- Таможенное право

Госдума расширила список «антитеррористических» судов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдума расширила список «антитеррористических» судов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Возможность изменения подсудности предусмотрена уголовно-процессуальным законом в соответствии с положениями статьи 35 УПК РФ. Вместе с тем, Апелляционная коллегия отмечает, что территориальная подсудность уголовного дела может быть изменена лишь в исключительных случаях и применяется лишь при наличии оснований, которые препятствовали бы либо затрудняли рассмотрение дела по месту его территориальной подсудности, определенной в соответствии с положениями статей 32, 33 УПК РФ.

Почему страны решили учредить Международный уголовный суд? Чем он будет отличаться от других судов?

За какие преступления будет судить Суд?

Как обстоит дело с агрессией? Говорится ли о ней в Статуте?

Как обстоит дело с терроризмом и незаконным оборотом наркотических средств?

Какова связь между этим международным судом и национальными судами?

Какие условия должны быть соблюдены, чтобы Суд мог действовать? Когда он может действовать?

Каково значение Элементов преступлений и Правил процедуры и доказывания? Могут ли они менять цель Статута?

Где находится Суд?

Кто оплачивает работу Суда?

Почему нам необходим еще один международный судебный орган? Почему нельзя использовать Международный Суд?

Чем такой суд отличается от специальных трибуналов по бывшей Югославии и по Руанде?

Почему некоторые государства голосовали против Статута?

Рассмотрением каких преступлений занимается Суд?

Как обстоит дело с преступлением агрессии?

Будет ли Суд осуществлять судебное преследование за сексуальные преступления?

Будут ли потерпевшие иметь право на компенсацию?

Будет ли Суд осуществлять судебное преследование за терроризм и незаконный оборот наркотических средств, которые являются наиболее серьезными преступлениями, совершаемыми во многих частях мира?

Может ли Суд осуществлять судебное преследование высокопоставленных чиновников или военачальников?

Будет ли Суд выносить смертные приговоры? Не является ли это наиболее эффективным сдерживающим фактором?

Когда Суд будет обладать юрисдикцией в отношении преступлений?

Будет ли Суд нарушать международное право в силу наличия у него юрисдикции в отношении сотрудников национальных сил или миссий по поддержанию мира? Не отобьет ли это у государств охоту участвовать в операциях по поддержанию мира?

Какую роль в работе Суда играет Совет Безопасности Организации Объединенных Наций?

Насколько независимым Прокурор?

Какие у подозреваемых имеются гарантии соблюдения законности и справедливого разбирательства их дел?

Каковы гарантии того, что судьи будут квалифицированными и беспристрастными? Какие предусмотрены гарантии для недопущения оказания на Суд политического давления извне?

Кому подчиняется Суд? И как это влияет на его независимость?

Каковы обязательства государства-участника по Статуту?

Какой вклад в дело учреждения Суда внесли неправительственные организации?

В июле 1998 года в Риме 120 государств — членов Организации Объединенных Наций заключили договор для учреждения впервые за всю историю постоянного международного уголовного суда. Этот договор вступил в силу 1 июля 2002 года, через 60 дней после того, как 60 государств станут участниками Статута посредством ратификации или присоединения.

«Давняя мечта о создании международного уголовного суда почти сбылась, — недавно заявил Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Кофи Аннан. — Мы надеемся на то, что, наказав виновных, МУС принесет определенное утешение пережившим ужасы войны людям и общинам. Более важным является то, что, как мы надеемся, он будет сдерживать потенциальных военных преступников и приблизит тот момент, когда ни один правитель, ни одно государство, ни одна хунта и ни одна армия где бы то ни было не сможет нарушать права человека безнаказанно».

В настоящем фактологическом бюллетене рассматриваются некоторые из вопросов общего характера, касающихся Суда.

Статья 241 УПК РФ. Гласность (действующая редакция)

1. Разбирательство уголовных дел во всех судах открытое, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда:

1) разбирательство уголовного дела в суде может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны;

2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;

3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;

4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.

2.1. В определении или постановлении суда о проведении закрытого разбирательства должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых суд принял данное решение.

3. Уголовное дело рассматривается в закрытом судебном заседании с соблюдением всех норм уголовного судопроизводства и с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Определение или постановление суда о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части.

4. Переписка, запись телефонных и иных переговоров, телеграфные, почтовые и иные сообщения лиц могут быть оглашены в открытом судебном заседании только с их согласия. В противном случае указанные материалы оглашаются и исследуются в закрытом судебном заседании. Данные требования применяются и при исследовании материалов фотографирования, аудио- и (или) видеозаписей, киносъемки, носящих личный характер.

5. Лица, присутствующие в открытом судебном заседании, вправе вести аудиозапись и письменную запись. Фотографирование, видеозапись и (или) киносъемка, а также трансляция открытого судебного заседания по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании. Трансляция открытого судебного заседания на стадии досудебного производства по радио, телевидению или в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» не допускается.

6. Лицо в возрасте до шестнадцати лет, если оно не является участником уголовного судопроизводства, допускается в зал судебного заседания с разрешения председательствующего.

Основные проблемы судебного рассмотрения уголовных дел о террористическом акте

Восстановление института участия присяжных-заседателей на судебном разбирательстве является одной из граней судебной реформы, направленной на такое построение, в том числе и уголовного процесса, при котором бы гарантировались права и законные интересы граждан, а также господствовала строгая система защиты от необоснованного обвинения. Большинство теоретиков рассматривают указанную форму судебного производства как средство, направленное на минимизацию числа судебных ошибок, исключение влияния судьи на вердикт присяжных. Последователи отмечают, что присяжные не руководствуются стандартами, сложившимися в судебной практике, и разрешают дела по своему внутреннему убеждению1.

Деятельность суда присяжных изменила пределы судебной деятельности при осуществлении правосудия по уголовным делам, актуализировала вопрос о роли и месте суда в процессе доказывания. Общепризнано положение о своеобразном «разделении» функций между председательствующим в судебном заседании и коллегией присяжных, последние в научной литературе называются «судьями факта»2.

В то же время следует отметить, что некоторые вопросы, относящиеся к суду присяжных, вызывают полемику среди ученых и практиков, причем отдельные проблемы возникают вследствие имеющихся в законе пробелов, неточностей и противоречий . В настоящем параграфе целесообразно обратить большее внимание на те проблемы, которые при рассмотрении дел преступлениях террористического характера стоят особенно остро.

Читайте также:  Выплаты за 3 ребенка в 2023 году: что положено в России?

Так, еще на стадии формирования коллегии присяжных существует опасность создать условия последующей обоснованной отмены приговора, причем это не зависит от деятельности властных участников судопроизводства, — наделение статусом присяжного лица, которое в силу закона не может исполнять такие обязанности. По справедливому утверждению А.В. Смирнова «…от исполнения обязанностей присяжного заседателя по конкретному делу освобождается всякий, чья объективность вызывает обоснованные сомнения вследствие оказанного на лицо незаконного воздействия, наличия у него предвзятого мнения, знания им обстоятельств дела из непроцессуальных источников, а также по другим причинам»1.

Для того чтобы исключить возможность вовлечения в состав коллегии граждан, чьи интересы, социальная позиция или статус могут повлиять на объективность принимаемого решения, нужно знать об указанных обстоятельствах. По этой причине законодатель предусматривает проведение проверки на предмет наличия фактов, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя. Проблемность анализируемого положения состоит в том, что характер и пределы данной проверки нормативно не определены. Логично предположить: проверка, осуществляемая в порядке ст. 326 УПК РФ, должны быть нацелена, в основном, на выявление обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве кандидата в присяжные заседатели и закрепленных в Федеральном законе «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Определение «пригодности» человека для участия в деле, в большей мере, лежит на отдельных участниках судебного разбирательства, которых законодатель называет сторонами. В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.11.2005 № 23 «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судопроизводство с участием присяжных заседателей»2 председательствующий должен принять меры к тому, чтобы вопросы были конкретными и связанными с обстоятельствами, которые, по мнению опрашивающего, могут препятствовать участию кандидатов в присяжные в рассмотрении данного уголовного дела.

Сложность данного этапа, как свидетельствует практика, заключается в том, что оценка личности кандидата в присяжные заседатели проводятся в основном на основании добровольно представляемых гражданами сведений о себе. Учитывая, что они обязаны правдиво отвечать на задаваемые сторонами вопросы (ч. 3 ст. 328 УПК РФ), истинность сообщенных данных обычно презюмируется. Во всяком случае, у субъектов, участвующих в отборе присяжных заседателей нет возможности достоверно их проверить. Так. пригодные с точки зрения Федерального закона о присяжных заседателях кандидаты для исполнения таких обязанностей, когда терроризм приобретает форму насилия за политические убеждения1, зачастую могут являться пособниками в преступлениях террористической направленности.

Верховный Суд РФ несколько раз отмечал, что сокрытие кандидатом в присяжные заседатели информации о себе и своих близких не дает возможности сторонам воспользоваться правом заявления отвода, что влечет отмену приговора . Исходя из этого следует констатировать: законность приговора законодателем поставлена от того, насколько честно гражданин рассказал о себе в ходе отбора «судей факта».

А.С. Дежнев предлагает в целях установления обстоятельств, препятствующих участию лица в качестве присяжного заседателя, осуществлять наведение справок, направление запросов, а также поручений в рамках закона «Об оперативно-розыскной деятельности»3. В то же время возникает закономерный вопрос: каким образом собранные обстоятельства представлять сторонам и с каких позиций их оценивать? Представляется, что при возникновении обоснованных подозрений в причастности к преступлениям террористического характера кандидата в присяжные заседатели, данные материалы могут быть положены в основу последующих ОРМ или возбуждения уголовного дела. Но как поступить с информацией, не устанавливающей с большой степенью достоверности в заинтересованности дела, ведь результаты подобных мер, как правило, носят вероятностный характер.

Особый порядок вследствие признания обвиняемым своей вины

Особый порядок рассмотрения уголовного дела вследствие признания обвиняемым своей вины регулируется статьями 314–317 УПК. Такое рассмотрение доступно исключительно по инициативе подсудимого, что логично. Однако не всегда можно признать свою вину и просить особого порядка.

В УПК говорится, что для этого преступление, в котором лицо обвиняется, не должно относиться к категории особо тяжких. Формулировка статьи 314 касается не категории преступления, а максимально возможного срока за него — 10 лет. А под эту категорию подпадают преступления небольшой тяжести, средней тяжести и тяжкие, согласно статье 15 УК РФ.

Второе условие — наличие согласия на переход к такому порядку стороны обвинения: государственного обвинителя (прокурора), потерпевшего и частного обвинителя, которым является потерпевший в делах частного и частно-публичного обвинения (это может быть клевета, насилие, побои, телесные повреждения без потери потерпевшим трудоспособности и другие).

И особо выделено законодателем: обвиняемый должен пойти на этот шаг добровольно, предварительно проконсультировавшись со своим защитником, и должен осознавать характер и последствия своего ходатайства.

А последствия у такого ходатайства серьезные: вынесение обвинительного приговора. Это единственный исход для уголовного дела, которое рассматривается в особом порядке. Казалось бы, можно обжаловать. Но границы обжалования значительно сужены: вы не сможете оспорить выводы суда, основанные на фактических обстоятельствах, а фактически — не сможете изменить обвинительный приговор на оправдательный.

Доступные основания для обжалования в апелляции по статье 389.15 УПК: нарушение судьей норм УПК, некорректное применение норм УК, вынесение несправедливого приговора. Это означает, что вы потенциально сможете добиться только смягчения приговора, но не более.

Здесь важно отметить, что суд, имея обоснованные подозрения в невиновности обвиняемого, может отменить особый порядок рассмотрения уголовного дела и перейти к общему. Последний, в свою очередь, имеет, как минимум, два варианта исхода: вынесение обвинительного или оправдательного приговора.

Суд отказывает в ходатайстве об особом порядке и в том случае, если не соблюдены специальные условия, изложенные выше. Замена на общий порядок происходит не только по инициативе суда, но и по заявлению самого обвиняемого, прокурора или потерпевшего (то есть до вынесения приговора можно передумать).

Ходатайство заявляется во время ознакомления с материалами дела, что будет отмечено в протоколе процедуры, или во время предварительного слушания, если без его проведения нельзя обойтись (правила статьи 229 УПК).

Если дело начинают рассматривать в особом порядке, то за основу берут общий порядок и немного его меняют.

Во-первых, рассмотрение без обвиняемого и его защитника не допускается. Порядок действий в заседании такой:

  • оглашается обвинение (прокурором или частным обвинителем);
  • судья выясняет, понятно ли подсудимому обвинение, согласен ли он с ним, желает ли перехода к особому порядку, понимает ли, что это будет означать для него;
  • исследуются отягчающие и смягчающие обстоятельства, а также те, что позволяют определить личные качества подсудимого (хотя могут и не быть исследованы);
  • выносится обвинительный приговор и разъясняется право на его обжалование — только если никто не возражает и у суда достаточно доказательств виновности лица.

Многие обвиняемые, которые соглашаются на особый порядок по уголовному делу, делают такой выбор исходя из того, что судьи в этом случае не имеют права назначить более двух третей объема наказания (срока, размера штрафа и т.д.). Однако, действительно ли это то, ради чего стоит признавать свою вину?

Читайте также:  «Коварные» НПФ. Подводные камни негосударственных пенсионных фондов

Практика показывает, что судьи относительно редко назначают сроки, превышающие две трети максимального — защитникам обычно удается добиться смягчения. Поэтому в данном контексте это очень сомнительный плюс процедуры.

А на фоне минусов — вынесения исключительно обвинительного приговора и невозможности сменить его на оправдательный в порядке апелляционного пересмотра — тем более стоит очень тщательно все обдумать.

Возможности предупреждения и пресечения терактов

Любое негативное явление проще предупреждать и пресекать на начальных стадиях, чем бороться с его последствиями. Чрезвычайно важно для предупреждения террористических актов вовремя выявлять и блокировать источники финансирования террористических организаций и террористов-одиночек. Не менее важно повышение контроля за распространением оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ, ядерных, биологических, химических материалов. Следует также усилить меры защиты и обеспечения безопасности объектов с высокой степенью уязвимости, разрушение которых может причинить огромный вред населению, экологии, обществу и государству.

Граждане, заметившие подозрительные предметы или подозрительные действия каких-либо групп людей, должны незамедлительно сообщать об этом в правоохранительные органы. Большой эффект может также иметь создание «народных дружин» в рамках дворов, улиц.

Важное место в практике борьбы с терроризмом занимают надлежащее информационное обеспечение, обмен информацией и оптимизация иного взаимодействия между правоохранительными органами. Необходимо создать единый федеральный банк данных о преступных организациях этнической, религиозной, лево- или праворадикальной направленности и т.д., склонных к совершению преступлений террористического характера и иных тяжких преступлений, и аккумулировать в банке данных информацию о членах этих групп, внутренних и внешних связях этих групп, источниках финансирования.

На наш взгляд, следует законодательно разрешить уничтожение террористов на месте преступления при невозможности их задержания.

На законодательном уровне в последнее время много сделано для борьбы с терроризмом.

Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. N 116 «О мерах по противодействию терроризму» были образованы Национальный антитеррористический комитет и антитеррористические комиссии в субъектах Федерации. Кроме того, для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями были образованы: в составе Комитета — Федеральный оперативный штаб и оперативные штабы в субъектах Российской Федерации

В плане пресечения террористической деятельности Закон «О противодействии терроризму» представляет правоохранительным органам и Вооруженным Силам довольно широкие полномочия. Вооруженные Силы вправе применять оружие и боевую технику для пресечения террористического акта. Вооруженные Силы вправе уничтожать летательные аппараты и морские или речные суда и корабли (плавательные средства), если указанные аппараты не реагируют на радиокоманды и визуальные сигналы либо отказываются подчиняться командам, при этом не подчиняются требованиям об остановке (посадке), отсутствуют (или исчерпаны) возможности принудить транспортное средство к остановке (посадке) и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, либо в случае, если имеется достоверная информация о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы.

Для пресечения террористического акта, если пресечение иными силами или способами невозможно, проводится контртеррористическая операция. Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов Федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.

Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств.

В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до ее окончания подчиняются руководителю контртеррористической операции.

С момента, когда руководителем контртеррористической операции отдан приказ о проведении контртеррористической операции, руководители подразделений, входящих в состав группировки сил и средств, непосредственно управляют возглавляемыми ими подразделениями и приданными им силами. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности, за исключением руководителя контртеррористической операции, в управление данными подразделениями не допускается.

Участвующие в контртеррористической операции подразделения федеральных органов исполнительной власти применяют боевую технику, оружие и специальные средства в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, на период проведения контртеррористической операции Закон «О противодействии терроризму» допускает применение ряда специфических мер и временных ограничений (усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность; ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов; беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом и т.д.).

Меры по борьбе с международным терроризмом (приняты Восьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.) и иные международные акты также предлагают определенные рекомендации в целях предупреждения и пресечения различного типа террористических актов.

На международном, региональном и двустороннем уровнях следует разработать эффективные меры для налаживания международного сотрудничества по предупреждению террористического насилия. К этим мерам относятся сотрудничество между правоохранительными, следственными и судебными органами (расширение интеграции и сотрудничества между различными правоохранительными и судебными учреждениями с уделением должного внимания уважению основных прав человека); определение направлений сотрудничества между государствами в уголовно-правовых вопросах на всех уровнях системы обеспечения соблюдения законов и уголовного правосудия; активизация просвещения и расширение подготовки сотрудников правоохранительных органов по вопросам предупреждения преступности и международного сотрудничества в области уголовного права, включая разработку специальных курсов по международному уголовному праву и сравнительному пенитенциарному праву и процедурам в качестве элемента правового просвещения, а также профессиональной и судебной подготовки; разработка программ общего правового просвещения и расширения осведомленности общественности путем привлечения средств массовой информации с целью разъяснения населению той опасности, которую представляет собой террористическое насилие.

Какие дела рассматривают суды общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела c участием граждан и организаций. В зависимости от сложности рассматриваемого дела назначается суд соответствующего уровня.

Мировые судьи обладают ограниченными полномочиями и рассматривают незначительные дела по упрощённой процедуре.

Районные суды являются судами первой инстанции, а также апелляционной инстанцией при обжаловании решений мирового суда. В их компетенцию входит рассмотрение более сложных и значительных дел.

Читайте также:  Какие социальные льготы имеют ветераны труда в Татарстане в 2022 году

При повышенной тяжести и кропотливости рассматриваемого дела, оно поступает в суды второй инстанции – краевые, областные суды общей юрисдикции, а также суды городов федерального значения.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным делам и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

В суд общей юрисдикции предъявляются следующие исковые заявления:

  • по спорным гражданским, трудовым, семейным, жилищным и прочим вопросам
  • о взыскании денежных средств (недоимки по налогам, долг по алиментам, невыплаченная заработная плата и прочее)
  • о неправомерности или бездействии государственных органов
  • об установлении какого-либо юридического факта (недееспособности гражданина, усыновления детей и прочее)

Вопрос 3Не определен ли суд заранее в договоре?

После того как вы определите тип суда, нужно понять, где территориально должно рассматриваться дело. В каждом субъекте РФ есть суды, которые равны в своей компетенции по первой инстанции.

В Москве 438 судебных участков мировых судей и 35 районных судов. Для того чтобы распределить между ними дела, за каждым судом закрепляется определенная территория. Например, если ответчик живет в Бибиреве на Алтуфьевском шоссе, рассматривать спор будет Бутырский районный суд.

Адрес физического лица можно попробовать узнать через органы ФМС, а юрлица — при помощи выписки из ЕГРЮЛ с сайта налоговой.

Но есть исключения из общего правила о подсудности. Одно из них — договорная подсудность.

Если в договоре установлен конкретный суд, все споры между сторонами будет решать именно он.

Часто продавцы, банки и страховые компании навязывают потребителям условие о рассмотрении споров в удобном для них суде. Например, телевизор продается в Москве, а судиться по поводу нарушения прав потребителей якобы нужно в Нижневартовске. Такое условие может быть написано мелким шрифтом в договоре.

11 июля 2016 года машину 64-летнего имама московской мечети Ярдям Махмуда Велитова остановили по дороге из Подмосковья в столицу сотрудники правоохранительных органов. Как рассказывал позже адвокат Велитова Дагир Хасавов, имам с семьей возвращался в Москву с дачи.

«Люди [задержавшие Велитова] не представились. До сегодняшнего дня мы не знаем, кто его задержал. Они сказали: вам угрожает опасность со стороны скинхедов», — пересказывал во время слушаний в суде Хасавов диалог своего подзащитного с неизвестными силовиками.

Позже выяснилось, что имам проходит по делу об оправдании терроризма. Поводом для расследования стала проповедь, которую священнослужитель произнес в сентябре 2013 года.

Велитов предложил произнести заупокойную молитву по убитому в Дагестане Абдулле Гаппаеву. Он был застрелен неизвестными вечером 15 сентября 2013 года в дагестанском Кизляре.

Как стало известно в суде, по данным центра «Э», убитый состоял на профилактическом учете как религиозный экстремист, был членом организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» (в 2003 году Верховный суд России признал ее террористической и запретил). Также Гаппаев проходил подозреваемым по делу об участии в террористической организации, покушении на насильственный захват власти и экстремизме.

До недавнего времени главной «политической» статьей УК РФ была 282-я — о возбуждении ненависти либо вражды. Международная правозащитная организация Amnesty International еще в 2008 году выразила беспокойство в связи с тем, что «судебное преследование по статье 282 использовалось для подавления мирного осуществления права на свободу выражения».

Из-за размытости формулировок и широкого применения о 282-й статье говорили как об инструменте, который помогает возбуждать дела против активистов. Также она известна как «экстремистская статья» и ассоциируется в российском сегменте интернета с выражениями «срок за репост» или «посадка за репост».

В прошлом году депутат Госдумы от КПРФ Сергей Шаргунов во время «прямой линии» пожаловался президенту России Владимиру Путину на чрезмерное применение 282-й статьи. Президент согласился с Шаргуновым. Он сказал, что нельзя «собрать все книги да и сжечь», цитируя «Горе от ума».

В конце декабря 2018 года Путин подписал одобренный обеими палатами парламента президентский законопроект, который частично декриминализировал 282-ю статью.

«Экстремизм и оправдание или призывы к террористической деятельности — это одно и то же, — рассуждает Кунгуров, отбывший наказание по статье 205.2. — Но их разделили специально: 282-я была «ментовская», а 205.2 — «фээсбэшная». Чтобы у каждого ведомства была своя собственная статья, по которой они возбуждают или ведут дела — и могут по желанию «прессовать» неугодных».

После частичной декриминализации 282-й статьи, «оправдание терроризма» имеет все шансы стать одним из основных инструментов для политических репрессий, «и, соответственно, проводником их будет ФСБ», говорит Гайнутдинов из «Агоры».

Русская служба Би-би-си ожидает ответа от ФСБ.

Основные принципы подсудности

Принципы подсудности определены для защиты процесса правосудия от негативных последствий. Законность правосудия базируется, в том числе, на следующих принципах:

  • принятии судами только подведомственных дел;
  • недействительности решений, принятых с нарушением принципа подсудности;
  • праве подавать ходатайства о передаче дела в компетентную инстанцию. Такое право есть у всех сторон дела;
  • суд, в который поступило дело, должен рассмотреть его полностью;
  • должна быть учтена родовая и территориальная подсудность дела;
  • при получении судьёй дела с нарушением принципа подсудности, он должен передать его в компетентный суд;
  • не должно быть споров между судами по вопросу подсудности уголовных дел.

Помимо перечисленных судебных инстанций, также можно отметить военные суды, где рассматриваются вопросы, связанные с действиями военных преступников, а также третейские и арбитражные суды. Каждый орган наделен определенными полномочиями и может принимать соответствующие решения, исходя из общих обстоятельств дела. Именно этими моментами стоит руководствоваться при обращении с исковым заявлением в судебную инстанции. До тех пор, пока существует цивилизация, будут существовать и различные споры между людьми. Рассудить – наказать виноватых или оправдать невинных – главная задача судебной системы любой страны. Каждый человек должен знать свои права и свободы, а также иметь представление о том, какие суды какие дела рассматривают. Ведь будучи компетентным в этих вопросах, намного быстрее и легче решать проблемы с законом.

Военными судами принимаются к рассмотрению дела, возбуждаемые в отношении военных: граждан, находящихся на военной службе и уволенных со службы, а также лиц, проходящих военные сборы, если преступления были совершены во время прохождения перечисленными лицами военной службы или пребывания на сборах. Ключевое звено в системе военных судебных органов – гарнизонный суд – рассматривает весь спектр уголовных дел, не считая относящихся к компетенции Верховного Суда и подсудных флотскому суду. Окружным военным судом принимаются к разбирательству уголовные дела, предусматривающие меры наказания в виде лишения свободы на срок от пятнадцати лет до пожизненного заключения. В первой инстанции Военной коллегией Верховного Суда рассматриваются дела, инициированные в отношении судей военных судов, при наличии соответствующего письменного прошения, а также особо сложные и имеющие особую общественную важность уголовные дела – при прошении обвиняемого лица.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *