Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые аспекты банкротства физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Суд получив заявление о банкротстве, рассматривает данное заявление. По результатам рассмотрения заявления о признании гражданина банкротом суд выносит определение.Определение суда — это вид судебного акта, который выносится судом по вопросам, требующим разрешения в ходе судебного разбирательства, но которым не решается дело по существу. Суд выносит определение о реструктуризации долга или об отказе и дело прекращается. Вопрос о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризацииего долгов должен быть рассмотрен на заседании суда.
Процесс принятия заявления судом
Срок рассмотрения не ранее чем по истечении 15 дней и не позднее чем в течение 3 месяцев с даты принятия судом заявления о признании гражданина банкротом.
Суд при признает обоснованным заявления гражданина банкрота, если имеется одно из следующих условий:
-гражданин прекратил расчеты с кредиторами;
-просрочено более 10% совокупного долга;
-размер задолженности гражданина превышает стоимость его имущества;
-имеется определение судебного-пристава о невозможности взыскания долга.
Права финансового управляющего
Права затрагивающие интересы гражданина. Федеральный закон предоставляет финансовому управляющему значительные права. Реализация данных прав может затрагивать интересы гражданина-должника. Например финансовый управляющий имеет право: оспаривать сделки совершенные гражданином за год до начала процедуры банкротства; обращаться в суд с ходатайством об аресте имущества гражданина; заявлять отказ от исполнения сделок гражданином-должником. После начала процедуры банкротства финансовый управляющий должен быть привлечен судом в любой имущественный спор гражданина-должника.
Для реализации данных прав Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ обязывает гражданина-должника предоставлять финансовому управляющему по письменному запросу сведения о своем имуществе в течение 15-и дней. При неисполнении гражданином указанной обязанности финансовый управляющий направляет в суд ходатайство об истребовании доказательств, на основании которого в установленном процессуальным законодательством порядке суд выдает финансовому управляющему запросы с правом получения ответов на руки.
Сбор информации. Финансовый управляющий обладает широкими полномочиями по сбору информации. Он вправе получать информацию об имуществе гражданина от органов государственной власти, органов местного самоуправления; требовать от гражданина информацию о его деятельности по исполнению плана реструктуризации долгов гражданина; получать информацию из бюро кредитных историй и Центрального каталога кредитных историй в порядке, установленном федеральным законом.
Права затрагивающие интересы кредиторов. В отношении кредиторов финансовый управляющий имеет право: заявлять возражения относительно долговых обязательств; созывать собрание кредиторов для решения вопроса о согласовании сделок гражданина-должника.
Вознаграждение финансового управляющего
Вознаграждение финансовому управляющему выплачивается в размере фиксированной суммы и суммы процентов.
Фиксированная сумма вознаграждения выплачивается финансовому управляющему единовременно по завершении процедуры, применяемой в деле о банкротстве гражданина, независимо от срока, на который была введена каждая процедура.
Выплата фиксированной суммы и суммы процентов осуществляется за счет денежных средств, полученных в результате исполнения плана реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.
Финансовый управляющий вправе привлекать других лиц в целях обеспечения осуществления своих полномочий только на основании определения суда, рассматривающего дело о банкротстве гражданина. Оплата услуг лиц, привлеченных финансовым управляющим могут быть признаны судом необоснованными. Заявление в суд об оспаривании сумм может подать гражданин-должник, кредитор. Обязанность доказывания необоснованности привлечения лиц для обеспечения деятельности финансового управляющего и оплаты их услуг возлагается на лицо, обратившееся в суд с заявлением о признании оплаты необоснованными.
С октября 2015 года в России вступил в силу закон о банкротстве граждан. Соответствующий закон принят Государственной Думой Российской Федерации, проект которого был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации еще в 2010 г.
По замыслу Правительства РФ этот закон, который называется «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника» должен избавить население от больших финансовых проблем, в том числе по невыплаченным банковским кредитам, которые как снежный ком увеличиваются из года в год.
Принятие данного закона ждали достаточно давно, а его обсуждение и рассмотрение сопровождалось значительным сопротивлением со стороны банковского сообщества, теряющего в случае принятия законопроекта в первоначальном виде значительные денежные средства.
Этим и можно объяснить, что к третьему чтению в Государственной Думе, в законе появились положения, значительно ограничивающие возможности граждан объявить себя банкротами и положения, затрудняющие саму процедуру проведения банкротств граждан.
Чтобы гражданин мог объявить себя банкротом он должен направить заявление в суд. При этом, такое заявление гражданин должен подать в суд, только тогда, когда он неспособен в полном объеме погасить имеющиеся у него задолженность или размер его задолженности перед кредиторами превышает 500 тыс. рублей. К соответствующему заявлению должник гражданин прикладывает документы, содержащие сведения о своих кредиторах, опись своего имущества, список совершенных им сделок в течение последних 3 лет, на сумму превышающих 300 тыс. рублей, сведения о доходах, полученных за три года до подачи соответствующего заявления и ряд других документов.
Такое заявление в суд общей юрисдикции может и подать и кредитор должника, но только в том случае, если его требования к должнику составляют сумму не менее 500 тыс. рублей и они не исполнены гражданином в течение 3 месяцев.
Все эти заявления поступают в соответствующий арбитражный суд по месту жительства гражданина.
И здесь заключается одна из особенностей данного закона, поскольку ранее дела с участием граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, рассматривались судами общей юрисдикции.
Кроме того, согласно авторам закона, при рассмотрении дела о банкротстве гражданина теперь применяются только такие процедуры как: реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина и мировое соглашение.
Реструктуризация долгов представляет собой реабилитационную процедуру, применяемую для восстановления платежеспособности гражданина и погашения его задолженности в соответствии с планом реструктуризации.
По замыслам Правительства Российской Федерации при проведении реструктуризации долгов, гражданин должен выплачивать из своего дохода денежные средства своим кредиторам в соответствии с утвержденным судом графиком. При чем, такой план реструктуризации, может быть утвержден только в том случае, если гражданин имеет источник постоянного дохода, а также подтвердил отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершения преступления в сфере экономики, не был признан банкротом в течение 5 лет предшествующих подаче заявления или в отношении него не вводилась реструктуризация имущества в течение последних 8 лет. Такой подход к определению критериев реструктуризации вызывает, по меньшей мере, удивление.
Во-первых, закон совсем не отвечает на вопрос о размере постоянного дохода гражданина. Совершенно очевидно, что размер доходов гражданина, должен обеспечивать как минимум существование его самого и членов его семьи, так и возможность погашения сумм задолженности кредиторам в течение трех лет проведения реструктуризации. Именно на такой срок вводится процедура реструктуризации долгов. Непонятно, также что будет с гражданином, если он потеряет постоянную работу или снизится размер его заработка.
Во-вторых, не понятно каким образом, непогашенная или неснятая судимость влияет на способность гражданина погашать свои обязательства перед кредиторами, ведь какой либо зависимости между непогашенной судимостью и доходами не существует. Фактически, это обстоятельство лишает данную категорию граждан применять реструктуризацию, даже если они имеют достаточный для погашения своих долгов доход.
Другая процедура, применяемая при банкротстве граждан — это процедура реализации имущества гражданина. Указанная процедура применяется судом, когда гражданин не способен производить соответствующие выплаты в рамках реструктуризации. В этом случае, все его имущество подлежит соответствующей продаже. Процедура реализации имущества гражданина вводится на 6 месяцев.
И здесь заключается еще одна особенность данного закона, поскольку в законе о банкротстве еще существует процедура продажи имущества, которая называется — конкурсное производство.
Совершенного не понятно, зачем авторам закона о банкротстве граждан нужно было вводить новую процедуру банкротства. По целям и задачам как «конкурсное производство», так и «процедура реализации имущества гражданина» являются одинаковыми, оперируют одними теми же понятиями и нормами о продаже имущества.
Из текста закона о банкротстве граждан следует, что для проведения указанных выше процедур назначается финансовый управляющий. Финансовый управляющий назначается из числа арбитражных управляющих. Вознаграждение финансового управляющего состоит из фиксированной части, выплачиваемой единовременно в размере 10 тыс. рублей и процентов, получаемых от сумм погашенных кредиторам в результате реструктуризации или продажи имущества.
И здесь вызывает значительное удивление тот факт, что вознаграждение арбитражному управляющему, назначенному в качестве финансового управляющего, выплачивается не ежемесячно, как при банкротстве юридических лиц, а единовременно по окончании соответствующих процедур банкротства.
При этом, сам размер вознаграждения арбитражного управляющего составляет всего 10 тыс. рублей за процедуру банкротства гражданина, против 30 тыс. рублей в месяц при банкротстве юридического лица.
При одном и том же объеме выполняемых работ, совершаемых арбитражным управляющим действий и размере ответственности, его вознаграждение в процедурах банкротства граждан значительно (более чем в 10 раз) меньше, чем при банкротстве юридических лиц и делает экономически невыгодными проведение арбитражным управляющим процедур банкротства граждан.
Одно только это обстоятельство, ставит большой вопрос на дальнейшей судьбе закона о банкротстве граждан. Закон как таковой есть, но с исполнением его возникает множество проблем. Поэтому Верховный Суд Российской Федерации попытался разъяснить общие вопросы по применению на практике новых положений о банкротстве граждан[7].
Проведем анализ судебной практики, сформировавшейся в связи с применением положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», касающихся банкротства индивидуальных предпринимателей, ликвидируемых и отсутствующих должников.
Пример 1 (По материалам постановления ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008№А05-12424/2007)
Суть дела
Налоговый орган обратился в суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и введении в отношении него процедуры наблюдения.
По мнению индивидуального предпринимателя, в соответствии с действующим законодательством дело о банкротстве в отношении индивидуального предпринимателя может быть возбуждено при условии признания обоснованными требований кредиторов в совокупности на сумму не менее 100000 руб. Поскольку суд признал обоснованными требования налогового органа на меньшую сумму, в удовлетворении заявления о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) следует отказать[11].
Позиция суда
В силу ст. 214 Федерального закона от26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ) основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона № 127-ФЗ гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Согласно п. 2 ст. 202 Закона № 127-ФЗ правила § 1 гл. X Закона № 127-ФЗ применяются к отношениям, связанным с банкротством индивидуального предпринимателя, с учетом особенностей, установленных в § 2 указанной главы. В соответствии с п. 2ст. 33 Закона № 127-ФЗ заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику- гражданину в совокупности составляют не менее чем 10 000 руб.
Таким образом, довод индивидуального предпринимателя о том, что требования кредиторов к индивидуальному предпринимателю в совокупности должны составлять не менее 100 000 руб., не соответствуют законодательству о банкротстве.
Учитывая изложенное, заявление налогового органа следует удовлетворить.
Пример 2 (По материалам постановления ФАС СевероЗападного округа от 05.03.2008№А13-301/2007)
Суть дела
Конкурсный кредитор обратился в суд с заявлением о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом).
Позиция суда
На основании п. 1ст. 3 Закона № 127-ФЗ гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
В соответствии со ст. 214 Закона № 127-ФЗ основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Указанная статья определяет особенность банкротства индивидуальных предпринимателей по сравнению с банкротством обычных физических лиц: к предпринимателю применяется критерий неплатежеспособности. Он может быть признан несостоятельным (банкротом), если выявлена его неспособность удовлетворять требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. При этом превышения размера обязательств над стоимостью имущества не требуется.
Учитывая изложенное, заявление о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) надлежит удовлетворить[12].
Пример 3 (По материалам постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 05.05.2008 № Ф08- 2257/2008).
Суть дела
Налоговый орган обратился в суд с заявлением о признании организации, находящейся в процессе ликвидации, несостоятельной (банкротом) в связи с наличием просроченной свыше трех месяцев задолженности по обязательным платежам и введении в отношении нее процедуры наблюдения.
По мнению ликвидационной комиссии организации, возражавшей против удовлетворения требований налогового органа, в силу ст. 225 Закона № 127-ФЗ наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются.
Позиция суда
В соответствии с п. Зет. 48 Закона № 127-ФЗ определение о введении наблюдения выносится в случае, если требование заявителя соответствует условиям, установленным п. 2 ст. 33 Закона № 127- ФЗ, обосновано и не удовлетворено должником на дату заседания арбитражного суда.
В силу п. 2 ст. 33 Закона № 127-ФЗ заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем 100 ООО руб. и не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.
Перечисленн��е в указанных нормах обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Согласно ст. 7 и 11 Закона № 127-ФЗ нахождение организации-должника в стадии ликвидации и работа ликвидационной комиссии не лишают заявителя — уполномоченного органа права на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании такого должника несостоятельным (банкротом).
Положения ст. 224 — 226 Закона № 127-ФЗ, которые являются специальными нормами права и устанавливают особенности банкротства ликвидируемого должника, не исключают возможности возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на общих основаниях — по заявлению уполномоченного органа, что имело место в данном случае.
Учитывая изложенное, заявление налогового органа о введении в отношении должника процедуры наблюдения надлежит удовлетворить[13].
Пример 4 (По материалам постановления ФАС ВосточноСибирского округа от 15.01.2008 № А74-2224/07- Ф02-9719/07)
Суть дела: Налоговый орган обратился в суд с заявлением о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом).
Позиция суда
К юридическому лицу, которое в течение последних 12 мес. не представляло документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, применяется административный порядок ликвидации, предусмотренный ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).
Процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕРГЮЛ) является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому п. 4ст. 61 ГК РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит. В этой связи исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению налогового органа допускается и в тех случаях, когда указанное юридическое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
После того, как управляющий выявит всю имеющуюся собственность должника, составляется опись все объектов, счетов и других активов. Решается вопрос о том, что из имущества будет выставлено на торги, а что пока останется во временном владении банкрота. Проходит независимая оценка собственности и получение разрешения на продажу. Это процедура должна иметь определенные сроки и порядок, которая утверждается судом.
Закон № 127 ФЗ гласит, что торги должны быть окончены не позднее 6 месячного срока. Этот промежуток может быть увеличен при условии одобрения судьей. Денежные средства, вырученные в процессе торгов, идут на удовлетворение требований кредиторов.
ВАЖНО! Если средств не хватило, то оставшееся часть будет списана.
Когда должник обязан подать заявление
В п. 10 Постановления сказано, что должник обязан подать заявление о признании себя банкротом при одновременном наличии двух условий:
- размер неисполненных денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в совокупности составляет не менее 500 000 руб. Причем в эту сумму включаются долги, как связанные, так и не связанные с предпринимательской деятельностью;
- удовлетворение требования одного или нескольких кредиторов приведет к невозможности исполнения обязательств и (или) обязанностей по уплате обязательных платежей перед другими кредиторами.
Если к заявлению не будут приложены все необходимые документы (п. 3 ст. 213.4 Закона № 127-ФЗ), то суд все равно примет его к рассмотрению. Недостающие бумаги он истребует при подготовке дела к разбирательству (п. 12 Постановления).
Завершение процедуры реструктуризации
Не позднее чем за месяц до истечения срока исполнения плана, финансовый управляющий обязан подготовить отчет о результатах его исполнения (п. 1 ст. 213.22 Закона № 127-ФЗ). Данный отчет направляется в суд. Если из него следует, что план полностью исполнен, суд выносит определение о завершении процедуры реструктуризации долгов (п. 35 Постановления).
Следует учитывать, что кредиторы или уполномоченный орган могут остаться недовольными действиями должника или финансового управляющего по реализации плана. В связи с этим они могут высказаться против завершения процедуры реструктуризации долгов (например, если должник выполнил не все условия плана). Разумеется, при решении вопроса о завершении реструктуризации суд должен рассмотреть такие жалобы.
Впрочем, само по себе наличие жалоб, не связанных с рассмотрением вопроса о завершении реструктуризации, не станет препятствием для вынесения определения (п. 35 Постановления).
Важно отметить, что должнику, в отношении которого суд вынес определение о завершении реструктуризации, рано радоваться. Дело в том, что это определение может быть отменено по заявлению конкурсного кредитора или уполномоченного органа, если обнаружатся новые обстоятельства (ст. 213.29 Закона № 127-ФЗ, п. 47 Постановления), например, выяснится, что должник действовал недобросовестно (п. 4 ст. 213.28 Закона № 127-ФЗ, п. 46 Постановления).
Институт банкротства физических лиц
Если заемщик не может выполнить свои долговые обязательства, с точки зрения права он становится несостоятельным. Как и для организации, для гражданина в таком случае может наступить состояние банкротства. Разумеется, если обстоятельства дела будут соответствовать нужным положениям законодательства.
Третий пункт 1 статьи Федерального Закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» разрешает применять для банкротства ФЛ положения, касающиеся аналогичного процесса для организаций.
В том числе применяются пункты о порядке конкурсного распределения имущества, возможности частичного удовлетворения кредиторских требований и другие правила.
Поэтому физическое лицо признается банкротом исключительно по судебному решению. Рассмотрение дела может начинаться по заявлению должника. При этом физ. лицо уплачивает госпошлину в размере 300 рублей. Сразу оговоримся, что этим расходы потенциального банкрота на процедуру не ограничатся.
В результате арбитражного судопроизводства неспособность полного исполнения гражданином его обязательств перед кредиторами или по выплате в бюджет квалифицируется как его банкротство.
Вышеуказанный законодательный акт объединяет в гражданском банкротстве три вида: для ИП, КФХ и собственно физического лица. Последний вид действует с 1998 года. В 2018 г. вступили в силу изменения по последствиям признания несостоятельности ФЛ, которых коснемся ниже.
Признаки несостоятельности ФЛ
Пределом, после которого можно вести речь о наличии признаков несостоятельности физического лица, считается 3-месячная просрочка исполнения обязательств перед государством или кредитором. Кроме того, суд принимает к сведению:
- конкретный период, в который должник не выполнял обязанности по кредиту или внесению платежа;
- сопоставление размера задолженности и стоимости имущества должника;
- сумму долга.
Для возбуждения дела о БФЛ необходимо наличие следующих условий:
- прекращение платежей;
- просрочка от 30 дней в сумме от 10% всех обязательств;
- недостаточность стоимости имущества для покрытия задолженности;
При отсутствии у должника имущества, которое можно реализовать, кроме перечисленного, необходимо наличие оконченного исполнительного производства. В случае, когда о банкротстве объявляет сам должник, совокупная сумма требований должна превышать 10 000 руб.
У кредитора есть право на обращение в арбитраж при сумме общего долга от полумиллиона рублей. Такой же долг, согласно п. 1 ст. 213.4 того же закона, обязывает должника самостоятельно писать заявление в суд.
Порядок погашения задолженности
Закон о банкротстве рассматривает порядок погашения обязательств банкрота перед кредиторами в статье 213.27. Так, в ее 6 пункте установлено, что считается погашенной задолженность, которую не погасили по причине нехватки реализуемого имущества.
Вследствие этого по окончании расчетов должник считается свободным от дальнейших претензий, включая и те, которые не были выставлены во время процедуры. Такое право ему дает 3 пункт статьи 213.28 все того же законодательного акта.
Однако для того чтобы воспользоваться таким послаблением, ответчику необходимо, чтобы были соблюдены условия:
- отсутствие правонарушений в ходе этого судопроизводства;
- отсутствие актов предоставления суду ложных сведений или непредоставления необходимых данных;
- отсутствие незаконных действий в ходе процедуры (злостного уклонения от уплаты долга, получения денег путем мошенничества и т.п.).
Судебная практика по банкротству физических лиц: постановление Пленума ВС РФ № 45
Принятый в июне 2020 года закон «Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства)…» от 29.06.2015 № 154-ФЗ, внесший изменения в закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ о банкротстве физических лиц, начал действовать с 01.10.2015. С этого момента в отношении банкротства физических лиц практика судов начала активно формироваться. Этому способствует развитие соответствующей сферы услуг.
Основные направления развития практики заложены в постановлении Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах…» от 13.10.2015 № 45 (далее — постановление № 45).
В нем разъяснены следующие моменты:
Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.
- принятие заявления о банкротстве;
- утверждение судом плана реструктуризации;
- условия баланса прав кредиторов и должника;
- применение норм к ранее возникшим отношениям и судебным делам.
Указанным постановлением руководствуются суды, и практика по банкротству физлиц уже складывается.
Процедура реструктуризации
В течение 10 дней с момента истечения двухмесячного срока после публикации сообщения о признании заявления о банкротстве обоснованным должник и его кредиторы вправе направить финансовому управляющему проект плана реструктуризации.
Проект направляется всем известным кредиторам должника. Если проект предложен кредитором, то к нему прилагается либо одобрение должника, либо его возражения (п. 27).
Проект плана реструктуризации выносится финансовым управляющим на рассмотрение первого собрания кредиторов. В пункте 28 Постановления Пленума № 45 указывается, что пропуск установленного 10-дневного срока на направление всем лицам проекта плана не препятствует его рассмотрению первым собранием кредиторов. Но только при условии, что он был направлен и получен ими до даты собрания с учетом времени, необходимого на ознакомление с материалами.
Для назначения судебного заседания об утверждении плана достаточно решения собрания кредиторов о его одобрении. Ходатайства не требуется. Тем не меннее арбитражный суд вправе утвердить план реструктуризации, не одобренный собранием кредиторов по ходатайству лица участвующего в деле (п. 29). Думаю, в этом случае суд оценивает доводы ходатайства и сам проект плана реструктуризации на предмет его реалистичности, соответствия требованию соблюдения баланса интересов в деле о банкротстве.
Но в любом случае для утверждения плана реструктуризации обязательно требуется одобрение должника, выраженное как письменно, так и устно в ходе судебного заседания. Утверждение плана без его согласия допустимо только в исключительном случае, если несогласие очевидно свидетельствует о злоупотреблении правом (п. 30).
В частности, на это может указывать по мнению Пленума настойчивое требование должником скорейшего завершения дела о банкротстве и, соответственно, освобождении от долгов, на фоне стабильно получаемой высокой заработной плате.
О недопустимости злоупотребления правом говорится и в пункте 31. План реструктуризации не утверждается, если он заведомо экономически необоснован и неисполним, не предусматривает для должника и его иждивенцев средств в размере прожиточного минимума, при его реализации будут нарушены права и законные интересы несовершеннолетних.
Максимальный срок реализации плана реструктуризации — три года. Этот срок предполагается достаточным для погашения должником своих обязательств перед кредиторами и восстановления платежеспособности (п. 33).
Пункт 34 Постановления Пленума содержит разъяснения касаемо цели процедуры реструктуризации. Ее достижением может считаться достижение такого финансового положения должника при котором он сможет в дальнейшем продолжить исполнять свои обязательства, срок исполнения которых на момент окончания процедуры реализации еще не наступил. Если план реструктуризации не способствует реализации этой цели, то суд должен отказать в его утверждении.
Результаты реализации утвержденного плана реструктуризации рассматриваются на заседании суда. В этом же заседании могут быть рассмотрены жалобы кредиторов на действия финансового управляющего и должника. Пленум разъясняется в п. 35, что является жалобой в рамках процедуры банкротства гражданина.
Последствия банкротства
Признание физлица несостоятельным — положительный момент для гражданина, у которого есть потребность уйти от имеющихся долгов. Шанс избавить себя от претензий кредиторов привлекает многих заемщиков, которые решаются начать дело о банкротстве. Однако что будет после завершения дела о банкротстве и списания долгов? Закон о банкротстве физических лиц (127-ФЗ) накладывает следующие ограничения на банкрота:
- в течение 3 лет после завершения процедуры гражданин не может работать руководителем в юридическом лице (например, генеральным или финансовым директором);
- в течение 5 лет гражданин обязан информировать банки о своем банкротстве при каждом обращении за новым кредитом;
- в течение 5 лет должник не может повторно инициировать процедуру своего банкротства через суд.
По отзывам с форумов, для многих людей эти ограничения не играют роли — они с лихвой перекрываются возможностью избавиться от долгов и преследования со стороны банков. Но эти нюансы необходимо учитывать, когда речь идет о последствии признания гражданина некредитоспособным. Необходимость взять новый кредит или занять руководящую должность в компании могут возникнуть раньше, чем закон позволит это сделать банкроту.
Банкротство физических лиц в 2021: пошаговая инструкция
Гражданин имеет право на проведение в отношении него процедуры реструктуризации долга, если он имеет доход, не имеет судимости по экономической статье, не подвергался административному наказанию за мелкое хищение, не признавался ранее банкротом.
Проект плана реструктуризации разрабатывает сам гражданин-должник, кредитор или уполномоченный орган. План реструктуризации долга направляется финансовому управляющему в срок 10 дней, с момента окончания 2-х месячного срока отведенного для проведения собрания кредиторов.
Если имеется 2-а и более проектов плана реструктуризации финансовый управляющий предоставляет проекты на собрание кредиторов.
Если нет проектов – финансовый управляющий разрпабатывает проект плана реструктуризации долгов гражданина.
Через 20 дней и не позже 60 дней, с даты направления плана реструктуризации кредиторам, проводиться первое собрание кредиторов. Финансовый управляющий предоставляет проект плана реструктуризации долгов, сведения о финасовом положении должника, отчет о своей работе, возражения и предложения по плану реструктуризации. Также финансовый управляющий может предложить признать гражданина банкротом и реализовать его имущества, без проведения реструктуризации.
План реструктуризации должен содержать положения о порядке погашения долга. Срок погашения долгов не более 3 лет. А также положения о порядке и сроках продажи имущества. Долги должны погашаться пропорционально сумме требований.
По ипотечным кредитам и залогу авто, план реструктуризации предусматривает преимущественное удовлетворение требований кредиторов при продаже залогового имущества.
К плану реструктуризации должно прилагаться заявление гражданина должника об одобрении или о возражении в отношении плана. К утвержденному плану реструктуризации долга – гражданин может направить предложения о внесении изменений. Предложения направляются финансовому управляющему. Который ставит вопрос о внесении изменений на собрании кредиторов. В окончательном виде изменения утверждает суд.
Кредиторы одобряют план реструктуризации долгов на собрании, большинством голосов. К уже утвержденном уплану реструктуризации долга кредиторы могут направить предложения о внесении изменений.
Суд утверждает план реструктуризации долгов гражданина. Если кредиторы не согласны с планом реструктуризации, суд может по ходатайству лиц участвующих в деле отложить рассмотрение дела на срок до 2-х месяцев. Суд может утвердить план реструктуризации против воли кредиторов, если такой план предусматривает полное погашение долгов гражданина.
Судебные акты могут быть обжалованы.
План реструктуризации может быть отменен судом по ходатайству кредиторов, если документы содержат недостоверные сведения, гражданин-должник не исполняет свои обязанности.
Суд признает гражданина банкротом, если нет плана реструктуризации или собрание кредиторов не одобрило план реструктуризации, судом отменен ранее принятый план.
Гражданин признается банкротом и его имущество продается. Срок продажи имущества – 6 месяцев. Гражданин может быть ограничен судом в праве выезда из Российской Федерации, такое ограничение, по ходатайству гражданина, может быть отменено досрочно.
После объявления гражданина банкротом — финансовый управляющий распоряжается всем имуществом должника, денежными средствами на счетах в банках, финансовый управляющий ведет в судах дела от имени гражданина о взыскании долгов в пользу гражданина, об оспаривании сделок гражданина. Сделки совершенные гражданином лично – ничтожны.
Для проведения процедуры банкротства по инициативе должника необходимо выполнение следующих условий, которые свидетельствуют о неплатежеспособности гражданина:
- — суммарный размер долгов по кредитам, налогам и штрафам с учетом пени больше, чем оценочная стоимость имущества должника;
- — на руках имеется постановление ФССП об окончании исполнительного производства по причине отсутствия доступного для реализации имущества;
- — должник перестал платить по финансовым обязательствам, что привело к наличию просрочки;
- — официального дохода гражданина недостаточно, чтобы вносить хотя бы 10% от обязательных ежемесячных платежей по кредитам.
Кроме того, должны выполняться и следующие требования:
- — должник является добросовестным заемщиком и предпринимал попытки самостоятельно решить вопрос с кредиторами (можно предоставить переписку с банком);
- — должник не скрывает свои доходы или имущество, иначе суд откажет в объявлении банкротства.
- — должник работает или пытается трудоустроиться (в этом случае обязательно быть на учете официальной службы занятости).
Подсудность дел о банкротстве физических лиц
С принятием Федерального закона № 476, согласно которому физическим лицам разрешили обращаться в суд и оформлять банкротство, в интернете стали появляться советы, гласящие, что данная мера в одночасье избавит гражданина от всех долгов, проблем и позволит начать жизнь с чистого лица. Однако подобная «сказка» возможна только в единичных случаях, потому как процедура подразумевает наличие множества подводных камней. А советы такого характера распространяются лицами, далекими от отрасли кредитного законодательства, да и вообще не особо сильно разбирающимися в юриспруденции.
Не верьте всем советам, которые можно найти в интернете, поскольку нередко они оставляются непрофессионалами и загоняют должника в тупик (Ю. Астапов, юрист с международным опытом)
Именно поэтому необходимо изучить подсудность дел о банкротстве физического лица. В каких случаях гражданин имеет право обращаться в суд, что для этого нужно, каков порядок рассмотрения дела и, главное, в чем заключаются положительные и отрицательные последствия процесса для заемщика.