первых трех уровней. Порядок утверждения локальных актов устанавливается руководителем компании.
В чем смысл деления нормативных актов на различные уровни? Первый уровень – законы приоритетной важности. Нормативные документы остальных пунктов не должны противоречить этим законам.
Функции и задачи бухгалтерского учета
Функции бухгалтерского учета:
1) контролирующая – обеспечивает контроль за сохранностью, наличием и движением предметов труда, средств труда, денежных средств, за правильностью и своевременностью расчетов с государством и его службами. С помощью учета осуществляются три вида контроля: предварительный, текущий и последующий;
2) информационная функция – является одной из главных функций, так как является источником информации для всех подразделений предприятия и вышестоящих организаций. Информация должна быть достоверной, объективной, своевременной и оперативной;
3) обеспечение сохранности имущества. Выполнение этой функции зависит от действующей системы учета, от наличия специализации, складских помещений, которые оснащены организационной техникой;
4) функция обратной связи – бухгалтерский учет формирует и передает информацию обратной связи;
5) аналитическая функция – с помощью нее происходит раскрытие имеющихся недостатков, наметить и проанализировать способы совершенствования деятельности организации и ее основных служб.
Уровень нормативного регулирования бухучета
Нормативное регулирование бухучета в Российской Федерации сформировано в типе четырех уровней в системе:
Уровни | Справки, документы | Службы, которые принимают решения |
1 уровень — закон | Государственные законы, указы, постановления кодексы | Правительство РФ, Государственная Дума, Президент РФ |
2 уровень — нормативный | Положения (стандарты) по бухучету | Министерство финансов России |
3 уровень — методический | Методические указания, письма, инструкции | Министерство финансов России, консультационные компании, федеральные органы исполнительной власти, и др. |
4 уровень — организационный | Организационная распорядительная документация (распоряжения, приказы и т. п.) | Компании,
Фирмы, Учреждения, |
По принципу непротиворечивости нормами бланков системы регулирования бух учета, на практике (для исключения противоречивых требований нор) нужных использовать три юридических правила.
В нашей стране бухгалтерский учет ведется в соответствии с определенными правилами и принципами, а также на основе ряда требований, предусмотренных российским законодательством. Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента Российской Федерации. В-третьих, акты Правительства и так далее.
Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из четырех уровней (см.приложение 1).
Нормативный акт — это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права[11]. Нормативный акт действует непрерывно, предназначен для регулирования неопределенного числа однообразных и повторяющихся случаев и обязателен для исполнения неопределенным кругом лиц. Этим нормативный акт отличается от индивидуальных актов, применяющих норму права в конкретной ситуации к конкретному лицу, и актов толкования, разъясняющих существующие нормы права. Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила. Нормативные акты принято делить на четыре большие группы: законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации[12].
«Закон — нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти Российской Федерации или ее субъектов. Различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации»[13]. К актам федеральных органов государственного управления относятся указы Президента и постановления Правительства.
Указы Президента Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, являются подзаконными нормативными актами и не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. В случае такого противоречия должны действовать нормы Конституции Российской Федерации и федеральных законов. По текущим вопросам оперативного характера Президент имеет право принимать распоряжения, не являющиеся нормативными актами. Постановления Правительства Российской Федерации принимаются на основании и во исполнение федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и являются нормативными актами, так как содержат нормы права. Распоряжения Правительства содержат конкретные предписания и являются индивидуальными, а не нормативными актами. Акты федеральных органов исполнительной власти — нормативные акты, принимаемые министерствами и ведомствами и обязательные к применению предприятиями и гражданами. Наиболее значительна функция принятия нормативных актов лишь у некоторых министерств и ведомств, к которым относятся Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, а также Центральный Банк России. Министерства и ведомства, иные органы и учреждения вправе издавать нормативные акты в пределах и случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Различные виды нормативных актов получили разные наименования в правовой литературе и текстах нормативных актов. Термин «законодательство» применяется, как правило, ко всей совокупности нормативных актов. Термином «правовой акт» принято обозначать федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства. Термин «подзаконный акт» («акт законодательства») применяется к указам Президента, постановлениям Правительства и ведомственным актам.
Проект стандарта «Запасы»
Запасами считаются не только товары, материалы и готовая продукция, но и затраты на создание работ и услуг, объекты недвижимости для продажи.
Не считается запасами то, что не находится на ответственном хранении, и запасы, которые приобретены исключительно для создания внеоборотного актива. Примером этого могут послужить стройматериалы, которые закуплены в пекарне для строительства склада.
Запасы, приобретенные организацией у других лиц, признаются в учете в момент перехода экономических рисков и выгод, связанных с использованием запасов для извлечения дохода. Сюда относится приобретение суммы всех фактических затрат — возмещаемых налогов, таможенных платежей.
Для стандарта неважно право собственности, важен переход выгод и рисков. Запасы, приобретенные у других лиц, признаются в момент перехода экономических рисков и выгод.
При приобретении запасов на условиях отсрочки или рассрочки платежа на период, превышающий 12 месяцев, или меньший срок, установленный в учетной политике, в себестоимость запасов включается сумма, которая была бы уплачена при отсутствии отсрочки или рассрочки.
Например, если закупочная цена материалов 100 000 руб., с отсрочкой два года их продадут за 120 000 руб. в российском учете и за 100 000 руб. и 20 % по заемным средствам по правилам МСФО.
Нужно либо узнать рыночную стоимость материалов без отсрочки платежа и пересчитать сумму с учетов процентов, либо провести дисконтирование и узнать, какую сумму надо положить в банк, чтобы через два года получить 120 000 руб. по двухлетним договорам в банках на обычных условиях.
Непосредственное нормативное регулирование бухгалтерского учета. Правовой статус документов.
Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.
Первый уровень
представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).
Таблица ПБУ 2021 года в последней редакции
Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:
- Правильного понимания и использования принятых стандартов.
- Снижения трат на ведение бухучета.
- Распределения прогрессивного ведения учета.
- Применения новейших разработок в области бухучета.
ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.
Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:
- Учетная политика компании.
- Первичная учетная документация.
- График движения документов.
- План счетов бухучета.
- Форма локальной отчетности.
Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.
ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.
Рассмотрим базовые принципы, по которым осуществляется бухучет:
- Соответствие принятых стандартов реальным нуждам бухгалтеров и пользователей документации.
- Единство системы регулирования.
- Упрощение методов ведения бухучета, формирование упрощенной системы составления отчетности.
- Применение международных норм при утверждении стандартов на федеральном и отраслевом уровнях.
- Создание условий для использования принятых стандартов.
- Невозможность совмещения установления стандартов и осуществления надзора за их исполнением.
Система регулирования устанавливается главой 3 ФЗ «О бухучете».
Федеральная структура с соответствующими правами наделена следующими полномочиями:
- Утверждением программы установления стандартов.
- Организацией экспертизы программ формирования стандартов.
- Установлением норм оформления программ.
- Участием в работе над международными нормами.
Функции ЦБ РФ:
- Установление стандартов отрасли и стандартизация их использования.
- Участие в подготовке проектов стандартов федерального уровня.
- Участие в работе над международными стандартами.
- Выполнение других функций, которые не противоречат федеральным законам.
Также система бухучета формируется и силами негосударственных структур. К примеру, это профессиональные сообщества. Они имеют право принимать участие в разработке проектов, установлении стандартов наряду с государственными органами. То есть система регулирования формируется совместно.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета
В системе законодательного и нормативного регулирования бухгалтерской отчетности можно выделить четыре уровня. К первому относятся указы Президента, законы, постановления Правительства и Федеральный закон «О бухгалтерском учете». Второй уровень составляют положения по бухгалтерскому учету. Третий уровень включает в себя методические рекомендации и инструкции, имеющие нормативный характер и дающие пояснения к документам первого и второго уровней, и указания отраслевых органов, которые носят рекомендательный характер. Четвертый уровень включает в себя внутренние документы предприятий и организаций, которые формируют их учетную политику.
Существует 4 уровня законодательных актов, разделяемые по уровню важности и приоритетности:
- ФЗ «О бухучете».
- Положение по осуществлению бухучета.
- План счетов бухучета, Положение о документообороте.
- Инструкции и указания относительно использования положений бухучета.
Общее руководство бухучетом – ответственность Правительства РФ. Каждая компания на основании существующих норм должна самостоятельно определить учетную политику.
Различные ее положения могут отличаться в зависимости от нужд компании или конкретной отрасли производства. Однако пункты, которые вводит сама организация, не должны противоречить принятым законам. На данный момент в РФ проводится реформа бухучета.
Основы ведения учета приводятся в соответствие с международными стандартами. Реформа касается таких направлений, как:
- Улучшение норм регулирования, которые позволяют эффективно выявлять нарушения и исполнять положения закона.
- Основание адекватных стандартов.
- Формирование методических предписаний: инструкции, комментарии и прочее.
- Создание образовательной системы (к примеру, повышение квалификации).
- Приведение законов в соответствии с нормами.
Одна из задач реформирования – сохранение стабильности системы нормативного регулирования.
Законодатели регулярно издают рекомендации по ведению бухучета. Они также могут формироваться профессиональными сообществами бухгалтеров. Рекомендации не являются обязательными к использованию — это добровольное решение руководителя. Однако использовать их следует, так как существуют они для решения следующих задач:
- Правильного понимания и использования принятых стандартов.
- Снижения трат на ведение бухучета.
- Распределения прогрессивного ведения учета.
- Применения новейших разработок в области бухучета.
ВАЖНО! Использование рекомендаций не должно мешать деятельности компании.
Локальная документация – это нормативные акты четвертого уровня. Она включает в себя такие бумаги, как:
- Учетная политика компании.
- Первичная учетная документация.
- График движения документов.
- План счетов бухучета.
- Форма локальной отчетности.
Все внутренние документы должны быть утверждены руководителем.
ВНИМАНИЕ! Порядок ведения учета определен ФЗ «О бухучете». В законе ясно сказано, что весь перечень локальных актов, перечисленных выше, должен быть в организации. Однако многие компании издают только приказ по учетной политике, игнорируя необходимость наличия других документов. Это нарушение закона.
Положения, регламентирующие общие вопросы формирования учетной политики, бухгалтерской отчетности и раскрытия соответствующей информации
Номер ПБУ |
Наименование ПБУ |
Дата утверждения |
Положение по ведению бухгалтерского учета |
29.07.1998, N 34н |
|
ПБУ 1/2008 |
Учетная политика организации |
06.10.2008, N 106н |
ПБУ 4/99 |
Бухгалтерская отчетность организации |
06.07.1999, N 43н |
ПБУ 7/98 |
События после отчетной даты |
25.11.1998, N 56н |
ПБУ 8/2010 |
Оценочные обязательства, условные |
13.12.2010, N 167н |
ПБУ 11/2008 |
Информация о связанных сторонах |
29.04.2008, N 48н |
ПБУ 12/2010 |
Информация по сегментам |
08.11.2010, N 143н |
ПБУ 16/02 |
Информация по прекращаемой деятельности |
02.07.2002, N 66н |
ПБУ 21/2008 |
Изменения оценочных значений |
06.10.2008, N 106н |
ПБУ 22/2010 |
Исправление ошибок в бухгалтерском учете |
28.06.2010, N 63н |
ПБУ 23/2011 |
Отчет о движении денежных средств |
02.02.2011, N 11н |
Регламент утверждения правил бухучета в РФ
Главным актом в стране, закрепляющим за государством права и функции по разработке нормативов и контролю их исполнения во всех сферах жизнедеятельности общества, выступает Конституция РФ. Не является исключением и порядок формирования бухгалтерских норм, правил и документов. Совокупность нормативов, регулирующих бухучет, формируют определенную систему. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ — это свод норм и правил, утвержденных правительством РФ с целью регламентирования ведения и отражения различных финансово-хозяйственных операций в учете.
Всестороннее нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета выполняется правительством РФ с целью разработки норм и правил, позволяющих упорядочить отражение финансовых и хозяйственных операций каждого учреждения независимо от его организационно-правовой формы или формы собственности. Соблюдение требований правительства РФ является обязанностью всех экономических субъектов, ведущих финансово-хозяйственную деятельность.
Документы, регламентирующие организацию бухгалтерского учета
- Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06.12.2011г.;
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом №34н от 29.07.1998г. (с изм. от 29.03.2017г.);
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утв. приказом №94н от 31.10.2000г. (с изм. от 08.11.2010г.);
- «Положение по бухгалтерскому учёту долгосрочных инвестиций» (утв. письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160);
- Гражданский кодекс РФ;
- Учетная политика организации.
Особую группу нормативных документов министерство финансов РФ, регламентирующих порядок ведения учета по отдельным участкам образует стандарты:
- Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Они разрабатываются с учетом основных положений международных стандартов бухгалтерского учета.
Положение о бухгалтерском учете и отчетности РФ
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом №34н от 29.07.1998г. устанавливает порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составление и представление бухгалтерской отчетности юридическими лицами. Оно разработано на основе закона «О бухгалтерском учете» и уточняет применение отдельных требований закона. Положение имеет вторичный характер по отношению к закону «О бухгалтерском учете» и является основой для всех нормативных документов, разрабатываемых министерством финансов РФ. Положение устанавливает возможности выбора из двух или нескольких вариантов отражения отдельных хозяйственных операций. Например, предприятие может выбрать способ ведения и форму бухгалтерского учета, метод оценки материалов, способы начисления амортизации объектов основных средств и объектов нематериальных активов и т.д. Для того, чтобы бухгалтерский учет на предприятие соответствовал требованиям положения необходимо обеспечить постоянное наблюдение за состоянием законодательной и нормативной базы.
Новые стандарты учёта материально-производственных запасов в 2021 году
Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 5/2019 «Запасы» утв. Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н.
Устанавливает требования к формированию в бухгалтерском учете информации о запасах организаций.
Стандарт разработан на основе МСФО (IAS) 2 «Запасы», введенного в действие на территории РФ Приказом Минфина РФ от 28.12.2015 № 217н.
Все те нормативные документы, которыми мы пользуемся сегодня, отражая данные по запасам на счетах бухгалтерского учета и в отчетности, с нового года прекратят свое действие. Это следующие документы:
- ПБУ 5/01 «Запасы»,
- Методические указания по бухгалтерскому учету МПЗ, утв. Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119,
- Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и спецодежды, утв. Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н,
- Отраслевые нормативные документы по учету запасов, основанные на ПБУ 5/01 и методических указаниях (МУ) № 119 и 135н.
Если Вы пока не готовы подробно изучать новый стандарт, а хотите лишь получить общее представление о грядущих изменениях – можно ознакомиться, например, с информационным сообщением Минфина РФ от 10 апреля 2020 г. № ИС-учет-27 «Новое в бухгалтерском законодательстве: факты и комментарии».
- Изменится подход к квалификации активов. Определение запасов в стандарте следующее: «Для целей бухгалтерского учета запасами считаются активы, потребляемые или продаваемые в рамках обычного операционного цикла организации, либо используемые в течение периода не более 12 месяцев».
Для осознания изменившегося подхода к квалификации приобретенного актива рассмотрим пример.
В январе 2021 года консалтинговая компания приобрела МФУ (принтер, копир, сканер) для осуществления обычной деятельности, связанной с оказанием соответствующих услуг. Предположим, операционный цикл организации – 5 дней, аналогичное оборудование ранее использовалось на протяжении от 3 до 5 лет. Стоимость МФУ без НДС –35 тыс. рублей. В составе каких активов бухгалтеру следует учесть МФУ?
Еще сегодня, до начала эксплуатации оборудования, бухгалтер отражает покупку на счете 10.09 (в отчетности — в составе запасов).
Но с 2021 года, следуя букве ФСБУ 5/2019 так делать нельзя.
Какие в таком случае у бухгалтера есть варианты?
Вариант 1 – учесть МФУ в составе основных средств (ОС) и затем начислять амортизацию.
Вариант 2 – руководствуясь принципами рациональности и существенности (ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации») не тратить ресурсы на оформление ОС и начисление амортизации, а сразу отразить приобретенный МФУ в составе расходов.
Подобный вариант прямо предусмотрен в новом федеральном стандарте только для запасов для управленческих нужд. Напомним, что перечень таких управленческих затрат должен быть определен в учетной политике.
Любому бухгалтеру уже сейчас необходимо определиться. Самостоятельно принять решение, как с 2021 года он будет отражать подобные активы, и прописать свое решение в учетной политике.
- Изменится система калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг. Ведь новый ФСБУ распространяется и на остатки незавершенного производства. Поэтому действующий на момент написания статьи порядок калькулирования себестоимости уйдет в историю.
Учитывая, что в общем случае управленческие расходы по новому стандарту не включаются в себестоимость продукции (п. 18 ФСБУ 5/2019), полная производственная себестоимость также уйдет в историю. Готовая продукция будет учитываться по сокращенной производственной себестоимости.
- Станет другим и подход к отражению запасов, оставшихся после разбора ОС. Сейчас бухгалтер списывает остаточную стоимость ОС, а «годные остатки» признает в качестве, например, материальных запасов, отражая одновременно их стоимость в прочих доходах (по рыночной стоимости). В отчете о финансовых результатах (ОФР) по этой операции фиксируются как прочие расходы, так и прочие доходы.
По новым правилам принимаемые к учету полезные остатки нужно оценивать по наименьшей из 2-х величин:
1) стоимости, по которой обычно приобретаются аналогичные запасы,
2) сумме балансовой стоимости списываемых активов и затрат на демонтаж и разборку ОС, извлечение полезных остатков и доведения их до состояния, в котором их можно использовать или продать.
Если у организации нет возможности определить первую стоимость (нет таких объектов), то используется только вторая величина.
При этом остаточная стоимость ОС распределяется между «полезными остатками», формируя их себестоимость. Также в себестоимость включаются затраты на демонтаж и доведение новых активов до состояния, пригодного к использованию. При этом никаких данных в ОФР не отражается.
- Бухгалтеру придется работать с оценочными обязательствами. Ведь согласно п. 11 ФСБУ 5/2019 в фактическую себестоимость запасов включается и «величина возникшего в связи с приобретением (созданием) запасов оценочного обязательства по демонтажу, утилизации запасов и восстановлению окружающей среды».
Вновь рассмотрим на примере.
Предположим, что организация в конце 2021 года приобретает лакокрасочные материалы, используемые для окраски продукции. Для их хранения используются специальные емкости, которые берутся в аренду на 2 года. Емкости через 2 года необходимо вернуть в чистом виде.
В таком случае бухгалтер должен сформировать оценочное обязательство по доведению емкостей до требуемого состояния в конце срока эксплуатации их в организации.
Предположим, стоимость ориентировочная стоимость работ по очистке емкостей – 30 тыс. рублей, срок исполнения оценочного обязательства – 24 месяца после отчетной даты. Обязательство в таком случае нужно формировать по приведенной стоимости (п. 20 ПБУ 8/2010).
Ставку дисконтирования определим в 10%. Организация может определить размер ставки самостоятельно, обосновав ее значение. В нашем примере ставка сложилась из ставки рефинансирования (ключевой ставки банка России) на дату признания оценочного обязательства. Это условная ставка 5%. Вторая составляющая ставки дисконтирования – рисковая премия, размер которой был предложен финансовым менеджером компании также в размере 5%.
Главным актом в стране, закрепляющим за государством права и функции по разработке нормативов и контролю их исполнения во всех сферах жизнедеятельности общества, выступает Конституция РФ. Не является исключением и порядок формирования бухгалтерских норм, правил и документов. Совокупность нормативов, регулирующих бухучет, формируют определенную систему. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ — это свод норм и правил, утвержденных правительством РФ с целью регламентирования ведения и отражения различных финансово-хозяйственных операций в учете.
Всестороннее нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета выполняется правительством РФ с целью разработки норм и правил, позволяющих упорядочить отражение финансовых и хозяйственных операций каждого учреждения независимо от его организационно-правовой формы или формы собственности. Соблюдение требований правительства РФ является обязанностью всех экономических субъектов, ведущих финансово-хозяйственную деятельность.
Координация принципов, норм и правил бухучета в Российской Федерации представляет собой четырехуровневую систему. Вот уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета в 2020 году:
- Нормативно-правовой — федеральные законы, постановления правительства, указы президента. На этом этапе определяются единые нормативы законодательства.
- Стандартизационный. На этом уровне фиксируются унифицированные общие правила по формированию финансово-хозяйственных операций. Регистры — положения по бухучету, утверждаемые органами федеральной исполнительной власти.
- Методологический — закрепляет инструкции, указания и методологические рекомендации, вводимые министерствами и иными органами государственной исполнительной власти.
- Организационный. На этом этапе формируются требования, позволяющие решать детальные вопросы по ведению бухгалтерии в разрезе различных финансово-хозяйственных операций отдельно взятых организаций.
На этих же уровнях ведется нормативное регулирование бухгалтерской финансовой отчетности. Это необходимо для стандартизации правил, по которым все экономические субъекты осуществляют финансово-хозяйственную деятельность и периодически отчитываются о совершенных операциях.
- В России действует четырехуровневая система регулирования бухгалтерского учета.
- 1 – й уровень – Федеральный закон «О бухгалтерском учете», отдельные нормы, письма Минфина РФ, других ведомств, законодательные акты, указы Президента РФ, постановления правительства;
- 2 – й уровень – Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
- 3 – й уровень – методические рекомендации, инструкции, комментарии, План счетов, инструкция по его применению;
- 4 – й уровень – рабочие документы организации.
Устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения учета в РФ. Сферой деятельности считаются все предприятия, расположенные на территории РФ, филиалы и представительства иностранных организаций.
Все юридические лица, унитарные предприятия, бюджетные организации обязаны вести в полном объеме. Индивидуальные предприятия ведут учет в порядке, установленном законодательством.
Закон определяет нормы, которыми должны руководствоваться бухгалтера и руководители в вопросах бухгалтерского учета и отчетности. В законе учитывается опыт бухгалтерского учета, применительно к российским традициям, действующему законодательству, трудовому и гражданскому праву.
В нем устанавливаются права, обязанности, ответственность юридических лиц, меры, обеспечивающие достоверность информации, порядок публикации отчетности, государственного регулирования.
Задачи закона «О бухгалтерском учете»
- Формирование полной, достоверной информации о деятельности предприятий, имущественном положении, для внутренних и внешних пользователей.
- Учет и отчетность должны обеспечивать информацией необходимую для контроля за соблюдением Законодательства РФ при осуществлении деятельности, целесообразность, эффективность деятельности, наличие и движение имущества.
- Предотвращение отрицательных результатов деятельности, выявление резервов внутри предприятия.