- Уголовное право

Штраф за выезд на встречную полосу в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за выезд на встречную полосу в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С начала 2016 г. ГИБДД введено нововведение, которое должно способствовать своевременной выплате штрафов нарушителями. В 2022 году можно оплатить штраф за выезд на встречную полосу со скидкой 50%. На это отводится 20 суток после вынесения соответствующего постановления.

Когда грозит штраф, а когда лишение прав

Исходя из имеющейся на сегодняшний день судебной практики, можно утверждать, что при нарушении статьи 8.6 ПДД в ряде случаев удается обойтись штрафом (если нарушение квалифицируют п. 2 ст. 12.16 КоАП РФ):

Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

В случаях нарушения разметки или дорожных знаков, несоблюдения правил обгона, если нарушение было зафиксировано камерой — водителю грозит только штраф. Если же оно зафиксировано сотрудником ГИБДД — грозит также лишение прав до 6 месяцев.

Какие штрафы предусмотрены за пересечение сплошной

Штраф за пересечение сплошной линии разметки в 2023 году зависит от обстоятельств нарушения. Так, наказание за выезд на встречную полосу через сплошную назначается по одной статье КоАП РФ, а поворот или разворот – по другой. Если пересекать сплошную линию на обочине для остановки, то это не будет считаться нарушением, а если при маневрировании, то будет.

Для удобства читателей мы свели возможные варианты этих обстоятельств в таблицу.

Нарушение

Статья КоАП РФ и наказание

Выезд на встречную полосу через сплошную для объезда препятствия (внимание: пробка или остановившееся по правилам ТС не являются препятствиями!)

ч. 3 ст. 12.15, штраф от 1 000 до 1 500 руб

Движение по встречной полосе при пересечении сплошной, а также попытка завершить обгон через сплошную (кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 12.15)

ч. 4 ст. 12.15, лишение прав от 4 до 6 мес либо штраф 5 000 руб

Повторное нарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15

ч. 5 ст. 12.15, лишение прав на 1 год либо штраф 5 000 руб за выезд на встречную полосу с камеры

Поворот налево или разворот через две сплошные

ч. 2 ст. 12.16, штраф от 1 000 до 1 500 руб

Остановка или стоянка при пересечении жёлтой сплошной

ч. 4 и 5 ст. 12.16, штраф 1 500 руб, в Москве и Санкт-Петербурге – 3 000 руб

Прочие нарушения, связанные с пересечением сплошной линии

ч. 1 ст. 12.16, штраф 500 руб

В качестве признаков нарушения выделяют объективные и субъективные признаки. Лишь при наличии комплекта признаков, возможно применение наказания.

Объективные признаки нарушения описаны в норме закона.

Вменяемость правонарушителя означает его способность осознавать суть своих действий и руководить ими в полной мере, на момент совершения нарушения. Невменяемость является, как правило, результатом психиатрических заболеваний и устанавливается на основании врачебного заключения.

По практике административных дел, при наличии объективных признаков нарушения, вина правонарушителя презюмируется и доказать отсутствие вины крайне затруднительно. Для освобождения от ответственности, необходимо доказать что правонарушитель действовал в условиях крайней необходимости.

Срок давности по штрафу установлен в два месяца, а по лишению прав — три месяца, исчисляемых со дня совершения нарушения.

Приведем примеры основных ситуаций неправомерной езды по встречной полосе, которые приводят к вынесению наказания водителям:

  1. При перемещении по широкой дороге, имеющей 4 полосы и более, запрещается пересекать одну или две сплошные для совершения обгонного маневра. Наличие знаков запрета и разметки не влияет на запрет движения при обгоне, объезде по левой половине, что прописано в п. 9.2 ПДД. В случае выполнения поворота налево либо разворота необходимо выбирать участки дороги с соответствующей разметкой либо перекрестки.
  2. Если на дорожное полотно нанесена разметка, запрещающая выезд на встречку. В таком случае не имеет значения полосность дороги. Разметка может иметь вид одной, двух непрерывных линий, или двух линий, ближняя из которых к водителю непрерывная. Несоблюдение требований разметки приводит к нарушению движения по полосам.
  3. Наличие знака «Обгон запрещен» вводит запрет на движение по левой половине дороги. Правило распространяется на дороги любой ширины с разметкой всех типов. Исключение составляет ситуация, когда на двухполосной дороге требуется выполнить разворот либо поворот налево. ПДД его не запрещают.
  4. Выезд на крайнюю левую полосу трехполосного полотна.

Гаи впервые дала разъяснение, когда выезд на встречную полосу не карается лишением прав

Ужесточение ответственности за нарушения дорожных правил породило огромное количество спорных случаев. Одной из самых суровых для водителей стала кара за пересечение сплошной разделительной линии. Всех поголовно, кто попался на этой опасной черте, гаишники отправляют в суд, а там автоматически штампуют решение — лишить прав.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД специально для «Российской газеты» разъяснил, какие статьи обновленного Кодекса об административных правонарушениях должны применяться в различных случаях проезда через сплошную. Этот правовой комментарий в равной степени важен и для водителей, и для автоинспекторов.

Никакой закон не может предусмотреть всех возможных ситуаций на дороге. Инспекторы зачастую трактуют его так, как им удобнее, а может быть, и выгоднее. Проблема еще и в том, что состояние российских дорог и организация движения зачастую вынуждают водителя отступать от правил. Хочешь, не хочешь, а нарушишь.

Читайте также:  С 2023 года семьи получат дополнительную поддержку

В некоторых местах встречаются такие ямы, которые безопаснее объехать по встречной, если, конечно, там свободно, чтобы не остаться без колес. Встречаются участки, где на протяжении десятков километров нет ни одного разрыва в сплошной. Причем без видимых на то причин.

Ощущение, что в той машине, которая рисовала разметку, попросту испортился подъемный механизм, отрывающий кисть от асфальта.

В результате водители, долгое время ползущие за трактором, увидев возможность для обгона, на свой страх и риск нарушают правила.

Если учесть, что законодательство в сфере безопасности дорожного движения у нас меняется по несколько раз в год, то не у каждого автолюбителя получается отследить все нововведения. Поэтому когда ему говорят, что он совершил нарушение, за которое грозит лишение прав, он в большинстве случаев верит. А некоторые недобросовестные сотрудники ДПС этим пользуются.

Раньше выездом на встречную полосу считался любой маневр, когда колеса автомобиля пересекали сплошную: разворот, поворот, обгон. И все однозначно каралось лишением прав или штрафом.

Такое жесткое определение вынес Верховный суд. Но с 1 июля ситуация изменилась.

И в обновленном Кодексе об административных правонарушениях четко прописано, за что лишать прав, а какое пересечение сплошной (или двойной сплошной — разницы нет) карать штрафом.

Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин дал официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. Он на бумаге и по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. Эти пояснения- своеобразная помощь автолюбителю в трудных ситуациях общения с автоинспекторами.

Ответственноcть за въезд на встречную предусмотрена статьей 12.15 КоАП. До сих пор наиболее частое нарушение — это обгон по встречной полосе (ситуация 1). И эта ситуация прописана однозначно в части 4 этой статьи. За такое нарушение положено безальтернативное лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Не спасет даже уверение в том, что вы обгоняли трактор, который ехал со скоростью 20 километров в час. Конечно, водитель трактора виноват в том, что не съехал на обочину и не пропустил все машины, которым он мешал. А это его обязанность, прописанная в правилах.

Но ссылка на чужое нарушение не спасет от лишения прав того, кто обгонял тихоходный транспорт по встречке.

Ситуация 2 — тоже квалифицируется по части 4 статьи 12.15. При повороте налево водители часто начинают маневр, не доехав до прерывистой линии.

Объяснение простое — остался метр-другой до разрыва в сплошной, а хочется успеть проскочить под горящую стрелку. Но фактически водитель выезжает на полосу встречного движения. И тем самым создает опасную ситуацию.

Ведь из поворота навстречу мог выезжать другой автомобиль. Сэкономленный метр на повороте также без вариантов оставит нарушителя без прав.

Все другие случаи пересечения сплошной оставляют водителю шанс отделаться штрафом.

Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль (ситуация 3). Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет — то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам.

И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 — выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия.

За такое нарушение положен штраф — от 1000 до 1500 рублей.

Особый разговор — о развороте через сплошную (ситуация 4). Большинство водителей убеждены, что за такой грубый маневр без альтернативы отберут права. Автоинспекторы нередко поддерживают это заблуждение.

Однако по новым правилам, если водитель развернулся через сплошную, то он «совершил выезд в нарушение ПДД на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, соединенный с разворотом». Ему грозит ответственность по части 3 статьи 12.15.

Но это не лишение прав, а штраф от 1000 до 1500 рублей.

Точно также карается другое распространенное нарушение — поворот налево через сплошную (ситуация 5). В таких случаях водитель пересекает сплошную линию и встречную полосу. И попадает под часть 3 статьи 12.15. Подобное нарушение считается выездом на встречную полосу, соединенным с поворотом налево. Оно карается только штрафом. Правда, тоже существенным: от 1000 до 1500 рублей.

Нередко проблему составляет выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением. Если на ней — сплошная линия, то левый поворот будет грубым нарушением (ситуация 6).

Однако права за такой опасный маневр не отберут. Отвечать вам придется по статье 12.16 — за несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой.

За это нарушение предусмотрен штраф в размере 100 рублей.

Подробный разбор других случаев, связанных с выездом на встречную полосу, будет опубликован в ближайших номерах «Российской газеты».

Штраф за встречку определен на законодательном уровне и составляет в зависимости от ситуации от 500 до 5000 рублей. При этом определения встречной полосы в Законодательстве нет. Зато в четвертой части статьи 12.15 четко указана ответственность, которая полагается за правонарушение. С водителя, нарушившего ПДД в первый раз, могут взять штраф. Но если он продолжает нарушать закон, то дело может дойти и до лишения прав. В Пункте 9.7 указывается, что движение транспортных средств осуществляется согласно указанной разметке. Наезжать или пересекать ее можно только при перестроении и когда рядом нет никаких запрещающих знаков.

Штраф за выезд на встречную полосу резко повысился в последние годы. В 2015 году в Правила внесли поправку, и на данный момент штраф составляет 5000 рублей. Это очень внушительная сумма, поэтому количество желающих выехать на встречку резко сократилось.

Читайте также:  МИРЭА: отзывы студентов о военной кафедре и ее описание

Штраф за выезд на встречную полосу: резюме

Правила ПДД придуманы не просто так, они помогают сохранить в целости жизнь и имущество водителей. Какое можно получить наказание при выезде на встречную полосу? Это зависит от ситуации.

  • Штраф при выезде на встречку может быть разным. При наличии запрещающих знаков его стоимость может достигать 5000 рублей. Наказание за встречное движение по односторонней дороге будет 500 рублей. А объезд препятствий, которые инспектор сочтет недостаточным основанием для выезда на встречную полосу, обойдется водителю в 1500 рублей.
  • При повторном нарушении, которое зафиксировали инспектор ГАИ или видеокамеры, могут лишить прав на срок от 6 до 12 месяцев.

Условия запрета выезда на встречную полосу

Всего ПДД предусматривают три основных условия, при которых водителю будет грозить штраф за выезд на встречную полосу движения в 2021 году. А именно:

  • Опережение транспортного средства через сплошную линию разметки на трассе с 2-мя или 4-мя полосами, при отсутствии знака «Обгон разрешен»;
  • Пересечение непрерывной черты, разделяющей двухсторонний поток, под запрещающий указатель 3.20;
  • Выезд на встречную полосу на особых участках дороги (пешеходный переход, аварийная зона, крутой спуск/подъем, резкий поворот или перекресток).

Иные варианты опережения транспорта через сплошную линию разметки будут считаться спорными, и ответственность за них водитель понесет лишь при условии, что инспектор ГИБДД докажет его виновность в суде.

На встречке и с правами

Документом предлагается убрать из Кодекса об административных правонарушениях лишение права управления транспортными средствами за не связанный с объездом препятствия выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, а также за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.

Разработчики законопроекта предлагают оставить за такое нарушение безальтернативное наказание в виде денежного штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Согласно действующему законодательству, выезд на встречную полосу влечет наложение административного штрафа либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Повторный выезд на встречку карается уже лишением прав на год.

При этом сотрудники ГИБДД, как правило, за встречку предпочитают отправлять материалы в суд. Отделаться денежным штрафом за подобное нарушение получается очень редко. Более того, некоторые бойкие инспекторы устраивают засады в тех местах, где водители часто ошибаются, не увидев малозаметный знак, и выезжают на одностороннюю дорогу против потока.

Нередко сотрудники дорожной полиции устраивают облавы и на перекрестках, где водители при повороте налево или развороте цепляют левыми колесами своих машин сплошную осевую разметку.

А вот если речь идет о фиксации нарушения видеокамерой, то однозначно будет выписан штраф в 5 тысяч рублей. Поскольку согласно КоАП автофиксация не может быть причиной для лишения прав. Причем даже при многократном нарушении.

«Необходимость смягчения санкций обусловлена тем, что на практике подобные деяния не всегда отличаются высокой степенью общественной опасности, — говорится в пояснительной записке. — При этом могут быть наказаны лишением прав как водители, совершившие правонарушение впервые, не создав аварийной ситуации и нарушив требования дорожной разметки в местах, где встречное движение крайне редко либо отсутствует вовсе, так и водители, неоднократно совершавшие подобное деяние на дорогах с интенсивным движением, подвергая опасности жизни и здоровье других участников движения».

Иными словами, депутаты предлагают не грести всех под одну гребенку. А отличать лихачей, любящих погонять по встречке, и разок отвлекшегося водителя.

Параллельно депутаты предлагают пересмотреть подходы к лишению прав за повторный выезд на полосу встречного движения. В настоящее время за это предусматривается единственное наказание — лишение водительских прав сроком на один год.

Авторы законопроекта считают, что судам нужно дать большую гибкость при выборе величины наказания. И вместо безальтернативной формулировки «год лишения» установить «вилку» наказаний — от двух месяцев до года «пешком».

Встречная полоса — когда на нее разрешен выезд?

Выезд на полосу встречного движения обычно заканчивается штрафом, хотя в некоторых случаях, предусмотренных правилами дорожного движения, его можно избежать. Что же поможет избежать наказания?

  1. Узкая дорога без разметки и знаков, говорящих о том, что обгон запрещается. Получается, что в данном случае нет никаких запретов на то, чтобы выехать на встречную полосу и совершить обгон. Пункт 9.1 ПДД предусматривает, что количество полос движения определяется либо дорожной разметкой, либо специальными знаками; если же они отсутствуют, то это определяют сами водители с учетом габаритов автомобиля, ширины проезжей части и необходимого интервала. Из вышесказанного можно сделать один точный вывод: если нет разметки и знаков, то количество полос должно быть четным (как правило, это две полосы).
  2. Если на дороге 3 полосы для движения, вы видите разметку и нет никаких знаков, которые бы запретили вам совершать обгон. Если нет разметки, то дорога будет считаться двух- или четырехполосной.

Но есть и ситуации, когда выезд на встречную полосу категорически запрещен:

  1. Пункт 9.2 ПДД закрепляет правило, в соответствии с которым на дорогах, где имеется двустороннее движение с числом полос 4 и более, запрещается выезжать на полосу встречного движения для обгона. То есть разрешено выехать только для разворота или поворота, если это не запрещено знаками или дорожной разметкой.
  2. Если вы видите разметку, которая запрещает выезд на полосу встречного движения.
  3. Если есть знак «Обгон запрещен». В этом случае запрещается выезжать на полосу встречного движения независимо от количества полос и ширины проезжей части.

Можно ли обжаловать постановление

Если никакие обстоятельства не убедили сотрудника ГИБДД отказаться от возбуждения административного дела, и обвиняемая сторона все равно уехала с выписанным постановлением, то спешить оплачивать штраф не нужно. Ведь законодательство РФ предусматривает возможность обжалования спорных ситуаций в суде, куда нарушителю и следует обратиться в течение 10 дней с момента получения протокола на руки.

Читайте также:  Москва опубликовала перечень налогооблагаемой недвижимости на 2023 год

Самым простым вариантом разрешения проблемы в пользу виновника окажется отсутствие у сотрудника ГАИ материалов по совершенному правонарушению. В противном случае водителю придется также подготавливать доказательства с места происшествия, чтобы судья смог убедиться в несоответствии дорожного указателя или разметки установленному ГОСТу.

Выезд на встречку без нарушения

Существуют ситуации, в которых выезд на полосу встречного движения не считается нарушением и не влечет административной ответственности. Водитель должен не только знать о своих правах, но и помнить, что в случае нестандартной или спорной ситуации он сам обязан позаботиться о сборе доказательств правильности своих действий. В качестве таковых рассматриваются фотографии, видеозаписи, показания свидетелей.

Ситуации, в которых проезд транспортного средства по встречной полосе не считается нарушением:

  • отсутствие запрещающих знаков – если нет ограничения в виде сплошной разметки или дорожного знака «обгон запрещен», выезд на встречку возможен. Главное, осуществлять его с повышенной осторожностью и в рамках ПДД;
  • несоответствие разметки и знаков – случается, что линии на дорожном полотне и знаки друг другу противоречат, путая участников движения. По закону, в таких ситуациях надо выполнять маневры в соответствии со знаками, они считаются приоритетом. А вот при их игнорировании придется понести административное наказание;
  • присутствие регулировщика – на таких участках нужно выполнять указания инспектора и временными указателями, если такие есть, пренебрегая разметкой и знаками;
  • узкая дорога – если на дорожном полотне нет разметки, то она может быть двух- или четырехполосной. В последнем случае без разделительных линий обходятся редко, поэтому чаще всего вопросы по возможности выезда на встречку возникают на двухполосных полотнах. В такой ситуации отсутствие сплошной линии позволяет свободно выезжать на встречку, если это не мешает идущему по ней транспорту;
  • дорога в три полосы – если на полотне с помощью прерывающихся линий выделены три полосы, то водители обеих крайних полос имеют право по мере необходимости выезжать на среднюю, например, для совершения обгона;
  • объезд препятствия – по возможности препятствие рекомендуется объезжать справа, если позволяет ширина дороги или есть обочина. В противном случае неподвижный объект можно обогнуть слева, выйдя на полосу встречного движения. При этом важно убедиться, что такие действия не повлекут негативных последствий.

Выезд на встречную полосу движения — кто виноват и что с этим делать?

После того как в 2007 году в КоАП появились нормы, предусматривающие наказание за выезд на встречку, эта тема стала весьма актуальной. С одной стороны, водителей наказывают за то, что они своими действиями не только подвергают опасности свою жизнь и жизнь своих пассажиров, но также могут нанести вред лицам, находящимся в автомобиле, который едет по встречной полосе. С другой же стороны, многие предприимчивые инспекторы ДПС, пользуясь неграмотностью водителей в области правил дорожного движения и несовершенством законодательства, специально применяют данные нормы КоАП.

Иногда встречаются и такие случаи, когда инспекторы ДПС намеренно или по незнанию «путают» маневр по выезду на встречную полосу для обгона и разворот. В данной ситуации действия инспектора можно оспорить. Если мы совершаем выезд на полосу встречного движения, то речь идет о незначительном перестроении, если же водитель решил развернуться, то на полосе встречного движения оказывается как минимум часть корпуса автомобиля.

Еще один нюанс касается передвижения в зоне действия знака «Въезд запрещен». В большинстве случаев такой знак располагается на дороге с односторонним движением. Если водитель свернул в такую зону, то он не выехал на полосу встречного движения в соответствии со статьей 12.15, а лишь нарушил положения статьи 12.16, т. е. должен подвергнуться наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей. Если же он не только свернул, но еще и продолжает движение, то получается, что он двигается по встречной полосе дороги с односторонним движением — а за это уже полагается штраф в размере 5000 рублей или лишение права управление автомобилем на срок от 4 до 6 месяцев.

Кроме того, встречаются случаи вынужденного выезда на встречку, например во избежание столкновения с другим автомобилем. Хотя сотрудников ГИБДД данный факт волнует мало, именно это может являться основанием для освобождения от административной ответственности.

Как оспорить если инспектор неправ?

Если автомобилист считает выписывание штрафа или изъятие прав несанкционированными, он вправе подать апелляцию в суд.

Для этого следует:

  1. Внимательно ознакомиться со всеми пунктами протокола, сделать отметку о несогласии с описанными обстоятельствами.
  2. Предупредить сотрудника ДПС о вашем желании обжаловать взыскания в уполномоченном органе.
  3. Не передавать инспектору запись с видеорегистратора, которая будет использована в качестве весомого аргумента при рассмотрении дела.
  4. В течение 10 дней предоставить в районный суд копию, имеющегося у вас протокола, с приложенными доказательствами, включая видео с места происшествия.
  5. Ждать решения суда (процедура рассмотрения дела может длиться до двух месяцев).

Способов оплаты много, но самым популярным является официальный сайт ГИБДД. Но поскольку размер комиссии большой, многие платежи осуществляются на интернет-портале «Госуслуги».

Для оплаты штрафа необходимо знать следующие данные: Свидетельство о регистрации транспортного средства и государственный знак зарегистрированы в ГИБДД.

Оплатить штраф по сплошной линии также можно следующими способами:

  • через терминал торгового центра;
  • через отделение банка или банкомат;
  • через прямое личное обращение в ГИБДД вы оштрафованы;
  • воспользуйтесь услугами Почты России;
  • через электронный кошелек.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *