- КОАП

Россия погрязнет в долгах уже через три года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Россия погрязнет в долгах уже через три года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Основные характеристики федерального бюджета на 2023 г. определенны исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 149 трлн 949 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 5,5% (декабрь 2023 г. к декабрю 2022 г.) Характеристики на 2024-2025 гг. определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере соответственно 159 трлн 714 млрд рублей и 170 трлн 598 млрд рублей (и уровня инфляции, не превышающего 4%).

Позиция профильного комитета

Государственные внутренние заимствования, как и ранее, будут выступать основным источником финансирования дефицита федерального бюджета. В заключении на документ комитет Госдумы по бюджету отмечал, что в условиях внешних ограничений внутренний долговой рынок фактически остается единственным источником привлечения заемных средств в значимых объемах. Однако в сложившихся условиях планирование объемов государственных заимствований будет осуществляться с учетом уменьшившихся возможностей российского рынка по абсорбированию первичного предложения долга в силу ряда причин, в частности, вследствие выпадения спроса со стороны нерезидентов.

Кроме того, комитет Госдумы отмечал, что скорость заимствований может превосходить скорость роста экономики, что приведет к риску в наличии спроса на такой объем заимствований в течение 2022 г. «Совокупность обозначенных выше факторов указывает на необходимость рассмотрения мер по улучшению привлекательности российского долга в целях обеспечения возможности заимствований на запланированном уровне», — считает думский комитет.

Для покрытия дефицита будут также использоваться средства ФНБ: в 2023 г. на эти цели запланировано выделить 1 трлн 961 млрд руб., в 2024 г. — 644 млрд руб. В 2025 г., после истечения переходного периода и полного возврата к действию бюджетного правила, направлять средства ФНБ на финансирование дефицита не планируется.

Международная инвестиционная позиция в России по президентам

Имя Период Нач. Кон. Макс. Мин. Изм.% нач/кон.
Владимир Путин (2) 07.05.2002 — 529.6000 524.9000 537.5000 524.9000 -0.89%

Внешний долг РФ: динамика, размер и структура

Если у страны имеются долги перед другими государствами, то некая часть таких денежных обязательств называется внешним долгом. Он может быть государственным и корпоративным. В первом случае задолженность представляет собой денежную ответственность перед другими странами, которая должна быть выплачена в иностранной валюте к определённому сроку. Корпоративный долг – это составная часть общего долга страны перед нерезидентами. Если валюта конвертируется свободно, то граждане могут получать займы в иностранных банках.

Ежегодная статистка свидетельствует о том, что наша страна год от года занимает всё меньшие суммы у других государств. Рассмотрим подробнее информацию о состоянии задолженности РФ перед зарубежными кредиторами и о графиках выплат внешнего долга РФ.

По данным Центробанка на 01.07.2018 внешний долг РФ составляет примерно 490,7 миллиарда долларов.

Данная сумма складывается из задолженностей госорганов управления страны, ЦБ и банковских организаций с участием государства (госсектор). Занимают деньги на различные нужды за рубежом и различные представители крупного и мелкого бизнеса (частный сектор). При этом в частном секторе банки и корпорации являются основными должниками. Долг органов управления в общем долге составляет почти 50 млрд. $ (по состоянию на 01.07.2018).

Таблица. Внешний долг России государственный и корпоративный по годам:

По состоянию на Внеш. долг государственного сектора,
в миллиардах долларов
Внеш. долг частного сектора,
в миллиардах долларов
Общий,
в миллиардах долларов
1 июля 2018 231 259,7 490,7
1 окт 2017 259,3 270,2 529,5
1 окт 2016 262,8 255,5 518,3
1 окт 2015 277,5 259,4 536,9
1 окт 2014 351,6 329,3 680,9
1 окт 2013 371,6 344,7 716,3
1 окт 2012 277,2 321,7 598,9
1 окт 2011 212,9 312,7 525,6
1 окт 2010 190,7 285,5 476,2
1 окт 2009 176,2 297,2 473,4
1 окт 2008 183,1 357,1 540,2
1 окт 2007 187,6 251,2 438,8
1 окт 2006 125,4 144,1 269,5
Читайте также:  Как встать на биржу труда и зачем это делать

Скачать с нашего сайта файл ЦБ с полной расшифровкой — 46-debt.xlsx.

Актуальные показатели

Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны для обслуживания долга, а также отталкиваясь от объема экспорта.

Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у страны, тем активнее растет ВВП. Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $. Но это не мешает стране активно развиваться.

Рассмотрим актуальные показатели внутреннего и внешнего долга страны за период с 1993 по 2020 год.

Российский госдолг растет, но насколько быстро?

В консервативном российском обществе любые долги воспринимаются негативно – это кредитная кабала, из которой выбраться невозможно (и в которую по жизни попадают жители большинства западных стран). Тем не менее, в последние годы ипотечные кредиты стали восприниматься в обществе гораздо лучше – кредит оказался выгоднее аренды, да и с самыми невыгодными микрозаймами начал бороться Центробанк. Однако, когда речь заходит о государственном долге, понять это становится сложно – ведь зачем России занимать (и платить за это проценты), если у страны есть огромные резервы в ФНБ?

Масла в огонь подливает свежая статистика – в конце февраля Счетная палата отчиталась о размере госдолга страны и его движении в течение 2020 года. Как оказалось, за год долги выросли почти на 40% и составили около 19 триллионов рублей. Это 17,8% от суммы ВВП, а еще примерно соответствует доходной части бюджета. Другими словами, Россия задолжала примерно столько же, сколько за год получает федеральный бюджет.

  • Фактически Госдолг появился в 1991 году после распада Союза Светских Социалистических Республик, когда РФ, как преемница, взяла все долговые повинности на себя.
  • Из-за тяжелого экономического кризиса в 1990-е после распада СССР Россия практически не погашала займы и набрала новые. Объем внешнего долга РФ рос до 1998 г. и составлял 188 миллиардов $. После пика и окончания кризиса в 1998 г. и преодоления дефолта начали снижаться размеры должностных выплат (см. Грозит ли России дефолт в 2021 году?).
  • В начале 2000-х гг. Российская Федерация стала укреплять экономические позиции благодаря росту цен на нефть.
  • Уже летом 2006 в следствии длительных переговоров был преждевременно погашен займ Парижского клуба – 22,5 млрд $.
  • К 2008 г., из-за доступных иностранных займов, задолженность опять выросла до 0,5 трон. $.
  • В 2013 г. были погашены кредиты СССР. Выплачено в сумме 3,65 миллиарда $, таким странам: Черногория, Чехия и Финляндия.
  • Следующий максимум был достигнут в 2014 г. – более 0,7 триллиона $. После чего стал достаточно быстро сокращается из-за санкций.
  • В конце 2014 – начале 2015 гг. были выплачены свыше 0,1 триллиона долларов за несколько месяцев. Что в итоге привело к валютному кризису и падению курса рубля.
  • Летом 2021 был погашен госдолг Советского Союза в сумме 125,2 млн $ Боснии и Герцеговине.

За счет чего формируется долг

Когда расходная часть бюджета превышает доходную, государство может воспользоваться единственной доступной ему возможностью и покрыть дефицит за счет кредитных средств. Аналогичную практику используют частные финансовые институты (в первую очередь это касается коммерческих банков), которые используют заемные ресурсы для покрытия долгов или инвестирования в новые проекты.

Читайте также:  Выплата пособий неполным семьям в 2022 году: льготы для детей одиноким родителям

Совокупная задолженность государства и отдельных его субъектов формирует внешний государственный долг, но РФ также взяла на себя обязательства по выплате советских кредитов, которые были получены до развала СССР.

На текущий момент Россия должна выполнить обязательства:

  • перед странами, которые не являются участниками Парижского клуба;
  • перед государствами, которые являются бывшими членами Совета экономического взаимодействия;
  • перед многосторонними партнерами-кредиторами;
  • по облигациям, предназначенным для получения внутреннего займа;
  • по гарантиям в иностранной валюте и т. д.

Прогнозы МВФ по части долговых обязательств мировых держав

Чтобы сравнивать долги РФ и прочих стран, следует понимать, что экономика каждого государства уникальна. Индивидуальна и методика подсчёта.

Пример: задолженность Японии на 2015 г. достигала 250% годового ВВП. Фактически, это означало, что граждане данной страны могли бы 2,5 года трудиться только ради покрытия своих внешних обязательств. Однако реальность такова, что Япония – один из главных кредиторов Соединённых Штатов Америки.

Если гипотетически предположить, что все государства одновременно потребовали вернуть долги, спрогнозировать, кто оказался бы в наиболее грустном положении, нельзя. По этой причине, говоря о внешнем долге, всегда подразумевают его привязку к ВВП – для пущей наглядности.

Как правило, кроме текущих данных о долге учитываются ещё и прогнозируемые показатели. Они приводятся в процентах к актуальному ВВП.

Таблица 2. Прогнозируемый долг некоторых стран в процентах к ВВП.

Гос-во Год
2020 2021 2022 2023
Австралия 38,74 36,12 34,18 32,24
Беларусь 49,63 47,49 46,12 43,22
Великобритания 85,18 84,52 83,62 82,51
Евросоюз 76,76 74,63 72,41 70,16
Канада 81,16 78,68 74,41 74,26
Китай 57,56 60,45 63,05 65,45
Россия 19,95 20,01 20,14 20,35
США 111,26 113,12 115,23 116,87
Украина 71,68 66,92 63,05 59,37
Япония 232,29 231,43 230,71 229,65

Из приведённых выше сведений от МВФ понятно, что Российская Федерация на сегодня находится в одном из лучших положений по части внешнего долга., если сравнивать с др. странами.

Размер внешнего долга на душу населения

Дата проведения оценки Внешний долг на душу населения, $
2018 3540
2017 3527
2016 3486
2015 3539
2014 4100
2013 5072
2012 4440
2011 3767
2010 3420
2009 3262
2008 3381
2007 3270
2006 2202

График погашения внешнего долга РФ по видам долгов (Минфин)

Дата платежа Ценные госбумаги в валюте, млн $ Кредиты государств, международных организаций, млн $
2019 2 205 234
2020 5 078 189
2021 529 161
2022 2 529 125
2023 3 352 97
2024 352 88
2025 88 77
2026 3 088 6
2027 2 492 2
2028 2 588 1

Внутренний Госдолг РФ

Государство должно возвращать долги не только внешним кредиторам, но и внутренним. И как не странно, внутренними кредиторами, как уже говорилось выше, являются жители страны и негосударственные компании. Но как же занимает правительство у населения? Через облигации федерального займа. Разновидностей таких ценных бумаг достаточно много – бюджетные, с переменным купонным доходом и прочие. Какие-то больше подходят неквалифицированным инвесторам с небольшими накоплениями, другие будут интересны крупным холдингам с высокой прибылью.

Как работает ОФЗ? Здесь все просто:

  • Покупается ценная бумага на определенный срок
  • Государство выплачивает определенными периодами уплаченные деньги обратно вплоть до полного погашения с процентами

Сократить госрасходы Соединенным Штатам мешают разногласия

Президент Байден хвалит демократов за то, что у них получилось снизить расходы бюджета на $1,8 трлн за 2 года, но это в основном «заслуга» уходящей пандемии коронавируса. Ведь снизились именно антикризисные расходы на поддержку людей и экономики.

Хотя Байден обещал сократить дефицит бюджета на $1 трлн за десятилетие, но пока что его политика только добавила почти $5 трлн дефицита, пишет NY Times. И на фоне приближающихся выборов в конгресс вопрос дефицита и госдолга США будет стоять остро.

Республиканцы утверждают, что их избиратели готовы к сокращению госрасходов, пишут Fox News. Ведь именно эти расходы в основном и питают инфляцию. В этой партии уверены, что вопрос госрасходов позволит им получить большинство мест на выборах в Конгресс, поскольку «демократы в Конгрессе занимаются неконтролируемыми расходами — и трудолюбивые американцы расплачиваются за это».

Читайте также:  Как перевести землю из сельхозназначения в ИЖС: причины и порядок перевода

Если же республиканцы займут большинство мест в Конгрессе, администрации демократа Байдена будет намного сложнее продвигать свои решения. Неизбежны политические споры: республиканцам очень не нравится, как легко их оппоненты увеличивают госрасходы и поддерживают дефицит бюджета.

Российский долг устойчив

Федеральный бюджет России в доходной части в первом квартале 2021 года исполняется с опережением как за счет уверенного роста сбора ненефтегазовых доходов, так и на фоне комфортных для российского бюджета цен на нефть. Минфин РФ объявил о сокращении программы заимствований на 2021 год.

Российская экономика обладает существенным запасом резервов, в частности, находящихся в ФНБ, а также механизмами, позволяющими с помощью этих резервов обеспечить внутренний рынок необходимой для финансирования внутреннего долга ликвидностью. Центральный банк в рамках длинного РЕПО кредитует коммерческие банки, которые в свою очередь инвестируют в государственные бумаги, привлекательность которых для банков растет на фоне снижения кредитного качества других заемщиков, о принуждении банков к инвестированию в ОФЗ речи не идет. Во втором полугодии 2020 года именно крупные банки во многом выступили кредиторами для российского правительства: согласно «Обзору рисков финансовых рынков» Банка России, в сентябре доля участия системно-значимых кредитных организаций в ОФЗ выросла до 82,9%.

Кроме того, завершение цикла смягчения монетарной политики и постепенный переход к нейтральным процентным ставкам (5-6%) создает дополнительные стимулы для новых инвесторов, особенно на фоне низкого уровня процентных ставок в развитом мире.

Доля нерезидентов находится на минимальном уровне с 2013 года – большая часть инвесторов, для которых неприемлем текущий уровень риска, уже ушли с рынка.

Отток 1 трлн иностранного капитала из ОФЗ может быть за несколько месяцев компенсирован на внутреннем рынке: так в марте 2021 года Минфин разместил ОФЗ на более чем 500 млрд рублей.

Долги госкомпаний и муниципальные долги также на данный момент не представляют угрозы для устойчивости российского долга.

На сегодняшний день мы не наблюдаем признаков дестабилизации российского госдолга, хотя высоковероятно будем наблюдать дальнейший небольшой отток иностранного капитала, некоторое повышение доходностей.

Государственный внешний долг по годам

Если вам интересно посмотреть, как менялись суммы задолженности в разные периоды существования нашей страны, то это можно легко отследить по таблице ниже:

Дата

Сумма, млрд. долларов

1991, 25 декабря

67,8

1997, 31 декабря

123,5

2000, 1 января

158,7

2001, 1 января

143,7

2002, 1 января

133,5

2003, 1 января

125,7

2004, 1 января

121,7

2005, 1 января[19]

114,1

2006, 1 января[20]

76,5

2007, 1 января[21]

52,0

2008, 1 января[22]

44,9

2009, 1 января[23]

40,6

2010, 1 января[24]

37,6

2011, 1 ноября[25]

36,0

2012, 1 января[26]

34,7

2013, 1 января[27]

54,4

2014, 1 января[28]

61,7

2015, 1 января[29]

54,4

2015, 1 декабря[12]

50

2016, 1 января[12]

50

2016, 1 декабря[12]

51,2

2017, 1 января

51,2

2017, 1 декабря

51,2

2018, 1 января

49,8

2019, 1 июня

51,3

2020, 1 января

17,704

Таким образом, размер внешнего совокупного долга постепенно сокращается. Уже сейчас Россия производит погашение ударными темпами, которые стали возможны благодаря тому, что многие страны соглашаются на выплаты товарами.

Развития экономики не будет

Если где-то прибыло, значит где-то убыло, причём не только в ФНБ. Некоторые статьи расходов очень сильно порежут.

Первым делом под нож пойдёт «Национальная экономика». Илья Гращенков считает, что иначе никак: в нынешних условиях велика вероятность, что деньги улетят в трубу без должного эффекта.

В условиях дефицита бюджета необходимо сокращать программы, нацеленные на развитие. В 2022 году они все по-прежнему реализуются. Продлятся они в 2023 году: запланирован питерский экономический форум, сохранятся нацпроекты, в том числе и по инвестиционному развитию. Но надо смотреть на ситуацию объективно и вырезать часть расходов, которые уйдут просто в пустоту. Многие нацпроекты надо пересматривать в корне.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *