- Уголовное право

Как учесть госсубсидии в налоговом учете

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учесть госсубсидии в налоговом учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Такие выплаты нужно включать в доходы постепенно в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите. Такой постепенный налоговый учёт действует три календарных года, начиная с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

Выплаты на содействие самозанятости безработных

Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть денежных выплат, то их придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите. Например, если вы получили субсидию 300 000 рублей, по истечении трёх лет расходы за счёт неё составляли 250 000 рублей, то неизрасходованный остаток субсидии в 50 000 рублей станет облагаемым доходом.

Если субсидия расходуется на покупку (создание) объекта недвижимости

Описанный выше порядок учета сумм субсидий не дает ответа на вопрос о том, как учитываются суммы субсидий, полученные «упрощенцами» – субъектами малого и среднего предпринимательства, в ситуациях, когда эти суммы расходуются на приобретение (создание) объектов основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации.

Налоговики в подобных ситуациях, как правило, настаивают, что «упрощенцы», получившие субсидии на основании Закона № 209-ФЗ, не праве включать в расходы суммы затрат, связанные с приобретением (созданием) объекта недвижимости, до подачи документов на регистрацию прав на данный объект. И такая позиция прежде находила поддержку у судей.

Исключение первое: субсидии малым и средним предприятиям

Если коммерческая организация, применяющая УСН, относится к категории малых или средних предприятий, ей может оказываться финансовая поддержка из регионального или местного бюджета, в том числе и в виде субсидий (ст. 17 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Для таких субсидий п. 1 ст. 346.17 НК РФ предусмотрен специальный порядок их учета: суммы полученной субсидии отражаются в доходах пропорционально расходам, осуществленным за ее счет. Максимальный срок действия такого порядка — два налоговых периода с даты получения субсидии. Например, компания — субъект малого предпринимательства применяет УСН. Она получила 15 июля 2013 г. из регионального бюджета финансовую поддержку в виде субсидии в размере 100 000 руб. Включать сумму субсидии в состав доходов пропорционально произведенным за счет нее расходам компания сможет до конца 2014 г.

Если по окончании второго налогового периода сумма полученной субсидии превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет нее, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Допустим, компания из полученной субсидии израсходовала до конца 2014 г. только 80 000 руб. Неизрасходованную часть в размере 20 000 руб. она должна включить в состав доходов 2014 г.

Вы приобретаете основное средство за счет субсидии

Если вы за счет субсидии купите основное средство, то его стоимость учтете в расходах до конца года равными долями . То есть порядок учета будет такой же, как и при приобретении основных средств за счет собственных денег. Поэтому на последнее число каждого отчетного периода (31.03.2014, 30.06.2014, 30.09.2014, 31.12.2014) часть стоимости основного средства вам надо показать в КУДиР и в доходах, и в расходах. В итоге в году покупки стоимость основного средства будет полностью учтена в расходах, а истраченная на его покупку субсидия — в доходах.

Может получиться так, что вам придется пересчитывать налог при УСНО. Это нужно будет сделать, если основное средство, приобретенное за счет субсидии, вы продадите досрочно :

срок полезного использования ОС составляет 15 лет и меньше, то до истечения трех лет с момента учета его стоимости в расходах при УСНО;

срок полезного использования ОС составляет больше 15 лет, то до истечения 10 лет с момента учета его стоимости в расходах при УСНО.

Тогда стоимость основного средства, учтенную в расходах по «упрощенным» правилам, за весь период его использования нужно пересчитать по «прибыльным» правилам. Вместо полной стоимости ОС в расходах при УСНО следует учесть только амортизацию этого ОС (за период с месяца, следующего за месяцем ввода ОС в эксплуатацию, по месяц его продажи включительно ) и амортизационную премию в размере 10% от первоначальной стоимости ОС . В результате досрочной продажи ОС, приобретенного за счет субсидии, вам придется заплатить налог при УСНО со всей выручки от продажи ОС и с субсидии в размере его остаточной стоимости. Поскольку это невыгодно, по возможности постарайтесь основное средство, купленное за счет субсидии, не продавать до истечения вышеуказанных сроков.

Читайте также:  Как вырастут пенсии и пособия с января 2023 года

Пример учета субсидии для малого бизнеса: бухпроводки

Компании на УСН начислена субсидия за апрель 2020 в сумме 339 640 руб. (28 сотрудников по данным СЗВ-М за март х 12 130 руб.)

25 мая эти средства поступили на счет. Руководством фирмы принято решение компенсировать за счет субсидии уже произведенные расходы:

  • по зарплате за апрель в сумме 200 000 руб.;
  • по аренде за апрель – 85 000 руб.;
  • по налогу при УСН в сумме 36 000 руб.

Оставшуюся сумму решено потратить на покупку ТМЦ – 18 640 руб.

В учете фирмы бухгалтер сформировал записи по субсидиям для малого бизнеса проводками:

Операции

Д/т

К/т

Сумма

Поступила субсидия на р/счет

51

86

339 640

Списание субсидии на возмещение расходов:

-по оплате аренды

86

91/1

85 000

— по выплате зарплаты

86

91/1

200 000

— по уплате налога УСН

86

91/1

36 000

Приобретение ТМЦ за счет субсидии:

— ТМЦ поступили от поставщика

10

60

18 640

— плата поставщику за ТМЦ

60

51

18 640

— списана субсидия

86

91/1

18 640

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.07.2014 № А06-6241/2013. Хоть в нем и идет речь о налоге на прибыль, но для УСН это также может служить примером. Налоговые органы посчитали заниженной налогооблагаемую базу организации в связи с занижением внереализационных доходов и увеличили внереализационные расходы согласно пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ на сумму ГСМ, приобретенных за счет субсидий и переданных безвозмездно сторонним организациям. Суд принял сторону организации, так как субсидия была выделена ей на приобретение ГСМ для собственных нужд на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ и оказанием услуг, все условия предоставления субсидии были выполнены (предоставлен отчет о расходовании целевых средств, велся раздельный учет доходов и расходов). Законодательно предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (в том числе коммерческим организациям) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Поэтому со стороны организации никаких нарушений не выявлено.

Согласно статье № 78 БК РФ о предоставлении субсидий частным предпринимателям, юридическим и физическим лицам, государственные субсидии предусмотрены к выдаче безвозмездно и не требуют возврата в качестве компенсации расходов или же неполучения прибыли.

Законодательно-нормативные акты, призванные регулировать порядок выдачи субсидий для коммерческих предприятий, устанавливают следующие параметры предоставления субсидий:

  • виды коммерческих организаций и условия их подбора для возможности предоставления денежной дотации;
  • критерии, нормы и планы по использованию субсидии.

То есть, предприятия вправе направить запрос на получение субсидии для оказания помощи лицам, не имеющим постоянной работы и занимающимся фрилансом, тем самым увеличив количество рабочих мест. Для получения подобных дотаций необходимо выполнить некоторые требования, зависящие непосредственно от местонахождения предприятия и действующих территориальных программ по уменьшению числа безработных среди населения.

По упрощенной системе налогообложения чаще всего работают предприниматели малого бизнеса. За счет чего им предоставляется возможность получить материальную помощь – субсидии из государственного бюджета. Об этом говорится в первом пункте статье №17 Федерального закона РФ.

Причины отказа в налоговом вычете

Претендовать на вычет возможно при соблюдении таких условий:

Рассчитывать на возврат части подоходного налога могут не все. Государственные органы не предоставят вычет по таким причинам:

Причины отказа Пояснение
Покупатель и продавец находятся в близком родстве С точки зрения госорганов, жилье не уходит за пределы семьи. Наличие подобной сделки между взаимозависимыми гражданами рассматривается как попытка неправомерной экономии
Жилье приобретено работодателем В случае вложения несобственных средств в недвижимость вычет невозможен
Использование при проведении покупки сертификата, военной ипотеки, материнского капитала, субсидии При определении льготы не принимаются в расчет суммы, полученные от государства.

На собственные вложенные средства, если они использовались как доплата, вычет распространяется

Отдельные категории граждан В вычете откажут:
  • студентам;
  • военнослужащим;
  • сиротам до 24 лет;
  • нерезидентам РФ, которые не платят НДФЛ в казну страны
Квартира подарена Она получена без вложения собственных средств, поэтому вычет неуместен
Недвижимость купили с коммерческими целями Цель покупки – извлечение дохода, а не улучшение условий проживания
Дом или квартира оформляются на безработного Гражданин не платит НДФЛ. Зачем же возвращать то, что не поступило в казну?
Читайте также:  Как снять арест с автомобиля, наложенный приставами или судом

Топ-5 популярных вопросов по вычетам

Вопрос №1. Семья выполнила ремонт в новом доме в 2016 году, а двумя годами раньше она оформила право собственности – в 2014. Насколько реально получить возврат налогов?

Вычет на покрытие стоимости ремонта возможен тогда, когда в соглашении на покупку оговорено, что дом продавался без отделки.

Вопрос №2. Когда подается заявление и остальные документы на возвращение уплаченного налога касательно кредитных процентов? Ежегодно?

Допускается подача документов единожды за несколько лет. Тогда в декларацию включаются все проценты, которые пришлось отдать за эти годы. Так поступать выгодно при полном использовании основного вычета. При этом сумма процентов, которые выплачиваются по ипотеке, сравнительно небольшая.

Вопрос №3. Совершеннолетний ребенок имеет право на то, чтобы писать заявление на получение налогового вычета?

После достижения совершеннолетия человек вправе претендовать на льготу в общем порядке. Как только пройдет год после того, как ребенок начнет получать доход и платить налоги, можно оформлять вычет.

Вопрос №4 . Квартира находится в собственности двоих. Кто вправе получить вычет налога?

Все собственники, купившие долю за личные средства, может оформлять вычет. Его величина зависит от суммы вложенных денег.

Вопрос №5. Квартира новостройке приобретена в 2016 году. Подавать в налоговую декларацию необходимо за какой год?

Форма 3-НДФЛ всегда предоставляется по итогам минувшего года. В данной ситуации ее следует подавать в начале 2017. Вычет, вне зависимости от того, в каком именно месяце сделана покупка, будет предоставлен за весь год.

Современные цены на жилую недвижимость переваливают за семизначные числа. По сравнению с ними величина налогового вычета в 260 тыс. не кажется значительной. Но ее достаточно на частичную оплату ремонта. К тому же, деньги гражданину будут платить налоговые органы. Обычно, они только отбирают.

Этот вопрос интересует множество людей, включая и специалистов, которые сталкиваются с необходимостью учета общего налога. Однако грамотные специалисты сферы финансов могут подробно ответить на все вопросы, связанные с налоговым учетом субсидий на возмещение затрат.

Субсидия – это помощь невозвратная и безвозмездная, призванная компенсировать затраты, доходы, которые не были дополучены по тем или иным причинам.

Учет субсидии при УСН

Обновление: 1 июля 2015 г.

Доходы в виде субсидии можно учесть в льготном порядке только при условии, что вы ведете учет израсходованных сумм. Об этом прямо сказано в гл. 26.2 НК РФп. 1 ст. 346.17 НК РФ. Причем неважно, какой объект налогообложения вы выбрали — «доходы минус расходы» или «доходы».

Налоговая служба неоднократно разъясняла, что «доходные» упрощенцы, так же как и упрощенцы с объектом «доходы минус расходы», должны вести учет расходов, произведенных за счет субсидии, все в той же Книге учета доходов и расходовПисьма ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18587@ (п. 1), от 21.06.2011 № ЕД-4-3/9835@.

Льготный порядок налогообложения заключается в том, что доход в виде субсидии надо отражать на дату оплаты расходов и в сумме оплаченных расходовпп. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ.

В январе 2015 г. вы получили субсидию вида 2 в сумме 100 000 руб., а в апреле — июне 2015 г. оплатили за счет этой субсидии расходы в сумме 70 000 руб. В этом случае КУДиР вам нужно заполнить такпп. 2.4, 2.5 приложения № 2 к Приказу Минфина от 22.10.2012 № 135н (далее — Порядок заполнения КУДиР):

  • на дату получения субсидии ничего отражать не нужно;
  • по мере траты субсидии надо отразить одновременно:

Субсидии от государства предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе для возмещения затрат или недополученных доходов. Это следует из статьи 78 Бюджетного кодекса РФ.

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий организациям, должны определять:

— категории и критерии отбора предприятий, имеющих право на получение средств;

— цели, условия, порядок их предоставления и другое.

Например, коммерческие организации могут получать субсидии на содействие самозанятости безработных граждан и создание дополнительных рабочих мест. Такое финансирование предоставляется на определенных условиях в соответствии с региональными программами, предусматривающими мероприятия по снижению напряженности на рынке труда.

Читайте также:  Алименты с больничного листа в 2022 году: удерживают или нет

Если Вы подходите по все параметрам, пора приступать к возврату средств. Так как вернуть комиссию за СБП? Для того, чтобы привлечь больше компаний к подключению платежного сервиса, способ получения возврата максимально упростили. Поэтому Вам ничего не нужно делать дополнительно: ни писать заявление, ни отправлять специальные отчетные документы. Принцип получения возмещения прост:

  • Компания подключает сервис приема платежей у банка-партнера;
  • В течение месяца получает оплаты от клиентов через него;
  • В первую неделю каждого месяца банк САМОСТОЯТЕЛЬНО передает данные Минэкономразвития (реестр оплаченных комиссий и заявление о предоставлении субсидии).
  • Министерство изучает представленные документы и проверяет организацию на предмет удовлетворения условий субсидирования. На это уходит еще до 10 рабочих дней;
  • Если всё в порядке, то в течение еще 10 дней Минэкономразвития перечисляет средства в банковскую организацию;
  • После того, как банк получит деньги, за 5 рабочих дней он должен перевести их на счет компании-получателя возмещения;
  • И так каждый месяц.

Таким образом, на возврат средств в 2022 году уходит до 32 дней.

ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Постановление ФАС Поволжского округа от 23.07.2014 № А06-6241/2013. Хоть в нем и идет речь о налоге на прибыль, но для УСН это также может служить примером. Налоговые органы посчитали заниженной налогооблагаемую базу организации в связи с занижением внереализационных доходов и увеличили внереализационные расходы согласно пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ на сумму ГСМ, приобретенных за счет субсидий и переданных безвозмездно сторонним организациям. Суд принял сторону организации, так как субсидия была выделена ей на приобретение ГСМ для собственных нужд на безвозмездной и безвозвратной основе, в целях возмещения затрат в связи с выполнением работ и оказанием услуг, все условия предоставления субсидии были выполнены (предоставлен отчет о расходовании целевых средств, велся раздельный учет доходов и расходов). Законодательно предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (в том числе коммерческим организациям) на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Поэтому со стороны организации никаких нарушений не выявлено.

  • Назад
  • Вперёд

Нужно ли платить налог на прибыль с целевой бюджетной субсидии

Мало кому из коммерческих организаций дают бюджетные субсидии. Но, получив право на целевую субсидию, впору задуматься: а включать ли ее в доходы, учитываемые для целей налога на прибыль?

Казалось бы, организация вполне может признать полученные из бюджета деньги целевым финансированием или целевыми поступлениями. Их, как известно, не нужно учитывать для целей налогообложения прибыл Однако Минфин считает, что НК разрешает учитывать как целевое финансирование только целевые поступления, полученные бюджетными и автономными учреждениями. А коммерческие организации целевые поступления из бюджетов получать в принципе не могу Следовательно, по версии Минфина, со всех полученных денег надо заплатить налог на прибыль: будь то субсидии на возмещение затрат либо субсидии, компенсирующие не полученную от потребителей плату за оказанные услуги.

Однако далеко не все согласны с этим. Есть суды, которые считают, что коммерческие организации тоже могут получать целевое финансирование, которое не должно облагаться налогом на прибыль. Разумеется, важно, чтобы полученные деньги организация использовала по целевому назначени Не так давно свое веское слово в данном вопросе сказал и Высший арбитражный суд.

В одном из рассматриваемых им споров организация получила из областного бюджета крупную субсидию на возмещение затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию основных средств. Деньги были использованы строго по назначению, велся раздельный учет. Поэтому организация не включила субсидию в облагаемые налогом доходы. Причем затраты на модернизацию основных средств, компенсированные из бюджета, организация списывала на расходы (начисляя амортизацию) только в бухучете. В налоговом же учете они не уменьшали «прибыльную» базу.

ВАС решил, что п. 2 ст. 251 НК не ставит возможность применения льготы в зависимость от организационно-правовой формы лица, получившего целевые поступления из бюджет А значит, и коммерческая организация может получить их и при выполнении определенных условий учитывать как доходы, не облагаемые налогом на прибыль.

Итак, коммерческая организация, получив целевую бюджетную субсидию, может не облагать ее налогом на прибыль, если:

  • велся раздельный учет целевых поступлений и иных доходов, а также соответствующих им расходов;
  • затраты, на возмещение которых из бюджета получено финансирование, не учитывались в «налоговых» расходах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *