- Военный юрист

Ответственность за неуплату налогов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за неуплату налогов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Итак, если вы твёрдо решили встать на путь уклонения от уплаты налогов, нужно хорошенько подумать. У государства в арсенале – богатый инструментарий по истребованию денег у нерадивых субъектов. Ответственность заложена в НК, КоАП и УК, а ещё – предусмотрена пеня на недополученные суммы. Следует признать, что нормы, указанные в перечисленных документах, весьма просты и прозрачны.

Выводы и рекомендации

  1. Неуплата налога в бюджет может привести к крайне неприятным последствиям как для самого налогоплательщика, так и для его должностных лиц, включая финансовые, репутационные потери, а также уголовную ответственность.
  2. Организациям и ИП следует регулярно (не реже одного раза в месяц) проводить сверку расчетов с налоговым органом, а также сохранять подтверждающий отсутствие расхождений документ, во избежание налоговых претензий к текущему периоду в последующих.
  3. Узнать, что налог не уплачен и определить сумму налога, возможно путем направления официального запроса в налоговый орган либо в личном кабинете налогоплательщика или на сайте «Госуслуг».
  4. Если вами все-таки выявлена налоговая задолженность, то следует в первую очередь разобраться, чья в этом вина (ваша или налоговиков), а затем либо уплатить налог и пени, либо обжаловать сложившуюся ситуацию.

Отвественность за налоговое преступление

За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:

  • штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);

  • принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;

  • арест сроком до шести месяцев;

  • лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.

Уголовная ответственность за неуплату налогов физическим лицом

У физического лица уголовная ответственность наступает:

  • при наличии у него задолженности по налогам в сумме более 900 000 рублей за три года подряд и при условии, что доля долга за три года составляет более 10% от общей суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет;

  • общая сумма задолженности по налогам составляет более 2 700 000 рублей.

Статьей 198 Уголовного Кодекса Российской Федерации для граждан определены следующие виды наказания:

  • штраф в размере от 100 000 рублей до 300 000 рублей или в сумме зарплаты (иного дохода) за период от 1-го года до 2-х лет;

  • принудительные работы сроком до 1-го года;

  • арест сроком до 6-ти месяцев;

  • лишение свободы сроком до 1-го года.

Если за последние три года подряд сумма долга по уплате налогов составит более 4 500 000 рублей и при условии, что доля долга за три года составляет более 20% от общей суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, либо если общая сумма задолженности по налогам составляет более 13 500 000 рублей, то в отношении физического лица будут применяться следующие виды наказаний:

  • штраф в размере от 200 000 рублей до 500 000 рублей или в сумме зарплаты (иного дохода) за период от полутора до трех лет;

  • принудительные работы сроком до 3-х лет;

  • лишение свободы сроком до 3-х лет.

Уголовная ответственность физлица за неуплату налогов

Для привлечения физлица к ответственности по ст. 199 УК РФ должно быть доказано, что оно является субъектом данного преступления. Им может быть достигшее 16 лет физическое лицо, независимо от гражданства (примечание № 1 к ст. 198 УК РФ, п. 6 постановления № 64):

  • обязанное представлять налоговую декларацию и другие документы в соответствии с законодательством (к таким лицам относятся индивидуальные предприниматели (ИП), нотариусы, адвокаты и др.);
  • представляющее обязанное лицо на основании полномочий, возложенных в соответствии с законом или договором;
  • действующее через подставное лицо, на которое формально зарегистрирован бизнес.

Налоговая ответственность

Согласно статье 107 НК РФ, к ответственности за неуплату налогов могут быть привлечены как юридические, так и физические лица в возрасте от 16 лет.

Когда организация отвечает перед налоговой инспекцией за неуплату сборов, не исключается привлечение к административной или уголовной ответственности её руководителя.

Налоговая ответственность это финансовые санкции, то есть штрафы по решению налогового органа, выявившего нарушения. В то же время, существенно снизить штраф (как минимум в два раза) можно при наличии смягчающих обстоятельств: неуплата вследствие особых обстоятельств (тяжелое заболевание члена семьи, к примеру), под влиянием угрозы или вследствие служебной зависимости и т.д. И напротив, денежная санкция может быть увеличена вдвое при наличии такого отягчающего обстоятельства, как совершение подобного правонарушения повторно. Перерасчет штрафа с учетом смягчающих или отягчающих обстоятельств вправе производить или апелляционная инстанция налогового органа или суд.

Читайте также:  Уволить по статье за пьянство могут даже того, кто в отпуске

Особое внимание следует обратить на ст. 90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.

Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования.

Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более – подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными.

Между тем, именно подробные описания в мотивировочной части решения арбитражного суда оснований признания доначислений незаконными и будут учтены в качестве «обстоятельств» при рассмотрении уголовного дела. Иными словами, важен не только результат рассмотрения арбитражного дела, но и мотивы, по которым суд пришел к такому результату. В связи с этим особое значение приобретает качественная и детальная проработка доказательственной базы в арбитражном процессе, оформление всех дополнительных доводов в письменном виде и приобщение их к материалам дела, отражение всех существующих обстоятельств, свидетельствующих о незаконности результатов проверки.

В случае, если налоговая проверка касалась деятельности организации, в арбитражном суде будет решен вопрос о виновности или невиновности именно самой организации. В то же время, уголовное преследование будет проводиться в отношении физического лица, чаще всего – в отношении руководителя. При этом как следственная, так и судебная практика устанавливают, что к ответственности может быть привлечен не только формальный руководитель, а любое лицо, фактически исполняющее функции руководителя. Грубо говоря, если директор номинальный, к ответственности будет привлечено лицо, принимающее ключевые решения о хозяйственной деятельности, о заключении сделок. Или могут быть привлечены участники организации, формально не занимающие какие-либо должности, но фактически руководящие ее деятельностью.

Важно отметить, что установление налоговым органом факта получения организацией необоснованной налоговой выгоды по неосторожности автоматически не исключает наличие умысла на уменьшение налоговой базы у конкретного должностного лица организации. В связи с этим также, еще на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде, следует установить обстоятельства, из которых следует непричастность должностных лиц организации к допущенным нарушениям Налогового кодекса РФ, со ссылкой, в том числе, на недобросовестность контрагентов.

Уголовная ответственность за неисполнения обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ)

По этой статье уголовная ответственность наступает за неисполнение обязанностей налогового агента.

Размеры крупного и особо крупного нарушения определяются аналогично статье 199 (Таблица 2), а вот наказания несколько отличаются.

Таблица 3

Вид нарушений

(условие нарушения)

Наказание
Штраф Принудительные работы / лишение права занимать должности Арест Лишение свободы / лишение права занимать должности
В крупном размере от 100 000,00 до 300 000,00 до 2 лет / до 3 лет либо без указания срока на срок до 6 месяцев, до 2 лет / до 3 лет либо без указания срока
В особо крупном размере от 200 000,00 до 500 000,00 до 5 лет / до 3 лет либо без указания срока нет до 6 лет / до 3 лет либо без указания срока

Неуплата налогов, как преступление

Все виды ответственности за неисполнение налоговых обязанностей установлены Налоговым и Уголовным кодексами. Если в НК РФ санкциями являются пени и штрафы, то УК РФ включает штрафы, принудительные работы, заключение виновного лица под стражу и лишение его свободы.

Вот, что прописано про уклонение от уплаты налогов в УК РФ: всегда совершаемое с прямым умыслом деяние, цель которого — неуплата налогов, сборов, страхвзносов в крупном или особо крупном размере, в результате чего государство недополучает значительные суммы в свой бюджет (Постановление Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

Способы совершения преступлений, за которые наступает уголовная ответственность за неуплату налогов, могут быть следующими:

  • действие — умышленное включение в отчетность (декларации, расчеты, отчеты и т.п.) заведомо ложных показателей,
  • бездействие – умышленное непредставление обязательной налоговой отчетности в органы ИФНС.

Права и обязанности налоговых органов

Между гражданином и государством в определенный момент устанавливаются налоговые правоотношения, которые влекут за собой права и обязанности обеих сторон. Что входит в задачи налоговиков:

  1. контроль за своевременной уплатой всех сборов
  2. учет всех льгот
  3. своевременное отправление уведомлений
  4. реагирование на жалобы

Гражданин, имеющий доступ к состоянию лицевого счета налогоплательщика, может подать заявление при отсутствии удержания НДФЛ со стороны работодателя. Налоговые органы начнут проверки и другие формы контроля в отношении юрлица. К ним относится:

  • проверка;
  • изучение отчетности;
  • получение объяснений;
  • осмотр объектов собственности.
Читайте также:  Въезд в Россию граждан Украины

В 2015 году заработала система АСК НДС-2. Это стало вехой в налоговом контроле.

С 2015 года ФНС начала накапливать информацию о компаниях: изменилась форма налоговой отчетности (были введены новые разделы в налоговую декларацию по НДС, где компании стали отражать данные книги покупок и продаж).

Таким образом, налоговый орган начал сохранять историю сделок с контрагентами, а также историю использованных налоговых вычетов по НДС. Однако использовать эту информацию «по полной» инспекции смогли в 2018 году, то есть через 3 года после того, как данные начали потоком стекаться в серверы налоговой. Почему 3 года?

Потому, что при выездной проверке инспекторы могут проверить 3 года, предшествующие проверке. Также, по уголовным делам налоговой направленности проверке подлежат 3 финансовых года подряд (примечание к ст. 199 УК РФ).

Конечно, инспекторы выходили с выездными проверками в компании и до 2018 года, но в таком случае проверка «цепляла» очень непрозрачные для неё 2014 и предыдущие годы.

Почему эти периоды для налоговой были непрозрачными? Не только из-за АСК НДС-2, но и потому, что сама налоговая отчётность была иной. Нередко при таких проверках бизнесмены убирали из книг покупок счета-фактуры по недобросовестным контрагентам и заменяли их на вычеты по добросовестным компаниям, конечно учитывая сроки давности (3 года с момента получения счет-фактуры) и отследить это налоговикам и правоохранительным органам не всегда удавалось.

Теперь же, с АСК НДС-2, инспекторы видят всю историю сделок с контрагентами в режиме онлайн прямо на мониторе. Чтобы получить нужную информацию, инспектору достаточно сделать несколько щелчков мышью.

Выводы о том, как возбуждаются и расследуются уголовные дела по неуплате налогов

Следственный комитет может возбуждать дела по ст.199 УК РФ вообще без без информации от вашей компании и без налоговой проверки. Система АСК НДС-2 даёт инспекции возможность видеть проблемных контрагентов как на ладони.

Когда обнаруживается крупный проблемный контрагент, все компании, заявлявшие вычеты по этому контрагенту, получат налоговые доначисления. Против директоров этих компаний могут быть возбуждены уголовные дела, если сумма доначислений будет больше 15 млн руб/45 млн руб.

Цепочка рассуждений инспекции/Следственного комитета: контрагент недобросовестный, он не мог исполнить сделку. Значит, вы не проявили должную осмотрительность. Вычеты по сделкам с таким контрагентом необоснованны. Все это в совокупности говорит о том, что ваша компания незаконно уклонилась от уплаты налогов. Из чего следует уголовное дело.

Ваши доводы следствию не интересны. У них есть своя методика что надо доказать, чтобы вменить вам уклонение от уплаты налогов и ваши доводы не влияют на позицию по уголовному делу.

Если вы решили прекратить уголовное преследование, то придется уплатить всю сумму недоимки, пеней и штрафов, которые фигурируют в обвинении. Частичная уплата налоговой задолженности не освободит вас от ответственности, а будет рассматриваться как обстоятельство, смягчающее наказание.

Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.

На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:

  1. Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.

  2. Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.

Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Читайте также:  Перенос сроков платежей по налогам в 2022 году в регионах

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2018 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2020 год – первый год;
  • 2021 год – второй год;
  • 2022 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.

Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

Уклонение от уплаты налогов

К числу неправомерных деяний, за которые ст. 122 НК РФ предусмотрена налоговая ответственность, относится, в частности, неуплата (неполная уплата) сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия).

Размер ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога (сбора) зависит от формы вины при совершении правонарушения. Так, если налоговое правонарушение совершенно по неосторожности (п. 3 ст. 110 НК РФ), то сумма штрафа составляет 20% от неуплаченной суммы налога (п. 1 ст. 122 НК РФ). А если то же правонарушение совершено умышленно (п. 2 ст. 110 НК РФ), то сумма штрафа возрастает в два раза и составляет 40% (п. 3 ст. 122 НК РФ).

Обратите внимание! Привлечение к ответственности неплательщика НДС

Неоднозначная ситуация возникнет, если лицо, освобожденное от уплаты НДС, выставит счет-фактуру с выделенной суммой налога, причем налог в бюджет им не перечислен или уплачен с опозданием. Такими лицами могут быть организации, воспользовавшиеся освобождением на основании ст. 145 НК РФ, перешедшие на уплату ЕСХН или УСН, и др. Рассматривая подобные дела, многие суды принимают решение об отказе налоговым органам в привлечении таких лиц к ответственности по ст. 122 НК РФ, так как они не являются плательщиками НДС, а штраф уплачивают только последние. Данная позиция изложена в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 02.08.2007 N Ф04-5393/2007(37019-А03-41), ФАС Северо-Кавказского округа от 24.09.2008 N Ф08-5332/2008 и ФАС Волго-Вятского округа от 17.10.2007 по делу N А29-502/2007.

Если налоговый агент не исполнил свои обязанности

В предусмотренных Налоговым кодексом случаях на налоговых агентов возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов (п. 1 ст. 24 НК РФ). За не перечисление (неполное перечисление) сумм налогов, подлежащих удержанию, налоговый агент может быть привлечен к ответственности на основании ст. 123 НК РФ.

Налоговые органы имеют право взыскать с налогового агента штраф, пени и сумму недоимки, если налог был им удержан у налогоплательщика, но не перечислен в бюджет. Если такое удержание не было произведено, то налоговый орган вправе взыскать штраф и пени (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.05.2006 N 16058/05).

Рассмотрим некоторые важные моменты, которые нужно обязательно учитывать налоговому агенту.

Во-первых, ответственность, предусмотренная в ст. 123 НК РФ, применяется в том случае, если налоговый агент имел возможность удержать соответствующую сумму налога у налогоплательщика (п. 44 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Разграничение ответственности по нормам КоАП, УК и НК по субъектам

За уклонение от уплаты налогов по УК РФ и КоАП РФ могут наказываться только физические лица (граждане и индивидуальные предприниматели). Правонарушения в налоговой сфере, совершенные предприятиями, наказываются только по нормам НК РФ.

Согласно положениям статьи 198 и статьи 199 УК РФ, состав уголовного правонарушения – уклонение от налоговых выплат. По статье 198 кодекса, речь идет о гражданах, в 199 – о предприятиях.

В отношении физических лиц нет необходимости определять виновное лицо. Им является сам гражданин. Если речь идет о налоговых преступлениях предприятия, необходимо проводить расследование уклонения от уплаты налогов и выяснять, какие физические лица инициировали и совершили данное преступление.

По нормам законодательства, привлечь к ответственности можно граждан, достигших шестнадцатилетнего возраста. Это связано с тем, что по нормам Гражданского кодекса, заниматься предпринимательством можно с шестнадцати лет, если гражданин эмансипирован.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *