- Правовые ответы

Инвентаризация незавершенного производства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инвентаризация незавершенного производства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Перед тем как осуществлять инвентаризацию незавершенного производства, необходимо провести ряд подготовительных процедур, чтобы процесс дал эффективные результаты. Кладовщикам необходимо отсортировать объекты незавершенного производства по их номенклатуре, а также отделить бракованные изделия, чтобы было удобнее производить непосредственный подсчет.

В бухгалтерском учете данные отражаются в натуральных и денежных измерителях. Чтобы принять или списать средства, необходимо знать их стоимость. Оценка незавершенного производства осуществляется методом:

  • Фактически понесенных затрат (при единичном производстве).
  • Фактической себестоимости – наиболее достоверный и распространенный способ. Определяется объем незавершенного производства. После чего его количество умножают на среднюю величину себестоимости единицы, определяя тем самым фактическую производственную себестоимость всего незавершенного производства на конец месяца.
  • Нормативной себестоимости – применим для серийного и массового изготовления продукции. Применяют учетную цену единицы НЗП. Дополнительно ведется учет отклонений плановой стоимости от фактической.
  • По статьям прямых затрат – цена единицы незавершенного производства вычисляется путем суммирования прямых затрат на ее создание.
  • Стоимости МПЗ – в себестоимость НЗП включают только материалы, сырье или полуфабрикаты. Способ в основном применяют на материалоемком производстве.

Как проходит инвентаризация незавершеного производства в строительстве?

Если инвентаризация проводится по объектам незавершенного строительства, то в инвентаризационной описи указываются здания, стадия их производства, а также объем определенных работ по ним или отдельным конструктивным элементам. Инвентаризации также подлежат объекты, находящиеся в данный момент на консервации, а в инвентаризационной описи в обязательном порядке указываются причины их консервации.

Необходимо учесть, что здания, полностью построенные, но не введенные в эксплуатацию и не имеющие соответствующей документации, также считаются незавершенным производством, а потому они должны быть зафиксированы в отдельной ведомости. В этом документе отражаются причины, по которым здания не введены в эксплуатацию и документы по сдаче не оформлены должным образом.

Отражение инвентаризации в бухгалтерском учете если выявлена недостача

Если нехватка в пределах допустимой естественной убыли, то операции будут такого плана:

Д94—К10(41,43)

Стоимость потерь списана

Д20(25,26,44)—К 94

Аннулирована недостача в пределах нормы

Подготовительные мероприятия

Перед тем как осуществлять инвентаризацию незавершенного производства, необходимо провести ряд подготовительных процедур, чтобы процесс дал эффективные результаты. Кладовщикам необходимо отсортировать объекты незавершенного производства по их номенклатуре, а также отделить бракованные изделия, чтобы было удобнее производить непосредственный подсчет.

Сотрудникам бухгалтерии следует провести все имеющиеся документы по движению материалов и объектов незавершенного производства по счетам синтетического и аналитического учета. Кроме того, нужно подготовить схему, по которой будет рассчитываться себестоимость, а также выявить заказы, которые были по каким-либо причинам аннулированы или приостановлены.

Директор организации обязан издать приказ об инвентаризации, в котором будут прописываться сроки осуществления мероприятия и состав рабочей ревизионной комиссии. Кроме того, в документе указывается причина, в соответствии с которой проводится инвентаризация, и перечень проверяемого имущества. Что касается причин, то их может быть несколько, к примеру, увольнение кладовщика или иного материально-ответственного лица, формирование годовой отчетности, подозрение в хищениях или кражах.

Читайте также:  Как производится расчет субсидий ЖКХ

Основные подготовительные мероприятия можно представить в виде следующей таблицы:

Мероприятие Описание
Издание приказа Приказ издается директором организации. В нем указываются все существенные моменты по инвентаризации, в том числе период проведения, объекты проверки, причина ревизии и состав рабочей комиссии
Сдача и оформление документации Материально-ответственные лица обязаны сдать в бухгалтерию всю документацию по движению объектов незавершенного производства, а бухгалтер обязан внести в программу документы и обработать в соответствии со всеми установленными правилами
Выявление групп объектов или отдельных единиц Ревизионная комиссия совместно с бухгалтерией и экономистами должны разработать номенклатуру, по которой будет проводиться инвентаризация. Кроме того, следует подготовить схему, согласно которой будет оцениваться себестоимость объектов незавершенного производства

Порядок проведения инвентаризации

На момент осуществления инвентаризации незавершенного производства ревизионная комиссия получает документы, которые служат основанием движения материальных ценностей, и проверяет правильности их заполнения. Затем проводится непосредственная сплошная перепись объектов незавершенного производства в инвентаризационную опись. По забракованным изделиям составляется отдельная опись, так как такие предметы нельзя включать в общую инвентаризационную опись по незавершенному производству. При этом необходимо учитывать, что отсутствии при проверке материально-ответственного лица или одного из членов комиссии считается неправомерным, а потому результаты ревизии признаются недействительными.

По окончании инвентаризации все составленные документы подписываются членами проверяющей комиссии и передаются в бухгалтерию для обработки. При этом несоответствие показателей фактического и бухгалтерского учета должно быть документально оформлено при помощи сличительной ведомости, а результаты — излишек или недостача — отнесены на соответствующие счета синтетического и аналитического учета.

Выбор инвентаризационной комиссии

Базовый состав:

  1. Технические специалисты (конструкторы, технологи, контроллеры).
  2. Представители финансово-отчетного отдела (производственный бухгалтер, экономист или начальники отделов плановой экономики и производства);
  3. Бухгалтер-ревизор.
  4. Аудиторы, представители охранной службы.
  5. Независимые аудиторы, профильные эксперты.

Длительность процедуры ограничена, что усложняет возможность выявления и исправления ошибок. Нужно позаботиться, чтобы комиссия состояла из опытных экспертов и исполнителей в достаточном количестве. Все члены комиссии должны быть знакомы с технологическим процессом.

Оформление материально ответственными лицами производственных структур:

  • Приходных и расходных актов (последних до переучета);
  • Расписок о факте передачи всех документов по перемещению НПЗ в бухгалтерию или членам комиссии.

Заготовки проверяются путем получения фактических величин в единицах измерения. Результаты вносятся в инвентаризационную опись (акты). Эти данные потом сверяются с данными учетной документации.

Такая процедура позволяет выявить расхождения – излишки и недостачу. Несоответствия вносятся в сличительные ведомости, выявляется их причина.

На завершающем этапе оформляются итоги, а данные учетной документации корректируются в соответствии с фактическими показателями. Виновные лица могут нести административную ответственность.

Описи НПЗ содержат следующие данные:

  • Цех и сегмент, где размещены проверяемые объекты;
  • Название детали/механизма/материала;
  • Номер партии/серии;
  • Данные об операции, на этапе которой находится элемент или другая производственная база;
  • Уровень готовности продукта;
  • Натуральные сведения о количестве;
  • Число составления документа;
  • Даты начала и завершения переучета;
  • Ключевые технические параметры, свидетельствующие об объеме проделанных работ с учетом расходов;
  • Ссылка на акт распоряжение.
Читайте также:  Пенсионный фонд опубликовал график выхода на пенсию по году рождения: таблицы

Незавершенное производство

Согласно Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (п.63), к незавершенному производству относятся:

1. Продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом.

2. Изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки.

Кроме того, к незавершенному производству относятся:

  • Неукомплектованная продукция,
  • Продукция, не прошедшая проверку и технический контроль,
  • Невыполненные заказы,
  • Полуфабрикаты собственного производства, не относящиеся к готовой продукции,
  • Не принятые клиентом работы и услуги,
  • Материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве (подвергшиеся обработке),
  • Детали, узлы и другие сборочные соединения,
  • И т.п.

Таким образом, к незавершенному производству нельзя отнести не подвергшиеся обработке (независимо от того, где они находятся):

  • материалы,
  • покупные полуфабрикаты,
  • а так же — бракованные материалы, детали, полуфабрикаты и продукцию.

Согласно п.64 Положения по ведению бухгалтерского учета, незавершенное производство в массовом и серийном производстве может отражаться в бухгалтерском балансе:

  • по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
  • по прямым статьям затрат;
  • по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

При единичном производстве продукции незавершенное производство отражается в бухгалтерском балансе:

  • по фактически произведенным затратам.

Согласно Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденным Приказом Минфина от 21.12.1998 №64н, затраты, приходящиеся на незаконченную продукцию, числятся на счете 20 в разрезе производств (видов продукции) как незавершенное производство.

Остатки незавершенного производства:

1. На начало месяца:

  • показываются в ведомости согласно соответствующим данным ведомости учета затрат на производство за прошлый месяц (в которой указываются остатки незавершенного производства на начало и на конец месяца).

2. На конец месяца:

  • определяются по актам инвентаризации незавершенного производства или по учетным данным.

Инвентаризация и ее объективная важность

Периодический учет материальных средств методом сличения фактических объективных сведений, полученных после проведения персональной проверки, с информацией, отраженной в бухучете, именуется инвентаризацией.

Несоответствие реального и задокументированного состояния или численности инвентаризируемых активов возможно по целому ряду причин:

  • естественные воздействия на определенные материальные ценности, могущие повлиять на изменение их количества, веса, объема, остаточной ценности (усушка, потери при транспортировке, порча вследствие хранения, испарение и т.п.);
  • выявление злоупотреблений учета материальных ресурсов (неправильные замеры, допущение обвесов, совершение хищений и т.п.);
  • проблемы, возникшие при внесении записей в бухгалтерскую документацию (описки, ошибки, помарки, исправления, неточности и другие двусмысленности).

Поэтому регулярное проведение инвентаризации имеет исключительную важность для любого предприятия.

Инвентаризация: пошаговая инструкция

Проведение инвентаризации регламентируется статьями Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина России №34н.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определены в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России №49.

Унифицированные формы документов для оформления итогов инвентаризации утверждены постановлениями Госкомстата России №88 и №26.

Используя в своей работе все эти документы, организация сможет правильно оформить всю необходимую в рамках проведения инвентаризации документацию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Читайте также:  Изменение суммы ЕДВ с 2023 года. Кому сделают прибавку – и на сколько

Особенности бухгалтерского учета незавершённого производства

Синтетический учет производства в бухгалтерском учете предусматривает использование таких счетов Плана счетов бухгалтерского учета как:

  • $20$ «Основное производство»;
  • $23$ «Вспомогательные производства»;
  • $29$ «Обслуживающие производства и хозяйства».

Для аналитического учета эти счета могут быть детализированы для раздельного учета по цехам, бригадам, видам производимой продукции, работ, услуг и т.д.

Например:

  • $20.1$ – Производство изделия А
  • $20.2$ – Производство изделия Б

или

  • $20.1$ – Цех $1$
  • $20.2$–Цех $2$

и т.д.

По дебету данных счетов отражаются все расходы, связанные с данным типом производства, которые включают в себя затраты сырья и материалов, затраты на оплату труда производственных рабочих и прочие затраты.

По кредиту данных счетов отражается списания сформированной себестоимости продукции в дебет счетов $43$ «Готовая продукция», $40$ «Выпуск продукции (работ, и т.д.

Если в конце периода на данных счетах остаются остатки по дебету счета, то эти остатки и представляют собой показатель незавершенного производства.

Данный показатель может быть представлен как в стоимостном выражении, так и в количественном и детализированном в аналитическом учете статей расходов по дебету данных счетов.

В бухгалтерском учете предприятий, производящих продукцию с длительным циклом производства или оказывающих комплексные услуги продажа признается в двух вариантах:

  • в целом как законченная и сданная заказчику продукция или работы;
  • по отдельным этапам выполненной работы или изготовленной продукции.

Как правило, наиболее часто встречается первый вариант. При признании продаж по второму варианту, для синтетического учета незавершенного производства используется счет $46$ «Выполненные этапы по незавершенным работам».

По дебету данного счета фиксируется стоимость оплаченных заказчиком и законченных предприятием этапов работы в корреспонденции с кредитом счета $90$ «Продажи». При завершении всех этапов оплаченную заказчиком стоимость списывают со счета $46$ в дебет счета $62$ «Расчеты с покупателями и заказчиками».

Образец заполнения акта

Внимание

Однако бланков формуляров, применяемых для ревизии «незавершенки», министерство не опубликовало. Другой орган — Госкомстат Российской Федерации — своим Постановлением от 18.08.1998 N 88 разработал и утвердил официальные формуляры и описи, используемые при сверке активов и обязательств организации.

Однако форму бланка инвентаризации незавершенного производства указанный выше акт нормотворчества также не содержит. Надо помнить, что на территории России в настоящее время нет строго обязательных к применению актов и описей инвентаризации. Каждое отечественное юридическое лицо вправе как использовать документы, утвержденные Госкомстатом, так и разработать собственные формуляры.Обязательным условием перед проведением проверки является сдача материалов и производственного товара, не задействованного на момент проверки в производстве. Согласно положениям Методических указаний Минфина РФ инвентаризация незавершенного производственного строительства – это проверка наличия, как уже возведенных зданий и сооружений, но не принятых в эксплуатацию, так и объектов, возведение которых еще не началось или еще находится в стадии возведения.(Заполненный акт) Инвентаризация незавершенного строительства Основания для проведения инвентаризации НЗП Основным нормативным актом, регулирующим порядок проведения инвентаризации, является Методические указания, утвержденные Приказом №49.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *