- Уголовное право

Составление годовой бухгалтерской отчётности: состав, требования, этапы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Составление годовой бухгалтерской отчётности: состав, требования, этапы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Годовые бухгалтерские отчеты представляют собой тип документов, отражающих финансовое состояние компании или индивидуального предпринимателя на конец отчетного года. Они являются основным источником сведений о результатах работы организации, которые впоследствии можно использовать для экономического анализа, выявления внутренних резервов, принятия управленческих решений относительно дальнейшей деятельности предприятия.

Состав и значение финансовых отчетов для предприятий

В процессе составления годовой бухгалтерской отчётности нужно придерживаться принятой учетной политики и полностью отражать все операции, проводимые за отчетный период. Предоставляемая информация помогает определить, отвечает ли работа организации законодательству, правильно ли распределяются средства (в том числе из бюджета), применяются ли трудовые и другие ресурсы согласно установленным нормам.

Финансовое положение компании определяется ее активами, обязательствами и величиной капитала. Чтобы грамотно отразить эти сведения, необходимо подготовить пакет документов, в состав которого входят:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о финансовых результатах;
  • приложения к отчету.

В качестве приложений могут использоваться документы о движении средств, изменениях капитала, обязательных нормативах. Если организация относится к некоммерческим, то составление годовой отчётности предусматривает подготовку бухгалтерского баланса и отчета о целевом использовании средств. Как и в случае с коммерческими предприятиями, пакет дополняется соответствующими приложениями.

Перечень функций бухгалтерской отчетности

Основная суть бухгалтерского учета – сведение показателей хозяйственной деятельности за определенный период времени. Исходя из этого, предназначение отчетности бухгалтерского учета заключается в систематизации показателей и представлении проведенных результатов расчетов.

Независимо от форм и видов отчетности, она выполняет определенные функции:

  • предоставляет информацию заинтересованным лицам, позволяет проанализировать финансовое положение компании. Отражает текущие финансовые процессы и их результаты – промежуточные и итоговые;
  • отчетность позволяет получить информацию об эффективности деятельности руководящему составу, собственникам компании, государственным ведомствам, инвесторам и другим заинтересованным лицам. На основе этой информации принимаются решения, что изменить в политике организации, соответствует ли деятельность требованиям действующего законодательства, возможна ли выдача кредита.

Сроки утверждения отчетности в бухгалтерском балансе

В электронной форме балансе есть строка «Дата утверждения отчетности», которая заполняется согласно Федеральному закону №402. Отчетность обществ с ограниченной ответственностью должна быть утверждена с 1 марта по 30 апреля. Это требование регламентировано Федеральным законом №14. Бухгалтерская отчетность утверждается на общем собрании участников общества.

Для акционерных обществ отчетность утверждается общим собранием акционеров в период с 1 марта по 30 июня, согласно Федеральному закону №208. Как было указано выше, в финансовую инспекцию отчетность должна быть представлена не позднее трех месяцев по окончанию отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Если же это дата приходится на выходной, крайний срок переносится на первый рабочий день, который следует за этой датой. Из этого следует, что если до подачи отчетности в соответствующие ведомства организация успеет утвердить ее, в соответствующей строке будет указана дата.

Внесение исправлений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность

Правила внесения исправлений в бухгалтерскую отчетность установлены ПБУ 22/2010.

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность утверждается в порядке, установленном законодательством, договорами, учредительными документами или решениями собственника экономического субъекта (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; п. 49 ПБУ 4/99).

В большинстве случаев годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит утверждению высшим органом управления компанией, а в ряде случаев – и обязательной публикации (п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; пп. 6 п. 2 ст. 33 Закона «Об ООО»; пп. 11 п. 1 ст. 48 Закона «Об АО» и пр.).

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны (п. 11 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности:

  • при реорганизации юрлица – установлены ст. 16 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

  • при ликвидации юрлица – установлены ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ;

  • состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается Бюджетным кодексом, Приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ);

  • состав, особенности составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности ЦБ устанавливается Федеральным законом от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ (п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).

Под термином бухотчетности понимается система комплексных данных, характеризующих:

  • имущественные активы компании;
  • финансовое положение субъекта предпринимательства;
  • результаты деятельности фирмы.

Итоги подводятся по данным бухгалтерского учета и заносятся в отчетные бланки. Шаблон и структура форм отчетности регламентированы законодательно. Периодом, подлежащим отражению в документах, является временной диапазон с 1 января по последний день декабря. В состав отчетных форм входят:

  1. Баланс, охватывающий весь набор активов и обязательств предприятия на конкретную дату. Данные приводятся в стоимостном выражении.
  2. Отчет по финансовым результатам – на его основании можно судить о степени рентабельности проекта, уровне ликвидности ресурсной базы.
  3. Приложения и пояснения.

Первые два документа являются обязательными, применение остальных форм зависит от необходимости приведения детальной расшифровки отдельных сведений.

Порядок составления бухгалтерской отчетности

Годовая отчетность формируется из обобщенных значений учетных показателей, полученных из первичных документов и объединяющих представленную в них информацию для создания учетных регистров. На их основе заполняют Главную книгу, а сведения из нее формируют пакет отчетных форм. Этот этап является подготовительным. Далее следует уточнение сведений, работа по установлению ошибок и их устранению. Затем определяются финансовые результаты работы фирмы, и после этого непосредственно заполняются отчетные формы.

Порядок составления бухгалтерской отчетности предполагает, что начинать следует с бухгалтерского баланса, являющегося основным отчетным документом, остальные же формы, по сути, являются разъясняющими и детализирующими балансовые значения.

Порядок составления бухгалтерской отчетности

Рубль устанавливается как валюта расчета. Непременно необходимо заполнять формы установленных образцов.

Министерство Финансов России установило детали при составлении бухгалтерской финансовой отчетности, которые непременно должны отражаться в документах:

  • заглавие отчета, как часть отчета;
  • дата отчетности;
  • заглавие организации, деятельность которой является основой для подготовки этих заявлений. Имя должно быть полным, аббревиатуры не допускаются;
  • идентификационный номер, приобретенный организацией при регистрации в налоговом органе;
  • ОКВЭД;
  • ОПФ и код принадлежности;
  • единица измерения;
  • адрес местонахождения;
  • даты одобрения.
Читайте также:  Как законно списать долги: 2 варианта действий и последствия

Исправления в документах и ошибки не опускаются. Неважно какая корректировка, но она должна быть заверена подписью ответственного управляющего и управляющего организации. А также, требуется дата корректировки.

Вне зависимости от размера и объемов производства в компаний возможно провести изучение ее финансового состояния по данным отчетов. Очевидно, если ведение бухгалтерской отчетности в данной организации производился в согласовании со всеми вышеуказанными требованиями и критериями, то в данном случае потенциальные инвесторы получат возможность увидеть надежные данные и показатели хозяйственной работы компании.

Проверка соответствия нормам закона

Задачей проверки соответствия бухгалтерской отчетности требованиям законодательства является аудит реализации хозяйствующим субъектом положений нормативных и других законодательных актов, без которых нереально оценить точность финансовой отчетности компаний и организаций.

Ревизия организации и ведения учета разных объектов контроля, которые проводят аудиторы в согласовании с программой аудита, позволяет собрать необходимое число аудиторских фактов для оценки полноты, точности и корректности расчета характеристик финансовой отчетности.

Начиная инспектировать отчетность и ее соответствие работающим правилам, аудиторы должны учесть, что организации имеют право формировать формы бухучета самостоятельно. Но нужно, чтоб они содержали все необходимые данные для надежного и полного раскрытия информации о финансовом состоянии фирмы, изменениях в данном положении и денежных показателях.

Перед началом ревизии требований к информации бухгалтерской отчетности аудитор должен установить:

  • обеспечиваются ли персоналом компании нужные правила бухгалтерского учета и налогообложения;
  • внутренние документы, которые определяют учетную политику, схемы рабочего процесса, графики инвентаризации и т. д.;
  • принимаются ли меры для воздействия на персонал компании за нарушение условий законодательных актов.

Обычными нарушениями, выявленными в процессе аудита, являются: несоответствие определенных положений учетной политики компании требованиям работающего законодательства;

  • внедрение форм и способов учета непредусмотренных учетной политикой;
  • внедрение разных способов оценки объектов учета во временной и годовой отчетности;
  • отсутствие отчетности по сегментам компании;
  • нераскрытие в отчетах значительной информации об финансовой и денежной работе компании за отчетный период.

Состав и порядок формирования финансовых отчетов организаций определяются потребностями заинтересованных пользователей. Исторически на свободном рынке капиталов разных стран доминировали определенные группы пользователей, что предопределило возникновение различии в системах бухгалтерского учета и отчетности этих стран. Указанные различия развивались и трансформировались в модели бухгалтерского учета, которые чаше всего классифицируют по территориальному признаку.

Основная идея англо-американской модели учета (основные представители — США, Англия, Нидерланды, страны Британского Содружества) — удовлетворение информационных запросов рынка капиталов, ориентированного на частных инвесторов. Вмешательство государственных органов в процессы регулирования и формирования методологии бухгалтерского учета минимально. Учетные регулятивы разрабатываются бухгалтерским сообществом стран и, как правило, носят рекомендательный характер. Бухгалтерский учет ориентирован на исчисление прибыли и детализацию ее использования. Главными пользователями информации финансовой отчетности выступают участники рынка ценных бумаг.

В странах, применяющих континентальную модель учета (большинство стран Европы и Япония, а также ряд южно-американских стран, таких, как Перу, Бразилия и др.) финансирование компаний в большей степени осуществляется не фондовыми рынками, а банковским сектором. В связи с тем, что банковская деятельность жестко контролируется государством, бухгалтерский учет в этих странах регламентируется законодательно и отличается значительной консервативностью. При этом ориентация на управленческие запросы кредиторов не является приоритетной задачей учета. Учетная практика направлена, прежде всего, на удовлетворение требований правительства, в частности на решение задач налогообложения в соответствии с национальным макроэкономическим планом.

Отличительная особенность южно-американской модели учета (Аргентина, Чили, Уругвай и др.) — перманентные корректировки учетных данных на темпы инфляции. В целом же эта модель представляет собой некий симбиоз двух предыдущих моделей. Учет ориентирован на потребности государственных органов. В отчетности достаточно развернуто представлена информация, необходимая для реализации налоговой политики государства.

Основой исламской модели учета (страны исламского мира и африканского континента) являются соображения морали. В частности, запрещается получение финансовых дивидендов ради собственно дивидендов. Активы и обязательства оцениваются обычно по рыночным ценам.

Однако процессы глобализации, интернационализации экономических, политических и общественных отношений постепенно приводят к созданию мирового рынка, для которого не существует национальных границ. Создаются и успешно действуют транснациональные корпорации, имеющие предприятия в различных странах мира. Европейские страны формируют единое экономическое пространство. На территории этих стран введена единая валюта — евро. Эти и другие причины послужили предпосылками формирования системы учетной информации на международном уровне — Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). МФСО представляют собой систему правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, функционирующую на международном уровне. Они носят рекомендательный характер.

Начало работы над созданием МСФО относится к 1973 г., когда в результате соглашения между профессиональными ассоциациями и объединениями бухгалтеров и аудиторов Австралии, Великобритании, Германии, Голландии, Ирландии, Канады, Мексику США, Франции и Японии был образован Комитет международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО). В 1984 г. Лондонская фондовая биржа рекомендовала всем иностранным корпорациям, котирующим свои ценные бумаги в Лондоне, придерживаться МСФО. В 1985 г. одна из крупнейших американских корпораций General Electrik составила отчетность не только по национальным принципам (GAAP)[1], но и в соответствии с МСФО.

Одно из приоритетных направлений деятельности КМСФО — разработка интерпретаций МСФО, в связи с чем в 1997 г. был образован Постоянный комитет по интерпретациям (ПКИ) (Standing Interpretations Commitee, SIC). Основной задачей ПКИ стало рассмотрение спорных вопросов бухгалтерского учета.

Порядок составления бухгалтерской отчетности

План

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Нормативные документы

1.2 Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

1.3 Требование к информации, формируемой в бухгалтерской отчетности

1.4 Порядок составления бухгалтерской отчетности

1.5Порядок и сроки составления и предоставления бухгалтерской отчетности

1.6 Публичность бухгалтерской отчетности

1.7 Понятие о консолидированной бухгалтерской отчетности

2. Практическая часть

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Предметом бухгалтерского учета является финансово-хозяйственная деятельность предприятия или организации.

Финансово-хозяйственная деятельность складывается из: формирования источников, необходимых для деятельности.

Источники могут быть финансовыми и материальными;

— размещения привлеченных и сформированных средств:

— создание производственных запасов, затрат на производство продукции, реализации продукции, взаимоотношений с бюджетом в части налогообложения и иные хозяйственные операции.

Бухгалтерская отчетность — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее предпринимательской деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам на определенную отчетную дату. Показатели бухгалтерской отчетности прямо и косвенно формируются из счетов Главной книги важнейшего регистра системы бухгалтерского учета или выводятся из учетных данных, получаемых в результате специальных расчетов. Отсюда вытекает органическая связь между бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью, которая состоит в том, что сводные учетные данные переносят в соответствующие формы отчетности в виде синтезированных итоговых показателей.

Читайте также:  Упрощенная система налогообложения (УСН, УСНО, упрощенка)

В своей работе я указал основы (порядок составления и представления) бухгалтерской (финансовой) отчетности и показал, какую аналитическую информацию о предпринимательской деятельности организации можно получить по данным отчетности.

В работе я рассмотрел концепцию бухгалтерской (финансовой) отчетности, основные приемы ее анализа, необходимые для оценки рентабельности, финансового состояния и плате неспособности анализируемой организации.

Цель моей работы раскрыть сущность, назначение и роль бухгалтерской отчетности в современной рыночной экономике.

Метод бухгалтерского учета и отчетности — ведение учета финансово хозяйственных операций на основе натуральных измерителей в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их выражения.

Задачами бухгалтерской отчетности являются:

— формирование достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятий необходимой для оперативного руководства и управления, а также ее использования инвесторами, покупателями, налоговыми, финансовыми, банковскими органами и иными заинтересованными лицами;

обеспечение контроля за наличием движения имущества и использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

— предупреждение негативных явлений в Финансово-хозяйственной деятельности, выявление и мобилизация внутрихозяйственных ресурсов.

1. Теоретическая часть

1.1 Нормативные документы

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-Ф:3.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 и П. — М.: Проспект, 1998.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ ОТ 24.03.2000 г. № 31н).

4. План счетов бухгалтерского учета Финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. №94н. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли

5. Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 г. № 552, с изменениями и дополнениями, утвержденными Правительством Российской Федерации от 01.07.95 г. № 661, от 20.11.95 г. №1331 и от 11.03.97 г. № 273.

6. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/98. Утверждено приказом Мин фи на РФ от 09.12.981: №60н.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 г. №243н.

8. «О формах бухгалтерской отчетности организации». Приказ Минфина РФ от 13,01.2000 г. №24н.

9. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49.,

10. Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами. Утвержден приказом Минфина РФ от 28.11.96г. №101 .

11. Инструкция по заполнению унифицированных.форм федерального государственного статистического наблюдения «сведения о производстве и отгрузке товаров, и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях», N2Л-3«Сведения о финансовом состоянии организации», «Сведения о численности, заработной плате и движении работников». Утверждена Госкомстатом России от 17.11.97 г. № 76 (в ред. от 25.05.98 г., от 08.12.98 г.).

12. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности Утверждены приказом Минфина ��Ф от 30.12.96 г. № 12.(с изм. и ДОf1″ внесенными приказом Минфина РФ от 12.05.99 г. № 36н).

13. Порядок составления и представления сводной годовой. бухгалтерской отчетности. Приказ Минфина РФ от 15.01.97 г. № 3.

14. «О внесении изменений и дополнений в методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. № 112». Приказ Минфина РФ от 12.05.99 г. №236н.

15. «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ». Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.99г.№211.

16. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам». ПБУ 12/2000. Утверждено приказом Минфина РФ от 27.01.2000 г. Н211н.

17. Положение по бухгалтерскому учету «Информация по аффинированным лицам». ПБУ 11/2000. Утверждено приказом Мин фи на РФ от 13.01.2000 г. №25н.

18. Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации. Приказ Минфина России от 28.06.2000 г. № 60н.

1.2 Понятие, состав бухгалтерской отчетности и общие требования к ней

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должны обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными прошлых периодов.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные. сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом. Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.

Регулирование бухгалтерского учета в разных странах имеет существенные различия. В одних странах (Аргентина, Франция, Германия) многие учетные стандарты возведены в ранг государственных законов, обязательных для исполнения, в других (США, Великобритания) большая часть стандартов носит рекомендательный характер.

Дело осложняется с выходом компании на международный рынок. Здесь необходимо руководствоваться и учетными стандартами третьих стран, а также крупнейших фондовых бирж. Усиление роли мультинациональных корпораций явилось одним из решающих факторов возникновения потребности гармонизации учета. Значительные расхождения в национальных правилах учета и составления отчетности оказывают существенное влияние на рынки международного капитала.

Следовательно, встает проблема гармонизации учета на международном уровне. Гармонизация учета ведется по разным направлениям: международным, региональным, национальным. Рассмотрим наиболее важное направление, которое ведет Международная федерация бухгалтеров (IFАС), основанная 7 октября 1977 г. 63 профессиональными бухгалтерскими организациями из 51 страны, в том числе из Австралии, Канады, Франции, Японии, Германии, Великобритании, Мексики, Голландии, Ирландии и США. В рамках данной структуры до апреля 2001 г. действовал Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (далее – Комитет по МСФО), который в настоящее время преобразован в Совет по международным стандартам финансовой отчетности.

В настоящее время в IFАС входят 155 бухгалтерских организаций из 118 стран. С отчета за 2005 г. стали применяться 13 обновленных международных стандартов финансовой отчетности.

К концу 2006 г. Комитет по МСФО ввел в следующие стандарты (табл. 1.2).

Читайте также:  Какие виды поддержки могут получить самозанятые в 2022-2023 годах

Таблица 1.2.

Перечень международных стандартов финансовой отчетности.

Российская система бухгалтерского учета (РСБУ) находится в стадии реформирования, что обусловлено формированием в настоящее время системы хозяйствования с учетом новых экономических требований. В связи с этим нужна ориентация бухгалтерской информации на международные стандарты, т. е. эта информация должна быть достаточной, уместной, необходимой и понятной иностранным пользователям, чтобы они могли проводить анализ, контроль и управлять своими вложениями. В качестве такого ориентира выбраны принципы, содержащиеся в системе МСФО, как наиболее адекватно отражающей потребности рыночной экономики.

В связи с отмеченными обстоятельствами постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее – Программа). Это положило начало реализации намеченных мероприятий по перестройке РСБУ.

Программой предусматривалось: сформировать систему стандартов учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказать методическую помощь организациям в процессе освоения и внедрения реформированной модели бухгалтерского учета. Для достижения цели реформы и решения поставленных задач был утвержден План мероприятий по реформированию бухгалтерского учета, в который были включены три условные группы мероприятий: создание новой нормативной базы бухгалтерского учета, становление бухгалтерской профессии и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета.

В 2004 г. была принята Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее – Концепция), определяющая программу действий на период 2004–2010 гг.

Концепция направлена на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованных пользователей.

Необходимость разработки и принятия Концепции обусловлена следующими причинами:

• недостаточными темпами реформирования бухгалтерского учета и отчетности в течение 1992–2003 гг.;

• тенденциями развития бухгалтерского учета в мире;

• административной реформой в России.

Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу является создание приемлемых условий и предпосылок для последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике России. Для достижения данной цели необходима активизация использования МСФО путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.

Для этого в Концепции намечены следующие основные направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004–2010 гг.):

• повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности;

• создание инфраструктуры применения МСФО;

• изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;

• усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;

• существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности.

В области создания новой нормативной базы бухгалтерского учета к 2003 г. были разработаны 20 положений по бухгалтерскому учету, касающиеся различных вопросов учета. Эти положения применяются с 1 января 2003 г. Некоторые положения уже имеют повторную редакцию.

В соответствии с Концепцией продолжится работа над национальными стандартами (положениями по бухгалтерскому учету) для регламентации общих правил индивидуальной бухгалтерской отчетности для юридических лиц (организаций) исходя из национального законодательства и требований МСФО.

Необходимость такого подхода вызвана потребностями российских внешних пользователей в данных бухгалтерской отчетности. Пришло время отдельные положения МСФО зафиксировать в соответствующих национальных нормативных актах – Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и других нормативных актах, относящихся к сфере регулирования бухгалтерского учета. Это обусловлено тем, что без юридических оснований применение МСФО – дело добровольное и не влечет за собой наказания за их неприменение.

В этих целях следовало бы принять Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности». Этот документ уже подготовлен и проходит стадию согласования в соответствующих ведомствах. Предполагается, что в нем будут закреплены новые нормы, в частности обязательность составления консолидированной отчетности группами взаимосвязанных организаций по МСФО.

Ведущую роль в обновлении нормативной базы бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности должны играть переориентация нормативного регулирования с учетного процесса на бухгалтерскую (финансовую) отчетность; органичное сочетание нормативных предписаний федеральных органов исполнительной власти с профессиональными рекомендациями; взвешенное использование международных стандартов в национальном регулировании.

Другим направлением государственной политики является совершенс��вование процесса аттестации профессиональных бухгалтеров (главных бухгалтеров, бухгалтеров-консультантов, иных специалистов бухгалтерского учета). В международной практике Комитет по образованию IFАС выдвигает ряд серьезных требований к желающим стать профессиональными бухгалтерами и получить соответствующий сертификат (аттестат). Среди них – обязательное получение дополнительного образования к имеющемуся высшему образованию, наличие стажа работы по специальности. Указанные требования соблюдает только Институт профессиональных бухгалтеров России, проводящий аттестацию с 1997 г. и постоянно повышающий требования к получению аттестата.

Важное место в реформировании бухгалтерского учета продолжает занимать проблема подготовки специалистов высшего профессионального образования (ВПО) по новым правилам бухгалтерского учета, формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности, постановки управленческого учета и иным направлениям в учетной области. В связи с этим в соответствии с Концепцией необходима и далее целенаправленная и координирующая работа по созданию третьего поколения стандартов ВПО в контексте современных подходов к подготовке кадров бухгалтеров и аудиторов в рамках Болонского процесса.

При наличии федерального органа исполнительной власти в области образования существенная роль в подготовке специалистов ХХI века должна принадлежать саморегулируемым профессиональным бухгалтерским и аудиторским организациям. В настоящее время они ведут целенаправленную работу по привлечению студентов в профессиональное сообщество путем реализации образовательных программ для студентов и проведения студенческих олимпиад разного уровня.

Задачи, поставленные при разработке Концепции, выполнены еще не в полной мере. Вместе с тем уже можно отметить улучшение понимания экономического смысла проводимой реформы. В частности, возросло количество организаций, раскрывающих отчетную информацию в соответствии с требованиями МСФО.

Глава 2. Бухгалтерский баланс.

Цель – определить значение, изучить принципы подготовки, нормативные требования к представлению информации в основной форме бухгалтерской (финансовой) отчетности – бухгалтерском балансе организации, познакомиться с видами и формами баланса в зависимости от целей представления информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В результате изучения главы 2 будут получены знания:

• о значении и функциях бухгалтерского баланса в современной экономике;

• о видах и формах бухгалтерских балансов;

• о взаимосвязи показателей баланса с другими формами отчетности;

• о возможных способах оценки активов, применяемых как в отечественной, так и в международной практике;

• о технике составления бухгалтерского баланса и порядке формирования данных по отдельным его статьям.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *