- Правовые ответы

Удаленная работа из Белоруссии: кто платит налоги и взносы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Удаленная работа из Белоруссии: кто платит налоги и взносы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны. Это касается как налоговых правоотношений, так и социального страхования. К примеру, если международная норма статьи 73 Договора о ЕАЭС противоречит внутреннему закону РФ — статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила. Ставку НДФЛ 13% следует применять к доходам резидентов ЕАЭС, полученным с первого дня работы в РФ по найму. Можно отнести к работе по найму работы по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии со статьей 96 Договора о ЕАЭС и статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Когда следует применять нормы Договора о ЕАЭС, а не НК РФ

В понятие «доход в связи с работой по найму» входит всякий доход, предусмотренный трудовым или гражданско-правовым договором. Причем деятельность осуществляется непосредственно на территории РФ. Это обязательное условие применения ставки НДФЛ 13% (см. письма Минфина России от 10.06.2016 № 03-04-06/34256, от 17.07.2015 № 03-08-05/41341). В письме от 10.06.2015 № ОА-3-17/2276@ ФНС России уточняет, что факт нахождения сотрудника и работы в России подтверждается копиями страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы, сведениями из табеля учета рабочего времени, данными миграционных карт, документами о регистрации по месту жительства (пребывания).

Обратите внимание, что такой порядок налогообложения не распространяется на резидентов ЕАЭС, работающих по договору с российским работодателем в другом государстве (например, дистанционно в Беларуси). В этом случае применяются общие правила: работодатель не должен удерживать НДФЛ с вознаграждения сотрудника-нерезидента РФ, полученного за пределами РФ (пп. 6 п. 3 ст. 208, п. 2 ст. 209 НК РФ).

Органы управления миграционной политикой

Постоянным наднациональным регулирующим органом, созданным для эффективного функционирования и развития Союза, является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), включающая Совет Комиссии и Коллегию Комиссии. Порядок их работы регулируется соответствующим Регламентом. Вопросы трудовой миграции относятся к компетенции Департамента трудовой миграции и социальной защиты ЕЭК, который курирует Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике Жаксылыков Тимур Мекешевич. В рамках данного Департамента работает отдел трудовых ресурсов и отдел миграции. В сфере трудовой миграции функционируют Консультативный комитет по миграционной политике при Коллегии Комиссии и Консультативный комитет по вопросам социального обеспечения, соблюдения пенсионных прав, оказания медицинской помощи и профессиональной деятельности трудящихся государств — членов Союза при Коллегии Комиссии. Председателем обоих Комитетов также является Член Коллегии (Министр) по экономике и финансовой политике.

Белорус отработал менее полугода: как пересчитать налог?

В соответствии со ст. 209 НК РФ доходы физических лиц от источников в РФ признаются объектом налогообложения по НДФЛ вне зависимости от того, являются эти лица налоговыми резидентами Российской Федерации или нет.

Однако в силу действия положений ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Из положений п. 1 и 2 ст. 1 Протокола от 24.01.2006 к Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95 (далее — Протокол) следует, что доходы граждан Республики Беларусь, работающих в Российской Федерации в соответствии с трудовым договором, заключенным на срок не менее 183 дней, подлежат обложению НДФЛ по налоговой ставке 13% с даты начала этой работы. Никаких дополнительных условий применения такой налоговой ставки НДФЛ — 13% — Протоколом не предусмот­рено.

Согласно п. 5 ст. 1 Протокола в случае прекращения лицом с постоянным местожительством в одном договаривающемся государстве работы по найму в другом договаривающемся государстве до истечения 183 дней нахождения в другом договаривающемся государстве, определяемых с учетом п. 3 и 4 данной статьи, производится перерасчет налоговых обязательств указанных лиц по ставкам и в соответствии с порядком, действующим в отношении физических лиц, не являющихся лицами с постоянным местожительством в этом другом государстве. Вместе с тем обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы НДФЛ исполняется физическими лицами самостоятельно. Пени и штрафы в таких случаях не применяются.

Таким образом, перерасчет суммы НДФЛ по ставке 30% производится только в том случае, если гражданин Республики Беларусь прекратит трудовые отношения до истечения 183 календарных дней нахождения его на территории Российской Федерации. При этом не важно, на какой срок был заключен трудовой договор.

Учитывая, что обязанность уплатить дополнительную сумму НДФЛ возлагается на самого белорусского работника, у организации как налогового агента не возникает обязанности доудержать сумму НДФЛ из доходов такого работника.

Организация-работодатель должна лишь сообщить в налоговый орган и самому работнику о сумме задолженности и о невозможности ее удержать. Сделать это организация обязана в течение месяца с даты окончания налогового периода, в котором работник уволился (п. 5 ст. 226 НК РФ). Для этих целей используется форма 2-НДФЛ, утвержденная приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611. После уведомления налогового органа и бывшего работника о невозможности удержать соответствующую сумму НДФЛ обязанности налогового агента прекращаются. Дальнейшее взыскание неудержанной суммы НДФЛ контролирует налоговый орган.

Это интересно: Статья 103 ТК РФ — Сменная работа

Что касается налогообложения выплат за последний месяц работы, то они облагаются по ставке 30%. Основанием для применения такой ставки является все тот же п. 5 ст. 1 Протокола: применение положений законодательства о налогах сборах, касающихся физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

В свою очередь, п. 3 ст. 224 НК РФ предусмотрено, что в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, устанавливается налоговая ставка 30%. В соответствии с п. 3 ст. 226 НК РФ сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка 30%, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику. При этом налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).

Таким образом, на дату осуществления окончательного расчета с гражданином Республики Беларусь в отношении указанных выплат соблюдаются все требования для применения налоговой ставки 30%, которую организация как налоговый агент должна применить для исчисления, удержания и перечисления в бюджет ­НДФЛ.

Работник — гражданин Республики Беларусь должен при необходимости подать налоговую декларацию. Такая необходимость может возникнуть в двух случаях. Во-первых, если до окончания налогового периода он пробудет в Российской Федерации менее 183 дней. Налоговая декларация представляется в общеустановленном порядке, то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 229 НК РФ).

Читайте также:  2 способа заполнить заявление о банкротстве физического лица

Второй случай — если работник выезжает за пределы Российской Федерации. В такой ситуации налоговая декларация о доходах в налоговый орган по месту пребывания в Российской Федерации должна быть представлена не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации. Соответствующую сумму НДФЛ следует уплатить не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации (абз. 2 и 3 п. 3 ст. 229 НК РФ).

Удаленная работа из Белоруссии: кто платит налоги и взносы

Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.

Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:

  1. Производство высокотехнологических товаров – 12%.
  2. Дивиденды – 12%.
  3. Производство лазерной и оптической техники – 10%.

Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.

Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.

Объекты, подлежащие налогообложению:

  1. Квартиры.
  2. Комнаты в собственности.
  3. Гаражи.
  4. Места для парковки машин.

Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.

Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.

Таблица: налоговые ставки земельного налога

Кадастровая стоимость участка Налог (выражено в белорусских рублях)
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар 20.72
Больше 20720 белорусских рублей за гектар 0.1 процент от кадастровой стоимости

Разъяснено, что в силу соответствующего соглашения между правительствами двух стран граждане Беларуси имеют равные права с гражданами России в части налогообложения доходов от продажи имущества (долей в нем).

Налогообложение граждан Беларуси, как и российских граждан, зависит от времени их пребывания в России, т. е. от того, является ли физлицо налоговым резидентом России или нет.

Например, доходы россиян от продажи квартиры в России, проживающих в нашей стране менее 183 дней в году, облагаются НДФЛ по ставке 30% без применения налоговых вычетов, а доходы белорусов от продажи принадлежащей им квартиры в России, проживающих в нашей стране не менее 183 дней в году, облагаются по ставке 13% с применением соответствующих налоговых вычетов.

Если у вас работают граждане из стран ЕАЭС (армяне, белорусы, казахи, киргизы), то их зарплата с первого рабочего дня облагается по ставке 13 %.

Это правило предусмотрено статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Налоговый статус таких работников при приеме не имеет значения. Вместе с тем определять этот статус к концу года все-таки надо.

Дело в том, что налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются только налоговым резидентам.

Поэтому иностранцы из стран ЕАЭС вправе воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после приобретения ими статуса налогового резидента РФ.

Добавим, что мнение Минфина и ФНС относительно ставки НДФЛ для иностранцев из стран ЕАЭС, не имеющих по итогам года статуса резидента РФ, расходятся.

Налоговики указывают на тот факт, что положениями статьи 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан из ЕАЭС в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.

То есть независимо от того, есть у этих работников статус налогового резидента или нет, ставка в любом случае будет 13 %. Перерасчет на 30 % делать не надо.

Кроме того, есть Постановление Конституционного суда от 05.06.2015 № 16-П, в котором говорится, что положениями Договора о ЕАЭС была достигнута договоренность о безусловном распространении на физлиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.

При этом Минфин утверждает, что такое мнение не противоречит вышеназванному Постановлению КС №16-П.

Вместе с тем, в письме Минфина № 03-04-06/74275 от 25.08.2020 сообщается, что в случае если после даты увольнения выплаты не производятся, перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 %, налоговым агентом не производится.

Впрочем, ФНС сейчас также придерживается мнения, которое высказывает Минфин.

В ФНС отмечают, что порядок определения налогового статуса физлица применяется независимо от гражданства и распространяется, в том числе, на граждан государств – членов ЕАЭС.

Таким образом, в вопросе необходимости пересчета НДФЛ из-за отсутствия резидентства 100-процентной определенности нет.

Налог на доходы физических лиц в 2021 году

К сожалению, речь о прогрессивном налогообложении доходов пока не идет. Минфин, Минэкономразвития и Центр стратегических разработок обсуждают совершенно иной налоговый маневр. Представители данных ведомств собираются оставить плоскую шкалу, но при этом считают, что налоговая нагрузка на население должна быть повышена. Единственное, в чем может выразиться «прогрессивность» новой системы налогообложения, так это в том, что будет введен некий необлагаемый налогами минимальный доход.

Таким образом, сегодня в российской налоговой практике применяется плоская шкала налогового обложения доходов россиян. При этом, согласно данным специалистов из Росстата, размер средней номинальной зарплаты в стране равен 38590 рублям, т.е. человек, получающий такую сумму, ежемесячно платит отчисление в размере чуть более 5000 рублей. Несложно посчитать, что в годовом выражении это будет примерно 60000 – сумма, которая для россиян с озвученным выше доходом является весьма существенной.

  • представители Министерства финансов настаивали на повышении уровня НДФЛ до 15% с одновременным сокращением ставки страховых отчислений на 9% (с 30 до 21%);
  • в Министерстве экономического развития пришли к выводу, что НДФЛ нужно повысить до 15%, но внедрить вычет, равный сумме установленного прожиточного минимума. Параллельно с этим ведомство предлагало увеличить сбор в виде НДС (до 21%) и уменьшить страховой сбор (на 9%);
  • специалисты из Центра стратегических разработок предлагали повысить налог с физлиц до 17%, однако для самых бедных жителей страны заложить в системы вычет, равный прожиточному минимуму;
  • Аркадий Дворкович, занимающий должность вице-премьера, предложил увеличить НДФЛ до 15%, а 2% дополнительного дохода направлять из бюджета на развитие области медицины и охраны здоровья;
  • инициативная группа парламентариев, состоящая из членов фракции ЛДПР, предложила освободить от уплаты данного налога всех, у кого зарплата не превышает 15 тысяч рублей. Для остальных россиян предложили ввести прогрессивное налоговое обложение: 13% налога для людей с доходами от 180 тысяч до 2,4 миллионов рублей в год, 30% — для готового дохода от 2,4 до 100 миллионов, 70% + 29,6 миллионов – для тех, кто получил годовой доход от 100 миллионов и выше. При этом облагаться налогом должна сумма, которая вышла за минимальное значение каждой планки шкалы. То есть при доходе в 2,6 миллиона рублей налог в 30% должен взиматься только с 200 тысяч, а остальные 2,4 миллиона облагаются налогом в размере 13%.
  • с заработной платы граждан Российской Федерации, а также официально трудоустроенных в РФ белорусов, казахов, киргизов, армян (т.е. представителей стран-участников ЕАЭС), беженцев и мигрантов взимается налог в размере 13%;
  • с дивидендов взимается налоговый сбор в таком же процентном отношении к доходу (13%);
  • выигрыши и доходы от капиталовложений облагаются налогом в 35%;
  • заработная плата и доход предпринимателей-нерезидентов облагаются налоговым сбором в размере 30%.

Новшества в исчислении подоходного налога с 1 января 2021 года

А вот что касается страховых случаев на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, то на выплаты по гражданско-правовым договорам они начисляются только в том случае, если такая прямая обязанность установлена в самом договоре (п.
Москве от 14.12.2021 N 20-14/3/131685).Перечислить же налог организация должна при выплате вознаграждения (п.

Читайте также:  Вакансии и работа специалистом Пенсионного фонда в Перми

Общая ставка налога на прибыль — 18%. При этом существуют и другие ставки, например, банки и страховые организации уплачивают налог на прибыль по ставке 25%. Привлечение работников из Беларуси может производиться абсолютно аналогичным образом как и трудоустройство россиян. При этом работодателю, если он публикует вакансии, запрещено указывать в объявлениях о них о необходимости принять на работу лицо, имеющее именно белорусское гражданство или не являющееся гражданином РФ, равно как и наоборот – требовать обязательного наличия российского гражданства.

Таким налогом облагается валовая прибыль компании, а также дивиденды. Прибыль компании рассчитывается как сумма выручки от реализации товаров, имущественных прав, работ, услуг, уменьшенная на затраты, которые связаны с производством и реализацией товаров, имущественных прав, работ и услуг. Такие затраты учитываются при налогообложении прибыли, если подтверждены первичными учетными документами (акты, товарные накладные, иные документы). Другие затраты, если они не связаны с реализацией товаров, имущественных прав, оказанием услуг, выполнением работ, т.е. не имеют «производственной направленности», при налогообложении не учитываются и прибыль не уменьшают.

Налогообложение иностранных работников Обновление: 13 марта 2021 г. Уплата иностранными работниками налогов Общий порядок налогообложения налогом на доходы физических лиц и размер ставок такого налога предусмотрены в ст.
Для того чтобы беспрепятственно находиться и работать в России, иностранный гражданин должен легализовать свой статус.

Однако в большинстве случаев основную налоговую нагрузку составляют налоги, уплачиваемые в зависимости от выбранной системы налогообложения. Потому к её выбору необходимо отнестись ответственно.
Компания производит продовольственную продукцию и другой деятельностью не занимается. Для производства закупает сырье, оборудование, автомобили для транспортировки готовой продукции, арендует помещения, выплачивает заработную плату сотрудникам, занятым в производстве и реализации. Все перечисленные затраты связаны с производством и реализацией товаров.

Новое в налогообложении 2021: что изменилось и как мы будем платить

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставляющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

Если рассматривать пошаговый порядок оформления гражданина Республики Беларусь на работу в 2021 году, он не имеет особенных отличий, но все же существуют отличительные признаки, и заключаются они в нескольких важных моментах:

  1. В случае когда белорус в качестве трудовой книжки представляет документ советского образца, проблем при фиксации записей возникнуть не должно. По закону такие книжки до сих пор действительны на территории РФ.
  2. Если же трудовая книжка заменена на книжку образца, который утвержден в Беларуси, нужно иметь в виду, что такой документ по праву является иностранным, а значит признать действие свидетельства в России нельзя. Чтобы позже не пришлось нести ответ за нарушение действующего отечественного законодательства, требуется завести и сделать соответствующие записи в новой трудовой книжке, причем нет необходимости переносить и дублировать в обновленный образец ранее сделанные пометки.

Итак, трудовой договор между работодателем и наемным работником, где в качестве последнего выступает гражданин Беларуси, в 2021 году составляется в следующем порядке:

  1. Не верьте вашему будущему сотруднику на слово. Не стесняйтесь попросить его ознакомиться с документом, подтверждающим гражданство. Для этого достаточно оригинала паспорта или другой официально зарегистрированной бумаги, которая отражает принадлежность к тому или иному гражданству.
  2. Возьмите у гражданина Беларуси трудовую книжку. Если же оформляется гражданско-правовой договор, трудовая книжка не нужна.
  3. Если у белоруса на руках есть страховое свидетельство относительно государственного страхования по пенсии, и, кроме этого, он получил статус временно или постоянно проживающего на территории России гражданина, наемного работника следует застраховать по статье обязательного пенсионного страхования. Если свидетельства нет в наличии, и до этого белорус никогда не работал в РФ, вам придется побеспокоиться и оформить этот вид документа самостоятельно, в местных органах ПФР.
  4. Также понадобится диплом о получении образования или выписка из соответствующего учебного учреждения. Поинтересуйтесь, нет ли у специалиста дополнительной бумаги о присвоении определенной квалификации или специальных знаний для осуществления своей профессиональной деятельности.

Какие налоги платят иностранцы в 2021 году в РФ

Иностранный гражданин–нерезидент начинает свою трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании разрешения. К нему применима ставка НДФЛ в размере 30% от заработной платы, т.к. суммарное количество дней пребывания в России менее 183 дней. Ставка НДФЛ для нерезидентов, работающих на основании патента, составляет 13%.

Налогом облагаются доходы всех иностранных граждан вне зависимости от миграционного статуса (п.1 ст. 207 НК РФ). Работодатель является налоговым агентом, который исчисляет и удерживает НДФЛ в бюджет. Для определения размера ставки НДФЛ необходимо разобраться, является ли он налоговым резидентом, т.е. нахождение на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение последних 12 месяцев.

Поскольку именно работодатель платит за своих работников страховые взносы, а также выступает налоговым агентом физлица по подоходному налогу, важно знать необходимые ставки, которые не всегда бывает просто найти в их многообразии. Рассмотрим все возможные варианты.

Работники из Белоруссии должны платить НДФЛ как резиденты РФ

Если физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получают доходы от российских источников, то возникает доход, облагаемый НДФЛ (п. 1 ст. 207, п. 2 ст. 209 НК РФ).

Важно

При определении налогооблагаемой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной, натуральной формах, право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Не уменьшают налоговую базу удержания из дохода по распоряжению налогоплательщика, по решению суда или иных органов.

В отношении доходов от источников в РФ, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, налоговая ставка установлена в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса).

Однако, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 Налогового кодекса). Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение от 21 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Следовательно, в рассматриваемой ситуации действуют нормы указанного Соглашения. Согласно подпункту «а» статьи 14, пункту 1 статьи 21 Соглашения доходы от работы по найму лиц с постоянным местожительством в Республике Беларусь не могут подвергаться более обременительному налогообложению, чем предусмотренное для заработной платы граждан РФ.

Читайте также:  Какие льготы и пособия положены только многодетным семьям

Вознаграждение, получаемое по договору найма гражданином Белоруссии с постоянным местожительством в Республике Беларусь, может облагаться налогом в России в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в России. Такой порядок действует, если доход получен работником за время нахождения в России, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней (п. 1 ст. 1 Протокола от 24 января 2006 г. «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года»). Налоговый режим, установленный в пункте 1 статьи 1 указанного Протокола, применяется с даты начала работы по трудовому договору сроком не менее 183 дней.

Если с гражданином Белоруссии заключен срочный трудовой договор на более чем 183 дня или бессрочный трудовой договор, то срок его пребывания соответствует требованиям, установленным вышеуказанными пунктами 1, 2 статьи 1 Протокола от 24 января 2006 г.

Исходя из вышесказанного доход гражданина Республики Беларусь, временно пребывающего на территории России, облагается НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Опасный момент

Если по итогам налогового периода гражданин Беларуси будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, то условие пункта 1 статьи 1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов организация -налоговый агент должна удержать по ставке 30 процентов. На это указывают разъяснения в Письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. N 03-04-05/6-112, от 18 февраля 2011 г. N 03-04-06/6-32.

Организация, являясь налоговым агентом, обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Для получения налоговых привилегий гражданин Белоруссии должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом Республики Беларусь, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный белорусским налоговым органом. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания налогового периода, за который предполагается получить налоговые привилегии.

Особые правила

Возможно ситуация, когда сотрудник является гражданином Республики Беларусь, а местом его постоянного проживания является другое иностранное государство. Если с таким иностранным государством не заключен о соответствующее международное соглашение, то положения статьи 1 Протокола к доходам указанного физического лица не применяются и его налоговый статус определяется в общем порядке с учетом положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса. То есть до момента признания налоговым резидентом доходы такого иностранного работника от источников в России подлежат обложению по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина России от 28 сентября 2011 г. N 03-04-06/6-240).

Взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование с суммы выплат по трудовым договорам заключенным с гражданами Белоруссии, временно пребывающими на территории Российской Федерации, не начисляются. На это указывает прямая норма пункта 15 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, а также разъяснения в Информации ФСС РФ от 03 марта 2011 г. «О порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан Респу��лики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации».

А взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует начислить, поскольку действие Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).

Алла Юхневич-Лелива, налоговый консультант

Общий порядок действий при трудоустройстве на работу существенно разнится в прямой зависимости от ситуации. Имеют значение такие обстоятельства, как:

  • Полученный официальный статус;
  • Время приезда.

Оптимальным вариантом будет принять на работу граждан, имеющих РВП, ВНЖ или тех, кто получил статус беженца. Еще одним подходящим кандидатом может выступать человек из стран ЕАЭС. С данной категорией граждан достаточно просто подписывается договор. В течение трех рабочих дней информация о таких сотрудниках передается по специальным инстанциям, которые осуществляют контроль за трудоустройством.

Чтобы принять на работу физических лиц, которые являются подданными «визовых» стран, нужно получить специальное разрешение на привлечение таких специалистов. Полученное приглашение присылается соискателю, после чего ему потребуется оказать помощь в процессе оформления визы.

Трудоустройство граждан, проживающих в безвизовых странах, сопровождается меньшими хлопотами. Они сами получают необходимые документы, среди которых особого внимания заслуживает патент.

Каким критериям должен соответствовать заемщик

Гражданам, которые интересуются, как белорусу можно взять кредит в России, нужно соблюсти ряд требований, которые выдвигаются финансовыми организациями.

Основные условия, предъявляемые заемщикам:

  • законное проживание на территории России – больше всего шансов у претендентов с видом на жительство. Как минимум, должны быть оформлена миграционная карта и действителен патент;
  • прописка в Российской Федерации в регионе расположения банка;
  • постоянное место работы и стабильный «белый» доход в объеме, достаточном для погашения займа;
  • возраст – 18-65 лет;
  • отсутствие непогашенных долговых обязательств перед другими организациями;
  • положительная кредитная история.

Обозначенные требования – общие, при этом каждая кредитная организация может выдвигать дополнительные требования.

Убедительными «аргументами» в чистоте намерений белоруса-заемщика при оформлении кредита могут стать поручители с российским гражданством (родственники или работодатель), владение имуществом в РФ, длительное время работы на одном месте или возможность предоставить залог.

Между Российской Федерацией и Республикой Беларусь действует Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) (далее — Протокол). В соответствии с п. 1 ст. 1 Протокола вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (в РФ или в Белоруссии) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве.

Следовательно, полученный от российской организации доход гражданина Республики Беларусь, находящегося в РФ не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, облагается по ставке 13%.

В качестве доказательства нахождения белорусского гражданина на территории РФ могут приниматься любые документы, свидетельствующие о фактическом количестве дней его пребывания в России (например трудовой договор, копии билетов, документы о регистрации).

Обращаем Ваше внимание, что в случае прекращения работником — гражданином Республики Беларусь работы в российской организации до истечения 183 дней производится перерасчет налоговых обязательств по ставкам и в соответствии с порядком, которые действуют в отношении физических лиц, не являющихся лицами с постоянным местом жительства в РФ (п. 5 ст. 1 Протокола).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *