- Правовые ответы

Чем отличаются налоговое и валютное резидентство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличаются налоговое и валютное резидентство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

Налоговое резидентство

Для того, чтобы определить, где (в каком государстве) и какие налоги вы должны платить, используется понятие «налоговое резидентство».

Основной критерий определения статуса резидентства в большинстве государств – это срок пребывания на территории страны в течение налогового периода. Например, не менее 183 дней в течение года.

Также могут использоваться следующие критерии:

  • недвижимость на территории государства (в т.ч. постоянное жилище);
  • наличие на территории страны центра жизненных интересов (социальные и экономические связи между вами и государством, в т.ч. работа, семья, постоянный источника дохода и т.д.);
  • гражданство (например, все граждане США и владельцы грин-карт признаются налоговыми резидентами США).

В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:

В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.

Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.

Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).

Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.

Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.

Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.

Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.

Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.

То есть — опять ничего страшного.

Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.

Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.

Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.

Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.

Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.

Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.

А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.

Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.

Но!

Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:

  • По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
  • РФР
  • Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
  • При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).

А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.

Читайте также:  Расчёт страховой пенсии ликвидатору аварии на чаэс 1986 года

Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не 2-х миллионов граждан РФ, которые по данным ЦИК России проживают за рубежом, а не менее 10-ти миллионов, как это следует из источников, заслуживающих доверия.

Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.

Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.

Например:

  • ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
  • практической отмены банковской тайны в российских банках;
  • контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
  • постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
  • участия граждан РФ в иностранных организациях;
  • налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
  • иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.

При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.

Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.

В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.

Чтобы разобраться, кто является налоговым резидентом РФ, можно изучить признаки этого статуса. Для организаций они выражаются в следующем:

  • Компания, ведущая свою деятельность, должна быть зарегистрирована на территории России.
  • Или это может быть иностранная организация, которая имеет статус налогового резидента РФ, в соответствии с действующим международным договором.
  • Также в эту категорию входят иностранные компании, управляемые из РФ.

Кроме того, налоговыми резидентами РФ являются физические лица, которые отвечают определенным требованиям:

  • Находятся в стране в течение определенного срока – не менее 183 дня подряд.
  • Военнослужащие, находящиеся за границей по причине своей профессиональной деятельности, сотрудники государственных органов в командировке сохраняют статус, вне зависимости от длительности своего пребывания за рубежом.

Важно отметить, что для физлиц период пребывания на территории РФ отдельным образом не прерывается при выезде на учебу или лечение за рубеж на срок длительностью менее полгода.

Далее приведем в таблице условия, при которых в 2018 году налоговыми резидентами РФ являются физические лица и организации.

Налоговыми резидентами РФ являются (п. 1 ст. 246.2, п.п. 2, 3 ст. 207 НК РФ)
организации: физические лица:
— российские организации — фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев*;
— иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора; — российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ независимо от продолжительности пребывания за рубежом
— иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения

Общий порядок определения статуса налогового резидента РФ

На основании п. 1 ст. 207 НК РФ уплачивать НДФЛ должны:

  • физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ;
  • физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Независимо от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные для работы за границу (п. 3 ст. 207 НК РФ).

В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом обложения НДФЛ признается доход, полученный налоговыми резидентами РФ как от источников в РФ, так и от источников за ее пределами, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в РФ. При этом ставка налога для нерезидентов составляет не 13, а 30 % (п. 3 ст.

224 НК РФ).

Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Федеральным законом от 29.11.2014 № 379 ФЗ текст ст. 207 НК РФ был дополнен п. 2.1, согласно которому в 2015 году налоговыми резидентами признавались физические лица, фактически находящиеся в РФ на территориях Республики Крым и (или) города федерального значения Севастополя не менее 183 календарных дней в течение периода с 18 марта
по 31 декабря 2014 года. Период нахождения физического лица в России на перечисленных территориях не прерывался на краткосрочные (менее шести месяцев) периоды выезда за пределы РФ.

Окончательный налоговый статус налогоплательщика, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период (календарный год), определяется по его итогам.

Если работники организации редко выезжают за границу по служебным обязанностям, статус резидента может быть подтвержден табелем учета рабочего времени и дополнительных документов не требуется.

Также подтвердить статус резидента могут, в частности (письма Минфина РФ от 21.04.2020 № 03 04 05/31921, от 13.01.2015 № 03 04 05/69536, от 26.06.2008 № 03 04 06 01/182, ФНС РФ от 30.12.2015 № ЗН-3-17/5083):

  • миграционная карта с данными о въезде в РФ и выезде из РФ;
  • справки с места работы (в том числе с предыдущего);
  • приказы о командировках, путевые листы и т. п.;
  • авансовые отчеты и документы к ним (проездные документы, документы о проживании);
  • справка, полученная по месту проживания в РФ;
  • договор с медицинским (образовательным) учреждением;
  • справка о проведении лечения (прохождении обучения) с указанием времени такого лечения (обучения).

Дополнительно могут быть представлены свидетельство о регистрации по месту временного пребывания или документ о регистрации по месту жительства (пребывания). Однако использовать документы о регистрации в качестве единственного подтверждения налогового статуса работника нельзя, так как они не доказывают его нахождение в России в течение необходимого количества дней, а лишь подтверждают право находиться в РФ.

Вид на жительство иностранного гражданина не подтверждает фактическое время нахождения его на территории РФ и, следовательно, не подтверждает налоговый статус резидента. Этот документ свидетельствует о праве на постоянное проживание в РФ, а также на свободный въезд в страну и выезд из нее (письма Минфина РФ от 19.12.2019 № 03 04 06/99463, от 24.06.2019 № 03 04 05/46120).

Независимо от срока фактического нахождения в РФ физическое лицо может не признаваться в налоговом периоде налоговым резидентом РФ, если в этом налоговом периоде такое лицо являлось налоговым резидентом иностранного государства. Данное правило действует в случае, если в налоговом периоде в отношении физического лица действовали меры ограничительного характера, введенные иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза, перечень которых определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 207 НК РФ).

Читайте также:  Как открыть кальянную с нуля по закону в 2022 году: с чего начать?

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 10.11.2017 № 1348.

Для того чтобы физическое лицо не было признано налоговым резидентом РФ, ему необходимо обратиться в инспекцию с заявлением, к которому прилагается документ, подтверждающий налоговое резидентство другого государства. Такой документ или выдается компетентным органом иностранного государства (сертификат налогового резидентства), или составляется в произвольной форме обоснования невозможности получения такого сертификата в уполномоченном органе иностранного государства с приложением подтверждающих документов.

Заявление представляется в срок, предусмотренный для подачи налоговой декларации, — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В свою очередь, налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня получения заявления и необходимых документов должен уведомить физическое лицо:

  • либо о наличии возможности не признавать его налоговым резидентом РФ в соответствующем налоговом периоде;
  • либо об отсутствии такой возможности с указанием оснований для принятия данного решения.

Какие налоги платят налоговые резиденты и нерезиденты РФ

Из самого определения становится понятно, что налоговый резидент Российской Федерации обязан подавать декларацию на прибыль и платить налоги по Законам РФ. Однако мало кто понимает, что, потеряв статус налогового резидента РФ, обязательства по налогам в некоторых случаях сохраняются.

НДФЛ для резидентов на прибыль от источников за рубежом и в РФ начисляются по следующей схеме:

  • 13% на доход до 5 млн. рублей.
  • 15% или 650 тысяч рублей на прибыль, которая за год превышает 5 млн. рублей.

НДФЛ для нерезидентов РФ начисляется только с доходов от источников, расположенных на территории России. При этом налоговые вычеты для нерезидентов НЕ положены:

  • 30% – ставка для всех видов дохода с источником в России;
  • 15% – на дивиденды от российских компаний.

Источник прибыли может быть всегда российским? Последние новости от Минфина для нерезидентов РФ.

Сравнительно недавно (июль 2022 года), Министерство Финансов РФ представило поправки к Налоговому кодексу РФ на ближайшие три года. Самый важный пункт новых правил, который, несомненно, заинтересует многих россиян-иммигрантов – признать выплаты от российского работодателя или заказчика российскими доходами, независимо от Трудового соглашения и места работы.

Если говорить простыми словами, то все удаленные работники в статусе резидента или нерезидента РФ будут платить налог у источника в России при заключении соглашения с российскими заказчиками/работодателями. Местом происхождения прибыли будет признаваться не место работы по договору сторон, а местонахождение работодателя.

Проект пока не внесен в Государственную Думу, но уже заставил забеспокоиться многих российских удаленщиков. Даже если данные поправки будут приняты и вступят в законную силу, остается другой вариант жить и работать за рубежом без налогов в России – найти там же работодателя. Платить с таких доходов НДФЛ в РФ не придется, что и радует.

Кто такой налоговый резидент России

Налоговый резидент России — это особый статус, который человек получает после того, как проживет определенное время на территории нашей страны. Быть резидентами России могут как граждане РФ, так иностранцы. Резиденты РФ платят налоги в бюджет нашей страны по особым правилам и ставкам. И эти правила и ставки отличаются от тех, которые применяются по отношению к нерезидентам.

Чтобы получить статус резидента РФ, необходимо прожить на территории России больше 183 дней в течение 12 месяцев, следующих подряд (то есть около полугода в течение года). При этом срок пребывания внутри страны необязательно должен быть непрерывным. Можно прожить 2 месяца в России, уехать за рубеж, а затем вернуться в нашу страну и прожить здесь еще 4 месяца. Главное: суммарно набрать 183 дня в течение года. При этом год необязательно должен быть календарным (строго с 1 января по 31 декабря). Это могут быть любые 12 месяцев, следующие подряд друг за другом.

Как избежать двойного налогооблажения

Но не получится ли так, что россиянин, проживающий за рубежом, будет платить налоги сразу в двух странах? Это зависит от места, в котором он находится в данный момент.

У России подписаны договоры об избежании двойного налогообложения с 84 государствами мира. Это значит: если человек заплатил налоги с доходов в одной стране, то он не будет их платить в другой. В каких-то странах приезжие россияне полностью освобождаются от внесения налогов, в других им предоставляется вычет. Гражданину РФ в соответствии с местным законодательством насчитывается определенная сумма налогов. Однако при оплате из этой суммы будут вычтены платежи, которые он уже внес в бюджет своей родины.

Впрочем, на планете есть и такие государства, с которыми у России нет договоров об избежании двойного налогообложения. К ним относятся, например, Голландия и Грузия. Если наши соотечественники уехали в такие страны, то им, возможно, с одних и тех же доходов придется пополнять бюджеты сразу двух стран.

Порядок подтверждения статуса налогового резидента РФ

Для того чтобы подтвердить резидентство, формируется пакет документов и направляется в инспекцию.

По результатам рассмотрения выдается одна из следующих бумаг:

  • справка, оформленная согласно форме, рекомендуемой в РФ, подписанная должностным лицом, скрепленная гербовой печатью.
  • если предусмотрено, то оформление происходит по правилам и формам, действующим в иностранном государстве, для которого выдается бумага. Такой вариант возможен только тогда, когда оно уведомило российскую сторону о наличии таких форм.

Выдается всего лишь 1 копия справки, кроме случаев:

  • когда по закону другой страны необходимо 2 и больше экземпляров (если компетентные органы своевременно уведомили своих российских коллег);
  • когда заявителю требуется справка для каждого контрагента, то она выдается по количеству последних.

Можно получить подтверждение за предыдущие годы. Для этого необходимы соответствующие документальные подтверждения. Если срок составляет более 3 лет (например, за 4-й год от текущего), то дополнительно направляются письменные свидетельства уплаты налога (к примеру, декларация с отметками о принятии и квитанции об уплате).

Каким образом осуществляется подсчет количества дней пребывания на территории страны

При осуществлении этой операции могут возникнуть такие вопросы, как:

  1. Составляют ли 12 месяцев календарный год?
  2. Срок в 12 месяцев – календарный?

Касаемо 1-го вопроса следует принять во внимание рекомендации контролирующих органов. Многочисленные разъяснения Министерства финансов указывают, что основное условие для получения статуса – непрерывное следование периода, определенного в 12 месяцев. Календарный он или нет, никакого значения не имеет.

К примеру, для определения статуса на 1 сентября следует принимать во внимание период с 31 августа года предыдущего по 31 августа года текущего (обе даты включаются).

Отвечая на второй вопрос, следует отметить, что подобных требований налоговым законодательством не предусмотрено.

Решив вопрос с 12-ю месяцами, следует переходить к подсчету количества дней нахождения в России. Здесь также возникает несколько вопросов:

  1. Последовательные ли это дни?
  2. Считаются ли дни фактического прибытия и отбытия?

Отвечая на 1-й вопрос, следует отметить, что законом таких условий не установлено. Указанный период может быть прерван на небольшой срок, не превышающий полугода, когда лицо выезжает заграницу для:

  • лечения;
  • учебы;
  • отдыха;
  • выполнения трудовых функций (командировка).

Нормативно-правовая база

Детальное определение дается в ФЗ №173 от 10 марта 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с данной нормой, резиденты – это:

  • физические лица, являющиеся гражданами России, за исключением лиц, живущих на постоянной основе в другой стране;
  • иностранцы и лица, не имеющие конкретного гражданства, постоянно находящиеся на территории страны на основании вида на жительство;
  • организации, которые прошли официальную процедуру государственной регистрации в соответствии с законами РФ;
  • филиалы, подразделения, официальные представительства юридических лиц, созданные на территории российского государства, находящиеся в подчинении его законов;
  • представительства (дипломатические), консульские организации, расположенные территориально за пределами страны;
  • субъекты РФ, муниципальные структуры, состоящие в отношениях, регламентируемых ФЗ №173 и иными аналогичными нормативно-правовыми актами.
Читайте также:  Что изменится в отчётности с 2023 года

В п. 7 ст. 1 ФЗ №173 указано, что нерезиденты РФ – это:

  • граждане, которые не относятся к первой категории;
  • компании и их филиалы, создание которых на территории РФ происходило согласно законам других стран;
  • фирмы, не являющиеся ЮЛ, созданные по законам других стран, расположенные за их пределами;
  • дипломатические структуры и консульства иностранных держав, получившие аккредитацию в РФ (а также их официальные представительства);
  • компании межгосударственного и межправительственного уровня;
  • обособленные подразделения, относящиеся к нерезидентам.

В целях определения НДФЛ физические лица подразделяются на резидентов и нерезидентов (гл. 23 НК РФ). В качестве резидента выступает человек, который пребывал на территории РФ от 183 календарных дней на протяжении 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Резидент и нерезидент — это…

С латинского языка слово resident буквально переводится как « постоянно сидящий на месте». Отсюда и возникло неправильное отождествление понятия с гражданством.

Термины «резидент» и «нерезидент» можно встретить в двух отраслях законодательства: валютном и налоговом.

Правотворческий орган использует такое разграничение с целью показать, чьи интересы представляет лицо в международных отношениях: родного государства или чужого.

При этом законодатель использует или формально-юридический признак (место регистрации, фактическое время нахождения на территории), или экономический (с экономикой какой страны субъект имеет большую взаимосвязь).

Резидентами и нерезидентами могут выступать обычные люди и организации. От того, под какую категорию эти лица попадают, зависит их правовой статус в государстве.

А именно три вещи:

  1. права;
  2. обязанности;
  3. юридическая ответственность.

Если говорить простыми словами, резидент – это лицо, чей центр экономических и деловых интересов находится в стране пребывания. Остальные люди и организации относятся к нерезидентам.

Налоговое резидентство физического лица

Налоговый резидент в статусе физического лица — это гражданин государства, иностранец или апатрид, который выполняет обязательства перед контролирующим органом государства, согласно действующего национального законодательства.

Разные страны устанавливают свои критерии определения и подсчета налогов для физических лиц.

Например, чтобы иметь статус налогового подданного в РФ, нужно соответствовать следующим требованиям:

  • безвыездное непрерывное проживание на территории РФ от 183 и более календарных дней в течение года;
  • иметь место постоянной регистрации и выполнять налоговые обязательства, предусмотренные нормами;
  • иметь данный статус могут быть как граждане нашей страны, так и люди, не являющимися ими, или лица без гражданства, выполняющие налоговые обязательства ввиду их длительного пребывания и деятельности на территории РФ;
  • военнослужащие и государственные служащие, пребывающие за границей по долгу службы или работы, вне зависимости от длительности отсутствия.

Согласно статье 224 НК РФ, для физических лиц–резидентов, ставка подоходного налога составляет 13%, а для лиц-нерезидентов — 30%. В некоторых случаях процент может варьироваться. Так, к примеру, предусмотрено снижение процентной ставки на доходы лиц в виде дивидендов до 9%.

Ниже в табличной форме приведен размер процента налогообложения для разных категорий населения.

Статус физического лица Ставка налога, %
Резидент 13
Нерезидент 30
Физические лица, получающие доходы в виде дивидендов в качестве участников компаний-резидентов 15
Иностранные граждане, работающие по патенту и относящиеся к категории высококвалифицированных специалистов 13

Другие государства могут руководствоваться дополнительными критериями при выдаче статуса налогового резидента, среди которых весомую роль играет наличие гражданства, собственного или съемного жилья, прописка семьи, сроки нахождения в том или ином месте и экономические интересы физических и юридических лиц.

Какие отличия в налогах компании резидента и нерезидента

Согласно НК РФ, компании-резиденты докладывают о всех имеющихся доходах в органы налогового обложения и выплачивают с них определенный процент, а нерезиденты платят налоги только на ту прибыль, которая была получена с активов, находящихся на территории России. При этом процентные ставки выплат значительно отличаются.

Юридическими лицами-нерезидентами считаются компании, которые находятся за границей или были открыты в иностранном государстве, ведут основную деятельность и управление по его законам, но имеют проекты и филиалы предприятий, находящиеся на территории РФ.

В таблице приведена разница процентных ставок налогов компании резидента и нерезидента РФ, согласно действующему законодательству (статья 224, п.3 НК РФ)

Статус юридического лица Ставка, % Дивиденды, %
Компания-налоговый резидент РФ 20 9
Компания-нерезидент РФ 30 15

При наличии соглашения об отсутствии двойного налогообложения России и другой страны компании-нерезидента, процесс определения системы налогообложения проходит пошагово.

В случае подтверждения запроса о фактическом праве на обложение процентом прибыли иностранным государством, удержание дохода проводится в соответствии с положениями составленного и предъявленного соглашения.

Различия в налогообложении резидентов и нерезидентов

Если физические лица являются налоговыми резидентами РФ, то это дает им право на особый порядок налогообложения на территории нашей страны. Уплачивать установленные на территории РФ налоги должно любое лицо, осуществляющее свою деятельность в пределах государства, независимо от прочих факторов. Но различия в вопросах налогообложения резидентов и нерезидентов весьма значительны.

Согласно ст. 209 НК РФ в список объектов налогообложения по НДФЛ — это налоговые резиденты РФ — входят доходы, полученные как от источников, расположенных на территории России, так и за ее пределами.

Важно отметить, что в этой сфере действует ряд дополнительных нормативных актов и международных договоров, призванных не допускать случаев двойного налогообложения. Однако в любом случае налоговый резидент должен отчитаться за полученный им за пределами РФ доход и доказать уплату налога иностранному государству в порядке, предусмотренном соответствующим международным договором/соглашением.

Нерезиденты же обязаны уплачивать налоги только за доходы, которые ими были получены от источников, расположенных на территории Российской Федерации.

Отличается также и установленный размер налоговой ставки для тех и других. К примеру, общая налоговая ставка по налогу на доходы физлиц для налоговых резидентов составляет всего 13% от размера дохода, и лишь в некоторых ситуациях ее размер может доходить до 35%, хотя число таких случаев весьма ограничено. Так, в соответствии со ст. 224 НК, налог на доходы физ. лиц в указанном размере взимается тогда, когда таковые получены в результате выигрыша в лотерею, розыгрыша призов, участия в игре или при иной подобной деятельности. При этом налог начисляется только на сумму, которая превышает 4000 рублей.

Для нерезидентов же налоговая ставка установлена в размере 30% вне зависимости от того, каким образом был получен доход.

Преимущества налоговых резидентов

  1. Ставка налога на доходы физических лиц для налоговых резидентов составляет 13% (а не 30% как у нерезидентов). При выплате дохода именно такой процент будет удержан с начисленного дохода физическому лицу.
  2. При продаже имущества ставка налога с полученных средств налоговыми резидентами составит 13% или вообще не будет облагаться налогом при длительном периоде владения этим имуществом (у нерезидентов, ставка составит 30% и не важно, сколько времени данное имущество находилось в собственности этого физического лица)
  3. Только налоговые резиденты имеют право на стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *