- КОАП

Как изменятся пороги для снятия пенсионных в Казахстане в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как изменятся пороги для снятия пенсионных в Казахстане в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Размеры государственных социальных пособий зависят от группы и причины инвалидности, а также от величины прожиточного минимума (ПМ), устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Адресная социальная помощь

На адресную социальную помощь имеют право граждане Республики Казахстан, кандасы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности для конкретной области.

Если доход на каждого члена семьи ниже этого показателя, разница и составляет размер АСП.

Так что размер назначенной суммы АСП для каждой конкретной семьи определяется индивидуально – в зависимости от совокупного дохода и размера черты бедности.

С 2020 года, подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, действует новый механизм оказания помощи, направленный на обеспечение её прозрачности, справедливости и мотивации к труду.

Меры государственной поддержки реализуются в комплексе и включают:

  • поддержку многодетных матерей, в том числе денежную выплату, предоставляемую в безусловном виде;
  • оказание АСП, предоставляемой в денежном выражении на каждого члена семьи;
  • предоставление гарантированного социального пакета для детей из числа получателей АСП, предоставляемого в натуральном виде.

Выплата в связи с потерей работы

После того, как человек зарегистрировался в качестве безработного в Центре занятости, он имеет право на получение социальной выплаты на покрытие убытков, связанных с потерей работы, из Государственного фонда социального страхования.

Размер социальной выплаты определяется в зависимости от дохода участника системы, из которого производятся социальные вычеты, продолжительности участия в системе и коэффициента замещения дохода. В настоящее время этот коэффициент составляет 0,4, и участники могут получать выплату от одного до шести месяцев в зависимости от срока участия в системе.

В январе 2023 года коэффициент замещения дохода для безработных лиц, ранее работавших по найму, будет увеличен с 40% до 45%. Это изменение не нарушит существующий порядок назначения выплат и будет соответствовать предыдущим протоколам.

Размер базовой пенсии с 2018 года зависит от стажа работы и продолжительности участия в пенсионной системе. Ее размер составляет от 54% до 100% от прожиточного минимума. Прожиточный минимум (ПМ) в 2022 году составляет – 36 018 тенге. Таким образом, в 2022 году сумма базовой пенсионной выплаты варьируется от 19 449,7 до 36 018 тенге (при стаже работы от 33-х лет и выше).

В стаж участия в пенсионной системе при предоставлении государственной базовой пенсионной выплаты засчитываются:
1) трудовой стаж, выработанный за период до 1 января 1998 года, исчисленный в соответствии со статьей 13 настоящего Закона;
2) период, за который осуществлялись обязательные пенсионные взносы (Подпункт 2 вводится в действие с 1 января 2023 г., с 1 июля 2018 г. до 1 января 2023 г. действует в редакции статьи 2 Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V)
3) время ухода неработающей матери или неработающего отца (при осуществлении им фактического ухода) за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности;
4) время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
5) периоды воинской службы, службы в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службы;
6) период проживания за границей супруги (супруга) сотрудников дипломатических служб Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
7) период проживания супругов военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных органов с супругами в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет в общей сложности;
8) периоды трудовой деятельности после 1 января 1998 года в российских организациях комплекса «Байконур»;
9) время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим 18-летнего возраста;
Государственная базовая пенсионная выплата предоставляется независимо от получения пенсионных выплат по возрасту и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда, а также государственного социального пособия по инвалидности.

Правила предоставления государственной базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат по возрасту… Документы для оформления пенсии по возрасту в РК

Приказом министра труда и социальной защиты населения РК от 6 мая 2020 года внесены изменения в Правила предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, государственных специальных пособий.

Так, лица, имеющие право на получение базовой пенсии и пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий и государственного специального пособия представляют по месту жительства заявление и для идентификации — документ, удостоверяющий личность через:
1) Государственную корпорацию — для назначения пенсий и пособий.

При этом по выбору заявителя по принципу «одного заявления» заявление могут подать на оказании государственных услуг:
— лица, по достижении пенсионного возраста, за назначением пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда, базовой пенсии и пенсионных выплат по возрасту;
— лица, в установленном порядке признанные инвалидами, за назначением государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия по инвалидности, пособия воспитывающему ребенка-инвалида, пособия по уходу за инвалидом первой группы с детства.

2) подразделение МСЭ — при первичном установлении инвалидности по выбору услугополучателя подается заявление по принципу «одного заявления» за назначением государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия по инвалидности, пособия воспитывающему ребенка-инвалида, пособия по уходу за инвалидом первой группы с детства.

3) через портал — для назначения базовой пенсии, государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

4) через проактивную услугу — предоставление заявления при назначении государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца через проактивую услугу не требуется. Порядок оказания проактивных услуг по назначению государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца предусмотрен главой 4 настоящих Правил.

В случае обращения за назначением пенсий и государственных социальных пособий лиц, имеющих статус оралмана, для идентификации представляется удостоверение оралмана.

Для назначения пенсий и пособий недееспособным, ограниченно дееспособным или нуждающимся в опеке или попечительстве лицам заявление и необходимые документы, подаются их законными представителями.

Заявление для назначения пенсий и пособий третьими лицами подается по доверенности.

При представлении документов, составленных на иностранном языке, нотариус свидетельствует верность перевода документа на казахский или русский язык.

Для назначения пенсионных выплат по возрасту заявителем представляются Дополнительно:

1) при наличии справка о суммах дохода, выплаченных физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов, а для индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), — документ о доходах, выданный органом государственных доходов.

В случае ликвидации организации (предприятия) представляется архивная справка с указанием сведений о доходе или электронная копия архивного документа, удостоверенная электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива.

В случае невозможности представления архивного документа о среднемесячном доходе, размер среднемесячного дохода устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды или единый накопительный пенсионный фонд.

Лицами, работавшими в российских организациях комплекса «Байконур», представляется справка работодателя о доходах, выплаченных в валюте Российской Федерации (при наличии).

Сведения об официальном курсе национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам, установленном Национальным банком на день обращения за назначением пенсионных выплат по возрасту, отделение Государственной корпорации получает из официального интернет-ресурса Нацбанка.

2) К документам, подтверждающим трудовой стаж, относятся: трудовая книжка; справки архивных учреждений, электронные копии архивных документов, удостоверенные электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива, или с места работы при отсутствии или негодности трудовой книжки, отсутствии соответствующих записей в трудовой книжке, наличии исправлений, неточностей, разночтений.

При наличии также представляются:
— документ об образовании;
— военный билет или справка управления (отдела) по делам обороны;
— свидетельства о рождении детей (выписка из актовой записи о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
— справка о реабилитации, выданная органами прокуратуры в соответствии со статьей 10 закона «О реабилитации жертв массовых политических репрессий»;
— справка военного комиссариата об участии в боевых действиях;
— решение суда, подтверждающее факт осуществления и период ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающихся в посторонней помощи, престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, ребенком-инвалидом в возрасте до шестнадцати лет;
— документ, подтверждающий проживание за границей супруги (супруга) работника учреждений, находившихся на территории Советского Союза, учреждений РК, международной организации;
— документ, подтверждающий проживание супруги (супруга) военнослужащего, сотрудника специального государственного органа в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства по специальности;
— документ, подтверждающий трудовую деятельность в стране выбытия этнических казахов, прибывших в РК в целях постоянного проживания на исторической родине.

Читайте также:  Список льгот по социальной карта Московской области в 2022 году: какие положены

Для подтверждения ухода неработающей матери за малолетними детьми представляется один из следующих документов (в зависимости от их наличия):
— документ, удостоверяющий личность детей;
— свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
— аттестат об окончании среднего учебного заведения детей;
— диплом об окончании средне-специального или высшего учебного заведения либо справка учебного заведения, подтверждающая обучение детей;
— свидетельство о смерти детей (либо актовая запись о смерти или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
— документ, подтверждающий прохождение воинской службы на детей.

3) свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии).

В случае назначения пенсионных выплат по возрасту женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, дополнительно представляются: свидетельства о рождении детей (или актовая запись о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния) и документы, подтверждающие факт воспитания детей до восьми лет.

К документам, подтверждающим факт воспитания детей до восьми лет (в зависимости от их наличия), относятся:
— документы, удостоверяющие личность детей;
— свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
— документ об обучении в учебном заведении детей;
— свидетельство о смерти детей (выписка из актовой записи о смерти, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданная органом записи актов гражданского состояния);
— военный билет;
— решение суда об установлении факта воспитания, усыновления (удочерения) ребенка (детей).

Почему необходимо внедрять ОПВР?

Обязательные пенсионные взносы работодателя, безусловно, вводятся в целях повышения благосостояния казахстанцев, будущих пенсионеров. В особенности, это актуально для граждан, которые не имеют солидарного стажа (до 1998 года), либо чей стаж в солидарной системе незначителен.

Сегодня, как всем известно, в пенсионном обеспечении участвуют только сами работники и государство. Исключение составляют работники вредных производств, таковых чуть более 400 тысяч человек, за которых работодатели уплачивают 5-процентные профессиональные пенсионные взносы.

Следует учесть, что солидарная часть пенсии ежегодно уменьшается. Разрыв между размерами пенсий новых и действующих получателей только за последние пять лет увеличился с 13 до 30 процентов, что влияет на уровень замещения дохода пенсионными выплатами. При этом 10 процентов взносов самого работника недостаточно для обеспечения адекватного размера пенсии. Международный опыт это подтверждает. К примеру, в странах ОЭСР средняя ставка взносов составляет порядка 18 процентов, в Сингапуре — 37 процентов (20 процентов из которых уплачиваются работодателем), в Российской Федерации ставка для работодателя составляет 22 процента, в Республике Беларусь 28 процентов и ещё 1 процент уплачивается работником.

Введение ОПВР, наряду с другими мерами по развитию пенсионной системы, позволит обеспечить достойную пенсию, адекватную трудовому стажу получателей.

Введение ОПВР позволит сохранить адекватный уровень пенсионных накоплений казахстанцев при достижении пенсионного возраста (коэффициент замещения дохода после выхода на пенсию), соответствующий международным стандартам.

При этом нагрузка на работодателя останется на приемлемом уровне, в том числе за счет предусмотренных в рамках Налогового кодекса послаблений в части отнесения суммы, уплаченных ОПВР на вычет до налогообложения.

Вместе с ранее принятыми решениями это позволит к 2025 году увеличить совокупную пенсию в среднем на 27%.

Касым-Жомарт Токаев в Послании народу Казахстана от 1 сентября текущего года представил новый пакет мер по повышению эффективности пенсионной системы. В целях их реализации в рамках проекта Социального кодекса РК будет предусмотрено повышение размеров базовой пенсии и увеличение максимального дохода для исчисления солидарных пенсий, передает Arnapress.kz со ссылкой на пресс-службу Министерства труда и социальной защиты населения РК.

Вместе с ранее принятыми решениями это позволит к 2025 году увеличить совокупную пенсию в среднем на 27%.

На сегодняшний день в результате проведенных преобразований в Казахстане сформирована многоуровневая пенсионная система, включающая в себя базовую и солидарную пенсии, а также пенсионную выплату из ЕНПФ (формируется за счет пенсионных накоплений работника).

Как известно, система солидарных пенсий постепенно сворачивается, так как при их назначении учитывается трудовой стаж, выработанный только до 1 января 1998 года, то есть до введения накопительной системы.

В целях повышения эффективности пенсионной системы и обеспечения граждан адекватными размерами пенсий в рамках проекта Социального кодекса планируется провести следующие преобразования:

1. В период с 2023 по 2027 годы предусматривается поэтапное доведение размеров минимальной базовой пенсии с 54 до 70%, максимальной – со 100 до 120% от величины прожиточного минимума.

За этот период размер базовой пенсий будет повышен в среднем до 51%. При этом ежегодный рост среднего размера базовой пенсии будет составлять порядка 13% и коснется всех двух миллионов пенсионеров.

2. С 1 января 2023 года для граждан, выходящих на пенсию, предусматривается повышение величины максимального дохода, используемого для исчисления солидарных пенсий с 46 до 55 месячных расчетных показателей.

«Предлагаемые меры позволят к 2025 году повысить совокупную пенсию в среднем на 27% (в течение трёх лет – со 109 до 138 тысячи тенге) и увеличить удельный вес государственных выплат в совокупной пенсии.

Таким образом, государство принимает на себя обязательства по недопущению роста бедности среди пожилого населения» – пояснили в Минтруда.

Трудовая пенсия по старости

Следующий калькулятор поможет вам рассчитать размер трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Для расчета обязательно требуется задать: дату назначения пенсии, ваш пол, возраст, страховой стаж, стаж в СССР, ваш средний заработок в 2000-2001 годах или за любые 5 подряд идущих лет до 2002 года, а также сумму всех страховых взносов с учетом индексации после 2002 года.

Это интересно: Когда Льготы Ветеранов Труда Распросранятся На Членов Семьи

В результате будет выдан размер пенсии на текущую дату и детали ее вычисления. На данный момент калькулятор не учитывает надбавки и повышения, инвалидность, новый порядок расчета пенсии, который вступит в действие для пенсий после 2020 года.

Начисление пенсии по возрасту

Тема: “начисление пенсии по возрасту”

Я, Токбергенова Б.Е., обращаюсь к Вам по вопросу о начислении пенсии по возрасту.

С 3 августа 2019 года мне назначили пенсию по возрасту (решение №17010101003991 прилагаю)

Согласно статьи 16 Закона РК я предоставила справку о доходе за последние 3 года, на основании которой среднемесячный доход составляет 216 281 тенге (стаж работы до 1 января 1998 г-20 лет и 2 месяца, общий непрерывный стаж составляет 41 год и 9 месяцев).

Согласно статьи 16 пункт 3 Закона РК доход для исчисления пенсионных выплат по возрасту не должен превышать размера 46-кратного МРП ,т.е 46х2525=116150 тенге.

У меня 20 лет стажа до 1 января 1998 года, и пенсия по возрасту из расчета 60% от 216 281 тенге составляет 129 768 тенге. Т.к. эта сумма превышает размер 46-кратного МРП , 116 150 тенге , согласно статьи 16 пункт 3 Закона РК , сумма начисленной мне пенсии должна составлять 116 150 тенге. Мне согласно решения за № 17010101003991 от 2 августа 2019 назначено 60% от 46-кратного МРП в сумме 69 690 тенге. Я не согласна с данным решением.

Я обратилась в отделение Государственной корпорации по Абайскому району, чтобы мне разъяснили данное начисление. Конкретного разъяснения я не получила.

Я согласна, что у человека может быть среднемесячный доход для исчисления пенсии по возрасту выше, но не выше установленной Государством пенсии, т. е. 116 150 тенге на 2019год .Разъясните, для чего требуется справка о доходах, если данные с этой справки не используются при начислении пенсии?!

Прошу Вас дать разъяснение по начислению пенсии в конкретно моем случае, почему начисление пенсии идет 60% от 46-кратного МРП. Я считаю, что согласно данных с предоставленной справки о среднемесячном доходе и на основании статьи 16 пункт 3 Закона РК, начисление должно составлять 116 150 тенге.

Уважаемая, Бибимариям Ерденовна!

В настоящее время в Республике Казахстан пенсия состоит из трех частей: солидарной, накопительной и базовой.

во-первых , размеры солидарных пенсий постепенно снижаются (так как их размер зависит от трудового стажа, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года).

во-вторых , развивается и совершенствуется накопительная пенсионная система;

в-третьих , совершенствуется баз овое пенсионное обеспечение.

На сегодняшний день, базовая пенсия устанавливается каждому получателю индивидуально, с учетом его стажа участия в пенсионной системе.

При этом если стаж участия в пенсионной системе составляет 10 и менее лет, а также при его отсутствии размер базовой пенсии будет равен 54% от величины прожиточного минимума (прожиточный минимум в текущем году – 29 698 тенге), далее за каждый год сверх 10 лет ее размер будет увеличиваться на 2% и при стаже участия 33 и более лет она равна 100% величине прожиточного минимума.

С 1 января 2019 года доход для исчисления пенсионных выплат не должен превышать 46-месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год.

В соответствии с действующим пенсионным законодательством требуемый стаж для назначения полной пенсии: для женщины – 20 лет (на 01.01.1998 года).

Исчисление пенсионных выплат в полном объеме производится из расчета 60% среднемесячного дохода. При этом, размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1 процент, но не более 75 процентов от дохода, учитываемого для исчисления пенсии.

Начисление Вашей солидарной пенсий:

Ваша среднемесячная зарплата (СМЗ) 216 281,25 тенге, для расчета берется с учетом ограничения (46 МРП) = 116 150 тенге (1 МРП = 2525 тенге). Стаж работы Вашей на 1.01.1998 года составляет 20 лет, что дает право на 60% от дохода.

Читайте также:  Нулевой расчет по страховым взносам в 2022 году

В соответствии с нормами действующего законодательства исчисленный размер Вашей пенсии составил 116 150 тенге х 60% = 69 690 тенге, размер государственной базовой пенсии 29 698 тенге (100% прожиточного минимума) и пенсионные выплаты из ЕНПФ – 42 965,6 тенге, где общий размер Ваших пенсионных выплат составил –142 354 тенге.

Когда повысят пенсионный возраст в Казахстане

В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.

первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);

второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;

третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.

Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.

В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.

Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:

Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).

За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.

При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:

— трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,

— накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;

— иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет), периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др. (совокупно не более 10 лет).

Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).

Второй уровень (обязательный) – это:

1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;

2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.

При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.

За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.

Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).

В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.

Пенсии из накопительной пенсионной системы

С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.

В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:

первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.

Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматрива��тся в связи с изменением этой величины.

С начала 2021 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.

второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).

Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.

Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.

С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 50%.

третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.

Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.

Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года № 414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».

Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.

С 1 января 2021 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 27 479 тенге и 24 445 тенге соответственно.

Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 60 лет (в 2021 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:

  • с 1 января 2018 года — по достижении 58,5 лет;
  • с 1 января 2019 года — по достижении 59 лет;
  • с 1 января 2020 года — по достижении 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года — по достижении 60 лет;
  • с 1 января 2022 года — по достижении 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года — по достижении 61 года;
  • с 1 января 2024 года — по достижении 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года — по достижении 62 лет;
  • с 1 января 2026 года — по достижении 62,5 лет;
  • с 1 января 2027 года — по достижении 63 лет.

В более раннем возрасте выход предусмотрен для:

1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;

  • мужчины – по достижении 50 лет;
  • женщины – по достижении 45 лет.

2) женщин, родивших (усыновивших, удочеривших) 5 и более детей и воспитавших их до восьмилетнего возраста, , имеют право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет.

Читайте также:  Как рассчитывается пенсия для ИП в 2022 году

Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 52 года в случае приобретения пенсионного аннуитета.

Уважаемый пользователь!

Какими будут минимальная зарплата и пенсия в 2022 году

Казахстан социально направленная страна, надежно защищающая интересы своих граждан и конечно же пенсионеров, чья старость обеспечивается высокого уровня пенсионными выплатами (в сравнении со многими странами бывшего союза).

К пенсионерам в этой стране относятся с уважением, а правительство и руководство пенсионного фонда, справедливо и объективно подходят к вопросу начисления и выплат пенсий пенсионерам, всех тех, кто своим трудом заслужил с выходом на заслуженный отдых, получать достойную компенсацию за свои заслуги.

Мы рассмотрим вопрос пенсионных выплат в 2022 году, узнаем о повышении пенсий в Казахстане, на сколько повысят уровень пенсионных отчислений, какую прибавку к своим доходам нужно ожидать казахским пенсионерам, разберемся в многом другом, что наверняка волнует заинтересованных в этом вопросе.

Любая уважающая страна и ее руководство, кто заботится о своих гражданах, должны идти по пути социальной справедливости и постоянно улучшать условия жизни для своих граждан, все делать ля того, чтобы они чувствовали улучшения своей жизни.

Конечно е той категории своих людей, кто своим заслуженным трудом должен получить достойную пенсию, относятся и пенсионеры Казахстана и о ком сегодня пойдет речь, их интересах и которые так волнуют каждого из них.

Что известно на счет повышения пенсий пенсионерам в Казахстане — с 1 января 2022 года пенсионные выплаты будут увеличены на 5 % (пять процентов), увеличение будет происходить и в дальнейшем, каждый год, то есть с последующей ежегодной индексацией.

Как мы уже знаем, с 1 апреля года произошли некоторые изменения в плане выплат из ЕНПФ, а именно — изменилась базовая методика осуществления расчета ежемесячной выплаты в данный пенсионный фонд.

Казахстанское правительство и руководство страны, чья инициатива была провести пенсионную реформу, планируют благодаря ей — отказаться от базовой пенсионной выплаты, а перейти к минимальной, но гарантированной пенсии.

Эти изменения уже приняты и заложены в Концепции модернизации пенсионной системы республики Казахстан, которая рассчитана вплоть до 2030 года.

После пенсионной реформы минимальный размер пенсионных выплат повысится — 54 % до 70 % от прожиточного минимума.

Чтобы лучше понять, приведем сравнение — в текущем году эти суммы выглядели бы следующим образом — 18 524 тенге (при 54 %) и 24 011,4 тенге (при 70 %) соответственно.

Этим самым, казахский работник и не имеющий достаточного стажа, не делавший никогда пенсионных отчислений, если нововведения были бы уже в этом году, смог бы получать пенсию не менее 24 011,4 тенге.

Также в соответствие с пенсионной реформой, уменьшится вдвое минимальный трудовой стаж с десяти до пяти лет.

Кроме всего прочего, повышений пенсии в Казахстане в 2022 году и далее, пенсионной реформы, власти планируют с 2023 года ввести обязательные пенсионные взносы, которые будут ими осуществляться в размере 5%.

Казахским гражданам, кто реализовал свое право на получение пенсионных выплат с 1 января 2018 года вплоть по 31 марта 2021 года, в соответствие с новой методикой расчета — с 1 января 2022 года ежемесячные пенсионные выплаты будут повышены на ставку индексации.

Что имеется в виду, теперь они обязаны будут платить сумму в размере 5 процентов, с последующей ежегодной индексацией.

Новая методика подсчета учитывает особенности условий труда и здоровья получателей пенсионных выплат в будущем, также она призвана способствовать ежегодному росту суммы выплат из Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ).

Напомним все кто забыл, что пенсионные выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда Казахстана (ЕНПФ), осуществляются согласно принятым правилам (законодательству республики), до исчерпания накоплений пенсионера на его на индивидуальном пенсионном счете.

Повышение пенсий и размера МРП: опубликован закон о бюджете на 2021-2023 годы

Для того, чтобы быстро и точно рассчитать заработную плату, воспользуйтесь нашим сервисом расчета заработной платы, который находится по адресу https://culs.kz/calc.

Сервис позволит рассчитать зарплату легко и без лишней нервотрёпки. Полный набор инструментов для быстрого и точного расчёта:

  • ведение справочников организаций и сотрудников;
  • автоматический производственный календарь, баланс рабочего времени и другие расчётные показатели;
  • формирование расчётных листков и ведомости, а также других документов;
  • формы налоговой отчётности 200.00 и 910.00 для импорта в СОНО или КНП
  • Вернуться в главное меню
  • Перейти в сервис расчета зарплаты
  • Узнать расценки

МРП в 2021-м равен 2 917 тенге (6,9 доллара). Напомним, с 1 января 2020 года МРП составлял 2 651 тенге, с 1 апреля — 2 778 тенге.

Стоит отметить, что наряду с увеличением МРП в Казахстане пенсии повысятся на 7%, пособия по инвалидности, утере кормильца, многодетным семьям вырастут на 5%.

МРП применяется для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Расходы на соцсферу в Казахстане в 2023 году запланированы в размере 10,6 триллиона тенге. Они вырастут практически на 2 триллиона тенге. Больше всего денег в бюджете заложено на социальное обеспечение и соцпомощь населению — 4,6 триллиона тенге.

Такой рост расходов на социальную сферу объясняется ежегодной индексацией. Кроме того, увеличивается количество получателей соцпособий и повышаются зарплаты бюджетников. Также в бюджет 2023 года заложены деньги на реализацию нескольких национальных соцпроектов.

Однако если соотнести расходы на соцсферу с валовым внутренним продуктом, то обнаружится, что они снижаются — с 9,5% в 2022 году до 9% в 2023. В том числе соотношение расходов на соцобеспечение и соцпомощь к валовому внутреннему продукту сокращается на 1%, на здравоохранение — на 0,5%, на образование — на 1%.

Пенсия в Казахстане в 2021 году: размер, особенности начисления

Рассмотрим на нескольких примерах как в 2021 году необходимо производить расчет заработной платы работнику в «стандартных» случаях.

Пример (доход 100 000 тенге)

Выполним расчет заработной платы работника за 2021 год

Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге.

Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге.

Расчет ОПВ

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге).

100 000 * 10% = 10 000 тенге

Расчет ВОСМС

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).

100 000 * 2% = 2 000 тенге.

Расчет ИПН

Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет.

100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге;

45 500 * 10% = 4 550 тенге.

Расчет СО

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге).

100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000;

90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.

Расчет СН

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет.

100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге;

88 000 * 9,5% = 8 360 тенге;

8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге

Расчет ООСМС

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).

100 000 * 2% = 2 000 тенге.

Показатель

2020 год

2021 год

ОПВ

100 000 * 10%

10 000 тенге

100 000 * 10%

10 000 тенге

ИПН

(100 000 – 10 000 – 42 500) * 10%

4 750 тенге

(100 000 – 10 000 – 2 00 – 42 500) * 10%

4 550 тенге

СО

(100 000 – 10 000) * 3,5%

3 150 тенге

(100 000 – 10 000) * 3,5%

3 150 тенге

СН

100 000 – 10 000 – 1 000 = 89 000 * 9,5% = 8 455 – 3 150 (СО)

5 305 тенге

100 000 – 10 000 – 2 000 = 88 000 * 9,5% = 8 360 – 3 150 (СО)

5 210 тенге

ООСМС

100 000 * 2%

2 000 тенге

100 000 * 2%

2 000 тенге

ВОСМС

100 000 * 1%

1 000 тенге

100 000 * 2%

2 000 тенге

За счет работодателя

10 455 тенге

10 360 тенге

За счет работника

15 750 тенге

16 550 тенге

Сумма «на руки»

84 250 тенге

83 450 тенге

Кому и на какую сумму эти выплаты увеличатся, редакции сообщила руководитель отдела пенсионного и социального обеспечения №1 департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по городу Шымкенту Людмила Викторовна Ефремова.

Пенсии по возрасту, назначенные до января 2021-го, подлежат повышению на 7 процентов от получаемого размера пенсии. Например, размер пенсии до повышения – 67900 тенге, с 1 января 2021 года – 72653 тенге. Минимальный размер пенсии увеличится с 40441 тенге до 43272 тенге. Для граждан, которые первично обратятся за назначением пенсии в 2021 году максимальный доход (заработная плата) для исчисления размера не может превышать 46-кратного месячного расчетного показателя – 134182 тенге. К примеру, фактический доход составил более 200000 тенге, то для исчисления пенсии будет принят доход – 134182 тенге.

С 1 января 2021 года устанавливаются
Месячный расчетный показатель (МРТ) – 2917 тенге,
Прожиточный минимум (ПМ) – 34302 тенге.
Минимальный размер базовой пенсионной выплаты составит 18524 тенге.
Минимальная пенсия (для назначаемых в 2018 году) – 43272 тенге.
Минимальная зарплата – 42500 тенге.
Назначенные до 1 января 2021 года ежемесячные выплаты гражданам Республики Казахстан после завершения периода капитализации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников юридическими лицами, ликвидированными вследствие банкротства (регрессные выплаты) с 1 января 2021 года повышаются на 5 % от получаемого размера.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *