- Военный юрист

Как обжаловать предписание или решение ФАС?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обжаловать предписание или решение ФАС?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Слушания являются наиболее важным этапом антимонопольной процедуры. Антимонопольное бюро рассматривает дела об антимонопольных нарушениях в течение трех месяцев со дня принятия решения о передаче дела на рассмотрение. В случае недостаточности информации, орган может продлить срок до шести месяцев и должен уведомить об этом стороны. Комиссия может приостановить или отложить рассмотрение, если необходима временная приостановка. Если необходимо собрать доказательства, приостановление применяется в тех случаях, когда в ходе разбирательства установлено, что ответчик совершил действия, свидетельствующие о нарушении правил конкуренции. С другой стороны в отличие от нарушений, в которых замешана сторона, ставшая причиной разбирательства. Отсрочка применяется, когда антимонопольный орган, суд или трибунал рассматривает отдельное дело или экспертное заключение о нарушении антимонопольного законодательства (раздел 45 Закона о защите конкуренции).

Внесудебный и судебный порядок обжалования

Акт Федеральной антимонопольной службы можно оспаривать в ведомственном или судебном порядке.

В первом случае заявление рассматривается самим ведомством, во втором – арбитражным судом.

Выбирая орган для обжалования решения ФАС, следует учитывать:

  1. Досудебный порядок обжалования не обязателен.
  2. Ведомственный способ обжалования подходит не для всех актов.
  3. Само ведомство не часто склоняется к необходимости отменять решения сотрудников, поэтому получив отрицательный результат, скорее всего, нужно будет обращаться в суд.
  4. Только судебное обжалование приостанавливает действие предписания.
  5. Контролирующий орган, в отличие от судебного, не может восстановить пропущенный срок.

Внесудебный порядок обжалования

Реестр решений ФАС включает жалобы на действия или бездействие, принимаемые должностными лицами и непосредственно антимонопольным органом документы. Обращение по этому поводу является основанием начала процедуры. Если обжалуются действия и бездействие должностных лиц ФАС, жалоба подается в ФАС России. Обжалование решений УФАС будет рассматривать территориальный орган. При ошибке в адресате обращения антимонопольный орган в течение десяти рабочих дней переадресует жалобу и сообщит об этом заявителю. Приостановление рассмотрения жалобы законодательством не предусмотрено. У внесудебной процедуры есть свои недостатки, например, невысокий процент результата в пользу жалобщика, что существенно уступает судебному разбирательству. При этом внесудебный порядок проходит гораздо быстрее, и его легче контролировать, в том числе посредством реестра решений ФАС.

Когда ответ на жалобу не дается

Обжалование решений УФАС предполагает, что подана надлежащая жалоба. Основания для отказа в ответе по ней следующие:

  • отсутствие фамилии и имени заявителя, не указан почтовый адрес для обратной связи и получения ответа;
  • текст нечитабельный, поэтому с сутью жалобы невозможно ознакомиться;
  • используются ненормативная лексика, нецензурные и оскорбительные выражения;
  • текст жалобы содержит угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица и членов его семьи.

Какие решения и предписания территориальных антимонопольных органов могут быть обжалованы в коллегиальном органе ФАС России?

Как следует из закона, в коллегиальном органе ФАС России могут быть обжалованы только решения и предписания территориальных антимонопольных органов по делам о нарушении антимонопольного законодательства, включая решения о прекращении рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (см., в частности, решение Апелляционной коллегии ФАС России от 9 июня 2016 г. по жалобе на решение о прекращении рассмотрения дела N 02-9/10-2015), решения и предписания, принятые (выданные) по итогам пересмотра решений и (или) предписаний по делам о нарушении антимонопольного законодательства по новым и (или) вновь открывшимся обстоятельствам.

Читайте также:  Как продать автомобиль: пошаговая инструкция

Не могут быть обжалованы в коллегиальном органе решения и предписания, принятые территориальным антимонопольным органом в порядке статей 18.1, 33 Федерального закона «О защите конкуренции» или по делам о нарушении законодательства о рекламе, Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

ФАС России (Центральный аппарат, г. Москва) рассматривает жалобы на действия (бездействие):

  1. Заказчика при размещении заказа для федеральных государственных органов, органами управления государственными внебюджетными фондами;
  2. Заказчика при размещении заказа путем проведения закрытого конкурса или закрытого аукциона для субъекта Российской Федерации или муниципалитета;
  3. Оператора электронной площадки, в том числе связанных с аккредитацией участника тендера на электронной площадке;
  4. Оператора ЕИС (портал госзакупок);
  5. Заказчика при размещении заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг на территории иностранного государства.

Сроки рассмотрения и решение

В зависимости от разновидности торгов, сроки рассмотрения заявления антимонопольным органом отличаются. Так, жалобы, касающиеся тендеров по 44-ФЗ, рассматриваются по существу в пятидневный срок. Датой поступления обращения считается день его регистрации в ведомстве в порядке, установленном внутренними правилами. Решение выдается в полном объеме в течение 3 рабочих дней после оглашения его резолюции.

Рассмотрение жалобы по 223-ФЗ осуществляется в семидневный срок после ее регистрации. Но, если комиссии ФАС посчитает, что в обращении недостаточно информации, период принятия решения может быть однократно продлен на 7 рабочих дней.

Заявителю следует учитывать, что законодательство допускает срок 3 дня на регистрацию обращения. Если же специалисты ведомства решат, что основание заявления не относится к их компетенции, документ перенаправляется в иной орган, в чьи обязанности входит решение данной проблемы. В таком случае заявителю приходит уведомление о передаче обращения в другое ведомство с обязательным указанием реквизитов и контактов получателя.

Порядок рассмотрения спора

В течение двух рабочих дней с момента поступления жалобы контрольный орган рассмотрит ее или вернет из-за несоответствия 44-ФЗ, опубликует в ЕИС информацию и уведомит все стороны спора: заказчика, площадку и заявителя.

ФАС может запретить заключать контракт, пока не рассмотрит жалобу. Остальные действия проводят в обычном порядке. Например, если жалобу подали после проведения аукциона, то заказчик рассматривает вторые части заявок и выпускает протоколы, но контракт не подписывает.

За следующие три дня ФАС рассмотрит жалобу. В этот период она может запросить у госзаказчика и ЭТП документы и информацию. Контрольный орган решает признать жалобу:

  • необоснованной — процесс торгов продолжается без изменений;
  • обоснованной или частично обоснованной — ФАС предписывает исправить нарушения, например, изменить документацию, отменить протоколы и вернуть закупку на какой-либо этап, отменить всю закупку и провести заново.

Порядок обжалования решения ФАС

После проверки антимонопольной службы, ее представители выносят определенные предписания. Их нужно выполнить в оговоренный срок. Если исполнитель не согласен с результатами проверки, то у него есть несколько вариантов решения спорной ситуации. Первый шаг — жалоба в ФАС. Оформить и подать заявление следует в установленном определенном порядке. На период рассмотрения дела и до момента вынесения окончательного вердикта приостанавливается выполнение предписаний службы.

Если решить вопрос таким способом не удалось, то вы имеет право подать исковое заявление в суд на обжалование решения ФАС. Рассматриваются с участием компетентных органов власти не только определенные действия антимонопольной службы, но и ее бездействие. Подобные вопросы рассматриваются хозяйственным или арбитражным судом. Подобное обжалование решения антимонопольного органа в вышестоящий орган получит юридическую силу, если иск заполнен точно, предоставлены все материалы дела, собран полный пакет необходимых документов.

Процесс обжалования решения ФАС проходит в несколько этапов:

  1. досудебные слушания, сбор материалов дела;
  2. рассмотрение судьей жалобы;
  3. окончательный вердикт;
  4. выполнение предписаний суда.
Читайте также:  Спорные вопросы по поводу продления договора аренды

Обжалование решения ФАС: пошаговый алгоритм действий

Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.

Однако случается, что ФАС сами допускают ошибки. Законодательство позволяет ставить под сомнение вынесенные антимонопольными органами решения и дает возможность обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, заявитель сам может выбрать место, куда направить свое обращение: вышестоящий государственный орган ФАС или суд. Но перед тем как обжаловать действия или бездействие ФАС, следует понимать все тонкости этого процесса:

  • в течение какого времени нужно уложиться;
  • какие документы подавать вместе с жалобой;
  • в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.

В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.

Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.

Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:

  • Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
  • Контроль за соблюдением данного законодательства.
  • Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
  • Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
  • Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
  • Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.

Внесудебный и судебный порядок обжалования: в чем разница

В первую очередь отличается период, на протяжении которого можно инициировать процедуру обжалования решения ФАС. В досудебном порядке для этого отводится один месяц, а в судебном — три месяца.
В ситуации, когда обжалуются действия или бездействия должностных лиц антимонопольной службы по внесудебному сценарию, само решение продолжает исполняться, то есть если оштрафовали, то штраф взыскивается. При направлении заявления в суд действия, которые указаны в первом документе, притормаживаются до оглашения судом своего вердикта.

И последнее — это отличия в органе обжалования: при досудебном порядке необходимо заявлять в вышестоящий антимонопольный орган, а при судебном — в арбитражный суд.

По результатам рассмотрения жалобы проверяющие могут отказать в ее удовлетворении или признать вынесенное решение незаконным полностью или частично. Ответ направляется заявителю в письменной форме. Заключение коллегиального органа также размещается на сайте ФАС.

В случае если вынесенное решение признается незаконным полностью или частично, для того, чтобы установить факт нарушения законодательства о государственной гражданской службе и применить меры дисциплинарного взыскания, либо принять вердикт об иных видах ответственности, ответственным исполнителем по жалобе руководителю антимонопольного органа предоставляется служебная записка, в которой изложена суть нарушения и указаны должностные лица, его допустившие. Это делается с целью инициировать принятие постановления о проведении в отношении государственных гражданских служащих служебной проверки.

Обоснование жалобы: не используйте типовые шаблоны!

Жалоба в ФАС должна быть правильно обоснована. Рассмотрение жалоб по Вашей продукции формирует антимонопольную практику на рынке вашей продукции. Подходите к обжалованию системно. Это обеспечит более действенную защиту, выработку положительной практики для Вашей отрасли.

В сети Интернет есть множество образцов жалоб, различных типовых предложений. В своей работе мы не используем шаблоны. При подготовке жалобы в ФАС, мы используем индивидуальный подход, тщательно анализируя все нюансы и основываясь на законодательстве и текущей практике по закупкам.

Детальная проработка доводов, подробный анализ и при необходимости погружение в техническую часть вопроса позволяет нам успешно работать по спорам в ФАС.

Антимонопольная служба рассматривает жалобу участника по тем доводам, которые указаны по тексту подготовленной жалобы. Если довод не прописан и не обоснован, ФАС его не будет рассматривать.

Читайте также:  Как налоговая проверяет декларацию по НДС

Для получения положительного результата крайне важно именно при подготовке жалобы подробно указать, разобрать, обосновать все доводы.

Юристы Консалтинговой Группы ЭТАЛОН более 15 лет занимаются юридическим сопровождением закупок и их обжалованием в ФАС России, территориальные органы, в суд. У нас накоплен уникальный опыт обоснования требований и обжалования закупок в разных отраслях, по различным объектам закупки: от медрасходников до сложного технического оборудования, например, систем спутниковой связи.

Мы обжалуем действия Заказчика:

  • при формировании документации,
  • при не допуске и отклонении заявки,
  • при подведении итогов,
  • прочих незаконных и ограничивающих конкуренцию действиях.

Процедура внутриведомственной апелляции ФАС России закреплена статьями 23 и 52 ФЗ «О Защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции), а также Порядком работы коллегиальных органов ФАС России, утв. приказом ФАС России от 07.04.2016 № 422/16. Кроме того, издан Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 05.01.2016 по 01.07.2018), утв. протоколом Президиума ФАС России от 03.10.2018 № 10, который в том числе уточняет практические вопросы внутриведомственного обжалования. Следует сразу отметить, что на законодательном уровне отсутствует строгое разграничение компетенций Апелляционных коллегий и Президиума ФАС как апелляционных инстанций ФАС России. Однако, как правило, вопросы по пересмотру решений территориальных УФАС выносятся на Апелляционную коллегию, а Президиум ФАС России рассматривает только наиболее важные и прецедентные дела. При этом решения Апелляционной коллегии и Президиума ФАС России имеют равную юридическую силу и правовые последствия. Из формулировок норм Закона о защите конкуренции следует, что основанием для рассмотрения апелляционной жалобы является вынесение УФАС решения и (или) предписания, которые нарушают единообразие норм антимонопольного законодательства (причем, как материальных, так и процедурных норм). Бремя доказывания нарушения единообразия лежит на заявителе и, как показывает практика, в качестве доказательств им могут быть приведены:

  • разъяснения ФАС России или позиции, выраженные в рамках методической помощи УФАС по спорному вопросу;
  • решения апелляционного органа ФАС России по вопросу, если таковые имеются;
  • решения УФАС по схожим делам (при этом, преимуществом при доказывании будет факт подтверждения судами законности данных решений);
  • позиции Верховного суда РФ, в которых содержится толкование норм законодательства о защите конкуренции.

Процедура рассмотрения жалобы и сроки

Согласно 44 ФЗ, срок рассмотрения жалобы составляет З дня с момента ее поступления. Обращения, которые не относятся к компетенции антимонопольного органа, пересылаются в течение семи дней по месту рассмотрения.

Сведения о принятом обращении можно контролировать на сайте публикации заказов, где производится размещение жалоб. Сроки могут быть увеличены в зависимости от того, какой вид нарушения упомянут в жалобе. Обращение, поступившее от гражданина, который не является участником торгов, рассматривается в течение 30 дней. Кроме того, срок может быть увеличен, если потребуется запрос дополнительных документов.

Важно! После поступления обращения служба должна направить информацию оператору торговой площадки. Но это не всегда говорит о том, что торги будут приостановлены. Закупочная деятельность может быть приостановлена, но это не входить в обязанности ФАС.

Лица, чьи интересы затрагивает жалоба, могут отправить возражение в контрольный орган. А также они могут лично присутствовать при рассмотрении обращения. У заявителя, который пожаловался на нарушение своих интересов, есть право отозвать свое обращение до того момента, как будет принято решение.

По результатам рассмотрения жалобы органом антимонопольной службы может быть вынесено решение об удовлетворении требований или признание жалобы необоснованной.

Если обращение направляется в электронном виде, то и ответ поступает гражданину по электронной почте.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *