- Льготы

Сокращены сроки заключения специальных инвестиционных контрактов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сокращены сроки заключения специальных инвестиционных контрактов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правовое регулирование специального инвестиционного контракта базируется на нормах гл. 2.1 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ).

Новации законодательства о СПИК.

Федеральным законом от 02.08.2019 № 269-ФЗ (далее – Закон № 269-ФЗ) путем добавления в НК РФ ст. 25.16 «Налогоплательщики – участники специальных инвестиционных контрактов» и 284.9 «Особенности применения налоговой ставки к налоговой базе, определяемой организациями, имеющими статус налогоплательщика – участника специального инвестиционного контракта» введено раздельное регулирование региональных инвестиционных проектов и специальных инвестиционных контрактов.

Кроме структурных изменений, названным законом внесен ряд принципиальных новшеств. В частности, исчезло ранее действовавшее временное ограничение (до 2025 года) в применении льгот. Теперь ч. 2 ст. 18.2 Закона № 488-ФЗ для заключения СПИК установлен срок до 31.12.2030. Также сняты требования к размеру инвестиций. Дополнительно к этому у участников СПИК появилась возможность (при условии ведения раздельного учета) воспользоваться льготой по налогу на прибыль в отношении той части прибыли, которая получена в рамках СПИК. Ранее пониженные ставки налога действовали лишь при условии, что доля доходов от реализации продукции по СПИК составляла не менее 90 % всех доходов.

Из неприятных изменений – сокращение потенциального размера господдержки со 100 до 50 %, что снижает привлекательность статуса участника СПИК по сравнению с участниками региональных инвестиционных проектов и прочими налогоплательщиками, которые воспользовались инвестиционным налоговым вычетом.

Льготы по земельному налогу.

Право предоставлять преференции в отношении земельного налога принадлежит муниципалитетам. В частности, Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге» субъекты инвестиционной деятельности, в том числе являющиеся стороной СПИК, заключенного с органом государственной власти города Москвы, уплачивают налог в размере 0,7 % суммы налога, исчисленной в отношении земельных участков, используемых в ходе реализации инвестиционных приоритетных проектов города Москвы (то есть снижение земельного налога превышает 99 %). Решением Думы г. Костромы от 20.10.2005 № 84 «Об установлении земельного налога на территории города Костромы» на срок действия контракта полностью освобождены от налогообложения участки, используемые для осуществления инвестиционного проекта, включенного в реестр инвестиционных проектов Костромской области.

С принятием ФЗ от 02.08.2019 N 290-ФЗ (глава 2.1: ст.ст.18.1 – 18.6 Закона) механизм СПИК был переработан и появился его второй вариант, который называют СПИК 2.0. Кроме того, в НК РФ появилась новая глава 3.5 со ст. 25.16 (ФЗ от 02.08.2019 N 269-ФЗ).

Денис Мантуров, Министр Промышленности и Торговли РФ, высказался о нем следующим образом:

Механизм СПИК 2.0 будет способствовать развитию конкуренции в процессе реализации СПИК и привлечению долгосрочных негосударственных инвестиций в проекты, предусматривающие внедрение современных технологий. Усовершенствованный инструмент СПИК будет сфокусирован на разработке и трансфере технологий. Фактически, вектор сместится от решения преимущественно инвестиционных задач в сторону развития и передачи новых технологических компетенций.

СПИК 2.0 применяется для инвестиционных проектов по внедрению или разработке и внедрению современной технологии из утвержденного перечня в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе этой технологии. Для таких СПИК, заключенных после вступления в силу указанного ФЗ от 02.08.2019 N 290-ФЗ, было принято Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 N 1048 (ред. от 26.04.2022) «Об утверждении Правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов».

По специальному инвестиционному контракту (СПИК 2.0) одна сторона — инвестор в предусмотренный этим контрактом срок обязуется реализовать инвестиционный проект по внедрению или разработке и внедрению технологии, указанной в частях 2, 3 ст. 18.1 Закона, в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе указанной технологии на территории Российской Федерации, и (или) на континентальном шельфе Российской Федерации, и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (далее — проект), вложив в проект собственные и (или) привлеченные средства, а другая сторона — совместно Российская Федерация, и субъект Российской Федерации, и муниципальное образование в пределах своих полномочий в течение срока действия специального инвестиционного контракта обязуются обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности для инвестора и применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные специальным инвестиционным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Читайте также:  Налоговые каникулы: ликбез для предпринимателей

Таким образом, СПИК 2.0 – это соглашение между инвестором и государством, в котором фиксируются:

  • Обязательства инвестора – реализовать инвестиционный проект по внедрению или разработке и внедрению технологии в целях освоения серийного производства промышленной продукции на основе этой технологии.
  • Обязательства государства (Российской федерации, субъекта РФ, муниципального образования) – обеспечивать стабильность условий ведения хозяйственной деятельности и применять меры стимулирования в сфере промышленности, предусмотренные соглашением.

Сведения о заключении, изменении, расторжении и прекращении действия СПИК вносятся в реестр специальных инвестиционных контрактов. Ранее заключенные СПИК (СПИК 1.0) сохраняют свое действие и также подлежат автоматическому включению в реестр.

Ключевые критерии

СПИК 1.0

СПИК 2.0

Направленность СПИК

Создание либо модернизация и (или) освоение производства промышленной продукции

Освоение серийного производства промышленной продукции на основе современной технологии

Требуемый минимальный объем инвестиций

от 750 млн руб.

без ограничений

Механизм заключения

Заявительный порядок

Конкурсный отбор

Инициатор

Инвестор

Инвестор

РФ

РФ + субъект РФ + МО

Стороны контракта

Федеральный СПИК:

РФ (в лице Минпромторга / Минэнерго) + (субъект РФ) + (МО) + инвестор + (привлеченные лица)

Региональный СПИК:

Субъект РФ + (МО) + инвестор

РФ (в лице Минпромторга / Минэнерго / Минсельхоза) + Субъект РФ + МО + Инвестор

Ограничения в объеме мер господдержки

Меры поддержки применяются до тех пор, пока общая сумма бюджетных расходов и доходов, недополученных государством, не составит 50% капитальных вложений в проект в рамках СПИК

Срок действия

≤ 10 лет

≤ 15 лет (с объемом инвестиций ≤ ₽50 млрд)

≤ 20 лет (с объемом инвестиций > ₽50 млрд)

Обязательства и ответственность для всех сторон СПИК 2.0

Обязательства инвестора

Ответственность инвестора

· Вложить предусмотренный проектом объем инвестиций

· Разработать и внедрить / внедрить современную технологию из перечня, утверждаемого Правительством РФ

· Обеспечить на установленную СПИК дату наличие исключительных прав или права использования РИД по технологии, включенной в перечень, и др.

· Инвестор несет ответственность за неисполнение обязательств по СПИК в следующих формах: (1) возмещение реального ущерба; (2) уплата штрафа

· Ответственность инвестора ограничена общей суммой мер стимулирования, предоставленных в рамках СПИК

Обязательства государства

Ответственность государства

· Применять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности в течение срока действия СПИК

· Обеспечить стабильность условий ведения бизнеса

· Государство несет ответственность за непредоставление мер стимулирования в форме возмещения реального ущерба

Льготы по налогу на прибыль.

Для организаций – участников СПИК ставка по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, составляет 0 % (п. 1.14 ст. 284 НК РФ). Ставка налога, подлежащего зачислению в региональные бюджеты, законами субъектов РФ может быть снижена до 0 % (п. 3 ст. 284.9 НК РФ)[4]. Пониженная (вплоть до нуля) налоговая ставка действует начиная с налогового периода, в котором была получена первая прибыль от реализации товаров, произведенных в рамках СПИК, до отчетного (налогового) периода, в котором организация утратит статус налогоплательщика – участника СПИК. При этом размер льготы по налогу на прибыль имеет лимит в виде величины, равной 50 % объема капитальных вложений в инвестиционный проект, размер которых предусмотрен СПИК[5].

Участник СПИК имеет право применять пониженные ставки по налогу на прибыль:

  • ко всей налоговой базе, если доходы от реализации товаров, произведенных в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, составляют не менее 90 % всех доходов;

  • к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта, в отношении которого заключен СПИК, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в рамках реализации указанного инвестиционного проекта, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

При этом выбранный способ определения налоговой базы должен быть закреплен в учетной политике и не подлежит изменению в течение срока, на который заключен СПИК.

Читайте также:  Кто такой финансовый управляющий в процедуре банкротства физлиц

Основные изменения в госзакупках для поставщиков с 2022 года

Проект контракта тоже нужно будет формировать прямо в ЕИС — тоже в специальной форме. Это нововведение появится 1 апреля 2023 года. Сейчас проект контракта можно посмотреть только в файле в формате .doc — заказчик прикрепляет проект к извещению.

Организация ретроспективно не отражает последствия изменения учетной политики в связи с началом применения ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», утвержденного приказом Минфина от 16.10.2018 № 208н.

Срок рассмотрения письменного обращения субъекта Российской Федерации уполномоченным органом не может превышать 10 рабочих дней со дня поступления письменного обращения в уполномоченный орган.

Организация принимая к учету актив, удовлетворяющий условиям п. 4 ФСБУ 6/2020, относит его к объектам основных средств.

Изменения в закупках с июля 2020 года

Например, уже в середине 2016 года немецкая машиностроительная компания CLAAS заключила СПИК с Краснодарским краем, взяв на себя обязательства относительно сроков переноса ключевых технологических операций по производству зерноуборочного комбайна на территорию Российской Федерации. Таким образом, подчеркивают представители министерства, приемка поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги осуществляется в установленном контрактом порядке в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

В случаях, указанных в подпунктах «б» и «в» пункта 11 ФСБУ 25/2018, организация применяет пункт 11 ФСБУ 25/2018 в отношении каждого предмета аренды по перечню договоров и предметов аренды, указанных в приложении к приказу.

Объекты основных средств, выведенные из эксплуатации, по которым принято решение о ликвидации (демонтаже), списываются с бухгалтерского учета. Остаточная стоимость таких ОС относится на прочие расходы организации. До момента фактической ликвидации (демонтажа) данное имущество в целях обеспечения его сохранности учитывается за балансом.

Сроки договора и объем инвестиций

Срок действия СПИК составляет от 4,5 месяцев до 10 лет. Он варьируется в зависимости от целей и задач специального проекта инвестирования.

В самом договоре в обязательном порядке прописываются:

  • специфика, характерные особенности и объемы продукции, производство которых модернизируется или осваивается;
  • комплекс мер, направленных на создание, освоение или модернизацию товаров;
  • объем направляемых инвестиций;
  • размер страховых, налоговых и таможенных отчислений;
  • список обязанностей привлекаемых к исполнению проекта лиц в целях совместной реализации произведенных товаров, а также перечень стимулирующих мероприятий для привлечения третьих лиц.

Сумма вносимых инвестиций — это не фиксированная величина. Причем в некоторых регионах устанавливаются различные инвестиционные лимиты. К примеру, СПИК, который заключается на государственном уровне, должен привлечь средства в размере 750 000 000 рублей. В Московской области предельная величина вложений составляет 1 миллиард, в Пермском крае можно инвестировать до 300 миллионов рублей.

Виды договоров инвестирования

Классифицируем договоры в зависимости от целей инвестирования и других условий соглашения, выделяемых сторонами как существенные.

Основные — договоры инвестирования по ФЗ от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений».

От договоров, в которых с обеих сторон выступают частные лица, следует отличать государственные контракты, подписываемые на основании указанного Федерального закона. Такие контракты заключают в целях строительства или реконструкции государственных объектов капитального строительства или приобретения объектов недвижимого имущества в государственную собственность при реализации бизнес-проектов.

Компании заключают инвестиционный контракт по 44-ФЗ — Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Их отличительной чертой являются инвестиции в форме капитальных вложений.

Если нужны инвесторы под 44-ФЗ, привлекают капвложения и заключают специальный договор. Капитальные вложения — это те же инвестиции, но направленные исключительно в основной капитал (основные средства предприятия). Речь идет о проектно-изыскательских работах, модернизации уже действующих предприятий, обновлении машин, вводе современного технологичного оборудования, обновлении инструмента и инвентаря.

Минпромторг одобрил СПИКи с пятью автопроизводителями

Межведомственная комиссия по специальным инвестиционным контрактам (СПИК) поддержала проекты компаний Volkswagen, GM-АвтоВАЗ, Автотор, PCMA и Volvo Trucks. Это значит, что вскоре с ними будут заключены контракты, которые фактически приходят на смену завершившейся программе промсборки. Они заключаются между российским правительством и инвесторами на индивидуальных условиях в рамках постановления Правительства РФ №708 от 16.07.2015. Суть СПИКа в том, что инвестор гарантирует вложение денег (не менее 750 миллионов рублей) и создание рабочих мест, а государство обещает ему меры стимулирования деятельности и стабильные условия ведения бизнеса.

Читайте также:  Досрочная пенсия родителям ребенка-инвалида в 2022 году

Volkswagen в рамках СПИКа планирует увеличить локализацию уже выпускаемых моделей Polo, Tiguan, Skoda Rapid, Octavia и Kodiaq, а также начать выпуск кроссоверов Volkswagen Tarek (он же Tharu). Предполагается расширение моторного производства: помимо атмосферников 1.6 MPI, в Калуге начнут выпуск турбомоторов 1.4 TSI, причем сразу с мехобработкой шатунно-поршневой группы, коленчатого вала, блока цилиндров и головки блока. Предполагается использование заготовок российского производства для коленчатого вала, блока цилиндров и головки блока. Наконец, запланирована локализация коробок передач и электронных систем управления автомобилем.

Калужский завод PCMA (Peugeot Citroen Mitsubishi Automobiles) заключил СПИК только от имени французской стороны: Mitsubishi уже участвует на правах партнера в другом контракте, который еще в январе подписал АвтоВАЗ. PSA планирует расширение модельного ряда автомобилей российской сборки: уже в этом году на заводе в Калуге начнется выпуск микроавтобусов Opel Zafira Life и фургонов Opel Vivaro, а впоследствии PSA планирует инвестировать в новую платформу и запустить производство полноприводных версий семейства Peugeot Expert/Traveller и Citroen Jumpy/SpaceTourer. Также планируется локализация двигателей, которые вдобавок станут поставлять в другие страны: доля экспорта в выручке компании может достичь 12%.

СПИКи с тремя другими компаниями не столь масштабны. Автотор планирует создать почти тысячу новых рабочих мест, а также выпустить и реализовать продукцию на сумму более 3 трлн рублей. СП GM-АвтоВАЗ намерено модернизировать внедорожник Chevrolet Niva, а компания Volvo Trucks локализует производство грузовых автомобилей. По подсчетам Минпромторга, пять новых СПИКов обеспечат привлечение в реальный сектор экономики свыше 100 млрд рублей частных инвестиций до 2025 года.

Что нужно для заключения

В 2018 году в законопроект о СПИК были внесены поправки. Теперь последствия расторжения специального инвестиционного контракта по инициативе инвестора будут предусмотрены условиями соглашения изначально. Государством была введена дополнительная мера стимулирования вкладчиков в виде несения материальной ответственности. Если говорить простыми словами, то в случае расторжения контракта по причине невыполнения обязательств инвестором, он будет обязан возместить весь ущерб РФ или отдельному муниципальному образованию, который был нанесен его коммерческой деятельностью.

Порядок заключения специального инвестиционного контракта включает в себя несколько трудоемких этапа. Прежде всего инвестору необходимо предоставить следующий пакет документов:

  • подробный бизнес-план инвестиционного проекта;
  • изложить суть финансовой модели;
  • предоставить документы, которые могли бы подтвердить наличие свободного капитала, достаточного для инвестиций;
  • предоставить ключевые сведения о конечном продукте.

Существенные условия СПИК

Регламент заключения специальных инвестиционных контрактов указан в 488-ФЗ. Сведения, которые необходимо внести в СПИК, закреплены ст. 16 488-ФЗ.

Договор может заключаться только между государством (субъектом или муниципальным образованием) и вкладчиком. При заключении СПИК он обязан предоставить подтвердительную документацию о том, что объем вложенных в проект инвестиций составляет не менее 750 миллионов рублей.

Подавая заявку, заявитель в качестве приложения к ней должен подготовить следующий пакет документов:

  • копии, иллюстрирующие фактический объем вложений в проект (нотариально заверенные);
  • расчетный перечень мероприятий по стимулированию планируемых к использованию в ходе реализации ИК;
  • перечень обязательств инвестора, которые необходимо исполнить в течение срока действия СПИК;
  • сведения о технических и технологических характеристиках планируемой к созданию продукции;
  • ежегодная финотчетность предприятия;
  • документы, указывающие на приобретение, аренду земли на длительный срок;
  • разрешение на строительство, модернизацию зданий и сооружений;
  • детальный план разработки.

Изменения в 44-ФЗ с 1 апреля 2023 года

В случаях, предусмотренных п.п. 2, 6 и 17 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, контракт с единственным контрагентом может быть заключен в особом порядке (с 1 апреля 2023 года)

(пп. “е” п. 31 ст. 5, ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

Статья 93 Закона N 44-ФЗ будет дополнена новой ч. 14.

В указанных случаях допускается заключение контракта с использованием ЕИС в порядке, установленном п. 3 ч. 5 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. При этом при включении информации и документов о таком контракте в реестр контрактов и при исполнении такого контракта применяются положения Закона N 44-ФЗ, касающиеся контракта, заключенного по результатам проведения электронной процедуры.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *