- Военный юрист

ЦБ ограничит покупку иностранных бумаг. Что это значит для рынка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ЦБ ограничит покупку иностранных бумаг. Что это значит для рынка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сегодня ставки по кредитам из-за финансового кризиса и увеличения ставки рефинансирования выросли настолько, что даже получение кредита нивелирует потенциальную прибыль. Увеличение ставки по кредитам ведет к тому, что компании не могут заложить в сметах нужную рентабельность.

Директор (он же единственный участник ООО) – иностранный гражданин. Находится в РФ. Как выйти из ООО и сменить директора?

Решение вопроса

Выход единственного участника из ООО запрещён (п. 2 ст. 26 Закона об ООО).

Смена (выход) единственного участника ООО возможна только путём передачи доли другому лицу на основании сделки. Например, путём заключения договора купли-продажи доли в ООО, или заключения договора дарения, мены, или передачи её по соглашению об отступном.

Сделка, направленная на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, подлежит нотариальному удостоверению путём составления одного документа, подписанного сторонами. Несоблюдение нотариальной формы влечёт за собой недействительность этой сделки (п. 11 ст. 21 Закона об ООО).

Почему важно привлечь иностранные инвестиции?

Например, в строительной отрасли во втором квартале 2015 г. наблюдалось ухудшение ситуации с обеспеченностью строительных организаций кредитными и заемными финансовыми средствами (по сравнению с предшествующим кварталом). Баланс оценки изменения показателя снизился на 4 п. п. и составил –11 %.

Недостаточный спрос на продукцию, низкая платежеспособность заказчиков и высокие ставки по кредитам в коммерческих банках не способствовали повышению инвестиционной активности организаций. Среди строительных компаний с различной численностью занятых наиболее активно осуществляли инвестиционную деятельность крупные фирмы (90 %), малых организаций было значительно меньше (61 %).

За рубежом кредиты и займы достаточно дешевые. Правда, получить их в европейских странах сложно, поэтому многие компании обращаются к азиатским инвесторам (Китай, Сингапур).

Для любой компании привлечение иностранных инвестиций можно рассматривать с нескольких позиций:

  • получение статуса международной компании;
  • получение дополнительных средств на развитие;
  • возможность создания холдинговой структуры и расширения географии бизнеса;
  • получение гарантий со стороны иностранных инвесторов в отношении российских кредиторов.

Распределение регистрирующих функций между государственными органами

Регистрацию осуществляют различные государственные органы, одним из которых является Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ (ГРП). Согласно Уставу, утвержденному Приказом Минюста РФ N 192 от 29 декабря 1998 г. , ГРП при Минюсте РФ осуществляет государственную регистрацию:

Российская газета. 1999. 21 января.

  • коммерческих организаций с иностранными инвестициями (независимо от их объема) в нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей и угледобывающей отраслях;
  • организаций, в которых объем иностранных инвестиций в уставном капитале превышает 100 тыс. рублей;
  • изменений в учредительные документы организаций, зарегистрированных в субъектах РФ, объем иностранных инвестиций в которых превышает 100 тыс. рублей;
  • ликвидации и исключения из госреестра организаций, зарегистрированных ГРП;
  • филиалов иностранных компаний;
  • аккредитации представительств иностранных компаний.

Правовой статус иностранных компаний

Правовой статус любого субъекта определяется его правовым положением на конкретной территории и в сфере деятельности. Таким образом, правовое регулирование статуса иностранной компании осуществляется как отечественным, так и зарубежным законодательством. Исходя из этого, все иностранные компании обладают правовым статусом, который позволяет им заключать сделки, совершать финансовые и иные операции, выступать в суде, выдавать доверенности и т.д.

Вместе с этим законодательство предусматривает некоторые условия для допуска иностранных организаций к работе в России. В частности, ст. 21 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» требует от иностранных компаний обязательной государственной аккредитации, при помощи которой осуществляется государственный контроль.

Правовой статус иностранной организации в качестве юридического лица признается, согласно приказу ФНС от 22.12.14 № ММВ-7-14/668 , налоговыми органами РФ, которые и проводят аккредитацию. Аккредитацию можно рассматривать в качестве некоего процесса легализации.

Таким образом, иностранным компаниям не требуется регистрироваться второй раз, они лишь вносятся в специальный государственный реестр и могут действовать на территории РФ в качестве филиалов и представительств зарубежной компании.

Национальность и личный статут иностранных юридических лиц

При характеристике юридических лиц в международном частном праве традиционно используются две категории – личный статут и национальность. В терминологии российского законодательства под личным статутом понимается понятие «личный закон», которым, согласно ст. 1202 ГК, является право страны, где было создана такая организация. Для ее определения необходимо подтверждение места нахождения иностранного юридического лица.

Этой же статьей определен перечень вопросов, решаемых на основе применения личного закона, а именно:

  • сам статус юрлица и его организационно-правовая форма;
  • требования к его наименованию;
  • порядок создания, реорганизации и ликвидации;
  • правоспособность и правосубъектность;
  • отношения между участниками;
  • ответственность учредителей и самой организации.

Соответственно, актуальным становится вопрос национальности юридического лица, который является доктринальным и в законодательных актах не упоминается. Правовая литература трактует национальность юрлиц как принадлежность их к тому или иному государству, в которых они были учреждены. Отметим, что в остальных вопросах обязательным является применение российского законодательства к иностранным компаниям, если законом не предусмотрено иное.

Деятельность иностранных компаний в РФ

Хозяйственная деятельность иностранных компаний, в силу действия ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ», осуществляется через филиалы и представительства. Они не являются самостоятельными организациями, поскольку считаются структурными подразделениями этих компаний.

Правовая доктрина различает понятия филиалов и представительств. Так, если первыми, согласно ст. 55 ГК, может осуществляться вся административно-хозяйственная и иная деятельность в иностранных компаниях или часть этих функций, то вторые создаются лишь для защиты интересов и обеспечения этой деятельности, но не для осуществления хозяйственных функций.

Согласно ст. 21 ФЗ «Об иностранных инвестициях», над деятельностью иностранных компаний государство осуществляет контроль посредством их аккредитации, которая осуществляется в течение 25 дней с момента подачи документов.

После этого представителям иностранной компании выдается документ, подтверждающий полномочия иностранного юридического лица. Им следует считать документ, подтверждающий внесение соответствующей записи об аккредитации в реестр. Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ, компании может быть отказано в аккредитации.

С момента получения аккредитации в налоговых органах иностранная организация обретает право заниматься предпринимательской и иной деятельностью в России, в том числе и брать заем иностранной компании от российской банковской организации.

Как начало, так и прекращение деятельности иностранной компании на территории РФ осуществляется филиалами и представительствами по решению юридического лица или органов исполнительной власти РФ. С момента прекращения деятельности прекращается и оформленная ранее аккредитация.

Вложения иностранцев в российские компании упали более чем в 20 раз

Должны ли компании с иностранным капиталом вести бухгалтерский учет и формировать российскую бухгалтерскую отчетность? На сегодняшний день никаких особенностей для формирования отчетности таких компаний не установлено (п.2 ст.13 Федерального закона от 06.12.2011 г. №402-ФЗ).

Закон №402-ФЗ позволяет не вести бухгалтерский учет находящимся на территории РФ филиалам, представительствам или иным структурным подразделениям организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Так, иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, уплачивают авансовые платежи и налог на прибыль по российским правилам (ст.307 НК РФ), представляют налоговую декларацию и отчет о деятельности иностранной организации (форма утверждена приказом МНС РФ от 16.01.2004 г. №БГ-3-23/19).

В этом случае представительство иностранной организации вправе рассчитывать на освобождение от ведения бухгалтерского учета в соответствии с п.2 ст.6 Закона №402-ФЗ.

  1. Ограничения для иностранцев-учредителей ООО
  2. Изменения в пакете документов
  3. Дополнительные действия
  4. Может ли иностранец быть директором ООО

В целом порядок действий при регистрации ООО с иностранными инвесторами совпадает с обычным, основные отличия связаны с тем, что требуемые документы составлены по законам другой страны и на иностранном языке. В некоторых случаях также необходимо доказать легальность пребывания иностранного участника или его руководителя на территории РФ. Поэтому к дополнительным действиям при наличии иностранных учредителей можно отнести:

  • Поиск документов, в которых содержатся требуемые для регистрации сведения
  • Нотариальное заверение оригиналов
  • Перевод документов на русский язык
  • Нотариальное заверение перевода
  • Легализация в консульстве (для тех стран, для которых это необходимо)
  • Нотариальное заверение подписи учредителя в заявлении на регистрацию (для российских инвесторов это тоже обязательно, но им для этого обычно не нужно специально приезжать)
  • Получение ВНЖ и разрешения на работу для иностранного учредителя, нанятого в качестве директора
Читайте также:  Свидетельство о рождении в МФЦ

Теоретически учредители, в том числе иностранные, не обязаны лично присутствовать при подаче заявления на регистрацию. Но в качестве заявителей при постановке на учет выступают все учредители, а подпись каждого заявителя должен заверить нотариус. То есть, приехать иностранному инвестору (или его руководителю) придется хотя бы для того, чтобы заверить необходимые подписи. Если возможности приехать для подготовки документов у иностранца нет, можно воспользоваться следующими альтернативами:

  • Заранее перевести и заверить документы у нотариуса, для регистрации направить их по почте (подойдет, если иностранец бывает в России, но не может присутствовать именно в момент регистрации)
  • Найти нотариуса в российском консульстве в стране присутствия учредителя
  • Заверить документы у иностранного нотариуса, перевести их и апостилировать (рискованный вариант, поскольку налоговую такое заверение может не удовлетворить)
  • Зарегистрировать ООО без участия иностранного учредителя и ввести его в состав участников после регистрации

Иностранный гражданин вправе стать руководителем российской компании — никаких запретов на этот счет законодательство Российской Федерации не содержит. Однако нужно учитывать, что для соблюдения миграционного, трудового и гражданского законодательства нужно обеспечить:

  • Легальное пребывание иностранца в РФ: виза, ВНЖ, разрешение на временное пребывание (зависит от страны гражданства и имеющихся международных соглашений)
  • Разрешение на привлечение иностранных специалистов для компании
  • Разрешение на работу или патент для директора
  • Проект трудового договора с будущим директором (сам договор подписывается после регистрации ООО и при наличии всех необходимых документов)

Учтите, что трудовой договор нужно заключать не только в случае, если вы привлекаете наемного руководителя со стороны, но и, если он был выбран среди учредителей организации.

Теоретически налоговая не может отказать в регистрации ООО из-за отсутствия у директора разрешения на работу или временной регистрации, но инспекторы почти наверняка заинтересуются, как будет работать директор, не имеющий права ни на нахождение в России, ни на работу в стране. Поэтому к пакету регистрационных документов лучше приложить копии заявлений в другие уполномоченные органы, если вы уже начали процедуру получения ВНЖ, например. Как вариант избранный среди учредителей директор также может временно передать свои полномочия другому лицу по доверенности — об этом инспекцию тоже лучше уведомить при регистрации.

Принципы регулирования инвестиций в РФ

Правовая доктрина и анализ правоприменительной практики позволяют выделить три главных принципа, на основании которых осуществляется правовое регулирование иностранных инвестиций:

  • безусловно, основой правового регулирования иностранных инвестиций в России является национальное законодательство. Регулирование капиталовложений осуществляется исключительно на федеральном уровне;
  • безальтернативное действие национального правового режима, регламентирующее обязательное уравнивание в правах отечественных и иностранных инвесторов, за исключением стимулирующих или ограничительных изъятий. Такие особенности правового регулирования могут быть установлены федеральным законодательством, но в целом равноправие гарантируется всем инвесторам, независимо от национальности;
  • необходимость соблюдения отечественной нормативной базой норм международных договоров и международного законодательства.

Меры государственного регулирования зарубежных инвестиций

В силу действия ст. 4 Закона «Об иностранных инвестициях в РФ» и установленного ею национального правового режима для иностранных инвестиций, деятельность зарубежных инвесторов находится под такой же защитой законодательства, как и деятельность российских компаний. Применяемый к иностранным компаниям правовой режим не может быть менее благоприятным.

Несмотря на одинаковые меры регулирования в области иностранных инвестиций, законодатель не исключает возможности применения стимулирующих или ограничительных изъятий. Правда, ограничения возможны лишь в целях защиты конституционного строя, безопасности государства, а также прав и законных интересов других лиц.

В то же время стимулирование в виде льгот для инвесторов может быть установлено законодательством в интересах социально-экономического развития страны. Каких-либо запретительных мер в отношении экономических инвестиций закон предусматривать не может. Кроме того, меры государственного регулирования могут быть выражены в форме государственных гарантий.

Все разнообразие норм, формулируемых с целью получения наибольшего эффекта от экономического сотрудничества, находит свое отражение в развитии самого института юридического лица. В настоящее время помимо понятия «иностранное юридическое лицо» часто используют понятие «квазииностранное» юридическое лицо, имея в виду юридическое лицо национальной системы права, находящееся под контролем иностранца. Понятие юридического лица применяется к категории «международная организация», «международная хозяйственная организация». Нельзя также игнорировать и такую современную терминологию инвестиционного законодательства, как «контролирующая иностранная компания», «офшорная компания». Указанная терминология свидетельствует как о динамике изменений в понимании «юридическое лицо», так и о консервативности практики применения самой категории. Некоторые постулаты остаются константными. К таковым, в частности, относится принадлежность правового регулирования различного вида субъектов права, занимающихся хозяйственной деятельностью, к сфере частного права, национально-правовому регулированию. Неизменными остаются также и границы применения норм международного права в условиях его активного влияния на национальную правовую систему. Защита прав человека, равно как защита прав инвестора, рассматривается как единственное исключение из общего правила о том, что субъектами международного права являются государство и международные организации.

В большинстве западных государств (США, ФРГ, Франция, Великобритания, Япония и др.) отсутствует специальное законодательство об иностранных инвестициях, регулирование иностранных инвестиций осуществляется в рамках финансового законодательства. Специальное внутреннее законодательство об иностранных инвестициях имеется в государствах, особо заинтересованных в притоке иностранных инвестиций, например в постсоветских государствах, в государствах Азии, Африки и Латинской Америки.

Внутринациональное российское законодательство об иностранных инвестициях представлено двумя группами: общие и специальные. К числу общих источников относятся: Конституция Российской Федерации, ГК РФ, Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ), Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО), Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об АО) и другие нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы об обособленных подразделениях юридических лиц, в равной степени применимых и к российским, и к иностранным юридическим лицам.

К числу специальных источников относятся: Закон об иностранных инвестициях, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации», Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», а также Положение о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций (документ действует кроме в части порядка открытия и деятельности в Российской Федерации иностранных кредитных организаций) и некоторые другие подзаконные нормативные правовые акты.

ГК РФ регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, и применяется к отношениям с участием иностранных граждан и юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, нормы ГК РФ являются общими и применяются к отношениям с участием иностранцев, если иное не предусмотрено специальными федеральными законами. Общие нормы о филиалах и представительствах содержатся в ст. 55 ГК РФ. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и представляющее интересы юридического лица. Филиал является обособленным подразделением юридического лица, расположенным вне места его нахождения и осуществляющим все или часть функций юридического лица, включая функции представительства. Филиал может осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, а представительство не может. На практике представительства обычно создаются для изучения нового рынка, нахождения деловых партнеров, подготовки заключения договоров и контроля за их исполнением.

В целях совершенствования регулирования правовых форм участия иностранных юридических лиц на территории России необходимо разрешение проблемы страховой защиты имущественных интересов иностранных инвесторов в Российской Федерации. Следует определить общие принципы страхования инвестиций, определить перечень страховых случаев невозврата целевых средств в зависимости от причин, повлекших за собой невозможность их возврата, при наступлении которых страховщик обязан возместить инвестору нанесенный его интересам ущерб, размеры страхового взноса, круг прав и обязанностей сторон в течение действия страхового договора и при наступлении страхового случая, участие государства в деятельности страховых учреждений. Речь идет об обычном договоре страхования, где страхователем будет являться лицо, инвестор, а страховщиком – государство через специально созданные органы и агентства.

Предпосылкой к страхованию иностранных инвестиций можно назвать то обстоятельство, что инвестиции пользуются дипломатической защитой. Институт дипломатической защиты является общепризнанным в современном международном праве. Постоянная палата международного правосудия в решении по делу Мавромматиса (1924 г.) определила право государства защищать своих граждан как основной принцип международного права. Право государства осуществлять дипломатическую защиту было подтверждено и Международным судом ООН. Институт дипломатической защиты закреплен и такими универсальными конвенциями, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Институт дипломатической защиты закреплен и внутренним правом государств – как конституционным, так и относящимся к органам внешних сношений. Предметом дипломатической защиты являются права государства, а также личные и имущественные права граждан в сфере юрисдикции иностранного государства.

Читайте также:  Сравнение размера пенсии и пенсионного возраста в России и в разных странах мира

Предпосылкой к страхованию инвестиций являются и двусторонние инвестиционные договоры. В основе этого способа защиты прав инвесторов лежат, как правило, двусторонние договоры между государствами о предоставлении благоприятных условий для иностранных инвесторов. В связи с этим доктрина указывает две позиции. Согласно первой (доктрина Калво), инвесторам на территории государства предоставляется национальный режим, который является правовой основой защиты иностранных инвесторов, согласно другой (доктрина Халла), международное сообщество должно выработать минимальный набор прав иностранных инвесторов и гарантий для их инвестиций. С учетом указанных позиций Н. Г. Доронина отмечает, что создание организаций по страхованию инвестиций является кульминационным моментом в развитии интеграционных отношений трансграничного характера. Согласимся с приведенным мнением, учитывая то, что организации, создаваемые с целью страхования инвестиций, соответствуют реальности и наименее проблематичны в вопросе согласования условий предоставления режима для иностранных инвесторов. В создании подобных организаций лежит идея привлечения инвестиций, создание такого благоприятного инвестиционного климата.

Инвестиционное законодательство непрерывно совершенствуется. Новым явлением в правовом регулировании инвестиций в Российской Федерации стало возникновение регионального инвестиционного законодательства. Субъекты Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие иностранные инвестиции, по вопросам, относящимся к их ведению, а также к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Возможность принятия таких нормативных актов субъектами Федерации вытекает из положений Конституции России и соглашений Российской Федерации и субъектов Федерации о разграничении компетенции.

Одним из важнейших факторов, влияющих на инвестиционную деятельность в любом государстве, является существующая система законодательства, которая определяет национальный правовой режим инвестиционной деятельности и регламентирует принципы и механизм взаимоотношений иностранных инвесторов как с государственными организациями, так и с иными участниками экономических отношений и субъектами хозяйствования. А. Г. Богатырев справедливо полагает, что правовое регулирование иностранных инвестиций демонстрирует объективность и взаимозависимость инвестиционного процесса и внешней и внутренней инвестиционной политики государства. В целом оно, по мнению приведенного автора, представляет собой систему регулирования инвестиционных отношений как отношений собственности в международном и во внутреннем праве.

Осуществление инвестиционной деятельности связано с определенным риском для иностранного инвестора. Вероятность таких (некоммерческих) рисков возрастает при политической и экономической нестабильности в стране-реципиенте, при возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного положения. Особо опасна для любого иностранного инвестора национализация (возможность отчуждения его собственности и переход ее в собственность государства), применение иных принудительных мер со стороны государства. Данный вопрос, конечно, приобретает особую актуальность в России, экономический потенциал которой был создан на базе средств производства, национализированных после 1917 г. Этот фактор делает вопрос о гарантиях особо важным и требует его закрепления во внутреннем законодательстве и международных договорах. Положения Закона об иностранных инвестициях в основном отвечают общепринятым международным стандартам государственных гарантий. Однако требуют уточнения формулировки законодательства, касающиеся вопроса компенсации иностранному инвестору в случае национализации его собственности.

Как отмечает Ю. С. Макшанцева, осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихся странах и государствах с переходной экономикой со свойственной им политической и экономической нестабильностью, инвестор рискует тем, что в случае изменения политической ситуации его капиталы могут быть подвергнуты определенным ограничениям, а то и мерам принудительного изъятия его собственности. Т.е. существует реальная опасность, что иностранные инвестиции могут быть национализированы, реквизированы без выплаты компенсации своевременно и в полном объеме, как того требуют международные правовые нормы. Принимая на себя гарантии перед инвестором, государство обязуется не совершать в отношении его собственности определенные действия (не препятствовать репатриации капитала, не изымать инвестиции, которые могут быть уничтожены во время войны или гражданских беспорядков, и т.д.). Тем не менее, несмотря на то, что правовые гарантии иностранных инвестиций закреплены законодательно, государство-реципиент на практике не всегда может обеспечить точное и неукоснительное соблюдение этих гарантий. Россия в этом отношении не является исключением.

Заметим, что в западной доктрине полнота (адекватность) компенсации понимается как определение суммы компенсации на основе рыночной цены предприятия (инвестиции) до момента национализации плюс упущенная выгода, плюс стоимость репутации (поскольку на западе она также имеет свое денежное выражение). Вместе с тем, международная практика, основываясь на инвестиционных спорах 1960 – 1970-х гг., при определении суммы компенсации значительно отходит от положений западной доктрины, а иногда и противоречит им. В соответствии с западной доктриной быстрота и эффективность компенсации означают, что выплата происходит с разумной быстротой и в эффективно реализуемой форме, т.е. в виде денег или материальных ценностей, «переводимых в деньги». Компенсация исчисляется в валюте, в которой произведены инвестиции, либо материальные ценности должны быть перевезены в страну инвестора. Конечно, положения российского законодательства в принципе соответствуют таковым западной доктрины; основные положения Закона об иностранных инвестициях отвечают требованиям современного уровня экономического развития и практики инвестиционной деятельности. Положительными сторонами Закона об иностранных инвестициях следует назвать «стабилизационную оговорку», некоторое упрощение регистрации коммерческих организаций с иностранным участием, достаточно полное определение гарантий, которые предоставляются иностранным инвесторам. Однако в приведенном законе наиболее значимые его положения не являются нормами прямого действия и могут применяться только после издания соответствующих актов федеральных органов исполнительной власти; ключевые положения закона сформулированы недостаточно четко, практикующим специалистам зачастую приходится толковать по-своему законодателя. Представляется, следует согласиться с мнением Е. Е. Веселковой о том, что правовые нормы, регулирующие деятельность иностранных инвесторов, должны быть открытыми и не допускать неоднозначной интерпретации, а процедуры пересмотра этих норм должны быть гласными и проходить в условиях, которые обеспечивают для заинтересованных сторон, включая иностранные компании, возможность высказать свою позицию по дискуссионным вопросам.

Следует отметить такую практическую проблему, как тенденция притока иностранного капитала в Россию, сопровождающаяся не масштабным импортом реального капитала и обновлением устаревших фондов, а фактически выступающая как эксплуатация национальных ресурсов и способствующая дальнейшей деградации производственного потенциала. М. Н. Кобзарь-Фролова отмечает, что, наряду с применением принципа национального режима необходимо широкое применение принятых в международной практике принципов недискриминации, стимулирования деятельности, создания режима наибольшего благоприятствования инвесторам, направляющим свои вложения в медицину, образование, науку, культуру, инновации и др., поощрения отдельных, важных для экономики России видов деятельности, включая импорт новых технологий, поддержку мелких и средних иностранных компаний. Согласимся с приведенным мнением, поскольку данные меры действительно могли бы способствовать увеличению притока иностранных капиталовложений в страну. В этой связи проводимая Правительством Российской Федерации инвестиционная политика направлена на развитие инвестиционной деятельности в России, привлечение иностранных инвесторов в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, создание наиболее благоприятного инвестиционного климата, стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения неприкосновенности частной собственности, свободы перемещения товаров и услуг, обеспечения экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала и др. Тем не менее, современная российская экономика испытывает серьезный дефицит финансовых ресурсов для реализации стоящих перед государством задач.

Для осуществления коммерческой деятельности и капиталовложений иностранным инвесторам требуется соответствующая система гарантий, в т. ч. в сфере налогообложения. Между тем масштабы привлечения иностранных инвесторов в экономику России, величина притока инвестиций во многом зависят от правового режима, который установлен российским законодательством, национальной налоговой политики, стабильности законодательства, имиджа страны за рубежом и др.

Уровни инвестиционных отношений

В правовой структуре контроля инвестиционных отношений обычно разрешается выделить два уровня: внутригосударственный (основой которого является законодательство имеющее национальный характер принимающего государства) и международно-правовой (заключение соглашений международной направленности). Что касается международно-правового регулирования иностранных инвестиций, то он осуществляется на региональном, универсальном и двустороннем уровне. Руководство отвечающее за контроль инвестиций иностранных лиц, разработанное, а после принятое Мировым банком (1992 год), предусматривает в 2 статье: «Каждое государство сохраняет за собой определенное право на контроль допуска частных инвестиций иностранных граждан… Государства могут принять во внимание, что доступ открытого характера (во время существования списка ограниченного числа видов, а также отраслей деятельности, закрытых для иностранных инвестиций или требующих условные оценки допуска, или лицензирования) является более верным, и эффективным разрешением возникшей проблемы правового регулирования иностранных инвестиций».

Читайте также:  Может ли ребенок обратиться в полицию с заявлением
Замечание 1

Международный контроль универсальной направленности обычно предусматривает в Вашингтонской конвенции 1965 года, а также в конвенции Сеульска от 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по инвестиционным гарантиям.

Опираясь на конвенции Вашингтона от 1965 года при МБРР был учрежден МЦУИС — центр отвечающий за международное регулирование иностранных инвестиций между частными иностранными инвесторами и между государствами. Разрешение споров инвестиционной направленности производится путем проведения определенной процедуры, имеющей примирительный характер (о чем говорится в 3 главе Конвенции) или путем арбитражного производства (5 глава). С целью избежания споров принимающие государства должны предоставить специальные гарантии национального характера иностранных инвестиций.

Наиболее рабочим способом отвечающим за защиту иностранных инвестиций является страхование. Сеульская конвенция об учреждении агентства Многосторонней направленности по гарантиям инвестиций (МИГА) 1985 год предоставляет инвесторам иностранной направленности гарантии финансового характера путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Одной из основных функций МИГА является заключение договоров страхования, а также перестрахования иностранных инвесторов от рисков некоммерческого типа. В Сеульской Конвенции закреплено определенное понятие некоммерческих рисков традиционного характера, которые обозначаются, как риски, имеющие связь с переводом валют, экспроприацией и беспорядками гражданского типа (кроме актов террористического характера, которые в свою очередь направлены против владельца гарантий).

Кроме некоммерческих рисков традиционной направленности Сеульская конвенция рассматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства. Соответствуя Конвенции была создана определенная система частного и государственного страхования на уровне национальной направленности, дополненная при этом международной многосторонней системой страхования инвестиций иностранного страхования.

Международное соглашение

Наиболее гибким инструментом для контроля, а также поправления определенных инвестиционных отношений являются международные соглашения двусторонней направленности о взаимном поощрении и защите капиталовложений иностранцев. Главной целью данных соглашений является обеспечение на территории одного договаривающегося государства наибольшую защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставить определенные гарантии беспрепятственного вывоза валютной части гарантии, а также прибыли от рисков некоммерческого характера.

Двусторонние договоры международной направленности целью которых является взаимная защита инвестиций, предусматривают взаимную обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем реквизиции, конфискации или национализации в порядке администратирования. Споры инвестиционного характера обязательно нужно разбирать в арбитражном порядке.

Замечание 3

Соглашения двусторонней направленности о защите, которая является взаимной, а также о поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (Россия заключила такие соглашения с США, Финляндией, Канадой, Францией, Италией, Австрией, Грецией и Данией).

В соглашении между Испанией и СССР о содействии осуществления, а также о защите взаимного характера капиталовложений (1990 год) Россия принимает участие в порядке международного правопреемства. В соответствии с Соглашением термина «инвестор», что означает:

  • любое лицо юридического характера, созданное в соответствии с законодательством одной из Сторон, при этом находящееся на его территории и правомочное в соответствии с действующим законодательством данной Стороны может осуществлять определенные капиталовложения на территории иной Стороны;
  • любое лицо физического характера, которое является подданным или же гражданином одной из Сторон и при этом выступает в роли правомочного соответствуя действующему законодательству данной Стороны может осуществлять определенные капиталовложения на территории другой Стороны.

Капиталовложением называются любые ценности имущества, а в частности:

  • акции, а также какие-либо иные формы принятия участия в предприятиях;
  • права, которые обычно вытекают из определенных вкладов, сделанных с целью появления экономических ценностей:
  • недвижимое имущество, а также какие-либо виды прав, имеющие связь с ним;
  • права на собственность интеллектуальной характера (товарные знаки, определенные патенты, наименования мест происхождения того или иного товара, наименования фирмы, образы промышленности, права автора, технологии);
  • права на осуществление коммерческой и экономической деятельности, предоставляемые на основе договора или закона, касающиеся разработки, разведки или эксплуатации и сохранения ресурсов природного типа.

Любая из Сторон обеспечивает на данной ей территории защиту капиталовложений, осуществленных в определенных рамках соответствия ее законодательства инвесторами другой Стороны, о чем говорится в 4 статье. Каждая из сторон обеспечивает на своей территории равноправный, а также полностью справедливый режим по отношению к капиталовложениям инвесторов другой Стороны.

Замечание 4

Данный режим будет не менее благоприятным, чем режим, который предоставляется каждой из Сторон по отношению к тем же капиталовложениям, осуществляемым на ее территории инвесторами любого третьего государства (5 статья).

Если взять какой-либо спор в плане выбора инвестора, то он рассматривается:

  • институтом Арбитража Стокгольмской торговой палаты;
  • третейским судом ad hoc, который был создан в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ.

Во время рассмотрения споров суд третейской направленности занимается принятием решений на основе:

  • определенных положений Соглашения;
  • законодательства имеющего национальный характер Стороны, на территории которой размещаются капиталовложения, включая нормы коллизионной направленности права данной Стороны;
  • принципов, а также норм, которые являются общепризнанным правом международного характера.

Инвестированию определенного капитала иностранного характера в экономику принимающего государства способствуют некие соглашения об избежании двойного налогообложения. Такие соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовывать самые важные в праве налогов термина, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает гарантии, которые являются некого рода дополнением для иностранных инвесторов.

Замечание 5

Россия в свое время принимает участие почти в 90 двусторонних соглашения об избежании двойного налогообложения (с Кипром, Испанией, Великобританией, Канадой, Италией, Бельгией, Японией и Австрией, США, ФРГ).

В большей части вышеперечисленных государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях — к ним применяется также законодательство общего характера (налоговое, банковское, гражданское, валютное, антимонопольное, антитрестовское). Специальные акты законодательства об инвестициях иностранных граждан приняты почти во всех государствах и при это устанавливают инвестиционный порядок, режим иностранных инвестиций, льготы для них, безусловную, а также полную правовую защиту иностранных инвесторов.

Каждое государство занимается самостоятельным установлением порядка допуска иностранного капитала на свою территорию — в каких-то странах работает лицензионная или же разрешительная система, например Индия, страны Латинской Америки, в то время, как в других установлен свободны режим допуска иностранного капитала.

Замечание 6

Стоит и отметить, что повсеместно правовой контроль иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально-правовым (по большей части с пользованием специальных национальных материально-правовых норм).

Законодательство инвестиционного характера Новой Зеландии — Закон об инвестициях иностранцев (1973 год), Правила контроля капиталовложений иностранцев (1985 год), Закон о торговле (1986 год). Компании являются филиалами иностранных фирм, которые находятся на территории Новой Зеландии, по Закону о компаниях от 1955 года, они не рассматриваются как предприятия национальной направленности. Порядок их учреждения на территории Новой Зеландии требует определенного согласия Комиссии по иностранным инвестициям. Лицо иностранного характера обязано получить разрешение Комиссии по иностранным инвестициям, если оно собирается:

  1. создать какой-то новый бизнес, капитал которого превысит 10 млн новозеландских долл.;
  2. приобрести новозеландскую компанию стоимостью не более 10 млн новозеландских долл

Принимающее государство в свою очередь должно создавать для иностранных инвесторов равноправные, а также стабильные, благоприятные и гласные условия. Договор к Энергетической хартии подписывается принимающим государством для установления иностранным гражданам национального режима. Изъятия из таких режимов обязаны быть сведены к минимуму. Чаще всего, в законодательстве национального характера предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального может устанавливаться, и достаточно льготный, еще называющийся преференциальным режим. Он предусматривается для инвесторов, которые занимаются произведением инвестирования в больших размерах или в особо необходимых и капиталоемких отраслях национальной экономики.

Особенности организации финансов предприятий с участием иностранного капитала

При этом следует учитывать: – сферу деятельности (коммерческая и некоммерческая деятельность); – виды (направления) деятельности (экспорт, импорт); – отраслевую принадлежность (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля и т. д.); – организационно-правовые формы предпринимательской деятельности [28].

1.2 Характеристика участия иностранного капитала в деятельности российских организаций Рисунок 1 – Российские предпринимательские фирмы с участием иностранного капитала Можно выделить три группы таких компаний, а именно: – предпринимательские фирмы, учрежденные обычным способом в различных иностранных государствах; – предпринимательские фирмы, учрежденные в так называемых оффшорных экономических зонах; – транснациональные компании, действующие посредством филиалов, зарегистрированных в России [8].

Такие компании могут появляться на российском рынке разными способами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *