- Возврат товаров

Адвокат Астапов Максим Сергеевич

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Адвокат Астапов Максим Сергеевич». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Сняли с очереди, посчитав всё имущество, какое можно и какое нельзя

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся — супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

Как выбить квартиру сироте

Возьмем за основу ситуацию, когда сирота ранее официально поставлен на квартирный учет муниципальной властной структурой, ведающей обеспечением жилым фондом.

Когда соглашение в отношении специализированного найма не подписывается в обычном порядке, возможны 2 схемы предстоящих действий.

Первая подразумевает обращение в прокуратуру с жалобой по действиям местных властей. Если она является обоснованной, прокурор сам подаст иск в интересах сироты о предоставлении квартиры. Этому есть множество примеров из судебной практики.

А также гражданин, заинтересованный в получении недвижимости, вправе предъявить исковое заявление самостоятельно.

Ответчиком будет орган местной власти, отвечающий за решение жилищного вопроса. В качестве третьего лица привлекается структура, в чью компетенцию входит финансирование будущего предоставления жилого помещения.

3. Намеренное ухудшение жилищных условий. Перечень конкретизирован в ст. 10 Закона 29 г. Москвы.

1) изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок;
2) обмен жилыми помещениями;
3) невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке;
4) изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака;
5) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов);
6) выдел доли собственниками жилых помещений;
7) отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.

Исключение очередников из очереди со ссылкой на указанные правовые нормы также зачастую признается незаконным по причинам необоснованного учета действий членов семьи, не признаваемых членами семьи заявителей для целей жилищного учета.

Более того, встречаются случаи, когда семья была лишена возможности улучшить жилищные условия, поскольку заявителем не были предоставлены сведения об обеспеченности жильем такого бывшего члена семьи.

В качестве примера могу привести дело, где с моим участием разрешался спор граждан и Департамента о том допущены ли гражданами намеренное ухудшение жилищных условий.

Департамент городского имущества г. Москвы в процессе расселения одной из пятиэтажек исключил семью граждан из списка очередников на предоставление жилого помещения по норме предоставления. Причиной тому послужило то, что семья заявителей не предоставила в Департамент сведений об обеспеченности жилыми помещениями бывшей жены одного из членов семьи заявителя, что, по мнению Департамента, и явилось нарушением условий Закона № 29. Заявители-очередники ответили, что такими сведениями не располагают, поскольку сведения о правах отдельного лица на недвижимое имущество согласно Закону «О государственной регистрации недвижимости» предоставляются только правообладателям и должностным лицам, специально уполномоченным на получение таких сведений. Заявители также сообщили, что бывшая жена одного из заявителей, сведения о которой запрашивались, на жилищном учете никогда не состояла, в жилом помещении заявителей не проживала, совместной собственности с членами семьи заявителя не приобретала. При этом Департамент потребовал сведения в отношении указанного лица за периоды явно превышавшие периоды состояния в браке с одним с членом семьи заявителя.

Заявители обратились в суд и доказали незаконность требований Департамента и принятых им решений. Решением суда действия Департамента были признаны незаконными, суд обязал Департамент рассмотреть вопрос об обеспечении граждан-очередников жилым помещением по норме предоставления повторно.

Что сказано в законе «О мобилизации»

В стране действует закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», статья 21 которого гласит:

«При объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас».

Также в законе указано, что с момента объявления мобилизации без разрешения военкоматов выезд с места жительства запрещен тем гражданам, которые состоят на воинском учете. Но в законе нет уточнения, какая мобилизация имеется в виду — полная или частичная. Такие нюансы должны быть прописаны в отдельных актах. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что такие документы появятся в ближайшее время.

Читайте также:  Уход за пенсионером: как не терять стаж, будучи безработным

Что важно знать о работе

Сохранят ли рабочее место на время мобилизации и на каких условиях?

Если сотрудник получил повестку и должен отправиться на службу в вооруженные силы, работодатель расторгает трудовой договор по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, а именно — по призыву работника на военную службу.

п. 2 указа Президента РФ от 21.09.2022 № 647

В ТК РФ не прописана обязанность работодателя восстановить сотрудника на рабочем месте по окончании военной службы. Но во втором пункте указа сказано, что призванные по мобилизации получают статус военнослужащих по контракту.

ст. 2 ФЗ «О статусе военнослужащих»

У военнослужащих есть льготы при трудоустройстве после окончания службы.

Для граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей действуют дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

  1. Первоочередное трудоустройство по специальности в государственных организациях.
  2. В течение трех месяцев после увольнения с военной службы по контракту можно вернуться в ту же государственную организацию, где работал и раньше. Если гражданин служил по призыву, то после окончания службы он имеет право на должность не ниже той, что занимал до призыва.
  3. Время военной службы засчитывается в непрерывный трудовой стаж, если гражданин в течение года после увольнения с военной службы устроился на работу.
  4. При сокращении в организации бывший военнослужащий имеет преимущественное право на то, чтобы остаться на работе, если это его первая работа.
  5. Если военнослужащий решит работать в органах государственной власти после увольнения со службы, то время службы учитывается в стаже государственной службы.

Очередник может уйти в отказ не более трех раз

На заседании МГД депутаты приняли к сведению протест городской прокуратуры по поводу отдельных положений столичного закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», не соответствующих нормам федерального законодательства.

В данном случае замечания органов прокуратуры связаны с московской методикой обеспечения очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, долгожданными квартирами. В частности, речь идет об одной из формулировок о порядке снятия их с учета.

И тут существует устоявшаяся практика, применяемая подразделениями городского департамента жилищной политики и жилищного фонда Москвы (ДЖП и ЖФ). Претенденту на получение жилья в порядке очередности выдается «смотровой талон» на конкретную жилплощадь. Тот вправе согласиться с предлагаемым вариантом или отказаться от него.

Такая процедура может повторяться троекратно. И если очередник отказывается от квартиры в третий раз, то он автоматически попадает в списки следующего года. И это понятно, ведь сосредоточившись на одном соискателе, можно создать в очереди «пробку». На следующий год ему предлагаются новые варианты жилья с учетом жилищных нормативов, но не более двух раз.

По словам заместителя начальника управления жилищной политики ДЖП и ЖФ Екатерины Радченко, ежегодно Москва предоставляет муниципальное жилье 14 тыс. семьей очередников. В прошлом году около сотни семей отказались от получения предложенной квартиры. Конечно, им будут предлагать варианты нового жилья в этом году, но только дважды. Если отказная эпопея затянется, таких очередников снимают с учета.

Московская прокуратура усмотрела в этой системе ряд противоречий, ущемляющих права граждан, и именно эта позиция послужила поводом для прокурорского протеста. При рассмотрении данной правовой коллизии на заседании комиссии МГД по законодательству выяснилось, что некоторые формулировки московского закона № 29 действительно порождают двусмысленные толкования. В частности прокуратура, вступившись за права горожан, усмотрела, что представители городского жилищного департамента лишают привередливых очередников этого статуса, не обеспечив их жильем.

Но в действительности процесс предоставления столичного жилья в порядке очередности более замысловат, и окончательный отказ очередника от предоставляемой, но не отвечающей его требованиям жилплощади, вовсе не означает, что в итоге он остается без квартиры. Распоряжением префекта округа ему выделяется последний из предложенных вариантов жилья, и только тогда его снимают с жилищного учета. Но порой «новосел» в новую квартиру так и не въезжает, а пишет письма в высшие инстанции и обращается в суд.

Прокуратура Москвы настаивала на изменении норм городского закона (п. 7, ч 1. ст. 15) в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, но представители департамента жилищной политики убедили ее представителей и депутатов в необходимости сохранить эти позиции с последующей доработкой формулировок. Эти вопросы детально обсуждались на комиссии МГД по законодательству.

И в итоге на заседании Мосгордумы столичные депутаты единогласно решили принять протест прокурора к сведению и в ближайшее время откорректировать обсуждаемую формулировку закона «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», чтобы избежать двусмысленных толкований. Ведь в любом региональном законе, касающемся жилищного вопроса, должны быть четко и детально прописаны все его нормы и механизмы исполнения.

Председатель МГД Владимир Платонов, принявший активное участие в обсуждении данной темы на заседании комиссии по законодательству, считает, что московским депутатам стоит подумать, как выйти с законодательной инициативой по дополнению и доработке некоторых позиций Жилищного кодекса РФ. Очевидно, что основной характер предлагаемых изменений будет связан с предложениями расширить полномочия регионов по решению жилищных вопросов.

Порядок предоставления жилья

Порядок предоставления данной льготы носит заявительный характер, то есть «автоматически» ребенок-сирота не получит жилье при достижении 14 лет. Для этого нужно составить и подать заявление на получение жилья.

В какой именно орган подавать – зависит от региона, поскольку обеспечение жильем сирот относится к полномочиям местных, а не федеральных органов власти. В виду этого названия органов могут отличаться: обычно – это органы опеки и попечительства, но их полномочия могут быть делегированы и другим департаментам.

Как бы не назывался орган, его сотрудники обязаны разъяснить процедуру оформления и предоставить заявителю перечень необходимых документов.

ШАГ 1.. Составление заявления. Если раньше заявление писали сами сироты, равно как и собирали документы, подавали их в соответствующие инстанции, то с 2019 года в связи с уменьшением возрастного порога, эта обязанность возложена на их законных представителей.

Если законный представитель сироты не подаст заявления для постановки на учет в течение 3-х месяцев с момента исполнения ребенку 14 лет, то заявление должны направить органы опеки и попечительства.

Также обратиться с таким заявлением имеют право сами дети-сироты и приравненные к ним лица в следующих случаях.

До 18 лет Если ребенок приобрел полную дееспособность до совершеннолетия
После 18 лет Если не были включены по каким-либо причинам в очередь в период с 14 до 18 лет

Составляется оно в 2-х экземплярах и направляется в органы опеки и попечительства, а также жилищный одел (департамент) местной администрации.

ШАГ 2. Сбор документов. Документы утверждаются на региональном уровне, а их пакет формируется в индивидуальном порядке для каждого заявителя.

Кроме того, в регионах сложилась тенденция, при которой жилье предоставляется только инвалидам, признанным малоимущими, проживающим в непригодном жилом помещении или страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний. Такие граждане в последние годы чаще всего обращаются в суды с исками о предоставлении жилья и выигрывают их.

Решения судов обязывают органы местного самоуправления вне очереди предоставлять квартиры из муниципального жилищного фонда. Расходы на это возмещаются затем из федерального и региональных бюджетов. В итоге за период с 2010 по 2016 год Минфин выплатил 546,2 млн рублей, а за период 2017–2019 годов – 16,3 млн рублей. Из казны субъектов было выплачено еще 820,6 млн рублей.

Читайте также:  Возврат товаров в интернет-магазин. Все, что вы хотели знать

По мнению Счетной палаты, Минстрой не осуществляет ни мониторинг обеспечения жилыми помещениями инвалидов, ни должный контроль за расходованием средств федерального бюджета на эти вопросы. При этом аудиторы выяснили, что в обоснованиях бюджетных ассигнований, которые Минстрой формирует ежегодно, занижается численность граждан, нуждающихся в обеспечении жильем. Это соответственно приводит к сокращению объема субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Например, в обоснованиях на 2020 год численность граждан, подлежащих обеспечению жильем в Москве, занижена на 4,5 тыс. человек, в г. Санкт- Петербурге – на 4,7 тыс. человек, в Республике Тыва – на 493 человека.

Как инвалиду получить квартиру / Фонд «Без Барьеров»

Статья 17. Обеспечение инвалидов жильем

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.

2 настоящего Федерального закона.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов РФ.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с нормами статьи 57 Жилищного кодекса РФ в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Согласно части 2 статьи 57 ЖК РФ, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, могут получить жилые помещения вне очереди.

Жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору социального найма, при помещении инвалида в организацию социального обслуживания, предоставляющую социальные услуги в стационарной форме, сохраняется за ним в течение шести месяцев.
Специально оборудованные жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору социального найма, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

Постановлением Правительства РФ № 901 от 27 июля 1996 года “О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг” утверждены основания для признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий:
обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;
проживание в смежных не изолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;
проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;
проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.
Принятие на учет граждан с инвалидностью в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений через многофункциональный центр.
К заявлению прилагаются:
Выписка из домовой книги;
Копия финансового лицевого счета;
Копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности
Копия индивидуальной программы реабилитации инвалида;
Другие документы с учетом конкретных обстоятельств, например, справки бюро технической инвентаризации или учреждений здравоохранения.

Норма площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, устанавливается органами местного самоуправления.

(в Москве норма установлена в соответствии со статьей 20 закона города Москвы № 29 и составляет 18 квадратных метров на одного человека.

При этом площадь жилого помещения может превышать норму, положенную на одного человека, но не более чем в два раза, если такое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру).

Аналогичная норма содержится в статье 17 Федерального закона № 181-ФЗ, которая также уточняет, что площадь предоставления увеличивается если инвалид страдает тяжелой формой хронических заболеваний, утвержденных Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. N 991н
При предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индивидуальной программы реабилитации инвалида, состояние его здоровья, а также другие обстоятельства, как, например, приближение к лечебно-профилактическому учреждению, месту жительства родных и близких.

Первоочередная и внеочередная очередь на квартиру

Жилые площади предоставляются гражданам РФ в строгом порядке очередности, если они состоят на учете, как остро нуждающиеся в жилье, либо нуждающиеся в улучшении жилищных условий, согласно ст.

33 ЖК РФ.
Учет всех граждан страны, нуждающихся в улучшении жилищных условий или вовсе не имеющих постоянного жилья, ведется по единому списку.

Но на основе единого списка составляются три отдельных списка:

первоочередников, внеочередников и состоящих в списке на получение жилья на общих основаниях.

Вне очереди могут быть предоставлены жилые помещения только в том случае, если инвалидность связана с тяжелой формой хронического заболевания. Перечень таких заболеваний утвержден Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 30 ноября 2012 г. N 991н
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ДАЮЩИХ ИНВАЛИДАМ, СТРАДАЮЩИМ ИМИ, ПРАВО НА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ЖИЛУЮ ПЛОЩАДЬ

  • │1. │Туберкулез любых органов и систем с │A15; A17 – A19 │
    │ │бактериовыделением, подтвержденным │ │
  • │ │методом посева │ │
  • │2. │Хронические и затяжные психические │F01; F03 – F09; F20 – F29; │
    │ │расстройства с тяжелыми стойкими или │F30 – F33 │
    │ │часто обостряющимися болезненными │ │
  • │ │проявлениями │ │

│3. │Трахеостома, каловые, мочевые свищи, │Z93.0; Z93.2 – Z93.6; K63.2; │
│ │пожизненная нефростома, стома │N28.8; N32.1 – N32.2; N36.0; │
│ │мочевого пузыря (при невозможности │N39.4; N82; Q35 – Q37; Q67.0 │
│ │выполнения реконструктивной операции │- Q67.

4 │
│ │на мочевых путях и закрытия стомы), │ │
│ │не корригируемое хирургически │ │
│ │недержание мочи, противоестественный │ │
│ │анус (при невозможности │ │
│ │восстановления непрерывности │ │
│ │желудочно-кишечного тракта), пороки │ │
│ │развития лица и черепа с нарушением │ │

│ │функции дыхания, жевания, глотания │ │

│4. │Множественные поражения кожи с │L10; L12.2; L12.3; L13.0; L88 │
│ │обильным отделяемым │ │

│5. │Псориаз артропатический, требующий │L40.5 │
│ │применения инвалидных кресел-колясок │ │

│6. │Лепра │A30 │

│7 │ВИЧ-инфекция у детей │B20 – B24; Z21 │

│8. │Отсутствие нижних конечностей или │M05 – M06; M16 – M17; M30 – │
│ │заболевания опорно-двигательной │M35; M45; Q72.0; Z89.7 – │
│ │системы, в том числе наследственного │Z89.9; Z99.3 │
│ │генеза, со стойкими нарушениями │ │
│ │функции нижних конечностей, │ │
│ │требующих применения инвалидных │ │

│ │кресел-колясок │ │

│9. │Органические заболевания центральной │G35; G60.0; G71.2; G80; T90.2 │
│ │нервной системы со стойкими │- T90.9; T91.1; T91.3; Z99.3; │
│ │нарушениями функции нижних │Z99.8 │
│ │конечностей, требующие применения │ │
│ │инвалидных кресел-колясок, и (или) с │ │

  1. │ │нарушениями функции тазовых органов │ │
  2. │10. │Состояния после трансплантации │Z94 │
    │ │внутренних органов и костного мозга │ │

Жильё по соцнайму в Москве можно получить, лишь встав на учёт в Департаменте городского имущества Москвы (ДГИ).

Читайте также:  Пенсия за выслугу лет: кому назначается, размер, правила расчета

ДГИ занимается решением жилищных вопросов. Если решите встать в очередь на квартиру, то придётся регулярно общаться со специалистами этого ведомства.

Процедура для получения жилья в Москве выглядит так:

— Нужно оформить документы для постановки на жилищный учёт и получить свой номер в очереди.

— Когда подойдёт время, снова собрать пакет документов и подтвердить своё положение. При изменениях состава семьи или росте уровня доходов легко вылететь из очереди.

— Узнать, что вам могут предложить для заселения, и выбрать жильё из трех вариантов.

— Подписать договор социального найма, по которому снимаете квартиру у города.

На деле этот путь может занять десятки лет, и документы придётся собирать неоднократно, чтобы подтвердить своё право на муниципальную квартиру.

Со временем жилищная программа может измениться, как это уже происходило несколько раз. Так, те, кто вставал на очередь до 2005 года, могут выбрать социальную ипотеку или субсидию на оплату до 70% стоимости жилья — чтобы быстрее переехать в новую квартиру, они добавляют свои деньги. Сейчас эти варианты для только что вставших на учёт не предлагают, доступны лишь квартиры по договору соцнайма.

Какие документы понадобятся

Полный список документов лучше уточнить в Департаменте городского имущества. Большинство бумаг чиновники получают в рамках межведомственного взаимодействия, поэтому нужно узнать, что именно необходимо собрать самостоятельно. Заполнить заявку на постановку на учёт можно онлайн.

Обычно у заявителя запрашивают:

— заявление о постановке на жилищный учёт, подписанное всеми совершеннолетними и дееспособными членами семьи;

— личные документы всех родственников, проживающих совместно: паспорта, СНИЛС, свидетельства о рождении и о заключении брака;

— справки о доходах с места работы и из Пенсионного фонда, справку о признании семьи малоимущей из соцзащиты;

— документы на имущество в собственности: выписку из Росреестра о недвижимости и кадастровый паспорт на имеющееся жильё, справку из ГИБДД о транспортных средствах;

— документы о проживании: выписки из домовой книги, данные об адресах постоянной регистрации, чтобы подтвердить наличие московской прописки в течение 10 лет, лицевые счета по адресам проживания, чтобы доказать, что не было ухудшения жилищных условий.

Заявление и пакет документов рассматривают в течение 1,5 месяца. Ответ о постановке на жилищный учёт или об отказе в этом должен прийти не позднее 33 рабочих дней с даты обращения.

Пример 1. Жилплощадь выдали, а сообщить забыли

Несколько лет назад проживающая в столице семья Ильиных (все фамилии в статье изменены) чуть не лишилась квартиры от государства, положенной ей по закону, по вине чиновников. С 1989 года москвичка вместе с дочерью стояла в очереди на улучшение жилищных условий. Проблем, вроде как, не предвиделось: граждане исправно подавали в мэрию справки, не совершали сомнительных сделок с недвижимостью прежде, не прописывали в квартире посторонних людей. Но потом выяснилось, что их уже несколько месяцев как вычеркнули из списка на социальное жильё. В результате Ильины обратились в суд.

Департамент городского имущества своё решение суду объяснил просто: обещанную однокомнатную квартиру семье выдали ещё шесть месяцев назад. Однако Ильины не соизволили вовремя явиться в администрацию и подписать соответствующие документы. Следовательно, статья 41 городского закона № 29 от 14 июня 2006 г. «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» дает муниципалитету право снять граждан с учета.

Казалось, чиновники все предусмотрели, поскольку статья 41 гласит, что после выхода распоряжения о предоставлении жилья гражданину даётся 30 дней для заключения с мэрией договора социального найма. Если он не уложился в этот срок без уважительных причин на то (например, из-за командировки, болезни или отпуска) либо отказался от предоставленного варианта, распоряжение признают недействительным, а очередника вычеркнут из списка или переставят в его конец – решает городская администрация. Чиновники также предъявили суду решения префектуры, согласно которым Ильины не уложились в предусмотренный законом срок. Однако нигде не значилось, что гражданам отправили почтовое уведомление о выдаче квартиры. По словам истца, о предоставлении жилья никто не сообщал ни устно, ни письменно. Следовательно, не было возможности вовремя заключить договор. Суд удовлетворил иск Ильиных и обязал городскую администрацию восстановить учётное дело.

✨ Мнение эксперта. Важность внесённых изменений

Нововведения в Законе №76 закрепляют уже складывавшуюся практику – хотя суды в случае споров и принимали разные решения. Кроме того, они закрывают имевшиеся ранее «дыры» в правоприменительной практике. Например, ранее военнослужащий не мог считаться нуждающимся в жилье, если имел уже квартиру, но не по месту службы – например, если произошёл перевод в часть, находящуюся в другом регионе, а то и округе России. Сейчас этот момент устранён: человек будет считаться нуждающимся в жилье и получит либо служебную жилплощадь, либо компенсацию за наём жилья там, где он служит.

Особо надо отметить и обратное действие изменений. Ранее статус военных, начавших службу до 1 января 1998 года и после этой даты, серьёзно различался. Сейчас они уравнены в правах.

Наконец, внесение в число тех, кто получает жильё в первую очередь, Героев РФ – просто по-человечески справедливо.

Жалоба на сотрудника руководству МФЦ

Больше всего нареканий вызывают у посетителей сотрудники МФЦ – их некомпетентность, оскорбительный тон общения. Неудивительно: одному человеку трудно удержать в голове важные нюансы оформления самых различных документов; моментально найти правильный ответ. Сами посетители тоже не всегда являются эталоном воспитанности – а их за день приходит немало.

Если работник допустил грубое нарушение служебных обязанностей или этикета, посетитель может потребовать Книгу жалоб, последовательно изложить в ней свои претензии. Жалобу можно не подписывать, но сообщить имя и оставить номер телефона все-таки стоит – чтобы было кому сообщить о принятых мерах.

Жалобную книгу надо требовать у администратора. Она должна быть прошита, листы пронумерованы. Руководитель учреждения обязан регулярно просматривать записи в книге и давать на них ответ (так гласит закон «О защите прав потребителей»).

Для быстрого решения вопроса можно направить претензию непосредственно руководителю учреждения, его имя обязан сообщить любой сотрудник.

Как получить жилье в соцнаем

  • Сперва необходимо встать на жилучет, то есть получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий. В каждом регионе бланки для заявления о постановке на учет разные, их можно найти на сайтах органов власти, МФЦ или на сайте госуслуг. В заявлении должны стоять подписи всех членов семьи. В некоторых субъектах, например в Москве, заявление заполняется непосредственно при подаче.
  • Собрать остальные бумаги. К заявлению нужно приложить все документы, подтверждающие право на жилье по соцнайму: справки о доходах, свидетельствующие о малообеспеченности, документ об аварийности жилья, медицинские бумаги с диагнозом родственника с тяжелым заболеванием и т. д.
  • Подать заявление через МФЦ или региональный орган, отвечающий за жилучет. Они тоже везде разные. Например, в Москве этим занимается Департамент городского имущества, в Тульской области — региональное Министерство строительства и ЖКХ, а в Дагестане — районные администрации.
  • Дождаться ответа через властей — в течение месяца они должны уведомить, поставлена ли семья на жилищный учет. Отказ можно обжаловать в суде.
  • Дождаться своей очереди на жилье. Чаще всего это занимает годы.
  • Ожидая своей очереди, нужно уведомлять жилищные органы о любых событиях — изменениях зарплаты, переменах в составе семьи.
  • Получить жилье. В некоторых регионах людям предоставляют выбор из нескольких вариантов, в других — нет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *