- КОАП

Нужны ли права на питбайк в России?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на питбайк в России?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Заглянем в законодательство. В требованиях для получения прав написано, что водительские права не нужны, если человек управляет транспортом, рабочий объём двигателя которой меньше 50 кубических см и максимальная скорость меньше 50 км/час. Такая разновидность питбайков есть, но она не в тренде. Ведь с такой скоростью водители со стажем, да и просто большинство молодых людей, вряд ли захотят ездить.

Нужны ли права на питбайк в 2022 году?

Как видим, КоАП ссылается на ФЗ «О безопасности дорожного движения«. В нём же про права написано достаточно лаконично и предельно ясно:

Водительское удостоверение предоставляет право его владельцу управлять транспортным средством – устройством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём

То есть непременный атрибут транспортного средства – его предназначенность для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования. Именно по дорогам. А, если Вы посмотрите в паспорт любого питбайка, то получите чёткую информацию о том, что это спортивный инвентарь, не предназначенный для использования на дорогах общего пользования.

Следовательно, права для управления питбайком в 2022 году не нужны, независимо от рабочего объёма двигателя, потому что это спортинвентарь, а не транспортное средство.

Как получить техпаспорт на питбайк?

Согласно правилам дорожного движения, паспорт технического средства мини-мотоциклу не выдается. Но без него пройти процедуру регистрационного учёта в ГИБДД не получится.

Чтобы питбайк превратить в транспортное средство, его необходимо оборудовать стоп-сигналами, осветительными элементами, шоссейной резиной. Объем двигателя, выбитый на цилиндре, придется затереть наждаком.

Дополнительно приобретается сервисная книжка от любого мопеда с объёмом двигателя меньше 50 кубов. Несмотря на относительную простоту такого способа, прибегать к хитростям, связанным с подделкой документов, нежелательно.

Чтобы причислить модернизированный питбайк к транспортным средствам, нужно пройти техническую комиссию и по её результатам получить ПТС.

Нужны ли права на питбайк

Заглянем в законодательство. В требованиях для получения прав написано, что водительские права не нужны, если человек управляет транспортом, рабочий объём двигателя которой меньше 50 кубических см и максимальная скорость меньше 50 км/час. Такая разновидность питбайков есть, но она не в тренде. Ведь с такой скоростью водители со стажем, да и просто большинство молодых людей, вряд ли захотят ездить.

Права на питбайк объёмом меньше 50 кубов и развивающего скорость до 50 км/ч не требуются.

Однако нельзя забывать, о существовании питбайков с объёмом двигателя 110 кубов, 125 кубов и 150 кубов, которые, естественно, более распространены за счет своей мощности и скорости. Теоретически, для вождения на данном транспорте требуется водительское удостоверение. Практически, это уже характеристики лёгкого мотоцикла.

Что такое питбайк по закону?

Различные нормативно-правовые акты приравнивают питбайк к разным категориям транспорта. Но нас интересуют только два из них: ПДД, которые устанавливают правила управления им, и КоАП, предусматривающий разного рода санкции за нарушения, в том числе штрафы, лишение автомобильных прав и штрафстоянку.

  • По ПДД питбайк – это транспортное средство, которое может быть мотоциклом при объёме двигателя более 50 см3 либо мопедом при рабочем объёме менее 50 кубов. Соответственно, ПДД не явно, но предусматривают, что для управления питбайком в 2020 году нужны права категории A или M, либо подкатегории A1.
  • Но, согласно КоАП, питбайк – это не транспортное средство. И отсюда следуют определённые выводы, в том числе отсутствие штрафа, штрафстоянки и ненужность прав для питбайка. Давайте этот момент разберём подробнее!

Что будет, если остановят на питбайке без водительских прав?

Если говорить об использовании на дорогах общего пользования, то езда на питбайке по городу запрещена. Да, в 2015-м году был прецедент, когда владельцу питбайка удалось выиграть суд, аргументировав свою позицию тем, что его транспорт относится к спортинвентарю и может использоваться в черте города так же, как и велосипед. Однако подобная тактика больше не работает: при подробном рассмотрении дела было установлено, что разница в техническом оснащении питбайков и велосипедов слишком велика, чтобы ставить их в один ряд — достаточно отталкиваться от того факта, что велосипед приводится в движение с помощью мышечной силы райдера, а у питбайка для этого используется ДВС.

Так что в случае остановки владелец питбайка вероятнее всего получит штраф за езду без прав. Параллельно этому есть шанс понести дополнительные финансовые потери:за отсутствие госномера, отсутствие регистрации ТС, отсутствие защитного шлема и так далее. И да, это не опечатка: в ряде случаев владелец может быть наказан по всей строгости закона — как если бы ехал на полноценном дорожном мотоцикле. Для этого даже существует ёмкое определение, что питбайк «не является транспортным средством, но обладает всеми признаками оного». Спорить насчёт такой трактовки можно очень долго, однако Dura lex sed lex.

Где же тогда можно ездить на питбайке без прав? Если же питбайк используется в целях, для которых создан, то есть на оборудованных трассах и треках, то владельцу опасаться совершенно нечего. По этой же причине его можно абсолютно спокойно использовать на бездорожье, предварительно убедившись, что маршрут не пролегает по частным владениям и заповедным территориям.

Что нужно кроме прав?

Но не только права следует иметь, чтобы ездить на трассах. Любая техника, перемещающаяся по дорогам общего назначения (кроме малокубатурной), должна иметь ещё один документ – паспорт технического средства, который ни один питбайк не имеет, поскольку он позиционируется как спортивный инвентарь. То есть, эксплуатация его возможна только на специальных площадках и треках. Вне их транспортировка питбайков должна проводиться с помощью спецсредств (прицепов), а не своим ходом. А получить техпаспорт на этот тип мототехники достаточно хлопотно, поэтому никто особо и не желает этого делать.

Дополнительно, любое средство, чтобы ездить по дорогам общего назначения, должно быть оборудовано комплектом светозвуковой сигнализации, которое у питбайка даже не предусмотрено конструкцией.

Как получить ПТС на питбайк официально?

Любой транспорт с объемом двигателя свыше 50 кубов при передвижении по дорогам общего назначения должен иметь ПТС. Изначально pitbike – это спортинвентарь и технический паспорт для него не предусмотрен, при покупке выдается чек и договор, в котором прописано, что мототехника не предназначена для езды по дороге общего пользования.

Можно пройти государственную сертификацию, на которой проверят документы о покупке, технические характеристики и соответствует ли байк стандартам безопасности (т. е. имеются ли у него все необходимые электронные, световые и звуковые приборы).

Процедура прохождения экспертизы платная, плюс придется хорошенько вложиться в установку всего оборудования. Однако после этого можете абсолютно не опасаться проблем с законом и встречи с гаишниками.

Что такое питбайк и какие права нужны на него

Питбайк – это небольшой мотоцикл, который чем-то напоминает детскую модель. На него нужны права и соответствующая категория.

Если двигатель на питбайке, объём которого равен 50 см 3 или меньше, а также скорость не более 50 км/ч, то на данное транспортное средство потребуются автомобильные права или права категории «М».

На питбайк с двигателем, объём которого 125 см 3 и более, требуются мотоциклетные права с категорией «А».

Если вы собираетесь ездить по городу, то необходимы права с открытыми категориями «А» и «В». Ни в коем случае не ездите без документов и страховки, потому что именно это транспортное средство чаще всего останавливают патрули полиции.

Читайте также:  Единый налоговый счет: как платить налоги и взносы в 2023 году

Для чего нужен питбайк

Питбайк — молодое увлечение, перерастающее в большой спорт.

Данный транспорт появился в середине прошлого века. Он был создан как альтернатива велотехнике. На сегодняшний день это отдельная модификация мотоцикла.

Опытные люди утверждают, что это спортивный инвентарь, а уже потом всё остальное. Ведь он предназначен для мероприятий, которые проводятся днём и со специальными условиями — чтобы не было людей и иного транспорта на пути.

Это приспособление для тех людей, которые увлекаются мотоциклами, но не готовы к испытаниям. Ведь такой спорт по силам не каждому, да и требует больших капиталовложений. От человека возникает потребность обучения и прогресса. Знание деталей, опыт обслуживания своего транспорта.

Для тех, кто не желает обучаться сложному, и были придуманы гонки на питбайках. Мотоцикл, только с меньшими колёсами, лёгкий как по весу, так и в управлении. Да и цена доступна. Всё зависит от желаемых характеристик и потребностей. Простота конструкции и лёгкость в управлении – главные преимущества транспорта. Поэтому он может быть первым транспортом до полноценного мопеда.

Питбайком легко управлять — с ним справится даже ребенок

Питбайк сейчас стремительно набирает популярность. Причин выбора такого транспорта много – начиная от кризиса и заканчивая увлечениями. В России созданы сотни клубов в разных городах страны, члены которых являются знатоками дела. Там расскажут всё о преимуществах, натренируют и дадут участвовать в соревнованиях. Организаторами которых и являются.

Нужны ли документы на питбайк мощностью 125 и 150 кубов?

Покупая питбайк, человек получает только договор купли-продажи. В нем прописываются паспортные данные владельца, код VIN и стоимость совершенной покупки. Постановка его на учет в ГИБДД не предусмотрена в связи с тем, что питбайк – это спортинвентарь, а не полноценное транспортное средство. При этом передвижение по городу или другой трассе общего пользования на нем невозможно.

Но если объем двигателя транспортного средства 125 кубов и более, и есть желание ездить на нем по городским улицам, зарегистрировать его все же нужно. Чтобы получить ПТС на питбайк, необходимо пройти полную экспертную комиссию, где выдадут письменное заключение. Сложности с получением документа могут быть связаны с тем, что изготовитель таких транспортных средств не оборудует его габаритными фонарями, поворотниками, спидометром и другими атрибутами, без которых езда по улицам города может оказаться небезопасной. Поэтому получение разрешения на его использование будет затруднительным.

Несмотря на то, что питбайки появились в США и сам термин возник тоже там, сейчас их выпускают в основном в Азии и немного в Европе.

Перечислим кратко популярных производителей:

  1. Kayo. Один из самых известных брендов питбайков, стартовавший в 2000-е годы. Его техника особо ничем не выделяется: она простая, надежная и дешевая, а поскольку она широко распространена в России — то и в обслуживании удобная (детали легко найти, как и мастеров по ремонту).
  2. YCF. Молодой французский бренд с немаленьким модельным рядом, в основном среднего ценового сегмента. В отзывах на качество не жалуются, но в нашей стране эти питбайки представлены слабо.
  3. BSE. Еще один крупный китайский бренд, основанный в 2002 году. Ближайший конкурент Kayo. Имеет большой ассортимент питбайков разных размеров и мощностей, а также выпускает модели с ПТС для автомобильных дорог. В России уже известен достаточно широко и имеет все шансы выбиться в топы продаж по питбайкам (несмотря на то, что продаваться у нас он начал позже, чем Kayo).
  4. Progasi. Испанский бренд, появившийся несколько лет назад, собирает свою технику в Китае. К проектированию подходит очень ответственно, комплектующие выбирает если не самые лучшие, то одни из таких. Из минусов — ценник выше среднего, небольшое количество моделей, отсутствие (возможно, временное) моделей с ПТС и очень слабое распространение в РФ.
  5. Motoland. Не производитель, а дистрибьютор: под этим брендом продается разная мототехника с разных китайских и тайваньских заводов. Работает с середины 2000-х, однако в нашей стране питбайки с этим логотипом появились не так давно. Стоят недорого, выбор средний. Минусы — те же, что и у других недавно появившихся в РФ моделей: продаются не везде, обслуживаются непросто.
Читайте также:  Договор денежного займа. Как применять безопасно для бизнеса?

Раньше питбайки выпускали и другие, в том числе более известные бренды — вроде Yamaha и Kawasaki. Их можно встретить в продаже с рук. А еще можно увидеть и другие марки, в основном из Китая — например, BRZ, Wels, Apollo. Их продают не везде и сильной известностью у нас они не пользуются, так что мы приводим эти названия, просто чтобы вы были в курсе примерного ассортимента.

Нужны ли права на питбайки 125, 150 и более см3?

С этими моделями всё обстоит немного иначе.

По техническим характеристикам (скорости и объему двигателя) такие питбайки могут быть отнесены к ТС, а значит можно говорить о необходимости получения водительского удостоверения категории А и постановке такого средства передвижения на учёт в ГИБДД.

Однако, тут есть свои подводные камни:

1) Получить права категории А, скорее всего, не вызовет никаких сложностей, а вот для того, что бы поставить ТС на учёт в ГИБДД необходимо наличие паспорта технического средства, выдача которого при производстве питбайков не предусмотрена. Документы, которые достаются покупателю — договор купли-продажи, сервисная книжка и гарантийный талон. Это значит, что постановка на учёт не состоится.

При большом желании владельцы питбайков могут озадачить себя получением ПТС. Но и тут не всё просто, так как у питбайков отсутствует необходимая для ТС атрибутика (спидометр, габариты, повортники и т. д.). Если его наделить всеми стандартами безопасности, то возможность получить ПТС есть.

2) Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» гласит, что водительское удостоверение дает право управлять ТС для перевозки людей и грузов. Питбайк, в свою очередь, имеет спортивное назначение и его использование на дорогах общего пользования не предусмотрено. Из всего вышесказанного следует, что для управления питбайком в том виде, в котором он приобретен в магазине, Вам не нужны права, так как это спортивный инвентарь, а не ТС.

Но не забывайте, что пользоваться этим средством передвижения можно только в спортивных целях и в специально отведенных местах. На дорогах запрещено ездить на питбайке. В свою очередь, ПДД определяет дорогу как любое оборудованное или приспособленное для движения покрытие, к которому также относятся проселочные и грунтовые дороги. Но правила дорожного движения не распространяются на пересеченную местность, поэтому питбайкеры имеют возможность кататься в таких местах.

Что делать при остановке сотрудником ГИБДД?

Питбайк – довольно приметный транспорт: он шумит, внешне выделяется из потока и не имеет гос. номеров. Вероятность того, что инспектор решит остановить такого мотоциклиста практически стопроцентная. При этом, если сам мотоциклист замечает сотрудника ГИБДД, он пытается как можно быстрее скрыться. Если и поступать таким образом, то необходимо не забывать о правилах передвижения на дороге и не выполнять опасных маневров.

Если же инспектор уже подал сигнал к остановке, то уезжать не стоит: это может создать аварийную остановку, особенно, если сотрудники Госавтоинспекции решат начать преследование. Вероятность этого мала, но все же лучше выполнить требования полицейского и остановиться.

Далее события будут развиваться, основываясь на том, как водитель будет строить общение с инспектором. Если мотоциклист начнет «качать права» и хамить, то сотрудник ГИБДД однозначно постарается выявить максимум нарушений, оспаривать которые придется в суде. Если же общение изначально пойдет на добродушной ноте: если водитель объяснит, что ему необходимо проехать короткий участок дороги и что он делает это, соблюдая все меры предосторожности, то есть шанс избежать и разборок, и любых наказаний. К адекватному водителю большинство инспекторов относятся доброжелательно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *