- Возврат товаров

Ремонт по страховке-2022: что нужно знать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт по страховке-2022: что нужно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Необходимо получить направление, чтобы уже по нему был произведён ремонт автомобиля по ОСАГО. Выдача направления на ремонт возможна после рассмотрения соответствующего заявления, его пишет владелец автомобиля, а затем направляет в страховую компанию. Когда страховой случай не подошел под имеющиеся положения закона, страховка предоставляется в виде ремонта транспортного средства.

Порядок обращения в суд

Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:

  1. Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
  2. Определение стоимости предмета иска.
  3. Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
  4. Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
  5. Получение постановления суда и его реализация.

В чем преимущества ремонта перед компенсацией?

Можно выделить следующие основные преимущества инициирования ремонта машины вместо получения денежной компенсации от страховой компании:

  1. Если сумма ущерба — в пределах 400 000 рублей, то у владельца поврежденной машины не будет вообще никаких расходов на организацию ремонта (кроме, возможно, издержек на транспортировку автомобиля на СТО — поскольку в законе однозначно не указано, что страховая компания должна производить такую транспортировку за свой счет).

При денежной схеме компенсации часто бывает, что владелец автомобиля оказывается не у дел: страховая рассчитывает неадекватно низкую стоимость выплаты. Как следствие — за приведение автомобиля в функциональное состояние человеку приходится доплачивать самому, и порой довольно существенно. Разумеется, все издержки впоследствии можно попробовать взыскать через суд, но тут нет никаких гарантий. А в случае с ремонтом по ОСАГО хотя бы будет гарантия того, что автомобиль сможет ездить — в то время как даже такой сценарий при денежной компенсации не всегда может наблюдаться.

  1. Предполагается, что детали на автомобиль при ремонте по ОСАГО будут ставиться новые. Их номинальная стоимость, скорее всего, будет существенно выше той, что соответствовала бы цене деталей с учетом их износа — в рамках схемы с денежной компенсацией ущерба.

При этом закон допускает (хотя и не предписывает рассматривать в качестве правила) сценарий, при котором страховщик, пострадавшая сторона и СТО договариваются о том, что на автомобиль будут установлены подержанные детали. Разумеется, такой подход не должен быть навязан страховщиком: владелец ТС может настоять на использовании одних лишь новых деталей. Однако, страховщик вправе аргументировать целесообразность использования подержанных запчастей тем, что без их использования сумма ущерба превысит 400 000 рублей, а если их поставить, то вполне можно уложиться в предельную величину возмещения.

  1. Страховая компания берет на себя все основные организационные моменты: собственнику в общем случае не нужно тратить время на личное участие в процедуре возмещения ущерба (исключая те действия, которые объективно потребуют его присутствия — например, при подаче заявления на ремонт или при подписании акта приемки автомобиля после ремонта).

Разумеется, пострадавшей стороне может потребоваться приложить определенные усилия к тому, чтобы доказать свою правоту в спорных ситуациях — которые в потенциале могут появляться не реже, чем при денежной схеме возмещения ущерба. Однако, при соответствующей схеме объем подобных усилий, скорее всего, будет аналогичным. Поэтому, в части общей экономии времени сценарий с ремонтом все-таки имеет преимущество.

  1. Законом и договором довольно жестко регламентированы сроки осуществления ремонта.

При их нарушении на обязанную сторону накладываются финансовые санкции — представленные, прежде всего, неустойкой. Кроме того, предусмотренные законом меры воздействия на страховщика может оказать и регулятор — Центробанк. Также у владельца ТС есть все правовые основания для обеспечения приемлемого качества ремонта поврежденной машины.

Читайте также:  Что такое диагностическая карта, как оформить, какие штрафы

Вместе с тем, можно выделить и ряд недостатков процедуры ремонта — как способа возмещения ущерба по ОСАГО:

  • Отсутствие четко прописанного в законе механизма контроля над действиями страховщика и аффилированного с ним СТО.

Результаты их взаимодействия могут устраивать каждую из указанных сторон, но совершенно не устраивать собственника ТС — как в части организационных вопросов, так и в части выполнения обязательств по фактическому восстановлению автомобиля.

  • Отсутствие прописанных в законе ограничений на навязывание страховщиком или СТО различных дополнительных условий договора с пострадавшим лицом.

Например — на включение в договор пунктов о согласии безусловно доплатить за ремонт. Или — пунктов о согласии использовать при ремонте машины любые детали, когда-либо бывшие в употреблении. Страховщик или СТО в принципе могут навязать потерпевшему лицу какие угодно услуги — даже если они не имеют прямого отношения к договору на проведение ремонта по ОСАГО. Но, нужно отметить, что эти услуги вполне могут оказаться полезны — и не слишком обременительны в финансовом плане (например, услуги по специальной диагностике ТС на СТО — в целях выявления различных неисправностей, не обусловленных участием машины в ДТП).

Правила установлены в ст. 12 Федерального Закона №40 от 25.04.2002 «Об ОСАГО»:

  1. В течении 5 дней после обращения к страховщику предоставьте ТС для осмотра. Если повреждения, полученные в результате ДТП, исключают возможность передвижения автомобиля, осмотр и экспертиза производятся по месту его нахождения.
  2. После осмотра специалисты рассчитывают стоимость восстановительных работ, согласовывают с вами станцию технического обслуживания, которая займется починкой. В случае несогласия с итогами расчета закажите независимую техническую экспертизу.
  3. Доставьте автомобиль на станцию технического обслуживания. Нетранспортируемое авто эвакуируется с помощью специальной техники. Оплачивать эвакуацию придется за собственный счет. Для возмещения данных затрат впоследствии обратитесь в суд с иском к виновной стороне.
  4. Восстановление транспортного средства должно быть завершено в срок не превышающий 30 дней с момента помещения его в автомастерскую. Все этапы работы сотрудник мастерской обязан согласовывать с владельцем.

Порядок обращения в суд

Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:

  1. Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
  2. Определение стоимости предмета иска.
  3. Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
  4. Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
  5. Получение постановления суда и его реализация.

Доставка авто в сервисный центр

Если автомобиль находится в нерабочем состоянии, то обязанность по его доставке в сервисный центр ложится на продавца (ст. 18 ЗоЗПП). Если дилер по определенным обстоятельствам не может или отказывается от выполнения данного обязательства, машину может доставить покупатель.

Однако продавец обязан возместить все затраты, произведенные автовладельцем при транспортировке. Передавая машину на гарантийный ремонт в сервисный центр, необходимо передать документы, имеющиеся на автомобиль – тех. паспорт, сервисную книжку и др.

Внимание! Независимая экспертиза после ремонта автомобиля производится по требованию потребителя, если у него имеются сомнения в качестве произведенных работ.

Покупатель имеет право в любое время (в продолжение гарантийного ремонта) проверять ход и качество оказания услуг, но без вмешательства в деятельность исполнителя (ст. 31 «Правил оказания услуг по тех. обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств»).

Далее будут рассмотрены основные правила исчисления сроков: определение даты их начала и их исчисление.

Обращаем внимание, что в случае если проблема с нарушением сроков ремонта возник между двумя юридическими лицами, Вам необходимо воспользоваться нашей услугой юрист в арбитражный суд.

Дата начала исполнения Срок исполнения начинает исчисляться с момента, когда ТС было передано исполнителю для проведения обслуживания. Такая дата определяется в соответствии с документацией, которой были оформлены отношения с мастерской (заказ-наряд, как указано выше).

Какие сроки выдачи направления и как считаются

В п.21 ст. 12 Федерального закона №40-ФЗ закреплена норматив в 20 дней. Это правило касается компенсационных выплат в денежной форме, так и возмещение ущерба путем восстановительных работ в сервисных мастерских.

Отсчет 20 дней начинается с того момента, как собственник авто подал в страховую компанию полный комплект документов. При этом расчет идет в календарных днях, поэтому обычные выходные тоже будут учитываться. Не считаются лишь праздничные нерабочие дни. Поэтому страховщику лучше не затягивать с выдачей направления.

Читайте также:  Универсальное детское пособие с 2023

Одновременно с заявлением гражданин должен подать:

  • заполненное извещение о ДТП (чистый бланк установленной формы, выдается одновременно с оформлением ОСАГО);
  • документ, удостоверяющий личность обратившегося лица (паспорт);
  • документы на машину (СТС, ПТС);
  • действующий полис ОСАГО;
  • бумаги, касающиеся аварии из ГИБДД (протокол об административном наказании, другие).

Страховщик обязан уложиться в 20 дней, и выдать направление в СТО независимо от того когда он осмотрел машину или провел техническую экспертизу.

Следовательно, если осмотр был проведен на 10-й день, а экспертиза на 20-й, то направление в любом случае вручается пострадавшей стороне на 20-й день. Если это требование закона не выполняется, значит, компания допускает нарушение, за это ей грозит неустойка за каждый день просрочки.

Приведем несколько примеров:

Пример Ситуация Когда должны выдать направление
№1 Водитель попал в ДТП 15 января 2020 года. В страховую компанию полный комплект передан 17 января текущего года. Крайний срок, когда автовладельцу должны передать направление – это 5 февраля.
№2 Если машина попала в аварию 23 февраля 2020 года. К страховщику официальное заявление о возмещении ущерба поступило 27 февраля. Компания обязана выдать направление на восстановление не позднее 20 марта. Здесь нужно учитывать, что 7, 8, 9 марта это не простые выходные, а праздничные дни, они в расчет не берутся.
№3 Если ДТП произошло 17 апреля текущего года, водитель обратился к страховщику 20 апреля, но ему было отказано в приеме, так как был передан не полный комплект документов. Повторно собственник обратился лишь 22 апреля, заявление принято. В этом случае заявителю должны вручить направление 19 мая, с учетом праздничных выходных с 1 по 5 мая, и с 9 по 11 мая.

По такому алгоритму можно рассчитать любую дату, правильно все подсчитав, автовладелец не позволит себя обмануть.

Основания для регрессного иска – изменение ОСАГО №5

Далеко не все водители, приобретающие полис ОСАГО, осознают, что их же страховая компания может потребовать от них возмещения ущерба, причиненного ими в результате ДТП. То есть, имея на руках страховку, многие ошибочно считают, что, даже если авария произошла по их вине, они никому ничего не должны, вся ответственность лежит на страховщике. Поэтому очень важно знать некоторые тонкости механизмов страховых выплат, которые дают страховой компании основания потребовать с Вас возмещения убытков.

Суть регресса такова: страховщик возмещает ущерб, а затем взыскивает выплаченную сумму с виновника аварии.

Однако это, разумеется, не значит, что, если Вы являетесь виновником ДТП, обязательно запускается процесс регресса. Тогда наличие у Вас полиса ОСАГО было бы бессмысленным.

Давайте рассмотрим конкретно те случаи, которые влекут за собой привлечение водителя к возмещению убытков. Вы отвечаете за причиненный вред при следующих условиях:

    • Вы умышленно причинили вред жизни или здоровью потерпевшего.

    • Вы управляли ТС в состоянии опьянения.

    • Вы не имели права на управление данным ТС.

    • Вы самовольно покинули место происшествия.

    • Вы не были вписаны в договор ОСАГО.

    • Вы оформили ДТП без участия сотрудника ГАИ и после этого не направили в Вашу страховую компанию экземпляр «Европротокола» в течение 5 рабочих дней.

    • Вы приступили к ремонту Вашего ТС в течение 15 календарных дней со дня ДТП или не предоставили данное ТС для осмотра по требованию Вашего страховщика (в случае самостоятельного оформления ДТП).

    • Истек срок действия Вашей диагностической карты.

Выбор СТО (станции технического обслуживания) – изменение ОСАГО №9

Прежде автовладельцы не имели возможности самостоятельного выбора СТО, на которой будет проводиться ремонт пострадавшего в результате ДТП транспортного средства.

Федеральное законодательство в последней редакции регламентирует, что страховая компания обязана предоставить потерпевшему список станций ремонта, который должен содержать следующую информацию:

  • название и расположение СТО;

  • ориентировочные сроки проведения ремонтных работ разного вида;

  • список марок автомобилей, которые могут обслуживаться на данном СТО.

Прямое урегулирование при ДТП с несколькими участниками – изменение ОСАГО №11

Прямое возмещение убытков – это возможность потерпевшего обратиться за получением страхового возмещения в свою собственную страховую компанию, с которой у него заключен договор ОСАГО.

Ранее в законодательстве утверждалась совокупность условий, обеспечивающих право обращения автовладельца к своему страховщику:

• авария произошла в результате столкновения только двух транспортных средств, владельцы которых имеют страховку ОСАГО;

Читайте также:  Вправе ли работник-ветеран взять дополнительный отпуск частями

• пострадали только указанные ТС.

Новая редакция содержит следующую поправку: теперь потерпевший имеет право обратиться к своему страховщику, если в результате ДТП пострадало два и более транспортных средства.

Сроки предоставления направления на ремонт

В соответствии с положениями п. 21 ст. 12 № 40-ФЗ в России направление на ремонт по ОСАГО должно быть выдано в течение 20 суток с момента принятия страховой компанией полного пакета документации. В этот период включают все дни, кроме праздничных. Истечение указанного срока не зависит от того, когда страховщик организовал осмотр или техническую экспертизу автомобиля.

Если компания задержит выдачу направления, законодательством предусмотрена выплата неустойки в размере 1% от величины установленного ущерба за каждый день просрочки (п. 21 ст. 12 № 40-ФЗ).

Важно! Если ущерб оценен в 200 тыс. рублей, а клиенту было предоставлено направление на ремонт по страховке через 30 дней после обращения, он имеет право на выплату 220 тыс. рублей (200 тысяч + 10% от этой суммы за десять дней просрочки).

Чтобы получить неустойку, нужно подать отдельную претензию, которая составляется в свободной форме с указанием реквизитов счета, куда требуется перечислить деньги. В случае отказа страховщика клиент вправе обратиться в суд.

Как правильно сдать автомобиль

Как таковых правил передачи автомобиля на ремонт не предусмотрено. Однако, чтобы избежать непредвиденных обстоятельств, лучше придерживаться следующего алгоритма:

  • получить у страховщика направление для проведения работ в рамках полиса ОСАГО;
  • самостоятельно прибыть на станцию обслуживания либо доставить автомобиль на погрузчике, если он не на ходу;
  • передать сотруднику СТО направление и иные документы, выданные страховщиком для проведения ремонта;
  • загнать машину в бокс для восстановления;
  • ожидать уведомления от сервисного центра о готовности выполненных работ, т.к. они обязаны сообщить, что автомобиль готов к выдаче;
  • приехать в техцентр, осмотреть результаты ремонта;
  • подписать акт сдачи-приемки оказанных услуг, если качество устраивает (в тех случаях, когда есть претензии к выполненным работам, то акт лучше не подписывать);

Страховщик должен предложить ремонт в мастерских, которые расположены не далее 50 км. от места жительства владельца авто, либо от места аварии.

Этапы получения направления на СТО по ОСАГО

У каждой страховой компании существуют свои требования для процедуры возмещения вреда. В подавляющем большинстве случаев они включают такие этапы:

  1. Соберите пакет документов для компенсации убытков от страховой по ОСАГО.
  2. Подайте в страховую организацию заявление и собранную документацию.
  3. Дождитесь решения страховой о выплате компенсации (в натуральном либо денежном виде).
  4. Выдача клиенту направления для обращения в автосервис для восстановления автомобиля в заранее утвержденном автосервисе (о нём можно договориться со страховой компанией).
  5. Восстановление транспортного средства, получение его обратно, принятие решения о том, чтобы забрать ТС либо оспорить качество выполненных работ, после чего их бесплатно переделывают или указывают на основание для отказа.

Положение о техническом обслуживании (Нормативные сроки ремонта)

Согласно Положению о техническом обслуживании сроки ремонта ТС не должны превышать следующие пределы:

  • ТО: 2 дня;
  • текущее обслуживание (без кузова): 10 дней;
  • капитальная починка двигателя: 2 дня;
  • окрашивание с удалением старых слоев: 15 дней;
  • окрашивания без удаления старых слоев: 10 дней;
  • полное окрашивание всего кузова с удалением старых слоев: 20 дней;
  • полное окрашивание всего кузова без удаления старых слоев: 15 дней;
  • работы по кузову и связанные с варкой: 20 дней;
  • работы по кузову и связанные с варкой работы повышенной сложности: 30 дней;
  • работы по кузову и связанные с варкой работы с окрашиванием: 35 дней; и
  • работы по кузову и связанные с варкой работы повышенной сложности с окрашиванием: 50 дней.

Почему даже при учёте износа виновнику выгодно иметь ОСАГО?

В жизни страховые выплаты зачастую находятся на одном уровне с учетом ущерба для многих запчастей: пострадавшему не потребуется восстанавливать все поврежденные элементы, при необходимости он может использовать неоригинальные запчасти и приобретённые на вторичном рынке.

Что нужно знать о взыскании износа с виноватого в инциденте:

  • При использовании европротокола виноватому в ДТП не придётся ничего доплачивать.
  • Законодательство предоставляет возможность возместить разницу между рассчитанными и реальными расходами с виноватого в инциденте.
  • Чтобы получить требуемую сумму, следует предоставить доказательства реальных расходов на ремонтные работы.
  • Виновный водитель может снизить величину выплат.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *