- Гражданское право

Что такое дополнительное профессиональное образование и где его получить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое дополнительное профессиональное образование и где его получить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 60 Федерального закона № 237-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и (или) о квалификации.

Отличие профессиональной подготовки и повышения квалификации

Повышение квалификации направлено на обновление, совершенствование профессиональных знаний и навыков. Оно помогает перейти на более высокий уровень выполнения должностных обязанностей. Профпереподготовка нацелена на приобретение дополнительных компетенций, которые помогают получить новую квалификацию или профессию. В первом случае продолжительность обучения обычно составляет от 16-24 до 100 и более часов. При переподготовке учатся от 500-1000 часов и больше.

Есть отличие в виде получаемого документа — при повышении квалификации это удостоверение установленного образца, а при переподготовке диплом установленного образца. Профессиональная переподготовка обойдется дороже, так как процесс обучения длится дольше.

Когда происходит выдача документа об обучении (свидетельства, сертификата, удостоверения о повышении квалификации, диплома о профессиональной переподготовки)?

Соответственно, лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность, документ об образовании не выдается (ч. 12 ст. 60). Вместо него выдается справка об обучении или о периоде обучения.

Общий срок выдачи диплома – 10 дней после даты издания приказа об успешном прохождении обучения.

Виды обучающих организаций

Для того чтобы с большей эффективностью провести подготовку, переподготовку или повысить квалификацию сотрудников, необходимо правильно подобрать обучающую организацию. Существует несколько основных параметров, на которые следует ориентироваться.

  • На государственном или негосударственном уровне происходит обучение.
  • Как организовывается форма обучения. Тут может быть несколько вариантов: организация является автономной и некоммерческой, обучение проводится обществом с ограниченной ответственностью или индивидуальным предпринимателем.
  • Следует ориентироваться на вид центра по реализуемой учебной программе и форме обучения.

Минимальная длительность курсов закреплена законодательно и исчисляется количеством отслушанных академических часов. Их должно быть не меньше 250. Но на практике занятий обычно требуется больше, а их конкретное количество зависит от вида программы. Условно их все делят на 2 большие группы.

  1. Получение полноценной новой профессии. Когда работник меняет узкую нишу на широком профессиональном поле – осваивает новое для себя направление. Например, переходит из веб-дизайнеров в программисты. Длится такое обучение в среднем до 500 академических часов (это примерно 6–12 месяцев). Заканчивается сдачей полноценного экзамена (аттестация).
  2. Расширение компетенций – освоение специализации, смежной с основной (бухгалтер переучивается на экономиста, например, или программист по Jawa – на программиста по Python). В этом случае студент получает знания в той же области, что и его основная профессия, одновременно осваивая вторую специальность. Аттестация проводится как перезачет.
Читайте также:  Список автомобилей в 2023 году, облагаемых налогом на роскошь

ПП – аббревиатура «профессиональная переподготовка». ПК – «повышение квалификации»».
Профессиональная переподготовка – это вид дополнительного профессионального образования, который позволяет специалисту сменить свою профессию или специальность. Например, инженер-проектировщик может переучиться на маркшейдера. Другими словами, переподготовка – это сокращенная версия второго высшего или второго средне-специального профессионального образования. Вместо того, чтобы получать вторую специальность в ВУЗе, можно просто пройти переподготовку. Это дешевле и экономит время. Получать второе высшее образование можно, если слушатель желает заниматься наукой.

Курсы профессиональной переподготовки включают программы с нагрузкой от 250 академических часов и более. По окончании выдается диплом о профессиональной переподготовке, дающий право заниматься новой профессиональной деятельностью.

Повышение квалификации – это способ усовершенствования знаний и навыков специалистов. Технологии меняются, ежегодно в отраслях вводятся новые требования и стандарты. Для того, чтобы быть в курсе этих изменений, необходимо проходить курсы повышения квалификации. По профстандартам и квалификационным характеристикам некоторые специалисты обязаны проходить такие курсы с определённой периодичностью: например, учителя – каждые 3 года, врачи – каждые 5 лет.

Курсы повышения квалификации включают учебные программы с нагрузкой от 16 часов до 249 часов. По завершении обучения выдается удостоверение о повышении квалификации и, если это необходимо по ведомственным нормативным актам, сертификаты или аттестационные листы. Одной из разновидностей курсов повышения и усовершенствования являются семинары и вебинары.

Аббревиатура ДПО расшифровывается как «дополнительное профессиональное образование». Сегодня в России уровни и виды образования делятся на 3 вида:

— Общее образование (Среднее общее образование, которое охватывает детский сад, школу (с 1 по 11 класс)
— Основное профессиональное образование. Оно делится на среднее профессиональное (колледж, СПТУ) и высшее профессиональное образование (ВУЗы).
— Дополнительное профессиональное образование. Сюда входят курсы повышения квалификации, курсы переподготовки, образовательные семинары.

Первые два вида рассматривают ступени образования. ДПО охватывает обучение специалистов в горизонтальной плоскости: внутри имеющейся ступени. То есть курсы ДПО не позволяют повысить свой уровень образования, например, имея среднее профессиональное образование нельзя получить высшее с помощью курсов переподготовки и повышения квалификации.

Другой пример, имея за плечами только среднюю школу, нельзя получить профессиональное образование с помощью курсов переподготовки. Зато курсы переподготовки позволяют лицам со средним профессиональным или высшим образованием сменить свою профессию.

Повышение квалификации позволяет слушателю получить продвижение по службе, новую должность, пройти проверку инспектирующих органов, получить новые знания в области профессиональной деятельности. После окончания курсов повышения квалификации выдаётся удостоверение. Помимо удостоверения также выдаются дополнительные документы, которые необходимы согласно нормативно-правовым актам в той или иной сфере деятельности.

Выданные удостоверения являются подтверждающими документами:
— о статусе специалиста
— о соответствии специалиста профессиональным стандартам.

Напомним, что для многих профессий и должностей законы или нормативные акты ведомств обязывают проходить курсы повышения квалификации с определённой периодичностью.

Читайте также:  Выплаты донорам и почетным донорам в 2022 году: кому полагается и сколько

Пошаговый процесс профессиональной переподготовки

Разберемся, из чего состоит процесс получения второй специальности.

Шаг 1: Определитесь с учебным центром и выберите программу профпереподготовки

От того, насколько тщательно вы подойдете к решению этого вопроса, во многом зависит качество дополнительного образования и дальнейшее трудоустройство.

Для начала ознакомьтесь с представленными на сайте центра разрешительными документами – лицензией и аккредитацией.

Важно! Обязательно убедитесь, что обучающий центр имеет документально подтвержденное право на проведение курсов по профессиональной переподготовке.

Копии дипломов преподавателей курсов должны быть представлены на сайте, так же как и сведения об их профессиональной деятельности и практическом опыте. Если этой информации нет в Интернете, попросите документы для ознакомления при личном визите в образовательную организацию.

Отдавайте предпочтение тем курсам, которые самостоятельно разрабатывают методики и программы обучения. Этот факт подтверждает серьезный подход к преподаванию и гарантирует высокое качество оказываемых центром услуг.

Отличия повышения квалификации от профессиональной переподготовки

Часто люди считают, что эти два понятия – одно и то же. Это не так, разница между ними серьезная. Вот в чем она заключается:

№ п/п

Тип обучения

Суть

Сроки

1

Повышение квалификации

Проводится для того чтобы усовершенствовать знания в профессии, умения и навыки

От 16ч.

2

Профессиональная

переподготовка

Позволяет приобрести новые навыки либо профессию

От 250 часов

Документы, подтверждающие прохождение обучения

Выданные образовательным учреждением документы подтверждают:

  • То, что сотрудник прошел обучение и по его результатам получил определенную квалификацию;
  • То, что сотруднику присвоен определенный разряд, класс или категория.

Основываясь на требованиях законодательства, образовательные учреждения могут выдавать своим слушателям следующие документы:

  • Свидетельство о прохождении повышения квалификации, если обучение продолжалось более ста часов;
  • Удостоверение, если сотрудник участвовал в семинаре, или прошел краткосрочное обучение;
  • Диплом, если сотрудник проходил обучение, длительность которого составила более тысячи часов.

Процесс переподготовки: зачем нужен и как происходит

Суть этого процесса такая же, как и у любого другого вида обучения.

Принципы организации процесса действуют следующие:

  • Процесс должен быть организован четко, без сбоев;
  • Сотрудники должны быть нацелены на получение хорошего результата обучения;
  • Обучение должно вестись системно, должна быть соблюдена взаимосвязь теории и практики.

Общая схема организации всего процесса выглядит следующим образом:

  • Определяется цель проведения переподготовки;
  • Прогнозирования результата (например, снизить производственный брак наполовину);
  • Разработка программы переподготовки персонала;
  • Разработка списка преподавателей (если изучаться будут разные дисциплины);
  • Определяем, в какой форме будут контролироваться полученные знания.

Методы внешнего повышения квалификации

К методам внешнего повышения квалификации относятся:

  • Конференции, встречи, симпозиумы. Активная методика обучения, которая стимулирует развитие коммуникативных навыков, развивает логическое мышление, обучает специфике публичных выступлений.

  • Тренинг. В процессе обучения тренер дает определенные инструкции и проверяет, насколько усвоены знания в течение определенного периода времени.

  • Лекции. Самая традиционная методика. Материалы здесь усваиваются пассивно и этот метод сейчас не считают оптимальным, дополняют его другими.

  • Самостоятельное обучение. Самый простой вариант, но при этом требующий самодисциплины и ответственности. Этот метод сейчас развивается благодаря внедрению различных обучающих программ и дистанционного обучения.

  • Интерактивные курсы. Знания получают, закрепляют и тестируют при помощи обучающей программы.

  • Деловая игра. Суть метода заключается в том, что проблему решает не один человек, а группа обучающихся.

  • Кейс-стади. Этот метод позволяет решать реальные проблемы производства. В основном он подходит для руководителей высшего звена и управленческого персонала.

  • Баскет-метод. Основан на имитации ситуаций, встречающихся в процессе работы.

Читайте также:  Выплата компенсации за утрату трудоспособности работником

Основные особенности переподготовки и повышения квалификации кадров

Таблица 1 — Основные особенности переподготовки и повышения квалификации кадров

Наименование обучения

Сущность процесса

1

Профессиональная переподготовка кадров

Получение дополнительных навыков и компетенций, позволяющих освоить новую квалификацию или приобрести дополнительную/новую профессию

2

Повышение квалификации кадров

Обучение, направленное на усовершенствование профессиональных знаний, навыков и умений специалистов

Профессиональная подготовка для повышения квалификации

\r

\r Профессиональная подготовка для повышения квалификации осуществляется на базе средне-профессионального или высшего образования специалиста. Основной отличительной чертой этого вида подготовки от профпереподготовки является то, что здесь могут обучаться не только те специалисты, которые уже получили основное профессиональное образование, но и студенты 3-4 курсов.\r

\r

\r Повышение квалификации является неотъемлемой частью получения второго высшего образования альтернативным способом. В процессе повышения квалификации дисциплины, которые специалист сдавал еще будучи студентом, могут быть перезачтены. Необходимо отметить, что получение второго высшего образования возможно только после прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации.\r

\r

\r Объем занятий этого вида профессиональной подготовки составляет не менее 1000 часов общей трудоемкости (2 года), из которых 750 часов занимают аудиторные часы.\r

\r

Особенности программы

Срок обучения по программе составляет от 250 до 2000 академических часов.

Для программ профессиональной переподготовки медицинских работников срок обучения установлен в количестве не менее 576 академических часов.

Для некоторых программ срок подготовки составляет не менее 1080 часов и до 2000 академических часов.

Как правило, особенностью программы профессиональной переподготовки в отличие от программ второго высшего образования является исключение базовых дисциплин и освоение исключительно сугубо профессиональных компетенций.

Профессиональная подготовка должна проводиться на основании профессиональных стандартов, которые необходимы работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Что такое повышение квалификации и для чего оно требуется

Повышение квалификации – это обучение работников, целью которого является совершенствование теоретических познаний и практических навыков сотрудников в области, в которой они работают. Необходимость подобной меры связана с изменением и усложнением производственного процесса, возникновением иных профессиональных задач, из чего вытекает потребность в новых методах их разрешения.

В некоторых случаях необходимость повышения квалификации обусловлена законодательно.

В частности, некоторые виды деятельности подразумевают периодическое повышение квалификации, и работодатель обязан направлять сотрудников на обучение. Для подобных профессий обязанность регулярного повышения квалификации прописана в законодательстве – в частности, это относится к медицинским работникам, педагогам и некоторым другим категориям сотрудников.

Следует отметить, что обучение может проводиться с отрывом от производственного процесса либо без него, а также с частичным отрывом; в процессе могут быть использованы технологии дистанционного образования, электронного обучения, также возможны формы индивидуальной подготовки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *