- КОАП

Понятие, разновидности, порядок разработки и оформления протокола и акта.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие, разновидности, порядок разработки и оформления протокола и акта.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Все виды и разновидности протоколов, независимо от принадлежности к системе или подсистеме документации, классифицируются по двум основаниям – способу документирования и степени полноты записи хода заседания, которые действуют одновременно. Так, по степени полноты записи протоколы подразделяются на краткие и полные.

В какой срок направляется протокол разногласий

Протокол разногласий нужно отправить в течение 30 дней с момента получения проекта договора. Аналогичный срок установлен для обращения в суд, если в досудебном порядке разрешить спор не удалось (п. 1 ст. 445 ГК РФ).

Верховный Суд РФ в постановлении № 49 уточняет, что суд обязан принять иск даже если 30-дневный срок на подачу иска о протоколе разногласий пропущен. Отказ может последовать, только если контрагент прямо заявит о пропуске срока (абз. 1 п. 41 постановления Пленума ВС РФ от 25.12.2018 № 49).

Если контрагент является доминирующим (монополистом) и навязывает невыгодные и даже дискриминационные условия, суд может признать такое поведение злоупотреблением, даже если ваша компания протокол разногласий не направляла (абз. 2 п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2).

Комментарий к ст. 27.12 КоАП

1. Комментируемая статья с 1 июля 2008 г. будет регламентировать проведение не двух, а трех административно-принудительных мер. К отстранению от управления транспортным средством и медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения добавится еще освидетельствование на состояние опьянения.

Отстранение от управления транспортным средством производится по следующим основаниям:

1) если в отношении лица, управляющего транспортным средством, имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. Критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, указаны в приложении N 6 к Приказу Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями от 7 сентября 2004 г., 10 января 2006 г.). Такими критериями являются: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, выраженное дрожание пальцев рук, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение, не соответствующее обстановке, наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При наличии этих критериев отстраняемое лицо подлежит также направлению на освидетельствование на состояние опьянения. Кроме того, водители — участники дорожно-транспортных и водных происшествий, приведших к тяжким последствиям, подлежат обязательному направлению на освидетельствование в медицинское учреждение;

2) в случае совершения лицом, управляющим транспортным средством, административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7 КоАП.

Действующая с 1 июля 2008 г. редакция комментируемой статьи будет предусматривать введение новой административно-принудительной меры: освидетельствования на состояние опьянения. В отличие от медицинского освидетельствования на состояние опьянения освидетельствование на состояние опьянения производится не медицинскими работниками, а должностными лицами, указанными в ч. 2 комментируемой статьи. На медицинское освидетельствование лицо может быть направлено в трех случаях:

1) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;

2) при несогласии лица с результатами освидетельствования;

3) при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Критерии, которые дают достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, указаны в п. 1 комментария к данной статье.

2. Об органах и должностных лицах, осуществляющих государственный надзор и контроль за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, см. комментарии к ст. 23.36 — 23.42 КоАП РФ. Невыполнение водителем законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 12.26 КоАП РФ.

3 — 5. Об отстранении от управления транспортным средством, а также о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол. Форма протокола об отстранении от управления транспортным средством приведена в приложении N 14, а форма протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения — в приложении N 15 к Методическим рекомендациям по организации деятельности Госавтоинспекции при производстве по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, направленным письмом МВД России от 18 июня 2003 г. N 13/ц-72.

6. В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2002 г. N 930 утверждены только Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов. В соответствии с этими Правилами медицинское освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на медицинское освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства, и водителем транспортного средства, в отношении которого применяется данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием соответствующих работ и услуг. Медицинское освидетельствование проводится как непосредственно в организациях здравоохранения, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), соответствующих установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации требованиям.

Медицинское освидетельствование проводится врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку. В сельской местности при невозможности проведения медицинского освидетельствования врачом разрешается осуществлять его фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, имеющим соответствующую специальную подготовку.

Медицинское освидетельствование проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В настоящее время действует Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями от 7 сентября 2004 г., 10 января 2006 г.). В приложении N 3 к этому Приказу содержится Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у-05 «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством» (с изменениями от 10 января 2006 г.). Данной Инструкцией, в частности, установлено, что при освидетельствовании могут использоваться зарегистрированные изделия медицинского назначения индикации и измерения и медицинские технологии, разрешенные к применению. Для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, количественного определения алкоголя в биологических объектах используются технические средства, поверенные в установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии порядке, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов средств измерений и поверка которых в процессе эксплуатации осуществляется в установленном порядке.

Средство (вещество), вызвавшее опьянение, за исключением алкоголя, определяется по результатам химико-токсикологического исследования биологического объекта, проводимого на средство (вещество) или его метаболиты в установленном порядке.

Конкретное изделие медицинского назначения или метод (медицинскую технологию) для определения алкоголя в выдыхаемом воздухе, конкретный биологический объект, отбираемый для направления на лабораторное химико-токсикологическое исследование, в каждом случае определяет врач (фельдшер), проводящий освидетельствование.

При освидетельствовании во всех случаях осуществляется исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь. Результаты исследования выдыхаемого воздуха на наличие алкоголя заносятся в Акт.

При наличии клинических признаков опьянения и отрицательном результате определения алкоголя в выдыхаемом воздухе отбирается проба биологического объекта для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов, (за исключением алкоголя), вызвавших опьянение; в пункте 16 Акта указывается, какой биологический объект взят для проведения химико-токсикологического исследования.

В случае отказа освидетельствуемого от освидетельствования в журнале делается запись «от освидетельствования отказался». В случае отказа освидетельствуемого от того или иного предусмотренного вида исследования в рамках проводимого освидетельствования освидетельствование прекращается, Акт не заполняется, в протоколе о направлении на освидетельствование и в журнале указывается «от освидетельствования отказался».

Читайте также:  Индексация пенсий в 2023 году: таблица и график социальных выплат пенсионерам

Протокол является основным распорядительным документом коллегиального управления и почти всегда оформляется как многостраничный документ. Поэтому при оформлении первого листа протокола необходимо использовать общий бланк организации или предприятия, а если общий бланк отсутствует, протокол оформляется на листах бумаги формата А4 с расположением реквизитов по образцу общего бланка.

Если бланк для оформления первого листа протокола не используется, реквизиты оформляются обычно продольным способом (вдоль верхнего поля листа бумаги) центрованно.

В типовой формуляр протокола входят следующие обязательные реквизиты:

Дополнительными реквизитами протокола являются:

Особенности оформления обязательных реквизитов протокола, а также наличие, количество и правила оформления дополнительных реквизитов, особенности формуляра определяются требованиями действующего законодательства, обычаями делового оборота или конкретной управленческой ситуацией. Но все особенности оформления базируются на общем алгоритме, который исторически сложился в процессе составления и оформления протокола как одного из основных видов распорядительных документов.

Порядок проведения процедуры

После остановки машины инспектор вправе обойти транспорт по периметру, сверить агрегатные номера с данными свидетельства, проверить соответствие груза сопроводительным документам. Он может осмотреть салон через стекло авто, не открывая дверцу. Требование открыть багажник, бардачок, продемонстрировать содержимое личных вещей пассажиров — незаконно. Наличие огнетушителя, аптечки, знака аварийной остановки владелец машины может подтвердить устно, показывать их необязательно, как и выходить из автомобиля.

При проверке опломбированного груза инспектор сверяет пломбы с сопроводительными документами, не более того. И водитель, и сотрудник автоинспекции могут вести видеосъемку. Если должностное лицо фиксирует процедуру на цифровые носители, то такие материалы должны прилагаться к акту осмотра. Водитель также вправе поинтересоваться основаниями осмотра. По окончании процедуры предусмотрено составление официального документа — акта осмотра, бланк которого можно скачать по ссылке.

Акт и протокол в чем разница

Постановление – это документ, которым на водителя накладывается наказание. Составить его инспектор может, только если водителю грозит предупреждение или штраф, и если водитель не оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание. Если инспектор составляет постановление, это значит, что он рассмотрел дело на месте без составления протокола и назначает водителю наказание.

Протокол об административном правонарушении – это документ, в котором инспектор фиксирует нарушение ПДД. Протокол затем является доказательством вины водителя. Но, когда протокол составлен, водитель ещё не наказан, а протоколом просто зафиксирован факт правонарушения.

Протокол постановление определение в чем разница

Остановив на дороге, инспектор ДПС может составить в отношении водителя, нарушившего ПДД, административное постановление или протокол. В чем разница между этими документами? Разница значительная! Протокол об административном правонарушении – это документ, в котором инспектор фиксирует нарушение ПДД. Протокол затем является доказательством вины водителя.

Если Вы оспариваете постановление и намерены обжаловать его, в графе «С нарушением согласен…» напишите фразу: «ПДД не нарушал…» и поставьте подпись рядом с данной фразой, а не на соответствующей линии. Также важно помнить, что достаточным основанием для отмены вынесенного решения является постановление, вынесенное с нарушением процессуальных норм. ВАЖНО: Инспектора, нарушившего Ваши права, по Вашему заявлению могут привлечь к дисциплинарной ответственности по факту допущенных нарушений.

Отличие акта от протокола

Юридический всеобуч предпринимателя.

Бесплатная юридическая консультация:

Акт — это документ, подтверждающий совершение некоего события (действия). Проще говоря, актом подтверждается, что в конкретном месте и в конкретное время при конкретных обстоятельствах произошло конкретное событие. Акты имеют право составлять как любые граждане, так и любые юридические лица.

Протокол — это документ, квалифицирующий событие (действие, бездействие лиц) как правонарушения (28.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях). В отличии от акта, в протоколе помимо указания места, времени и обстоятельств совершения события, делается вывод о том, что данное событие является правонарушением. Протоколы имеют право составлять только уполномоченные на то лица, которым законодательством предоставлено право давать правовую оценку событию, указанному в протоколе. Таким образом, если в акте делается вывод о том, что событие является правонарушением, это уже, по сути, протокол, несмотря на то, что такой документ назвали актом. А протокол имеет право составлять только уполномоченное лицо. Соответственно, действия должностного лица по составлению такого протокола могут быть обжалованы.

Налоговый инспектор составил документ под названием АКТ, в котором указал, что продавец нарушил правила торговли, т.е. совершил административное правонарушение по ст.14.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях. В данном случае, несмотря на то, что документ называется актом, по сути, он является ПРОТОКОЛОМ. А протокол по ст.14.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях имеет право составлять только должностное лицо, уполномоченное законодательством давать правовую оценку событиям. Налоговая инспекция не входит в перечень органов, которые уполномочены давать правовую оценку событиям. Следовательно, в случае признания действий должностных лиц неправомерными, данный ПРОТОКОЛ (несмотря на то, что он называется актом) должен быть признан недействительным на том основании, что составлен НЕ УПОЛНОМОЧЕННЫМ лицом (см. Урок 3).

Должностные лица обязаны давать в протоколах правовую оценку событиям (квалифицировать как правонарушение) только в пределах своих полномочий.

Сотрудник милиции составил протокол, в котором указал, что предприниматель допустил нарушение (ст.15.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Однако, в соответствии с действующим законодательством, сотруднику милиции не предоставлено полномочий давать правовую оценку правонарушениям по ст.15.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Соответственно, сотрудник милиции должен был составить не протокол, а АКТ, в котором только зафиксировать факт события без квалификации его как правонарушения, и в дальнейшем передать этот акт в компетентный орган для правовой оценки (например, в административную комиссию или налоговые органы). Однако сотрудник милиции составил протокол, т.е. дал правовую оценку событию как правонарушению, не имея на то законных полномочий. Следовательно, действия сотрудника милиции могут быть обжалованы. И в случае, если его действия будут признаны неправомерными, то данный протокол должен быть признан недействительным на том основании, что составлен НЕ УПОЛНОМОЧЕННЫМ лицом.

Бесплатная юридическая консультация:

Следует знать, что в соответствии со ст.25.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушитель имеет следующие права и обязанности.

Знакомиться с материалами дела;

Заявлять ходатайства и отводы;

Пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях;

Дело о привлечении лица к административной ответственности рассматривается с участием этого лица. Однако может быть рассмотрено в его отсутствии в случаях, когда имеются данные, что лицо своевременно извещено о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении дела, либо также ходатайство осталось без рассмотрения.

Бесплатная юридическая консультация:

Присутствовать при рассмотрении дела, если это признано судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство, является обязательным.

Сотрудник милиции имеет право:

Изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции. Причем только в тех случаях, когда сами документы являются объектами правонарушений гл.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Надо понимать, что здесь идет речь о накладных, счетах, приходных и расходных ордерах и т.п. документах. Изымать свидетельства предпринимателя, лицензии, иные правоустанавливающие документы, а также сертификаты соответствия, гигиенические сертификаты и тому подобные документы сотрудник милиции не имее�� права.

Однако помните, что сотрудник милиции всегда имеет право проверить наличие вышеперечисленных документов. Следует правильно понимать смысл термина «ПРОВЕРИТЬ НАЛИЧИЕ» — это означает, что предприниматель должен предъявить требуемый документ, а не предать в руки проверяющего. Т.е. предприниматель показывает документ, не выпуская его их своих рук (так же, как проверяющий предъявляет свое удостоверение). Если проверяющий все-таки взял в руки документ, то это уже является изъятием (выемкой) документа и должно быть официально оформлено протоколом или актом изъятия с указанием перечня изъятых документов и мотивов их изъятия. Если контролер выразит сомнение по данному поводу, то попросите его предъявить и при этом передать вам в руки служебное удостоверение. Этот аргумент, как правило, срабатывает и подтверждает нашу правоту.

Читайте также:  Как снизить срок уголовного наказания?

Бесплатная юридическая консультация:

Урок №4 вёл адвокат Николай КОЧЕТКОВ

Адвокат Дмитрий Макеев, депутат Думы Владивостока:

При составлении протокола (постановления) нарушителю должны разъясняться его права, предусмотренные ст.25.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и об этом должна быть сделана соответствующая запись в протоколе. Следовательно, если проверяющий не разъяснил нарушителю его права и не сделал соответствующую запись в протокол, то действия проверяющего могут быть признаны неправомерными.

Адвокат Николай Морозов, депутат Законодательного собрания Приморского края:

Следует иметь в виду, что в случае признания действий должностных лиц неправомерными, обвиняемый в правонарушении приобретает право на возмещение ущерба и компенсации морального вреда.

Дополнительные нюансы

Еще чем отличается постановление от протокола? В нем указываются реквизиты счета, на который переводятся средства, выплаченные в качестве штрафа.

Теперь об особенностях решений, выносимых судьями. Они в сравнении с другими органами, рассматривающими административные материалы, применяют дополнительные полномочия.

Если в деле затрагивается возмещение вреда, суд назначает общую сумму, порядок и график выплат.

Судья, назначив меру наказания, описывает, каким образом оно исполняется. Например, если водителя лишают прав, в постановлении указывается, куда их сдавать и в какой срок.

Если наказание затрагивает полномочия органов власти, им дается соответствующее предписание. Оно может касаться ареста счетов, остановки деятельности предприятия, организации и т. д.

Залог решением суда или возвращается владельцу, или обращается в доход государства.

Решается судьба вещей, наград, документов, товаров. Вещи и награды обычно возвращают владельцу, награды также ему отдают или передают в Администрацию президента.

Отличие акта от протокола

Юридический всеобуч предпринимателя.

Бесплатная юридическая консультация:

Акт — это документ, подтверждающий совершение некоего события (действия). Проще говоря, актом подтверждается, что в конкретном месте и в конкретное время при конкретных обстоятельствах произошло конкретное событие. Акты имеют право составлять как любые граждане, так и любые юридические лица.

Протокол — это документ, квалифицирующий событие (действие, бездействие лиц) как правонарушения (28.3. Кодекса РФ об административных правонарушениях). В отличии от акта, в протоколе помимо указания места, времени и обстоятельств совершения события, делается вывод о том, что данное событие является правонарушением. Протоколы имеют право составлять только уполномоченные на то лица, которым законодательством предоставлено право давать правовую оценку событию, указанному в протоколе. Таким образом, если в акте делается вывод о том, что событие является правонарушением, это уже, по сути, протокол, несмотря на то, что такой документ назвали актом. А протокол имеет право составлять только уполномоченное лицо. Соответственно, действия должностного лица по составлению такого протокола могут быть обжалованы.

Налоговый инспектор составил документ под названием АКТ, в котором указал, что продавец нарушил правила торговли, т.е. совершил административное правонарушение по ст.14.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях. В данном случае, несмотря на то, что документ называется актом, по сути, он является ПРОТОКОЛОМ. А протокол по ст.14.5. Кодекса РФ об административных правонарушениях имеет право составлять только должностное лицо, уполномоченное законодательством давать правовую оценку событиям. Налоговая инспекция не входит в перечень органов, которые уполномочены давать правовую оценку событиям. Следовательно, в случае признания действий должностных лиц неправомерными, данный ПРОТОКОЛ (несмотря на то, что он называется актом) должен быть признан недействительным на том основании, что составлен НЕ УПОЛНОМОЧЕННЫМ лицом (см. Урок 3).

Должностные лица обязаны давать в протоколах правовую оценку событиям (квалифицировать как правонарушение) только в пределах своих полномочий.

Сотрудник милиции составил протокол, в котором указал, что предприниматель допустил нарушение (ст.15.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях). Однако, в соответствии с действующим законодательством, сотруднику милиции не предоставлено полномочий давать правовую оценку правонарушениям по ст.15.11. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Соответственно, сотрудник милиции должен был составить не протокол, а АКТ, в котором только зафиксировать факт события без квалификации его как правонарушения, и в дальнейшем передать этот акт в компетентный орган для правовой оценки (например, в административную комиссию или налоговые органы). Однако сотрудник милиции составил протокол, т.е. дал правовую оценку событию как правонарушению, не имея на то законных полномочий. Следовательно, действия сотрудника милиции могут быть обжалованы. И в случае, если его действия будут признаны неправомерными, то данный протокол должен быть признан недействительным на том основании, что составлен НЕ УПОЛНОМОЧЕННЫМ лицом.

Бесплатная юридическая консультация:

Следует знать, что в соответствии со ст.25.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушитель имеет следующие права и обязанности.

Знакомиться с материалами дела;

Заявлять ходатайства и отводы;

Пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях;

Дело о привлечении лица к административной ответственности рассматривается с участием этого лица. Однако может быть рассмотрено в его отсутствии в случаях, когда имеются данные, что лицо своевременно извещено о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении дела, либо также ходатайство осталось без рассмотрения.

Бесплатная юридическая консультация:

Присутствовать при рассмотрении дела, если это признано судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство, является обязательным.

Сотрудник милиции имеет право:

Изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции. Причем только в тех случаях, когда сами документы являются объектами правонарушений гл.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Надо понимать, что здесь идет речь о накладных, счетах, приходных и расходных ордерах и т.п. документах. Изымать свидетельства предпринимателя, лицензии, иные правоустанавливающие документы, а также сертификаты соответствия, гигиенические сертификаты и тому подобные документы сотрудник милиции не имеет права.

Однако помните, что сотрудник милиции всегда имеет право проверить наличие вышеперечисленных документов. Следует правильно понимать смысл термина «ПРОВЕРИТЬ НАЛИЧИЕ» — это означает, что предприниматель должен предъявить требуемый документ, а не предать в руки проверяющего. Т.е. предприниматель показывает документ, не выпуская его их своих рук (так же, как проверяющий предъявляет свое удостоверение). Если проверяющий все-таки взял в руки документ, то это уже является изъятием (выемкой) документа и должно быть официально оформлено протоколом или актом изъятия с указанием перечня изъятых документов и м��тивов их изъятия. Если контролер выразит сомнение по данному поводу, то попросите его предъявить и при этом передать вам в руки служебное удостоверение. Этот аргумент, как правило, срабатывает и подтверждает нашу правоту.

Бесплатная юридическая консультация:

Урок №4 вёл адвокат Николай КОЧЕТКОВ

Адвокат Дмитрий Макеев, депутат Думы Владивостока:

При составлении протокола (постановления) нарушителю должны разъясняться его права, предусмотренные ст.25.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, и об этом должна быть сделана соответствующая запись в протоколе. Следовательно, если проверяющий не разъяснил нарушителю его права и не сделал соответствующую запись в протокол, то действия проверяющего могут быть признаны неправомерными.

Адвокат Николай Морозов, депутат Законодательного собрания Приморского края:

Следует иметь в виду, что в случае признания действий должностных лиц неправомерными, обвиняемый в правонарушении приобретает право на возмещение ущерба и компенсации морального вреда.

Законодательное регулирование

Процессуальные нормы о привлечении к ответственности содержатся в КоАП РФ. Региональные нормативные акты могут вносить дополнения, касающиеся оснований привлечения. Принимаются они в виде законов или кодексов, и их действие распространяется лишь на территорию соответствующего региона.

Нормативные акты ведомств, в частности, направлены на разъяснение порядка применения законодательства сотрудниками. На практике, подобные приказы и инструкции или оказываются в противоречии с федеральными законами, или разъяснение еще менее понятное, чем сам текст закона.

Исполнительными органами власти издаются бланки и образцы документов, которыми руководствуются должностные лица. Судьи более свободны и составляют документ, основываясь на судебной практике и собственном понимании закона.

Несмотря на путаницу в законодательстве, чем отличается протокол от постановления, ясно для любого, кто хоть немного сталкивался с административной ответственностью.

Некоторые практические замечания

В качестве места указывается населенный пункт, где произошло нарушение.

Читайте также:  Работники-инвалиды: что должен знать работодатель

События преступления — нарушение ПДД, допущенное водителем (превышение скорости, незаконное пересечение сплошной полосы и т. д.), затем указывается статья КоАП, под которую подпадает нарушение.

Доказательства — показания приборов слежения, фотосъемки, показания других водителей, замечания сотрудников полиции.

Кстати, в качестве свидетелей стражи порядка склонны указывать себя, что противоречит международным договорам, и претензии на этот счет высказывались в актах ЕСПЧ.

Свидетелями вписываются посторонние граждане, которых на самом деле не было на месте происшествия. Некоторые водители просят других автолюбителей оставить их контакты на случай судебного разбирательства, чтобы иметь дополнительные подтверждения. И инспектора не вправе отказывать водителям в записи свидетелей с их стороны.

Незаменимые свидетели — пассажиры, находившиеся вместе с водителем в автомобиле.

Каковы основания для проведения осмотра транспортного средства?

Итак, основаниями, то есть мотивированными инспектором причинами для проведения осмотра могут быть только прописанные в законодательстве мотивы. И регулирует такие основания пункт 197 Административного регламента МВД:

  1. разного рода ориентировки или любая другая полученная информация об использовании транспортного средства или предметов в нём в целях совершения административного правонарушения;
  2. сверка различных маркировок, VIN-кода, формальных надписей и обозначений на автомобиле с таковыми в регистрационных документах;
  3. прямое и явное наличие несоответствия перевозимого груза указанному в документах на такой груз.

По пункту 2 следует иметь в виду, что регистрационным документом является только свидетельство о регистрации (СТС) транспортного средства и более ничего. Передавать для проверки Вы также обязаны только его (нигде не прописана обязанность в каких бы то ни было случаях передавать для проверки ПТС, договор купли-продажи, разного рода диагностические карты, акты осмотра и прочее, что не прописано в пункте 2.1.1 ПДД).

Что, если инспектор отказывается составлять протокол досмотра или привлекать понятых?

Любые нарушения инспектора досмотра делают досмотр незаконным. В теории, с одной стороны, требование инспектора открыть багажник или выйти из автомобиля и одновременно отказ инспектора составить протокол досмотра и/или пригласить двух понятых, не отменяют факт досмотра, но всегда следует помнить, что досмотр в этом случае незаконен. А указанное выше наказание по статье 19.3 КоАП предусматривает наказание именно за невыполнение законного требования сотрудника полиции. А, если досмотр не предварён протоколом и проводится без понятых, то и отказ от этого действия вполне законен, так как в законе этом такой процесс по сути никак не регламентируется и никак не называется, ведь досмотром он не является по причинам обязательных для него атрибутов.

А теперь о практике! Не стоит сильно сопротивляться инспектору, так как это может в любом случае вылиться для Вас в административный арест, пусть и незаконный. Но Вы отсидите до 15 суток, а потом будете жаловаться — кому от этого будет легче?

Гораздо лучше использовать законные методы — включите видеозапись — вести съёмку общения с инспектором, в том числе при выполнении им своих служебных обязанностей, можно, за исключением случаев, когда такая съёмка запрещена законом, и в этом случае инспектор обязан сообщить Вам, чем именно запрещена съёмка, а Вы, в свою очередь проверите этот факт.

Могут ли полицейские подкинуть что-нибудь при досмотре?

Теоретически, инспекторы могут наркотики, психотропные вещества и даже оружие. Практически, в 2022 году очень и очень редкий инспектор будет это делать. Дело тут не в их честности, порядочности и принимаемой присяге блюстить закон, а не заниматься подставами, а в жёстких процессуальных тонкостях при найденных орудиях преступления.

Дело здесь в том, что в случае таких найденных вещей, от инспектора будет требоваться не просто сам факт и заполнение рапорта для следственной группы. Это ведёт за собой тщательное расследование того, откуда появилось такое орудие преступления, как оно попало туда, съёмку всех мыслимых и немыслимых проб и отпечатков, а уж про бумаги, которые потребуется заполнить сотруднику ДПС, можно не писать.

И, насколько бы в Вам ни поселилась мысль о заговоре всех и вся в правоохранительных структурах и покрытии между структурами, то знайте, что на самом деле следственный комитет не в особо дружеских отношениях с ГИБДД, а раскрыть дело о подставе водителя или пассажира — раз плюнуть.

И, напоследок, давайте рассмотрим отличия досмотра и осмотра автомобиля в таблице признаков соответственно каждого из них для того, чтобы Вам было проще отличать их.

Протокол постановление определение в чем разница

Остановив на дороге, инспектор ДПС может составить в отношении водителя, нарушившего ПДД, административное постановление или протокол. В чем разница между этими документами? Разница значительная! Протокол об административном правонарушении – это документ, в котором инспектор фиксирует нарушение ПДД. Протокол затем является доказательством вины водителя.

Если Вы оспариваете постановление и намерены обжаловать его, в графе «С нарушением согласен…» напишите фразу: «ПДД не нарушал…» и поставьте подпись рядом с данной фразой, а не на соответствующей линии. Также важно помнить, что достаточным основанием для отмены вынесенного решения является постановление, вынесенное с нарушением процессуальных норм. ВАЖНО: Инспектора, нарушившего Ваши права, по Вашему заявлению могут привлечь к дисциплинарной ответственности по факту допущенных нарушений.

Осмотр и досмотр: в чем разница?

Различия этих явлений кроются в таких признаках, как добровольность, алгоритм прохождения, необходимость документального оформления и т.д.

Таблица. Осмотр и досмотр: общие признаки

Признаки Осмотр Досмотр
Предмет Осматривать можно человека, его карманы, сумку, салон транспортного средства Досматривают и гражданина, и его вещи, и машину, и сумку
Добровольность Необходимо согласие человека, которого будут осматривать или того, кому принадлежит имущество Согласие человека не нужно. Это принудительная мера
Процедура Лицо, которое проводит осмотр, не имеет права прикасаться к осматриваемому человеку, ни к его имуществу. Можно только смотреть. Нельзя засовывать руки в карманы для проверки или вытряхивать вещи из сумки – необходимо попросить продемонстрировать то , что находится в вещах Согласие человека не нужно. Это принудительная мера

Процедура

Лицо, которое проводит осмотр, не имеет права прикасаться к осматриваемому человеку, ни к его имуществу. Можно только смотреть. Нельзя засовывать руки в карманы для проверки или вытряхивать вещи из сумки – необходимо попросить продемонстрировать то , что находится в вещах.

Это тоже исследование, но не только глазами: можно трогать, проверять элементы машины, вытаскивать карманы наружу и другие кинестетические действия. Особенности личного досмотра указаны в статье 27.7 КоАП РФ, а статья 27.9 регулирует правила проверки транспорта

Оформление Документально подтверждать не надо, процесс не сопровождается составлением актов осмотра Требования прописаны в соответствующем кодексе. Процедура проводится только при двух понятых или с помощью видеосъемки. Без свидетелей и видео процесс может идти только при подозрении на то, что осматриваемый вооружен. Итоги досмотра необходимо отразить в протоколе
Кто проводит процедуру Работник ЧОП, правоохранители Сотрудники специальных госорганов, например, полицейские. Частные безопасники неправомочны досматривать. Личный досмотр проводит женщина, если досматриваемый – дама, и мужчина, если задержанный – представитель сильного пола

Когда составляется протокол?

В целом он составляется тогда, когда инспектор ГИБДД обнаружил нарушение, но вынести по нему какое либо постановление он не может или не уполномочен. Это возможно в следующих случаях:

  • Водитель не согласен с нарушением и желает его оспорить. В этом случае протокол будет служить основным документом при судебном разбирательстве;
  • Если нарушивший правила является военнообязанным;
  • Если нарушивший правила является несовершеннолетним;
  • Если инспектор ГИБДД не может самостоятельно вынести решение. Например, если нарушение предусматривает административный арест или лишение прав .

Протокол ГИБДД включает в себя следующее:

  • Место составления протокола;
  • Время составления протокола;
  • Информация о том, кто заполнил протокол: ФИО и должность;
  • Информация о нарушителе;
  • Информация о свидетелях, понятых, пострадавших и других граждан, участвовавших в происшествии;
  • Описание времени, места и характера нарушения;
  • Ссылка на статью, которая была нарушена;
  • Показания свидетелей и пострадавших;
  • Дополнительная информация, имеющая какое — либо отношение к делу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *