- Военный юрист

Порядок и лимит выплат по ОСАГО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и лимит выплат по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Было отмечено, что в перечень документов на получение ПВУ обязательно входит заявление от пострадавшей стороны. Шаблон такого документа может предоставить непосредственно сама СК. Несмотря на это, заявление можно составить и в свободной форме – важно лишь, чтобы оно содержало необходимую информацию.

Итак, пострадавший в ДТП при выполнении ряда условий может обратиться в свою страховую компания для получения прямого возмещения убытков по ОСАГО. Наибольшее количество споров вызывает условие о том, что ПВУ подлежат лишь аварии, в которых произошло взаимодействие двух транспортных средств.

Суть проблемы кроется в том, что на законодательном уровне не раскрыто понятие «взаимодействие ТС». В связи с этим судебная практика показывает, что суды принимают различные решения по спорам о тех или иных ДТП. Обычно вопрос ставится следующим образом: нужно ли подтверждать наличие непосредственного контакта между ТС для того, чтобы доказать факт столкновения (или взаимодействия) автомобилей и получить основание для ПВУ? К примеру, спор может возникнуть о том, признаётся ли взаимодействием попытка спасения от возможного столкновения, в результате которой водитель врезался в столб.

Судебная практика по областным судам показывает, что чаще всего они принимают следующее решение – под взаимодействием можно понимать не только прямое столкновение, но и повреждения под влиянием возможной опасности (самих автомобилей). Это позволяет сделать вывод о том, что прямой контакт вовсе не обязателен.

Совсем иначе мыслит Верховный Суд РФ. Он говорит, что страховой случай, при котором вред был нанесён без непосредственного контакта между ТС, не является основанием для заявления на прямое возмещение убытков по ОСАГО. Этот вывод сделан на основании определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ №25-КГ17-1.

Выходит, что практика по подобным делам говорит следующее: прямой контакт между двумя ТС является обязательным условием для получения ПВУ по ОСАГО. В любой другой ситуации за выплатой нужно обращаться в страховую компанию виновника аварии.

Ещё одним частым спором является отказ в ПВУ по ОСАГО по причине того, что не установлена вина конкретного участника, хотя на деле вина определена (даже если она обоюдная). Закон об ОСАГО говорит о том, что при обоюдной вине страховщик обязан выплатить ущерб с учётом степени вины участников аварии. Если таковая не установлена, то возмещение ведётся в равных долях.

Судебная практика подтверждает вышесказанное. Например, Верховный Суд указывает, что СК обязана возместить вред, учитывая ту степень вины, которую установил суд.

Ремонт с доплатой можно заменить на выплату

На случай, если первичный восстановительный ремонт с учетом существующего лимита затрат страховщика становится слишком дорогим для потерпевшего из-за доплат, он может от него отказаться «в разумный срок» после диагностики на СТО и попросить выплатить ему деньги. «При этом расходы на проведение диагностики оплачиваются страховщиком и не входят в объем страхового возмещения», — говорится в постановлении.

Также потерпевший может потребовать возместить убытки, если станция технического обслуживания «не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к (согласованному — ИФ) сроку становится явно невозможным».

Кроме того, потерпевший, согласно документу, имеет право самостоятельно отремонтировать транспортное средство и требовать компенсации убытков со страховой компании «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения» обязанности по организации и оплате ремонта. Размер компенсации должен быть равен «действительной стоимости восстановительного ремонта», который страховщик должен был организовать и оплатить. При этом в постановлении указывается, что действительная стоимость восстановительного ремонта определяется по рыночным ценам в субъекте РФ с учетом утраты товарной стоимости и без учета износа автомобиля на момент разрешения спора.

Либо потерпевший в случае нарушений со стороны страховщика может пытаться понудить его организовать и оплатить ремонт, либо требовать перечислить ему страховую выплату.

Также в постановлении говорится об обязанности страховщика выдать потерпевшему направление на повторный ремонт в случае выявления недостатков первоначально проведенного.

Действия в случае отказа в выплатах по ОСАГО в «Росгосстрах»

Страховые компании зачастую прибегают к незаконным способам в отношениях с автовладельцами. Они не только нарушают закон, выдвигая необоснованные отказы в выплате по ОСАГО, но и специально занижают размер материального вреда. Оставшаяся сумма не настолько велика, чтобы передавать подобное дело в суд. Все это обусловлено тем, что совокупные расходы на разбирательство конфликта могут превысить размер компенсации. При значительных убытках, следует обратиться в государственные структуры за возмещение ущерба – но придется потратиться на независимого эксперта.

Если существует уверенность в том, что страховая компания «Росгосстрах» неправомерно отказала в выплате страховой суммы в 2022 году, то следует обратиться за юридической консультацией. После рассмотрения материалов дела необходимо провести независимую экспертизу и передать материалы дела в суд. Если претензии обоснованы, то высока вероятность (95-100%) что выплата будет произведена в судебном порядке. Обычно организации, занимающиеся юридическим сопровождением, берут за свои услуги от 5 до 15% суммы выплат.

Вопросы и ответы по ОСАГО

Когда виноваты 2 водителя?

Читайте также:  Можно ли оспорить завещание и как это сделать: инструкция

Страховые выплачивают по 50% каждому пострадавшему-виновнику по ГК РФ (ст.1083).
Страховые не выплачивают никому ничего, но это нарушение закона об ОСАГО и надо разбираться в суде.

Когда виновнику ДТП все равно придется платить?

Виновнику нужно оплачивать ремонт пострадавшему из своего кармана, если сумма ущерба более 400 тысяч рублей (400 т.р. выплатит страховая, а оставшаяся часть ложится на виновника аварии).
Если ПДД были нарушены и страховая воспользовалась правом регресса (см. начало статьи).

Если есть КАСКО

Если есть КАСКО вам покроют убытки в любом случае.
Если вы виновник: ОСАГО займется пострадавшим, а КАСКО — вами.
Если вы пострадавший: вас “починят” КАСКО и ОСАГО вдвоем.

Какие факторы могут влиять на сумму ущерба

Экспертный акт осмотра ТС после ДТП — основной документ, по которому рассчитывают сумму ущерба. По мере обнаружения скрытых повреждений или проведения дополнительных экспертиз сведения в него могут добавляться. Информация для расчета затрат на ремонт берется из этого акта.

Важные критерии для оценки состояния автомобиля:

  • марка ТС;
  • год его производства и постановки на учет;
  • оснащение авто в момент покупки;
  • город регистрации авто и где произошло ДТП;
  • в каком состоянии был автомобиль до аварии;
  • в каком состоянии запчасти, требующие замены.

Страховая компания для расчета стоимости ремонта использует средние показатели стоимости:

  • ремонтных работ;
  • материалов для произведения работ;
  • запчастей для замены.

Последний показатель берут из Единого электронного справочника цен на автозапчасти, составленного РСА. Он размещен в интернете, в открытом доступе. Справочник периодически корректируют. По сути, это простой калькулятор. Чтобы рассчитать цену, нужно указать дату ДТП, марку авто, номер экономической зоны и номер запчасти.

Показатели, которые уменьшают размер компенсации:

  • износ поврежденных запчастей (выражается в процентном коэффициенте);
  • год выпуска ТС, время эксплуатации;
  • пройденный путь в километрах.

Если ремонт невозможен или его стоимость будет больше, чем стоимость новой машины, СК обязана выплатить компенсацию в сумме, достаточной для покупки нового авто. Здесь тоже применяется методика расчета. Из предположительной стоимости новой машины вычитают цену целых запчастей. Предполагается, что владелец сможет их реализовать. Коэффициенты для расчета их стоимости тоже определены ЕМРУ.

На сегодня законодательство определяет размеры выплат. В большинстве случаев они зависят не только от обстоятельств страхового случая, но и от степени повреждения транспортного средства, участия пассажира и серьезности последствий. Последствия могут быть с летальным исходом пассажиров и с материальным ущербом.

Минимальная выплата по ОСАГО при аварии зависит от степени повреждения автомобиля и количества участников и потерпевших в ДТП. Она может составлять от 35 тыс. рублей. На сегодня возмещение ущерба автомобиля составляет 400 тысяч рублей. А если был нанесен ущерб жизни и здоровью человека, сумма достигает 500 тыс. рублей.

Если в ДТП погибли люди, то выплата осуществляется всем семьям, потерявшим своих близких. Компенсационные выплаты РСА по ОСАГО со смертельным исходом имеют фиксированные суммы. Они составляют 475 тыс. рублей на финансовые выплаты и 25 тыс. рублей на погребение погибшего. В случае, когда ДТП происходит по вине пешехода, проводится специальное расследование, выясняются все обстоятельства дела.

Возмещение ущерба по КАСКО

КАСКО является добровольным видом автострахования. Оформление страхового полиса КАСКО позволяет получить максимальные выплаты вплоть до полного покрытия страховой стоимости автомобиля.

КАСКО покрывает ущерб, полученный вследствие:

  • дорожно-транспортного происшествия;
  • хищения автомобиля;
  • повреждения или утери машины в результате пожара, стихийных явлений, повреждений, совершенных третьими лицами, падения предметов.

Взыскание материального ущерба по КАСКО при ДТП может получить как потерпевшая сторона, так и виновная. Страховщик может предложить следующие варианты компенсации убытков:

  • перевод денежных средств;
  • ремонт авто по КАСКО после ДТП;
  • компенсация стоимости ремонта и покупки новых запчастей.

Порядок оформления ДТП по ОСАГО: если виновник отказывается принять вину

Иногда при дорожно-транспортном происшествии может возникнуть спорная ситуация, определить нарушителя бывает очень сложно. Не всегда кто-то берёт на себя вину. Очень важно знать, что делать при аварии автомобиля по ОСАГО, если другая сторона отказывается взять на себя ответственность. Только в этом случае можно доказать свою невиновность. Порядок действий должен быть таким:

  1. Не перемещать автомобиль, он должен быть оставлен в первоначальном состоянии (предварительно включив аварийную сигнализацию и выставив соответствующие знаки на дороге)
  2. Вызов сотрудников дорожной полиции для фиксации ДТП
  3. Обращение в страховую организацию
  4. Вызов инспектора ГИБДД для документальной фиксации фактов, которые влияют на принятие судебного решение по определению виновника, свидетели аварии обязаны представить показания
Читайте также:  Новые правила работы на высоте 2021

Если нарушитель отказывается признать собственную вину, тогда следует обратиться к помощи квалифицированного юриста. Инспектор дорожной полиции может предложить подождать 2 месяца и договориться с виноватым, поскольку по истечении данного срока протокол об административном нарушении составить нельзя. Однако это может создать трудности с получением компенсации от страховой организации, поскольку все страховщики требуют без промедления предоставить документацию по ДТП.

Внимание! Страховая организация не имеет законодательного основания отказать в возмещении при поздней подаче документации. Это связано с тем, что чёткие сроки отсутствуют, период исковой давности гражданских дел – 36 месяцев.

Может произойти, что виновный водитель, который сразу после аварии признал собственную вину, однако в будущем может отказаться от собственных слов и подать судебный иск. В такой ситуации пострадавший будет должен доказать собственную правоту. Судебное разбирательство в этом случае может длиться много месяцев.

В России хорошо развиты электронные каналы заключения договоров страхования – электронные ОСАГО, КАСКО и другие массовые виды страхования. Это существенно расширило географию продаж страховщиков, не имеющих собственных точек присутствия в большинстве регионов России.

Действующее страховое законодательство по обязательным видам страхования (ОСАГО, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов/перевозчиков) предполагает, что при наступлении страхового случая потерпевший должен не только собрать различные справки и документы, но и предоставить их страховщику. Причём, как правило, на бумажных носителях лично или по почте.

Более того: в ОСАГО прямо предусмотрено, что обмен информацией в электронном виде не освобождает потерпевшего от предоставления всех документов для страховой выплаты на бумаге. Кроме того, есть обязанность потерпевшего предоставлять страховщику для осмотра поврежденное имущество (в ОСАГО она прямо определена законом).

В итоге в отдельных регионах возникают ситуации, когда страхователь фактически не имеет возможности получить качественное урегулирование убытка от своего страховщика, так как по договору страхования, заключенному через Интернет, оформить страховую выплату можно только в офисе страховщика – иногда за несколько тысяч километров от места постоянного проживания.

Отсюда отсутствие прямого указания на возможность и процедуру обмена электронными документами для подтверждения факта наступления страхового случая создает налоговые и иные риски в добровольных видах страхования. И это не способствует массовому переводу процессов урегулирования убытков полностью в электронную форму.

Эти проблемы препятствуют обеспечению страховой защиты – особенно в малонаселенных и отдаленных населенных пунктах – и ведут к большим затратам потерпевших на реализацию своего права на страховое возмещение. Это расходы на:

  • получение и пересылку документов;
  • предоставление поврежденного имущества для осмотра страховщику.

Дополнительные сложности возникли и из-за повсеместного введения ограничительных мер в связи с коронавирусом и перевода на удаленную работу части персонала страховых компаний, который занимался урегулированием убытков.

Всё это подтолкнуло законодателей к потребности в организации страховщиками полностью дистанционных сервисов по возмещению ущерба в рамках договоров страхования.

Подозреваю, что заплатят мало – стоит ли делать экспертизу до возмещения?

Однозначно, не стоит. Просто потому что не так давно произошли изменения, и в претензионных спорах между потерпевшими и страховщиками введён ещё один «посредник» в виде финансового уполномоченного.

Это означает, что решать вопрос о недостаточности денежных средств выплате теперь следует на этапе появления вырисовывающейся соответствующей проблемы. И экспертизу эту проводит как раз указанный финансовый уполномоченный.

Проще говоря, независимую экспертизу, сделанную вами самостоятельно, могут вполне не принять на этапе рассмотрения спора о недостаточно суммы компенсации ущерба от ДТП.

Что лучше выбрать ремонт или деньги

Поскольку страховщики предлагают два варианта возмещения компенсации после ДТП по ОСАГО, рассмотрим, какой способ будет наиболее выгодным.

Для того чтобы разобраться в этом вопросе, рассмотрим положительные и отрицательные стороны каждого варианта.

Вид компенсации Плюсы Минусы
Ремонт Нет необходимости самостоятельно искать станцию, которая сможет провести ремонтные работы. Новое ТС могут отправить на станцию неофициального дилера или пункт, который территориально находится далеко.
Деньги Право выбора, поскольку на практике водители самостоятельно устраняют мелкие повреждения и экономят на ремонте. Может не хватить на оплату ремонта, в результате чего, придется вкладывать собственные деньги.
Читайте также:  Регистрация ГБО на автомобиле в ГИБДД в 2022 году

Получается, каждый клиент должен сам решить, что ему выгоднее. Как показывает практика, по новым автомобилям выгоднее вариант – выплата на станции. Благодаря этому автолюбители могут провести ремонт на станции официального дилера и сохранить гарантию.

Тем клиентам, которые открыли свое СТО или ремонтируют авто на станции знакомых, по минимальным ценам, подходит вариант – выплата деньгами. Такие автолюбители, в большинстве случаев, тратят деньги только на запчасти.

Что делать, если выплаты не хватает

Не секрет, что на практике страховщики занижают сумму выплаты, с целью сокращения расходов. Необходимо знать, что согласно закону каждый пострадавший имеет право на получение полной выплаты, в рамках лимита.

Что делать, если выплаты не хватает для проведения ремонта:

Обратиться к независимому эксперту Первым делом необходимо самостоятельно обратиться к независимому эксперту, который осмотрит автомобиль и укажет реальную сумму причиненного ущерба. Помимо официального заключения необходимо взять чек, подтверждающий оплату услуг.
Взять справку с банка Поскольку страховщики перечисляют средства на карту пострадавшего, предстоит обратиться в банк и взять выписку. В документе должна быть отражена:

· дата выплаты;· сумма;

· организация, которая перечислила средства.

На практике банки выдают выписку совершенно бесплатно, сразу в день обращения.

Составить досудебную претензию Составить претензию вы можете самостоятельно или обратиться за помощью к эксперту на нашем портале.
Дождаться ответа В течение 5 рабочих дней страховая компания должна предоставить официальный ответ или произвести выплату.

На практике страховые компании неохотно выплачивают деньги по требованию клиента. Такое встречается только в крупных компаниях, которые дорожат не только своей репутацией, но и каждым клиентом.

К вопросу здоровья относятся любые расходы на лечение, восстановительная реабилитация, послебольничный уход, утраты зарплаты на время больничного и пр.

Страховка выплачивается деньгами. То есть натуральной компенсации, например, лекарствами и т.п. нет.

Финансовым вопросом должен заниматься сам потерпевший или его представитель.

Выплаты по ОСАГО при ДТП с пострадавшими выплачиваются в пределах 500 тыс. руб.

Страховая компания потребует предоставления:

  • документов о ДТП, составленных сотрудниками ГИБДД (справка по дорожному происшествию, определение о возбуждении дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении, заключение медицинской экспертизы и пр.). Документы можно получить в дежурной части ГИБДД;
  • документов о лечении, в том числе договор на оказание услуг, выписной эпикриз, больничный лист, квитанции о приобретение медикаментов и т.д.;
  • справок из бухгалтерии о зарплате, о полученных выплатах на время больничного, трудовой договор и т.д.

Страховщику следует заявлять о своих намерения после прохождения лечения.

Выплата утраченного заработка при вреде здоровья

Производится ли выплата утраченного заработка при ущербе здоровью по ОСАГО в 2022 году?

Утраченный заработок возмещается в таком же порядке, как и дополнительные расходы, а именно: если превысит сумму выплаты по нормативу, то выплачивается разница.

Например, по нормативу потерпевший получил 15000 руб. При этом утраченный заработок за 10 дней больничного составил 12000 руб. В этом случае страховщик ОСАГО ничего не должен. Если же утраченный заработок составит 20000 руб., то потерпевший получит доплату в 5000 руб.

Когда есть и дополнительные расходы на лечение, и утраченный заработок, то это суммируется, и по ОСАГО выплачивается разница между выплатой по нормативу и суммой расходов вместе с заработком.

Размер заработка потерпевшему нужно подтвердить документально.

Список документов, которые нужно предоставить в страховую компанию, есть в правилах ОСАГО (глава 4)

Чья страховая компания выплачивает ущерб

Нередко после оформления бумаг, фиксирующих факт аварии, автомобилист не знает, в какую из страховых компаний ему следует направить заявление о компенсации урона:

  • в организацию, с которой он сам заключил договор;
  • или в компанию, обслуживающую виновника столкновения.

Ответ на вопрос, кто выплачивает ущерб по ОСАГО при ДТП, четко дает закон об ОСАГО.

  1. Пострадавшему автомобилисту следует обратиться к своему страховщику, если соблюдены следующие условия:
    • число машин, участвовавших в дорожном инциденте, 2 или более;
    • никому из участников аварии не был нанесен урон здоровью, и никто из них не погиб;
    • оба водителя имеют действующие полисы обязательного страхования;
    • в результате происшествия не задеты имущественные интересы третьих лиц.
  2. Во всех остальных случаях, где имеет место наличие человеческих жертв или причинение вреда здоровью, пострадавший автолюбитель должен нести заявление в страховую компанию, защищающую ответственность виновника аварии.

Если же инициатор столкновения и вовсе не имеет полиса ОСАГО и при этом отказывается добровольно компенсировать урон, потерпевшему водителю предстоит обращаться в суд, чтобы получить решение о принудительном взыскании денежной компенсации с виновной стороны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *