- Возврат товаров

Школьная форма в правовом поле

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Школьная форма в правовом поле». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно Федеральному Закону «Об Образовании в РФ» школа имеет право установить обязательные требования к внешнему виду учеников, то есть ввести школьную форму. Помимо ФЗ, Министерство образования России изложило рекомендации к школьном форме в письме “Об установлении требований к одежде обучающихся”. Так, существует только два обязательных правила введения школьной формы.

Можно ли выгнать ребенка из класса или как-то иначе наказать, если он пришел без формы?

Выгнать ребенка с занятий школа не имеет права, даже в том случае, если локальный акт обязывает учащихся приходить в форме. Судебная практика показывает, что чаще всего закон становится на сторону детей, если они подвергаются каким-то ограничениям за отсутствие формы.

Не могут учителя также заставить школьника переодеваться, снимать предметы гардероба, которые не соответствуют требованиям (например, яркую обувь или аксессуары). Исключить ребенка из школы однозначно нельзя лишь на основании того, что он приходит на уроки без формы! Есть лишь несколько причин, по которым ученика могут лишить возможности приходить на занятия, и несоответствие внешнего вида требованиям школы в них не входят. Максимум, что могут потребовать, — написать объяснительную (от лица школьника).

Но, конечно, важно понимать, что администрация имеет большие возможности оказывать на родителей и школьника психологическое давление – уговаривать, шантажировать и даже угрожать. В этой ситуации большинство предпочитает не вступать в конфликт (если только позиция не связана с какими-либо серьезными убеждениями – например, религиозными).

Соответственно, родителям приходится до начала учебного года приобретать школьную форму и контролировать, чтобы внешний вид ребенка соответствовать требованиям школы.

Что разрешено в школе, а что нет

Что такое удобная одежда, соответствующая погоде и ситуации, родители и подростки примерно представляют. А вот относительно того, что представляет собой деловой стиль, могут возникать недопонимания.

К одежде делового стиля относится все то, в чем обычно ходят сотрудники офиса: строгие юбки нейтральных либо темных цветов у девушек, брюки у мужчин, жилетки или пиджаки, однотонные рубашки без глубокого выреза, а в прохладное время года — водолазки. Как правило, школьная форма представляет собой сочетание именно этих элементов, только каждая образовательная организация придерживается определенного цвета и иногда дополняет дресс-код знаками отличия, например, значками или нашивками с эмблемой школы.

Необходимо понимать: подобные рекомендацию относятся только к одежде. То есть ребенку не могут запретить ходить с пирсингом, цветными волосами или красить ногти. Кроме того, некоторые девочки сталкиваются с замечаниями по поводу макияжа, что также является нарушением со стороны администрации.

Как решается вопрос о закупке формы

В Свердловской области не выделяются деньги на закупку школьной формы — расходы ложатся на семью. Закон оговаривает, что школа должна выбирать форму с учетом мнения многодетных и малообеспеченных семей, поэтому если стоимость жилета или сарафана кажется вам завышенной — вас должны услышать.

Школы часто шьют форму централизованно у конкретного производителя. Для одних родителей это удобно: нужно только привести ребенка на снятие мерок и потом забрать комплект. Другие родители бывают недовольны качеством ткани или плотностью вязки для школьных жилетов. В этом случае вы можете либо продвигать свой вариант формы для всего класса, либо “выйти из игры” и выбрать школьную одежду на свое усмотрение. Постарайтесь просто остаться в рамках выбранного цвета и фасона. Производители предлагают множество вариантов формы, вам обязательно удастся найти похожую форму удовлетворяющего вас качества. Минус этой ситуации: возможно, придется объясняться с учителем и администрацией. Но помните, что закон на вашей стороне, и грамотно отстаивайте свое решение. А главное — научите ребенка спокойно и вежливо объяснять учителю, что его жилет или сарафан соответствует требованиям закона.

Надеемся, к новому учебному году ваш сын или дочка получат удобные и красивые форменные вещи, и будут с удовольствием разглядывать себя в зеркале, собираясь на линейку 1 сентября!

Как урегулировать конфликтную ситуацию?

Конечно, начинать решение проблемы нужно путем переговоров. И, в первую очередь, ссылаться нужно на типичные жизненные ситуации, например:

«Скажите, каким образом маникюр моей дочери влияет на ее способность слушать объяснения учителя или отвечать у доски?»

«Если на улице и в классе 30 градусов жары, почему ребенок должен сидеть в синтетической рубашке и брюках?»

По каждой ситуации можно найти адекватные доводы.​ Если же школа продолжает нагло игнорировать мнение учеников и родителей, то можно пойти двумя путями:

1. Создать специальную комиссию по урегулированию споров, куда будут включены равное количество представителей школы, учеников и их родителей (статья 45 закона об образовании). Если получится достигнуть консенсуса, то окончательное решение комиссии становится обязательным для всех сторон конфликта. Правда, можно пойти дальше и обжаловать его в суд.

2. Обратиться с жалобой на действия школы в районный отдел образования (например, департамент образования областной администрации) или же в Рособрнадзор. Как вариант – можно написать заявление в прокуратуру или обжаловать решение школы в судебном порядке.

Защищайте права своего ребенка и учите детей отстаивать свои права.

«Противники» ограничений одержали безоговорочную победу, вопреки попыткам сделать учениц «скромнее».

― Большинство школьников и их родителей предпочитают брюки юбкам (вне зависимости от фасона), так как, например, зимой никто не хочет рисковать собственным здоровьем. В морозы и сильные ветра брюки не только безопаснее, но и удобнее.

― Ребёнок всегда должен иметь и чувствовать право выбора. Классическая форма ―хороший способ не выделяться из толпы. Но за детьми стоит оставить право определять: юбка или брюки. Это предаст школьнику уверенности.

― «Юбки» могут спровоцировать сексуальную агрессию со стороны мальчиков-подростков. Зачастую девочки могут стать объектами вожделения, сами того не подозревая. Например, случайно нагнувшись, можно показать «волнующий» силуэт бедер.

В любом случае, прежде чем вводить в учебных заведениях особые запреты, школьному совету стоит выслушать и принять во внимание мнение второй стороны ― родителей и учеников.

Можно ли приходить в школу с цветными волосами или пирсингом

Школьная форма — это только одежда, которую дети носят в школе. Цвет волос, прическа, маникюр или пирсинг к школьной форме не относятся. Если администрация прописывает требования ко всему внешнему виду учеников, это нарушает закон:

ч. 1 ст. 38 закона «Об образовании в РФ».

Например, школа не может запретить:

Пользоваться косметикой. Ограничить макияж дневным или натуральным тоже нельзя.
Приходить на урок с экстравагантной прической или окрашенными волосами.
Носить украшения, в том числе пирсинг. Требовать, чтобы ученики не носили больше одной пары сережек, больше одного кольца или чтобы серьги не носили мальчики, незаконно.
Приходить с маникюром, красить ногти в яркие цвета или украшать стразами.

В договор об образовании, который родители заключают со школой перед зачислением ученика, такие положения включать тоже запрещено. А даже если они там есть, то просто считаются недействительными — следовать им необязательно.

ч. 6 ст. 54 закона «Об образовании в РФ»

У гимназий и лицеев нет никаких привилегий: как и другие школы, они не могут предъявлять требования к внешности учеников.

Аргументы против школьной формы

Теперь посмотрим, что нам есть сказать против школьной формы.

1. Форма — это прежде всего издевательство над мамами. Потому что нормальный мальчик-второклассник (и многие девочки) за школьную неделю угваздывает в среднем три комплекта одежды. И либо мама должна ночью стирать, сушить и заглаживать стрелки, либо потратиться на три комплекта, чтобы стирать и сушить все выходные.

Ткани и фасоны школьной формы обычно непрактичные: либо она мнется, а там все эти складки-защипы-пуговицы, замучаешься гладить, либо она с большим процентом синтетики, а это затяжки, катышки и очень недолгий срок службы. Сплошь и рядом на этикетке значится, что стирка в машине запрещена. Это как вообще? Горничную нанять ради внешнего социального равенства?

Читайте также:  Что нужно знать о госпошлине за регистрацию автомобиля

2. Форма — это дорого. У меня, например, в выходные часто работа, а то и командировки. Поэтому я всегда покупаю дочери много одежды, с запасом на те случаи, когда не могу ей помочь со сборами в школу в выходные. Купить четверо джинсов и десяток кофточек-маечек-свитерочков на порядок дешевле, чем четыре форменных комплекта. И кроме того, эти же джинсы и маечки годятся, чтобы пойти в гости, в секцию, гулять, поехать отдыхать на каникулах.

3. Форма — это дискриминация детей с нестандартной фигурой. Разница в телосложении, которую джинсы и трикотаж скрадывают, форменная одежда подчеркивает. Это на рекламных фото мы всегда видим стройных девочек, которым так идут юбочки-плиссе, рюши на блузках и сарафанчики в талию. А страдания девочек не столь стройных или, напротив, очень худых, вынужденных обтягиваться сарафанчиками или ходить в чем-то вроде мешка с пуговицами, дискомфорт детей высоко- и малорослых, или подростков, у которых размер в ширину еще детский, в длину — вполне взрослый и все отовсюду торчит, во внимание не принимаются.

4. Форма неудобна. Рубашки, заправленные в брюки, пиджаки с жесткими плечами, задирающиеся или липнущие к колготкам юбки, легко отрывающиеся пуговицы. Она жмет, врезается и давит, ее надо постоянно поправлять и одергивать, а для ребенка с чувствительной кожей типичная форменная одежда — просто пытка. Какая уж тут учеба.

5. Форма провоцирует конфликты. Где есть произвол — там будет протест. Подростки будут бороться за свое право ходить без формы, нарушая требования явочным порядком. Их будут за это ругать в школе и дома. Они в ответ — огрызаться. Родители будут третировать детей или скандалить со школой. И ради чего, можно узнать, создавать заведомую точку напряжения? Мало стресса в жизни?

С целью изучения вопроса о целесообразности и необходимости введения единой формы для учащихся УОСО в 2017 году в регионах республики было проведено анкетирование всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогических работников), которое показало, что введение единой формы для учащихся УОСО возможно в рамках только одного учреждения образования при условии предоставления возможности выбора нескольких вариантов ее комплектов.

Учитывая мнение опрошенных, Министерство образования считает нецелесообразным вводить единую школьную форму в УОСО.

В некоторых школах ввели единый стиль, но не обязывают носить форму ежедневно. Комплекты или жилетки с логотипом предназначены для торжественных мероприятий и олимпиад.

Можно ли пропустить школу без справки: ситуация на практике

  • В повседневных реалиях, допустимо пропустить школу без справки по установлению руководителя класса, именно преподаватель является ответственным лицом за посещение школы учениками. В его обязанности входит своевременное уведомление руководства школы, об отсутствии того или иного школьника.
  • Родителям, желающим оставить своего ребенка дома не более чем на 3 дня, необходимо достичь устного соглашения с классным руководителем. Если количество дней отсутствия, предполагает более длительный срок – преподаватель подскажет, как правильно составить заявление для руководителя школы.
  • Ребенок, который пропускал учебные дни по причине стационарной госпитализации, должен возобновлять посещение школы, представив справку от врача. Это поможет избежать перегрузки детского организма в период восстановления, при занятии физкультурой и отсрочит прививки.
  • Медицинская справка или заявление от родителей – являются уважительным документом и поводом для того, чтобы ребенку не выставляли прогулы. Игнорирование подобных формальностей, может привести школьника к отчислению из школы, не допуску в следующий класс или отказу выдачи аттестата об окончании школьного учреждения.

Как написать заявление в школу о пропусках

Чтобы подтвердить наличие уважительной причины для пропуска занятий, родитель может подать заявление, в котором он сообщит о предстоящем отсутствии ребенка в школе. Документ оформляют на имя директора школы или классного руководителя до пропуска занятий.

В заявлении нужно изложить причину отсутствия. Это может быть общая формулировка «по семейным обстоятельствам» или конкретная уважительная причина:

  • участие в спортивных соревнованиях;
  • прохождение диагностических обследований или курса реабилитации после болезни;
  • свадьба, похороны, участие в судебном заседании;
  • необходимость присмотра за родственниками;
  • погодные условия.

Также в заявлении необходимо указать:

  • ФИО родителя и ученика;
  • класс, в котором учится ребенок;
  • продолжительность отсутствия;
  • подпись родителя;
  • дата подачи заявления.

В некоторых школах заявления просят сопроводить надписью о том, что ответственность за жизнь и здоровье ученика и прохождение им учебного материала (опираясь на п.2 ст. 63 Семейного кодекса).

Как законно перевестись на семейное обучение

Родителей, которые разочаровались в системе образования и не хотят отдавать ребёнка в школу, конечно же, интересует вопрос, как именно законно перевести своё чадо на домашнее обучение. Здесь следует разграничить понятие «надомное» образование и «семейное».

Иногда ребёнок не может ходить в обычную школу из-за серьёзных проблем со здоровьем (то есть по медицинским показаниям), или же они возникают уже во время учёбы. В этом случае ученик переводится на надомное образование: он находится дома, но к нему регулярно приходят школьные учителя, объясняют новые темы, задают домашние задания, проверяют их, проводят контрольные работы. То есть школьник официально закреплён за конкретным образовательным учреждением, именно оно отвечает за его обучение и аттестацию.

Для перевода ребёнка на надомное образование необходима, прежде всего, соответствующая справка участкового педиатра. Окончательное решение принимает специальная медкомиссия. Затем родители пишут заявление директору своего общеобразовательного учреждения (если же малыш ещё не пошёл в школу, то заявление пишется на имя начальника городского Департамента образования).

Что говорится в законе

Так как школы – учреждения образовательные, они подчиняются закону «Об образовании». И в этом законе, принятом еще в начале 90-х, черным по белому написано, что любой родитель имеет право посещать школу, в которую ходит его чадо, если это, однако, не препятствует образовательному процессу.

Именно последнюю часть формулировки в качестве лазейки и выбрали для себя администрации школ, прописав во внутренних уставах заведений запрет на вход в школу родителям во время уроков. Дескать, наличие взрослых разлагает дисциплину и делает невозможным нормальный образовательный процесс.

Внутреннему же уставу учебного заведения воспитанники школ и, соответственно, их опекуны, должны подчиняться. Вот и выходит очередная правовая коллизия: по общероссийскому закону родителям заходить в школу можно, а по локальным школьным (в большинстве случаев) – нет.

Если в администрациях школ работают более-менее толковые педагоги, они, по крайней мере, прописывают послабление (разрешение на посещение классов) для родителей начального звена, однако в большинстве школ запрет на посещения действует для всех родителей.

Согласно упомянутому выше закону «Об образовании», а также Семейному Кодексу Российской Федерации, родители обязаны и имеют преимущественное право в воспитании своего ребенка.

В законе также сказано, что если ребенок, в силу своих особенностей (в том числе по состоянию здоровья,) нуждается в уходе и контакте с родителем, родитель может навещать свое чадо и присутствовать с ним на любом уроке (для этого, правда, он будет должен получить разрешение конкретного учителя-предметника).

Закон «Об образовании» также гласит, что родитель правомочен следить за тем, в каких условиях пребывает его чадо, и посещать в любое время учебное заведение.

И наконец, закон позволяет родителям выбрать для своего малыша приемлемую форму обучения (в том числе семейное обучение) и учебное заведение – государственную или частную школу, лицей и т.д.

Родители также правомочны инициировать внесение изменений в во внутренние нормативные документы школы и корректировать положения уставов.

Можно ли приходить в школу с цветными волосами или пирсингом?

Аргументов «за» школьную форму обычно три.

1. Форма создает равенство, нивелирует разницу в достатке семей. Очень смешно.

Во-первых, разница в достатке семей давно существует не столько между детьми в одном классе, сколько между разными школами. Вероятность соседства за партой сына уборщицы и сына депутата/прокурора/бизнесмена/шоумена близка к нулю. Тут уже очень поздно пить боржоми. А в тех школах, где важны способности, где нет коррупции при поступлении и такое соседство вполне возможно, формой обычно не заморачиваются и детям, как и педагогам, фиолетово, у кого родители богаче.

Во-вторых, разница в достатке все равно будет видна. Кроме формы есть обувь, кроссовки и костюм на физкультуре, верхняя одежда, часы, телефон, способ проводить каникулы и еще куча всего. Будем все уравнивать?

Читайте также:  Ежемесячные пособия для малообеспеченных семей с детьми от 0 до 18 лет

С другой стороны, и разница между дорогой и дешевой одеждой сейчас очень невелика на вид. Это не разница между бархатом с жемчугами и рваньем с лаптями, а только глупости вроде брендов и «последних коллекций». Джинсы, которые я дочери купила летом на распродаже в каком-то сетевом магазине типа «Нью-Йоркер», за 10 евро не отличаются на вид от джинсов за 1000 евро просто совсем (и дешевле вдвое самых паршивых синтетических блескучих и висючих форменных школьных брюк, а не паршивых — впятеро). О какой такой огромной разнице во внешнем виде мы говорим?

В-третьих, кто вообще сказал, что решение проблемы путем заметания мусора под ковер — лучший способ? Социальное неравенство существует. Задача родителей и учителей — научить детей достойно справляться с этим обстоятельством, не уравнивая ценность человека с ценностью его тряпок.

2. Аргумент второй тоже восхищает своим лицемерием. Форма, мол, поддерживает чувство принадлежности школе, корпоративную гордость, не зря в лучших частных школах Европы она есть. Чудесно. То есть школы у нас абы какие, гордиться там решительно нечем, дети их не любят и принадлежностью к ним, мягко говоря, не дорожат — зато форма будет ИЗОБРАЖАТЬ, что у нас как в Европе.

Интересно было бы составить корреляцию — как соотносится качество школы, в том числе любовь к ней учеников, и степень рвения в требовании формы у ее администрации. Что-то мне подсказывает, что зависимость будет весьма говорящей. Не говоря уже о том, что в тех самых «лучших школах Европы» действует автономия школы, и если форма есть — это решение самой школы, ее личная традиция, а не следствие чего-то сказанного и навязанного сверху.

3. Ну, и про то, что школа приучает носить костюм. Это вообще без комментариев. А с чего кто-то взял, что ребенку непременно понадобится в его будущем офисный костюм? Я вот живу без него и не жалуюсь. И дочь, надеюсь, обойдется. А сын с удовольствием носит при случае, хотя в школе ходил в джинсах. Можно моих детей не будут заранее программировать на то, как им одеваться и как жить?

На этом аргументы «за» кончились. По крайней мере, я других не слышала.

Теперь посмотрим, что нам есть сказать против школьной формы.

1. Форма — это прежде всего издевательство над мамами. Потому что нормальный мальчик-второклассник (и многие девочки) за школьную неделю угваздывает в среднем три комплекта одежды. И либо мама должна ночью стирать, сушить и заглаживать стрелки, либо потратиться на три комплекта, чтобы стирать и сушить все выходные.

Ткани и фасоны школьной формы обычно непрактичные: либо она мнется, а там все эти складки-защипы-пуговицы, замучаешься гладить, либо она с большим процентом синтетики, а это затяжки, катышки и очень недолгий срок службы. Сплошь и рядом на этикетке значится, что стирка в машине запрещена. Это как вообще? Горничную нанять ради внешнего социального равенства?

2. Форма — это дорого. У меня, например, в выходные часто работа, а то и командировки. Поэтому я всегда покупаю дочери много одежды, с запасом на те случаи, когда не могу ей помочь со сборами в школу в выходные. Купить четверо джинсов и десяток кофточек-маечек-свитерочков на порядок дешевле, чем четыре форменных комплекта. И кроме того, эти же джинсы и маечки годятся, чтобы пойти в гости, в секцию, гулять, поехать отдыхать на каникулах.

3. Форма — это дискриминация детей с нестандартной фигурой. Разница в телосложении, которую джинсы и трикотаж скрадывают, форменная одежда подчеркивает. Это на рекламных фото мы всегда видим стройных девочек, которым так идут юбочки-плиссе, рюши на блузках и сарафанчики в талию. А страдания девочек не столь стройных или, напротив, очень худых, вынужденных обтягиваться сарафанчиками или ходить в чем-то вроде мешка с пуговицами, дискомфорт детей высоко- и малорослых, или подростков, у которых размер в ширину еще детский, в длину — вполне взрослый и все отовсюду торчит, во внимание не принимаются.

4. Форма неудобна. Рубашки, заправленные в брюки, пиджаки с жесткими плечами, задирающиеся или липнущие к колготкам юбки, легко отрывающиеся пуговицы. Она жмет, врезается и давит, ее надо постоянно поправлять и одергивать, а для ребенка с чувствительной кожей типичная форменная одежда — просто пытка. Какая уж тут учеба.

5. Форма провоцирует конфликты. Где есть произвол — там будет протест. Подростки будут бороться за свое право ходить без формы, нарушая требования явочным порядком. Их будут за это ругать в школе и дома. Они в ответ — огрызаться. Родители будут третировать детей или скандалить со школой. И ради чего, можно узнать, создавать заведомую точку напряжения? Мало стресса в жизни?

Оценить, как выглядит ученик, может только сотрудник школы. Тут, конечно, появляется человеческий фактор с историями про учителей, которые отрезают девушкам прядь волосы из-за того, что те не были забраны в пучок или косу. Но есть и обратные ситуации. Например, карельские прокуроры встали на сторону школьников и потребовали отменить некоторые запреты, которые существовали в школах региона. Иногда и сами преподаватели не придираются к внешнему виду учеников, потому что уверены, что главное –это знания, общение, творческая деятельность.

Не допустить до занятий ученика пришедшего без формы администрация школы не может, потому что главное в деятельности школы — предоставление образовательных услуг. Если ребёнок живёт близко, могут отправить переодеваться, далеко — оставят в школе.

Посещение школы без формы является нарушением «Правил внутреннего распорядка». В этом документе помимо правил поведения в классе, столовой, на выездных мероприятиях, прописываются меры ответственности за те или иные проступки. В некоторых случаях придётся писать объяснительную записку. О нарушении классный руководитель должен сообщить родителям по телефону в тот же день. При повторном проступке — вызвать в школу для беседы (ответственность за внешний вид ученика лежит на родителе).

В США и Канаде нет единой школьной формы, а её наличие — вопрос традиций, престижа, бренда. Но существует дресс-код: длина шорт или юбок (например, строго до колена), закрытые плечи (футболка подойдёт, майка на бретельках — нет), к лосинам обязательно нужна длинная туника или блуза. Ученики частных американских школ носят форменную одежду с эмблемой учебного заведения.

Особенное отношение к школьной форме в Великобритании. Там форма впервые появилась в XVI веке в школе при госпитале Христа. Её покрой до сих пор остаётся неизменным. Мальчики носят длинные чёрные сюртуки, белые галстуки, бриджи и жёлтые носки. В комплект одежды лондонской школы-пансиона для мальчиков Хэрроу до сих пор входит соломенная шляпа. Парадная форма Итонского колледжа, в котором учились принц Уильям и принц Гарри, включает в себя фрак и яркий жилет.

Школьная форма в Японии не меняется вот уже 150 лет. Девочки предпочитают матроски (блузы с матросским воротником-гюйсом и короткие юбочки в складку), мальчики — гакуран (по сути костюм), напоминающий военный китель.

Форма китайских школьников — спортивный костюм и красный галстук. На первый взгляд выбор кажется странным, но дело в том, что одежда должна соответствовать стандарту, принятому ещё в 1993 году. То есть быть удобной, практичной и дешёвой (по цене тоже установлен стандарт). Так получилось, что подо все эти требования спортивная форма подошла идеально.

Сбор денег, дресс-код и дежурство: как нарушают права школьников?

Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду. Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами.

25-30 лет назад учёба во вторую смену в школе считалась обычным явлением. Целые поколения детей успешно получили среднее образование, несмотря на то, что какой-то год или даже несколько им пришлось ходить в школу после обеда.

  • Система школьного образования менялась, но до ликвидации второй смены в образовательных учреждениях дело не дошло.
  • Более того, в последние годы из-за нехватки школ она стала активно возрождаться, что вызывает огромное недовольство родителей.
  • Расскажем, почему до сих пор существует вторая смена в школе, законно ли это в 2020-2020 годах, для каких классов не допускается обучение во вторую смену и что говорит СанПиН.
Читайте также:  Ночные часы, доплата за них при сменном графике

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2. Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.

Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни. Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа. К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек.

Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили. Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым.

Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.

Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь. При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха.

На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле — трава. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно. В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты — отдельно для мальчиков и девочек. Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.

Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах химия, физика, рисование, биология , мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями.

А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец.

Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.

Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.

Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены. Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.

Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.

В старых зданиях желательно, в новых — обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке.

Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый — не выше третьего этажа.

Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.

Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати. Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями. Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет.

Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек. В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях, обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9-х и х классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

Величина недельной образовательной нагрузки не должна превышать нормативов — см. Организация профильного обучения в 10 — х классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели.

Пребывание детей в учебном учреждении должно быть безопасным и
комфортным, отвечать строгим требованиям, предъявляемым к работе школ и
других центров образования. Главный документ, рассматривающий все
детали, обеспечивающие санитарно-гигиенические нормы работы этих
учреждений, — СанПиН.

Основные цели документа – сделать доступным
обеспечение безопасности детей в школах и гарантировать создание таких
условий в стенах образовательных заведений.

Скачать санитарно-эпидемиологические нормы и
правила (СанПиН) для школ с поправками, актуальными на 2019 год, вы
можете на нашем сайте по ссылке

Одними из важных для школ стали требования СанПиН к
общеобразовательным учреждениям, обеспечивающие безвредность имеющейся
среды для учебного процесса и приемлемые условия на тех территориях,
где обучаются дети.

Правила непреложны к выполнению, следовать им
обязаны все. СанПиН постоянно дополняют и вносят изменения.

Поэтому
рассмотрим некоторые вопросы, которым уделил внимание
«новый» СанПиН для школ, важность их следует учесть
и при утверждении норм и техдокументации учреждений образования.

Цель этого документа – обеспечение и соблюдение
предъявляемых требований для организации эффективного и безопасного
процесса обучения. В СанПиН для школы прописано, что каждый центр
образования должен быть обеспечен компьютерной техникой по современным
стандартам, доступным интернетом, спортзалом, столовой, канализационной
системой, теплой водой и холодной.

При выполнении этих пунктов внимание
будет заостряться на учебном процессе, а не на разрешении каких-либо
бытовых неурядиц. Эти требования распространяются не только на
государственные учреждения, но и на частные школы и образовательные
заведения.

Несоблюдение СанПиН для образовательных учреждений может
привести к разного рода ответственности и штрафам, в зависимости от
нарушения.

Трансформации, зафиксированные в законе на начало 2018 года в
СанПиНы для школы, коснулись нескольких аспектов.

Требования к школьным помещениям и оборудованию:

  • школа обязана обеспечить на своей территории место под
    организацию стоянки транспорта для перевозки учащихся;
  • учебное заведение, состоящее из нескольких зданий, должно
    быть обеспечено переходами-сообщениями, оснащенными системой их
    отопления;
  • устанавливать туалеты для учеников на улице запрещено,
    когда центральная канализация отсутствует (нужно обеспечить установку
    внутренней канализации)

Специфика образовательного процесса:

  • количество учащихся находится в прямой зависимости от
    площади учебного заведения, которой школа располагает для каждого
    ученика;
  • СанПиН по школам определяет максимально позволенное
    количество уроков по возрастам школьников: расписание должно
    соответствовать нормативам (к примеру, для первоклассников не разрешено
    более, чем четыре урока в день, у выпускников допускается 7-8);
  • для учащихся первых классов в учебном году могут быть
    предусмотрены дополнительные каникулы;
  • преподаватели обязаны раз в 2 года пройти переподготовку, а
    после — переаттестацию.

Школьный общепит:

  • школа обязана обеспечить свободный доступ к водоснабжению;
  • качество продуктов для питания и питьевой воды
    администрации школы контролирует согласно нормы СанПиН для школ;
  • каждый, кто работает в школьной столовой 2 раза в год
    обязан пройти медосмотр и т.д.

Отдельно большое внимание СанПиНы для образовательных
учреждений 2017 г уделяет питьевому режиму. Организация этого процесса
должна постоянно находиться под контролем руководства школы. В школе
предусматривается обеспечение учащихся водой для питья согласно сан
норм.

Предусматривается 2 варианта осуществления питьевого режима:
стационарные фонтанчики для питья и вода из емкостей с расфасованной
водой. К местам питья в школе необходимо обеспечить доступ на
протяжении всего времени пребывания детей в образовательном заведении.

Фонтанчики для питья предусмотрено оборудовать
ограничительными кольцами вокруг вертикальной подачи воды. Высота их
должна соответствовать, как указано в СанПиН для школ (с изменениями),
не меньше 10 см.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *